Автор: Нешпор Елена Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МОУ детский сад 350
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие связной речи у дошкольников через сказку
Раздел: дошкольное образование
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СКАЗКУ
Введение
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста является
одной
из
ключевых задач
педагогики и
логопедии.
Связная
речь,
понимаемая
как
способность
логично,
последовательно
и
грамматически
правильно
излагать
мысли,
служит
основой
для
успешного обучения в школе, социализации и когнитивного развития.
Сказка,
как
традиционный
жанр
фольклора
и
литературы,
обладает
значительным
потенциалом
для
речевого
развития
дошкольников.
Её
структура,
образность
и
эмоциональная
насыщенность
способствуют
активизации
словарного
запаса,
формированию
грамматического
строя
речи
и
развитию
повествовательных
навыков.
В
данной
методической
разработке
рассматриваются
теоретические
основы
использования
сказки
в
развитии связной речи, а также практические методы её применения в
образовательном процессе.
Теоретические аспекты развития связной речи через сказку
1. Психолого-педагогические особенности развития связной
речи у дошкольников
Связная речь формируется в процессе общения и зависит от
уровня
развития
мышления,
памяти,
внимания
и
воображения.
В
дошкольном возрасте (3–7 лет) выделяют два основных вида связной
речи
диалогическую (общение в форме вопросов и ответов);
монологическую (развёрнутое высказывание одного человека).
К 5–6 годам ребёнок должен уметь
строить предложения разных типов;
пересказывать тексты;
составлять рассказы по картинкам;
использовать
интонационные
и
лексические
средства
выразительности.
2. Сказка как средство речевого развития
Сказка
обладает
рядом
характеристик,
делающих
её
эффективным инструментом развития речи
Чёткая структура (зачин, кульминация, развязка) помогает детям
усваивать логику повествования.
Повторы
и
устойчивые
формулы
(«жили-были»,
«долго
ли,
коротко ли») способствуют запоминанию речевых конструкций.
Образность и метафоричность обогащают словарный запас.
Эмоциональная вовлечённость стимулирует речевую активность.
Исследования (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев) подтверждают, что
сказка активизирует воображение, способствует пониманию причинно-
следственных связей и развитию контекстной речи.
Методика работы со сказкой для развития связной речи
1. Отбор сказочного материала
При выборе сказок следует учитывать
Возрастные особенности (для младших дошкольников – короткие
сказки с повторами, для старших – более сложные сюжеты).
Лексико-грамматическую
насыщенность
(наличие
новых
слов,
сравнений, диалогов).
Воспитательную
ценность
(формирование
нравственных
представлений).
Примеры сказок для разных возрастов
3–4 года «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок».
4–5 лет «Колобок», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди».
5–7 лет «Царевна-лягушка», «Морозко», «Снегурочка».
2. Основные методы работы со сказкой
2.1. Слушание и первичное восприятие
Педагог
выразительно
читает
сказку,
используя
интонацию,
паузы, мимику. После прослушивания проводится беседа
Вопросы на понимание «Кто главный герой», «Что случилось в
начале»
Вопросы на анализ «Почему герой так поступил», «Как можно
было по-другому»
2.2. Пересказ
Пересказ развивает память, логику и грамматический строй речи.
Используются разные формы
Полный пересказ (от третьего лица).
От лица героя («Представь, что ты Машенька из сказки…»).
Творческий пересказ (изменение конца, добавление деталей).
2.3. Игры-драматизации и театрализация
Инсценировка сказок способствует развитию диалогической речи
и эмоциональной выразительности. Варианты
Ролевые игры (дети распределяют роли).
Пальчиковый театр (для младших дошкольников).
Настольный театр (использование фигурок).
2.4. Творческое рассказывание
Дети придумывают свои сказки или изменяют известные. Методы
Сказка, по опорным словам, («лес», «волк», «дружба»).
Сказка по картинкам (серия иллюстраций).
Сказка с новым героем («Как котёнок попал в „Теремок“»).
3. Интеграция сказки в другие виды деятельности
Для закрепления речевых навыков сказку можно включать в
Рисование и лепку (иллюстрации к сказкам, лепка персонажей).
Музыкальные занятия (песни, звукоподражание).
Подвижные игры («У медведя во бору», «Гуси-лебеди»).
Диагностика уровня развития связной речи
Для
оценки
эффективности работы используются следующие
методы
Наблюдение за речью детей в свободной деятельности.
Специальные задания
пересказ знакомой сказки;
составление рассказа по картинке;
придумывание окончания сказки.
Фиксация
результатов
(объём
высказывания,
грамматическая
правильность, логичность).
Критерии оценки
Высокий уровень развёрнутые, логичные высказывания, богатый
словарь.
Средний уровень простые предложения, незначительные ошибки.
Низкий уровень односложные ответы, нарушение связности.
Заключение
Использование сказки в развитии связной речи дошкольников
является эффективным и естественным методом, соответствующим
возрастным особенностям детей. Комплексный подход, включающий
слушание,
пересказ,
драматизацию
и
творческое
рассказывание,
позволяет
не
только
улучшить
речевые
навыки,
но
и
развить
воображение,
эмоциональный
интеллект
и
коммуникативные
способности.
Практическая
ценность
данной
методики
заключается
в
её
доступности
и
возможности
интеграции
в
различные
формы
образовательной деятельности. Систематическая работа со сказкой
способствует формированию у дошкольников связной, грамотной и
выразительной речи, что является важным условием их дальнейшего
успешного обучения.
Список литературы (рекомендуемые источники)
Выготский Л.С. Мышление и речь.
Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников.
Федоренко
Л.П.
Методика
развития
речи
детей
дошкольного
возраста.