Напоминание

формы работы по нравственно - патриотическому воспитанию, используемые в младшей группе


Автор: Рыжакова Ольга Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д/с " Тополёк"
Населённый пункт: р.п. Дергачи Саратовская область
Наименование материала: методический материал
Тема: формы работы по нравственно - патриотическому воспитанию, используемые в младшей группе
Раздел: дошкольное образование





Назад




« Формы работы, используемые по нравственно- патриотическому воспитанию в

младшей группе».

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к

своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь

переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему

человечеству». (Д. С. Лихачёв)

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач

нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это

касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории.

Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям –

к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и

ближайшим окружением.

Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое,

умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания

зарождается тот фундамент, на котором будет вырастать более сложное образование –

чувство любви к своему Отечеству.

Планируя работу по патриотическому воспитанию, мы поставили перед собой следующие

задачи:

1. Прививать любовь к Родине, родному городу, детскому саду, семье, родным людям.

2. Знакомить детей с народными традициями, обычаями.

3. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для

семьи, родного дома, детского сада.

4. Формировать у детей проявление сострадания, заботливости, внимательности к родным и

близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.

5. Воспитывать бережное отношение к природе и всему живому.

6. Воспитывать уважение к труду.

7. Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в

быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют

его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Систему и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей

мы представили следующими темами недель:

« Мой любимый детский сад»

« Я и моя семья»

«Труд взрослых»

«Мой посёлок»

Тематические недели по нравственно-патриотическому развитию включали в себя

разнообразные виды деятельности:

• специально организованные занятия

• беседы

• наблюдения

• чтение художественной литературы

• сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические игры

• тематические праздники, развлечения

Работу по патриотическому воспитанию мы начали с создания для детей тёплой, уютной

атмосферы, чтобы каждый ребёнок был наполнен радостью, улыбкой, добрыми друзьями,

весёлыми играми, так как именно в игре и совместном труде проявляются поведение детей,

взаимоотношения со сверстниками. Как на занятиях, так и в повседневной жизни,

систематически формируем у детей этические представления и гуманные чувства; на основе

бесед о конкретных поступках детей воспитываем представления о доброте и честности.

Используя беседы «Что такое хорошо и что такое плохо», «Мы - друзья», «Правила, по

которым мы живём», воспитываем доброжелательность, желание подражать добрым делам,

умение замечать хорошие поступки – всё это формирует личное отношение ребёнка к

соблюдению моральных норм, чувство долга.

Дети младшего дошкольного возраста уже начинают понимать, что может сделать каждый

человек, чтобы этот мир стал лучше, краше. В процессе различной деятельности они

познают, как нужно беречь наш мир. В игровой форме дети приобретают знания, умения и

навыки того, как должен себя вести человек, чтобы ему хорошо жилось в этом мире с

другими людьми.

Планирование работы с детьми ориентировано на государственные праздники. Кроме этого,

знакомим детей с родным языком, фольклором (знакомство с пословицами, поговорками,

народными приметами и загадками и т.д, народным прикладным искусством,

замечательными русскими писателями, художниками).

Работа по патриотическому воспитанию проводится в группе каждый день, она

систематична, интегрирована в различные виды деятельности, пронизывает все сферы жизни

детей.

Большое внимание в группе уделяется воспитанию любви к самому близкому в семье

человеку маме. Мы беседуем с детьми о мамах, обращаем их внимание на то, что мама

заботится обо всех членах семьи — она поддерживает порядок в доме, готовит, стирает,

играет с детьми. Следует вызвать в детях не только восхищение мамой, но и потребность в

оказании ей посильной помощи — сложить самому одежду, убрать игрушки и т.д. Объясняем

детям, что чем большее они научатся делать сами, тем больше смогут помочь маме. В

течение года расспрашиваем детей о других членах семьи – папе, бабушке, дедушке,

младших братишках и сестренках, предлагаем принести семейные фотографии, рассказать о

членах семьи.

Предлагаем детям сюжетно- ролевые игры «Семья», « Детский сад» и др. Рассказываем о

структуре семьи, о том, какой она должна быть, чтобы всем было хорошо. Как родные люди

должны жить в семье: мирно, дружно, без ссор, помогать друг другу, понимать и любить друг

друга. Дети узнают, что в каждой семье есть свои традиции, их нужно знать и соблюдать.

И, таким образом, постепенно мы подводим детей к пониманию того, что такое семья, что

она должна быть дружной и крепкой.

В начале учебного года мы познакомили детей с помещениями группы и их назначением, с

предметами, находящимися в группе, провели экскурсию по детскому саду. Обратили

внимание детей на то, что в группе всё сделано так, чтобы им было удобно, комфортно. О

детях заботятся сотрудники детского сада — воспитатель, няня, повар и др. Мы рассказываем

им о том, что взрослые много сделали для детей, и их труд надо беречь. Приучаем детей

бережно относиться к окружающим их предметам, растениям, ко всему живому.

Знакомя детей с трудом сотрудников детского сада, мы постоянно подчеркиваем их заботу о

детях. В первую очередь, мы познакомили детей с трудом помощника воспитателя, с

которым дети сталкиваются каждый день. Основной метод ознакомления с трудом взрослых

— наблюдение. Мы вместе с детьми приходим , на кухню, где трудится повар, в прачечную,

дети рассматривают предметы, необходимые взрослым для работы, взрослые рассказывают о

своей работе детям.

За трудом шофера и дворника дети наблюдают во время прогулки.

Знания закрепляются в сюжетно-ролевых играх, а также при чтении некоторых произведений

художественной литературы. Главная задача — вызвать чувство уважения к людям труда,

желание оказать им посильную помощь.

Воспитание любви к родному посёлку — одна из задач патриотического воспитания детей.

Детям младшей группы трудно еще представить себе, что такое посёлок. Мы рассказываем

детям, что в посёлке много домов, они расположены на определенных улицах, улицы

длинные, у каждой улицы свое название, у каждого дома и каждой квартиры свой номер,

поэтому люди легко находят свои дома и квартиры. Учим детей рассказывать о своей улице,

доме, в котором они живут.

Патриотическое воспитание невозможно без тесного взаимодействия детского сада с семьёй.

Необходимо не столько педагогическое просвещение родителей, сколько активное участие

семьи в разработке форм и методов патриотического воспитания. Мы использовали в работе

следующий принцип: семья и родители - союзники детского сада. Для включения семьи в

совместную работу мы систематически проводили консультации и индивидуальные беседы.

Основное направление нашей работы по патриотическому воспитанию - это движение от

воспитания в детях любви к близким людям, природе, родному посёлку к достижению

наивысшей цели - воспитанию чувства гордости и любви за свою Родину.

Решение задач патриотического воспитания во многом зависит от воспитателя и родителей.

Если взрослые поистине любят свою Родину, преданы ей, умеют наряду с критикой замечать

и показывать ребенку привлекательные стороны, можно надеяться на эффективность

воспитательно-образовательной работы. В противном случае одно неосторожное слово

может разрушить многое. Поэтому родителям стоит задуматься над собственным чувством

любви к Родине. Важнейшим условием эффективности работы по воспитанию патриотизма у

дошкольников является понимание родителей необходимости патриотического воспитания,

их помощь педагогам в этой работе.

Таким образом, можно сделать вывод, что только систематическая, планомерная работа и

совместное воздействие таких факторов, как семья, ближайшее окружение, детский сад,

объединенных в одну образовательную систему, позволяет воспитать у ребенка чувства

патриотизма, гражданственности, толерантного отношения к другим нациям и народам.

Ведь воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный,

требующий от нас большой личной убежденности и вдохновения.



В раздел образования