Автор: Рыжакова Ольга Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д/с " Тополёк"
Населённый пункт: р.п. Дергачи Саратовская область
Наименование материала: методический материал
Тема: формы работы по нравственно - патриотическому воспитанию, используемые в младшей группе
Раздел: дошкольное образование
« Формы работы, используемые по нравственно- патриотическому воспитанию в
младшей группе».
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к
своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь
переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему
человечеству». (Д. С. Лихачёв)
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач
нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это
касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории.
Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям –
к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и
ближайшим окружением.
Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое,
умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания
зарождается тот фундамент, на котором будет вырастать более сложное образование –
чувство любви к своему Отечеству.
Планируя работу по патриотическому воспитанию, мы поставили перед собой следующие
задачи:
1. Прививать любовь к Родине, родному городу, детскому саду, семье, родным людям.
2. Знакомить детей с народными традициями, обычаями.
3. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для
семьи, родного дома, детского сада.
4. Формировать у детей проявление сострадания, заботливости, внимательности к родным и
близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
5. Воспитывать бережное отношение к природе и всему живому.
6. Воспитывать уважение к труду.
7. Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в
быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют
его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Систему и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей
мы представили следующими темами недель:
« Мой любимый детский сад»
« Я и моя семья»
«Труд взрослых»
«Мой посёлок»
Тематические недели по нравственно-патриотическому развитию включали в себя
разнообразные виды деятельности:
• специально организованные занятия
• беседы
• наблюдения
• чтение художественной литературы
• сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические игры
• тематические праздники, развлечения
Работу по патриотическому воспитанию мы начали с создания для детей тёплой, уютной
атмосферы, чтобы каждый ребёнок был наполнен радостью, улыбкой, добрыми друзьями,
весёлыми играми, так как именно в игре и совместном труде проявляются поведение детей,
взаимоотношения со сверстниками. Как на занятиях, так и в повседневной жизни,
систематически формируем у детей этические представления и гуманные чувства; на основе
бесед о конкретных поступках детей воспитываем представления о доброте и честности.
Используя беседы «Что такое хорошо и что такое плохо», «Мы - друзья», «Правила, по
которым мы живём», воспитываем доброжелательность, желание подражать добрым делам,
умение замечать хорошие поступки – всё это формирует личное отношение ребёнка к
соблюдению моральных норм, чувство долга.
Дети младшего дошкольного возраста уже начинают понимать, что может сделать каждый
человек, чтобы этот мир стал лучше, краше. В процессе различной деятельности они
познают, как нужно беречь наш мир. В игровой форме дети приобретают знания, умения и
навыки того, как должен себя вести человек, чтобы ему хорошо жилось в этом мире с
другими людьми.
Планирование работы с детьми ориентировано на государственные праздники. Кроме этого,
знакомим детей с родным языком, фольклором (знакомство с пословицами, поговорками,
народными приметами и загадками и т.д, народным прикладным искусством,
замечательными русскими писателями, художниками).
Работа по патриотическому воспитанию проводится в группе каждый день, она
систематична, интегрирована в различные виды деятельности, пронизывает все сферы жизни
детей.
Большое внимание в группе уделяется воспитанию любви к самому близкому в семье
человеку маме. Мы беседуем с детьми о мамах, обращаем их внимание на то, что мама
заботится обо всех членах семьи — она поддерживает порядок в доме, готовит, стирает,
играет с детьми. Следует вызвать в детях не только восхищение мамой, но и потребность в
оказании ей посильной помощи — сложить самому одежду, убрать игрушки и т.д. Объясняем
детям, что чем большее они научатся делать сами, тем больше смогут помочь маме. В
течение года расспрашиваем детей о других членах семьи – папе, бабушке, дедушке,
младших братишках и сестренках, предлагаем принести семейные фотографии, рассказать о
членах семьи.
Предлагаем детям сюжетно- ролевые игры «Семья», « Детский сад» и др. Рассказываем о
структуре семьи, о том, какой она должна быть, чтобы всем было хорошо. Как родные люди
должны жить в семье: мирно, дружно, без ссор, помогать друг другу, понимать и любить друг
друга. Дети узнают, что в каждой семье есть свои традиции, их нужно знать и соблюдать.
И, таким образом, постепенно мы подводим детей к пониманию того, что такое семья, что
она должна быть дружной и крепкой.
В начале учебного года мы познакомили детей с помещениями группы и их назначением, с
предметами, находящимися в группе, провели экскурсию по детскому саду. Обратили
внимание детей на то, что в группе всё сделано так, чтобы им было удобно, комфортно. О
детях заботятся сотрудники детского сада — воспитатель, няня, повар и др. Мы рассказываем
им о том, что взрослые много сделали для детей, и их труд надо беречь. Приучаем детей
бережно относиться к окружающим их предметам, растениям, ко всему живому.
Знакомя детей с трудом сотрудников детского сада, мы постоянно подчеркиваем их заботу о
детях. В первую очередь, мы познакомили детей с трудом помощника воспитателя, с
которым дети сталкиваются каждый день. Основной метод ознакомления с трудом взрослых
— наблюдение. Мы вместе с детьми приходим , на кухню, где трудится повар, в прачечную,
дети рассматривают предметы, необходимые взрослым для работы, взрослые рассказывают о
своей работе детям.
За трудом шофера и дворника дети наблюдают во время прогулки.
Знания закрепляются в сюжетно-ролевых играх, а также при чтении некоторых произведений
художественной литературы. Главная задача — вызвать чувство уважения к людям труда,
желание оказать им посильную помощь.
Воспитание любви к родному посёлку — одна из задач патриотического воспитания детей.
Детям младшей группы трудно еще представить себе, что такое посёлок. Мы рассказываем
детям, что в посёлке много домов, они расположены на определенных улицах, улицы
длинные, у каждой улицы свое название, у каждого дома и каждой квартиры свой номер,
поэтому люди легко находят свои дома и квартиры. Учим детей рассказывать о своей улице,
доме, в котором они живут.
Патриотическое воспитание невозможно без тесного взаимодействия детского сада с семьёй.
Необходимо не столько педагогическое просвещение родителей, сколько активное участие
семьи в разработке форм и методов патриотического воспитания. Мы использовали в работе
следующий принцип: семья и родители - союзники детского сада. Для включения семьи в
совместную работу мы систематически проводили консультации и индивидуальные беседы.
Основное направление нашей работы по патриотическому воспитанию - это движение от
воспитания в детях любви к близким людям, природе, родному посёлку к достижению
наивысшей цели - воспитанию чувства гордости и любви за свою Родину.
Решение задач патриотического воспитания во многом зависит от воспитателя и родителей.
Если взрослые поистине любят свою Родину, преданы ей, умеют наряду с критикой замечать
и показывать ребенку привлекательные стороны, можно надеяться на эффективность
воспитательно-образовательной работы. В противном случае одно неосторожное слово
может разрушить многое. Поэтому родителям стоит задуматься над собственным чувством
любви к Родине. Важнейшим условием эффективности работы по воспитанию патриотизма у
дошкольников является понимание родителей необходимости патриотического воспитания,
их помощь педагогам в этой работе.
Таким образом, можно сделать вывод, что только систематическая, планомерная работа и
совместное воздействие таких факторов, как семья, ближайшее окружение, детский сад,
объединенных в одну образовательную систему, позволяет воспитать у ребенка чувства
патриотизма, гражданственности, толерантного отношения к другим нациям и народам.
Ведь воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный,
требующий от нас большой личной убежденности и вдохновения.