Напоминание

«Влияние сказок на речевое развитие детей»


Автор: Бон Татьяна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №14
Населённый пункт: Краснодарский край, Каневской район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Влияние сказок на речевое развитие детей»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка

«Влияние сказок на речевое развитие детей»

Сказка

входит

в

жизнь

ребенка

с

самого

раннего

возраста,

сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на

всю жизнь. Самое главное - сказки нужны не только для развлечения, но и

для развития и обучения ребенка. Именно со сказки начинается его

знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и с

окружающим миром в целом. Через сказку малыш получает свои первые

представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости.

Именно сказки в доступной форме объясняют малышу, что такое хорошо и

плохо.

Сказки позволяют ненавязчиво и с интересом для детей проводить

нравственные беседы, используя сюжеты сказок. Педагоги получают

возможность

заниматься

коррекционной

работой

с

конфликтными,

тревожными детьми, с детьми с завышенной или, наоборот, заниженной

самооценкой, эгоцентричными, а также неуверенными в себе.

Работа со сказками позволяет ребенку на вербальном и эмоциональном

уровне осознать что такое «хорошо», и что такое «плохо», примерить на себя

роль

обидчика

и

обиженного,

сильного

и

слабого,

заботливого

и

равнодушного, примерить роль родителя, оценить свой поступок со стороны,

а также позволяет ребенку иными глазами взглянуть на окружающий мир,

близких

людей.

Черствость

и

невнимание

ребенка

к

чувствам

и

переживаниям родителей, сверстников, воспитателей часто связаны не с

особой черствостью в характере самого ребенка, а с отсутствием опыта

сопереживания, с неумением вслушиваться в слова тех, кто его окружает.

Перевоплощаясь в сказочных героев, дети с большим энтузиазмом

выполняют задания. Через сказки ребенок получает знания о мире, о

взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у

человека в жизни. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры,

находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и

справедливости.

Если ребенок приучается осознавать то, что он видит, слышит,

ощущает, если он пытается определить характер того, что он чувствует, то

его возросшая чувствительность очень помогает логопеду в такой, например,

области, как развитие фонематического слуха.

Эмоционально

разряжаясь,

сбрасывая

зажимы,

беспокойство,

агрессию, чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе,

восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется

положительный образ своего тела, принятие себя таким, какой ты есть.

Суть всех этих рассуждений одна: без сказки нет у ребенка ни мечты,

ни волшебной страны, где сбываются все желания. Видеоиграми сыт не

будешь, особенно если созданы они в чужой стране, где люди живут иными

проблемами. И, побывав вместе с ребенком в сказочном мире, вступаем с

ним в чудесный заговор, где смыкаются наши с ним миры – взрослый и

детский.

Мы

возвращаемся

из

сказки

с

добычей,

одухотворяющей

будничную жизнь.

Привлекательность сказок в процессе развития личности ребенка можно

объяснить следующими достоинствами:

в сказках нет обучения и нравоучений;

главный герой сказки не имеет определенного места действия, а значит,

может быть везде;

дети чувствуют себя защищенными, так как всегда добро побеждает зло;

тайна и волшебство сказки расширяют границы возможного.

С помощью сказки родители смогут развить у ребенка:

умение слушать;

умение познавать;

умение сравнивать, сопоставлять;

умение мыслить словами;

связную речь;

интерес к занятиям;

внимание;

память;

воображение;

эстетические чувства;

чувство юмора

Но такой эффект возможен лишь в случае, когда малыш заинтересован и

увлечен,

поэтому

выбирайте

сказочные

темы,

подходящие

для

определенного возраста.

Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных, о

взаимодействии

людей

и

животных.

В

данном

возрасте

дети

идентифицируют себя с животными и могут легко перевоплощаться в них,

копируя их манеру поведения. С 5 лет, ребенок начинает идентифицировать

себя с человеческими персонажами – принцами, царевнами, богатырями,

солдатами и т.д. С 5-6 лет дети предпочитают слушать и читать волшебные

сказки.

Читающий или рассказывающий родитель, должен помнить некоторые

правила:

При рассказывании стараться использовать слова и жесты, которые вы

должны запомнить и повторять при каждом новом пересказе. У детей

хорошо развита непроизвольная память, и они часто требуют создать ту

же обстановку, что в и первый раз.

Разными интонациями и жестами «окрашивайте» положительные и

отрицательные поступки участников рассказа, сказки.

Рассказывая историю, делайте вид, что сами верите в неё.

Один и тот же герой в разных рассказах и сказках должен иметь одни и те

же качества. Так, кот не может быть сегодня храбрецом, а завтра – трусом.

Лиса в сказках всегда хитрая.

В сказках и рассказах должен быть смешной персонаж.

Дети обожают победу слабого, но хорошего человека, животного над

плохими силачами.

Сказка – это замечательное средство семейного общения и развития

ребенка.

Она помогает установить доверительные отношения, развить речь ребенка и

его

фантазию, познакомить с окружающим миром и научить общаться.

Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чем прочитали!

Используемые источники:



В раздел образования