Автор: Бон Татьяна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №14
Населённый пункт: Краснодарский край, Каневской район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Влияние сказок на речевое развитие детей»
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка
«Влияние сказок на речевое развитие детей»
Сказка
входит
в
жизнь
ребенка
с
самого
раннего
возраста,
сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на
всю жизнь. Самое главное - сказки нужны не только для развлечения, но и
для развития и обучения ребенка. Именно со сказки начинается его
знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и с
окружающим миром в целом. Через сказку малыш получает свои первые
представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости.
Именно сказки в доступной форме объясняют малышу, что такое хорошо и
плохо.
Сказки позволяют ненавязчиво и с интересом для детей проводить
нравственные беседы, используя сюжеты сказок. Педагоги получают
возможность
заниматься
коррекционной
работой
с
конфликтными,
тревожными детьми, с детьми с завышенной или, наоборот, заниженной
самооценкой, эгоцентричными, а также неуверенными в себе.
Работа со сказками позволяет ребенку на вербальном и эмоциональном
уровне осознать что такое «хорошо», и что такое «плохо», примерить на себя
роль
обидчика
и
обиженного,
сильного
и
слабого,
заботливого
и
равнодушного, примерить роль родителя, оценить свой поступок со стороны,
а также позволяет ребенку иными глазами взглянуть на окружающий мир,
близких
людей.
Черствость
и
невнимание
ребенка
к
чувствам
и
переживаниям родителей, сверстников, воспитателей часто связаны не с
особой черствостью в характере самого ребенка, а с отсутствием опыта
сопереживания, с неумением вслушиваться в слова тех, кто его окружает.
Перевоплощаясь в сказочных героев, дети с большим энтузиазмом
выполняют задания. Через сказки ребенок получает знания о мире, о
взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у
человека в жизни. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры,
находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и
справедливости.
Если ребенок приучается осознавать то, что он видит, слышит,
ощущает, если он пытается определить характер того, что он чувствует, то
его возросшая чувствительность очень помогает логопеду в такой, например,
области, как развитие фонематического слуха.
Эмоционально
разряжаясь,
сбрасывая
зажимы,
беспокойство,
агрессию, чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе,
восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется
положительный образ своего тела, принятие себя таким, какой ты есть.
Суть всех этих рассуждений одна: без сказки нет у ребенка ни мечты,
ни волшебной страны, где сбываются все желания. Видеоиграми сыт не
будешь, особенно если созданы они в чужой стране, где люди живут иными
проблемами. И, побывав вместе с ребенком в сказочном мире, вступаем с
ним в чудесный заговор, где смыкаются наши с ним миры – взрослый и
детский.
Мы
возвращаемся
из
сказки
с
добычей,
одухотворяющей
будничную жизнь.
Привлекательность сказок в процессе развития личности ребенка можно
объяснить следующими достоинствами:
в сказках нет обучения и нравоучений;
главный герой сказки не имеет определенного места действия, а значит,
может быть везде;
дети чувствуют себя защищенными, так как всегда добро побеждает зло;
тайна и волшебство сказки расширяют границы возможного.
С помощью сказки родители смогут развить у ребенка:
умение слушать;
умение познавать;
умение сравнивать, сопоставлять;
умение мыслить словами;
связную речь;
интерес к занятиям;
внимание;
память;
воображение;
эстетические чувства;
чувство юмора
Но такой эффект возможен лишь в случае, когда малыш заинтересован и
увлечен,
поэтому
выбирайте
сказочные
темы,
подходящие
для
определенного возраста.
Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных, о
взаимодействии
людей
и
животных.
В
данном
возрасте
дети
идентифицируют себя с животными и могут легко перевоплощаться в них,
копируя их манеру поведения. С 5 лет, ребенок начинает идентифицировать
себя с человеческими персонажами – принцами, царевнами, богатырями,
солдатами и т.д. С 5-6 лет дети предпочитают слушать и читать волшебные
сказки.
Читающий или рассказывающий родитель, должен помнить некоторые
правила:
При рассказывании стараться использовать слова и жесты, которые вы
должны запомнить и повторять при каждом новом пересказе. У детей
хорошо развита непроизвольная память, и они часто требуют создать ту
же обстановку, что в и первый раз.
Разными интонациями и жестами «окрашивайте» положительные и
отрицательные поступки участников рассказа, сказки.
Рассказывая историю, делайте вид, что сами верите в неё.
Один и тот же герой в разных рассказах и сказках должен иметь одни и те
же качества. Так, кот не может быть сегодня храбрецом, а завтра – трусом.
Лиса в сказках всегда хитрая.
В сказках и рассказах должен быть смешной персонаж.
Дети обожают победу слабого, но хорошего человека, животного над
плохими силачами.
Сказка – это замечательное средство семейного общения и развития
ребенка.
Она помогает установить доверительные отношения, развить речь ребенка и
его
фантазию, познакомить с окружающим миром и научить общаться.
Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чем прочитали!
Используемые источники: