Автор: Будёхина Людмила Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 35 "Улыбка" Населённый пункт: Краснодарский край, г-к.Анапа, с.Юровка Наименование материала: Статья Тема: Роль дидактической игры в познании природы Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 35 «Улыбка»
муниципального образования город-курорт Анапа
Роль дидактической игры в познании природы.
Воспитатель: Будехина Л.Н
Охранять природу - значит охранять Родину.
М. Пришвин.
Человек и природа - это актуальный вопрос современности.
И чтобы воспитать детей, нужно сначала наполнить свою душу добром, счастьем,
мечтой. Мечта взрослых – вырастить отзывчивых, добрых, милосердных детей, научить
их экологически грамотному поведению в природе, гуманному отношению ко всему
живому. Дошкольное детство – это начальный этап становления человеческой личности.
В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель
экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного
отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к
вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.
Экологические знания помогают ребёнку осмыслить, что рядом с ним находятся живые
существа, к которым относится и человек, т.е. он сам. Экологическое образование и
воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных
направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры,
тем выше в дальнейшем её уровень. Научить видеть и понимать красоту родной
природы, бережно относится ко всему живому, передать определённые знания в
области экологии, главные задачи экологической работы в ДОУ.
Формы и методы работы с детьми разнообразны: это циклы наблюдений за
растениями и животными в уголке природы и на участке, ведение различных
календарей, занятия, целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с
использованием игрушек литературных персонажей, дидактические игры. В своей
работе особое внимание я обращаю на развитие познавательного интереса к
природе через дидактические игры у детей младшего дошкольного возраста. Дети
хотят много играть, и поэтому я включаю в занятия, труд, наблюдение, продуманные
и организованные игровые обучающие ситуации. Дидактическая игра оказывает на
ребёнка развивающее воздействие. Общаясь с природой, ребёнок развивается
умственно, он получает много впечатлений, полезных знаний, у него воспитывается
любознательность и наблюдательность , расширяется кругозор, обогащается речь.
В моей группе существует картотека дидактических игр:
Игра « Кто скорее соберёт».
« Угадай, какой ты зверь».
« Найди пару» ( разноцветные листочки).
« Чудесный мешочек».
« Угадай, что съел».
« Чьи детки?»
« Когда это бывает?» и т. д.
Любая дидактическая игра ставит цель обогатить чувственный опыт ребёнка, развить
его умственные способности ( умение сравнивать, обобщать, классифицировать
предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать
умозаключения). В ознакомлении детей с природой полезно использовать
дидактические игры с природным материалом. Это могут быть овощи, фрукты, листья
деревьев. Дидактические игры объединяются в три основных вида: игры с
предметами, игрушками, природным материалом, настольно – печатные и словесные
игры.
Дошкольный возраст характеризуется наибольшей эмоциональной отзывчивостью,
чуткостью, доверчивостью, способностью легко усваивать и запоминать тот материал,
который донесён до него в доступной и интересной форме. Дидактическая игра
является для маленького ребёнка наиболее подходящей формой обучения. Обучающее
воздействие необходимо как в семье, так и в детских учреждениях, где оно приобретает
особенно важное значение. Внимание ребёнка привлекает многое из того , что его
окружает: ребёнок может длительно рассматривать картинки домашних животных ,
комнатные растения. Ребёнок с интересом следит за действием взрослых. Чтобы
удовлетворить пробуждающийся интерес детей к окружающему, направить их
внимание на определённые явления дать нужные сведения, пояснения. Поэтому
дидактическая игра , занимает важнейшее , ведущее место в обучении детей.