Автор: Бердеева Альфия Хафизовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МКОУ "СОШ с Старокучергановка"
Населённый пункт: Астраханская область Наримановский район с.Старокучергановка
Наименование материала: Статья
Тема: Роль классного руководителя в формировании личности и социальной успешности школьника
Раздел: среднее образование
ТЕМА : Роль классного руководителя в формировании личности и социальной успешности
школьника
Доброе утро, уважаемые коллеги!
В условиях введения Государственных образовательных стандартов значительно возрастают
воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели
воспитания – самоактуализации личности растущего человека. Главными задачами
современной школы являются: раскрытие способностей каждого ученика; воспитание
порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном,
конкурентном мире.
При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением
становится воспитание. Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении
выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач
воспитания принадлежит классному руководителю.
Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в
воспитательной системе учебного заведения, индивидуального подхода к воспитанникам.
Классный руководитель выполняет три большие функции: это функции координатора,
коммуникатора и организатора.
С позиции организатора классный руководитель занимается сплочением классного
коллектива, организацией внеклассной, внеурочной деятельности, профилактикой
конфликтных ситуаций и т.п.
Мечта любого классного руководителя - создать единый дружный коллектив. Работа
классного руководителя будет более эффективна, если ее осуществлять систематически и
всегда помнить, что есть мощное орудие - коллектив детей, ученика воспитывает дух
коллектива.
Существует несколько направлений работы классного руководителя по организации и
развитию классного коллектива:
изучение коллектива;
организация перспективы развития коллектива;
воздействие на межличностные отношения в классном коллективе.
организация коллективной деятельности;
организация самоуправления;
организация традиций коллектива.
Я хочу остановится на 2 – х аспектах из основных направлений работы классного
руководителя :
1.
Организация перспективы развития коллектива
2.
Организация самоуправления коллектива
Приступаем к рассмотрению 1-го аспекта –организация перспективы развития коллектива .
Что же такое коллектив? Это группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных
между собой общностью целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения,
совместно выполняемой деятельностью. Изучение личности иногда становится самоцелью.
При этом забывается, что использование тестов, анкет в то же время имеет и воспитательные
функции Иногда бывает так, что полученное в результате изучения личности остаётся
мёртвым багажом у педагога, потому что далеко не все могут квалифицированно провести
анализ полученных результатов, а главное – правильно их использовать.
Для этого существуют диагностические методики ,которые позволяют решать следующие
педагогические задачи:
- Изучение личностных качеств учащихся класса.
- Изучение общих и специальных способностей.
- Изучение уровня взаимоотношений в коллективе.
- Учёт индивидуальных особенностей учащихся при планировании и организации
классных дел.
- Отбор методов для стимулирования и коррекции норм отношений и поведения
учащихся.
А сейчас я предлагаю Вам принять участие в диагностике с методикой «Живой дом»
на своих МО , целью которого является диагностика субъективного восприятия
ребёнком психологического пространства семейных и межличностных отношений.
Такого рода работу я провела среди учащихся 6-х классов , и хотела бы попросить и
вас попрактиковать и посмотреть на результаты, которые действительно заслуживают
внимания как классного руководителя при работе с детьми .
Инвентарь: лист бумаги (А4), цветные карандаши, простой карандаш, ручка.
Задание 1:
Напишите в верхней части листа формата А4 имена 8 человек из числа
ваших родственников, друзей, знакомых, которые влияют на ваше развитие в данный
момент.
Задание 2:
На этом же листе изобразите простым карандашом деревенский домик, в
котором обязательно есть фундамент, стены, окна, крыша, чердак, труба, двери, порог
или ступеньки.
Задание 3:
Присвойте каждой части дома имя конкретного человека из вашего списка.
То есть, напишите прямо на рисунке, кто из указанных вами людей может быть
крышей, кто - окнами, стенами и т.д.
Интерпретация:
Фундамент - значение «+»: человек, на кого Вы опираетесь, который отдаёт, ничего не
требуя взамен, является опорой, основой;
значение «-»: человек, на которого все давят, требуя от него что-то;
стены - человек, который учит любви, заботе, радости, огорчениям. Это человек,
который выстраивает эмоциональные отношения в семье или группе, самая сильная
часть дома;
окна - люди, от которых семья или коллектив чего-то ждут и возлагают надежды;
крыша - человек в семье или группе, который жалеет и оберегает Вас, создаёт
чувство безопасности;
чердак - «+» человек, с которым Вы хотели бы иметь более доверительные
отношения.
«-» человек, с которым у Вас отношения развивались в прошлом, а на данный момент
менее активны;
труба - «+» человек, от которого Вы получаете или хотели бы получать особую опеку,
поддержку, тепло.
«-» человек, который помогает «выпустить пар», отрегулировать эмоции;
двери - человек, который учил или учит Вас выстраивать отношения с миром,
взаимодействовать с другими людьми;
Порог или ступеньки - человек, с которым Вы связываете возможность коммуникации
в будущем, отношения с которым только начинаются или выходят на новый виток.
По результатам проведения диагностики среди 6-х классов , особое место
(фундаментом ) в развитии являются тренеры и родители.
Таким образом эта методика позволила за достаточно короткое время определить
роль для ребенка каждого члена семьи или любой другой группы( в данном
конткретном случае –тренер), при использовании данной методики можно выявить
связь между ними, определить задачи, которые реализуют члены семьи ,а также
появляется возможность узнать ребёнка ближе. Только досконально изучив личность,
можно вмешиваться в её воспитание, помочь ей в становлении в этом тяжелом,
интересном и неповторимом мире.
Вторым аспектом является - Организация классного самоуправления.
Самоуправление это правильно организованная коллективная деятельность, в которой
должны находить свое воплощение запросы общества и удовлетворяться возрастные
и индивидуальные потребности учащихся.
Целью ученического самоуправления является воспитание успешной, конкурентно
способной личности, владеющей демократической культурой.
Задачи:
1. Активизировать творческий потенциал каждого учащегося
2. Сплотить детский коллектив.
3. Развить организаторские навыки подростков
4. Приносить пользу обществу
Содействовать профессиональному самоопределению учащихся.
Что дает ученическое самоуправление участникам педагогического процесса?
Учащимся:
1. Развитие навыков работы в группе;
2. Улучшение качества знаний и дисциплины;
3. Учит разрешать конфликтные ситуации;
4. Помогает самоопределению школьников.
Родителям:
1. Организует свободное время детей;
2. Ведет к улучшению учебы;
3. Снижает конфликтность в семье.
Педагогам:
1. Помогает организовать, сплотить детей;
2. Повышает дисциплину в классе;
3. Раскрывает творческие, лидерские способности.
Большое значение в деятельности классного руководителя имеет сотрудничество с
учителями - предметниками. Взаимодействие с ними помогает использовать все
многообразие системы образования детей для расширения познавательных, творческих
способностей своих воспитанников.
Безусловно одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья.
Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в
интересах ребенка. Классный руководитель привлекает родителей к участию в
воспитательном процессе в образовательном учреждении, что способствует созданию
благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в
школе и дома. При этом важнейшей задачей остается актуализация содержания
воспитательной деятельности, способствующей эмоциональному развитию
обучающегося, его речи, интеллекта.
Деятельность настоящего классного руководителя полна педагогического творчества и не
ограничивается определёнными рамками. Успех педагогической деятельности значительно
зависит от личностных качеств воспитателя. Известный педагог и новатор
Ш.Амонашвили, обращаясь к учителям, призывал их: «Верьте в себя. Я учитель. Я
воспитатель. Я профессионал. Если не я, то кто поможет ребёнку? Если верить в себя,
обязательно найдёте выход из любого положения. Верьте в ребёнка. Верить надо даже тогда,
когда опускаются руки, когда сделал все, а ничего не получается. Помните, что судьба
ребёнка зависит только от Вас. Если в ребёнка никто не верит, он становится совсем
беспомощным, ему не на кого опереться, и мы обязательно потеряем его».
Классный руководитель призван быть связующим звеном между учеником, педагогами,
родителями, социумом, а зачастую и между самими детьми.