Напоминание

пальчиковая гимнастика, как средство формирования понятия "Семья"


Автор: Алимова Анна Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: воспитатель
Населённый пункт: г.Волгоград
Наименование материала: методическая разработка
Тема: пальчиковая гимнастика, как средство формирования понятия "Семья"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конкурс методических разработок в рамках городского фестиваля

инновационных проектов, посвященный 65-летию Победы в Великой

Отечественной войне «Мы живем на земле Волгоградской»

Методическая разработка

«ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА КАК

СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ

«СЕМЬЯ» У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Автор:

Алимова Анна Евгеньевна

воспитатель

МОУ детский сад №271

Краснооктябрьского района

г.Волгограда

СОДЕРЖАНИЕ:

1.

Введение стр.3

2.

Основная часть стр.6

3.

Заключение стр.13

4.

Список литературы стр.14

Приложения

Приложение 1 -Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики» стр.15

Приложение 2 -Картотека пальчиковых игр стр.18

Приложение 3

-Схема обследования уровня сформированности двигательных

кистевых и пальцевых навыков, знаний о семье стр.72

Приложение 4- План занятий пальчиковой гимнастикой для детей младшей

группы стр.77

2

1.ВВЕДЕНИЕ

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося

над землёй, заботливый садовник укрепляет

корень, от мощности которого зависит жизнь

растения на протяжении нескольких десятилетий,

так учитель должен заботиться о воспитании

у своих детей чувства безграничной

любви к родителям”.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в

жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим

поколением

становиться

патриотическое

воспитание.

Сейчас,

в

период

нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим

традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как

род, родство, Родина.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к

родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с

окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.

Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются

основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке

постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к

родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления

личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших

нравственных чувств, к которым и относиться чувство патриотизма.

В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации

подчеркивается, что “система образования призвана обеспечить воспитание

патриотов

России,

граждан

правового

демократического,

социального

государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой

нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость”.

Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций

своей Родины, своего края. “Только тот, кто любит, ценит и уважает

накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить

Родину, узнать её, стать подлинным патриотом”.(С. Михалков). В основе этого

сложного педпроцесса лежит развитие чувств. Воспитанию нравственных чувств

в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В. Г. Белинский, К.

Д. Ушинский, Н. А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребёнке

гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нём гуманных чувств:

доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. В. А.

Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить

ребёнка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя

своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда

не станет настоящим человеком и гражданином.

3

Знакомство детей с миром и формирование доброго, доверчивого отношения

к нему начинается в семье. Возникновение потребности ребенка в общении с

членами семьи - важнейшее условие его психического развития. И начинать эту

работу необходимо как можно раньше.

Какие методы и приёмы использовать для этого? Каждый педагог–

дошкольник ответит , что конечно игровые! Какие первые игры , которым учит

каждая мать своего малыша? Конечно…

Сорока-белобока

Кашку варила,

Детишек кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала.

С младенчества ребёнок слышит родную речь. У каждого народа свои

сказки, игры и все они передают от поколения к поколению основные

нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. “Это -

первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д.

Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом

случае с педагогическим гением народа”. Он ввел в русскую педагогическую

литературу термин “народная педагогика”, видя в фольклорных произведениях

национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к

Родине.

Таким образом, произведения устного народного творчества не только

формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию

личности в духе патриотизма.

Постепенно у дошкольников складывается “образ собственного дома” с его

укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом

таким, каков он есть и любит его. Это чувство “родительского дома” ложится в

основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие

привычки, правила (отмечать какие-то даты, готовить друг другу сюрпризы,

вместе отдыхать и т.п.), то все это постепенно и основательно входит в

социальный опыт ребенка и остается как приятные воспоминания детства,

которые хочется пережить снова. У каждого воспоминания, но они дороги

человеку и накрепко привязывают его к родному дому, родным людям.

Пальчиковые и "ладонные" игры становятся и мощным стимулом для развития

речи, и одним из вариантов радостного, теплого, телесного контакта с мамой, так

необходимого малышу для его эмоционального развития. Пальчиковые игры

дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем

развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает

разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и

способность

сосредотачиваться.

Такие

игры

формируют

добрые

взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

4

Однако в последствие, по нашему мнению, педагоги используют

пальчиковые игры только как мощное средство развития речи дошкольников.

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей,

отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники

Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень

развития

речи

детей

находится

в

прямой

зависимости

от

степени

сформированности тонких движений пальцев рук (М.М.Кольцова). Так, на

основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была

выявлена

следующая

закономерность:

если

развитие

движений

пальцев

соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если

же развитие движений пальцев отстает ,то задерживается и речевое развитие,

хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы

(Л.В.Фомина). М.М.Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых

областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а

точнее, от пальцев.

Наряду с этим пальчиковая гимнастика может и должна остаться

средством

формирования таких понятий как

семья,

родители, родные,

родственники,

члены

семьи,

внутрисемейные

отношения,

решения

задачи

воспитания чувства долга и любви к родителям и другим членам семьи; уважения

друг к другу, к окружающим людям.

Таким образом, в данной разработке предпринята попытка систематизации

различных видов пальчиковой гимнастики с целью максимального развития

детей воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому.

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

5

1 ЭТАП ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

6

На первом этапе

было проведено родительское собрание с целью

знакомства

родителей

с

развивающими

возможностями

пальчиковой

гимнастики в развитии детей, технологией ее проведения дома. Родители

получили

наглядно-текстовые рекомендации по применению пальчиковой

гимнастики (Приложение 1.)

Воспитателями была изучена литература по данному направлению,

создана картотека пальчиковой гимнастики различных видов (Приложение 2);

подобран наглядный и дидактический материал для проведения пальчикового

тренинга и самостоятельных пальчиковых игр.

Была проведена вводная диагностика знаний и умения детей.

Цель: установить исходный уровень сформированности двигательных кистевых и

пальцевых навыков( доктор психологических наук Т.Г. Визель) и знаний о семье

( разработана педагогом) ( Приложение 3).

В результате было установлено, что подавляющее большинство(70%) детей

не

понимают основы взаимоотношения с родителями , бабушками, дедушками и

другими близкими людьми, не знают как проявлять заботу и добрые чувства к

своим близким.

Определение исходного уровня

двигательных кистевых и пальцевых навыков

показало следующие результаты.

7

Информирование

родителей

Родительские

собрания

Рекомендации

Исходя из анализа результатов диагностики было осуществлено перспективное

планирование пальчиковой гимнастики . ( Приложение 4).

При создании плана были учтены :

-возрастные особенности детей;

-был применён принцип системности и координации деятельности.

8

2 ЭТАП- ОСНОВНОЙ- РАБОТА ДЕТЬМИ

Пальчиковый тренинг проводится ежедневно в группой детей в перед

обедом , длительность не менее 5минут.

Используемые упражнения направлены на формирование

уважения и любви к

членам семьи посредством :

o

содержания стихотворного сопровождения;

o

мотивирующих приёмов для выполнения упражнений.

Все упражнения разделены на три группы сложности, осваиваются,

постепенно начиная с I группы.

I группа. Упражнения для кистей рук - достаточно просты и не требуют

тонких дифференцированных движений;

Цель:

развитие подражательной способности, учат напрягать и расслаблять мышцы;

развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

учат переключаться с одного движения на другое.

II группа. Упражнения для пальцев условно статические :

совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и

требуют более точных движений.

III группа. Упражнения для пальцев динамические :

развивают точную координацию движений;

учат сгибать и разгибать пальцы рук;

учат противопоставлять большой палец остальным.

9

Принципы проведения пальчиковой гимнастики

1.

Произносить тексты пальчиковых игр педагог должен максимально

выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая

отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.

Детям трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения

вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно

надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках

пальцев глазки и ротик.

2.

Каждому

упражнению

соответствует

свой

рисунок

для

создания

зрительного образа. Сначала педагог показывает ребёнку цветной рисунок

и объясняет, как должно выполняться упражнение. Постепенно надобность

в объяснениях отпадает: воспитатель показываете картинку, называет

упражнение, а дети вспоминают, какое положение кистей рук или пальцев

они должен воспроизвести.

3.

Сначала все упражнения выполняются медленно. Педагог , чтобы дети

правильно воспроизводили и удерживали положение кисти или пальцев и

правильно

переключался

с

одного

движения

на

другое.

При

необходимости помогает детям рукой.

4.

Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено

участие обеих рук), затем - другой рукой, после этого - двумя

одновременно.

5.

Когда дети выучили упражнение, педагог продолжает выполнять

упражнение

вместе с

детьми, при этом демонстрируя собственную

увлечённость игрой.

Для самостоятельной и совместной игровой деятельности в группе в свободном

доступе различные игры для развития мелкой моторики.

10

3 ЭТАП- ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Проведена итоговая диагностика, которая подтвердила эффективность

разработанной технологии .

Уровень

двигательных кистевых и пальцевых навыков значительно вырос, низкий

уровень развития детей отсутствует.

11

В результате проделанной работы по формированию у детей понятия «Семья»:

Наши наблюдения показали, что дети с большим желанием делают поделки в

подарок родителям и другим членам семьи, при работе в рабочих тетрадях по

математике развитии речи и познавательному развитию

стараются сделать

задание хорошо, чтоб порадовать родственников.

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная

методическая

разработка

адресована

как

педагогам,

работающим с детьми младшего дошкольного возраста, так и родителям

детей, понимающим что:

1.

Чувства, окрашивающие отношения ребенка и родителей, - это особые

чувства, отличные от других эмоциональных связей. Специфика чувств,

возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем,

что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка.

2.

Любовь каждого ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна,

безгранична. Причем если в первые годы жизни любовь к родителям

обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления

родительская

любовь

все

больше

выполняет

функцию

поддержания

и

безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека.

Родительская

любовь

-

источник

и

гарантия

благополучия

человека,

поддержания телесного и душевного здоровья

.

.

3. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно

приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому

12

усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге,

стимулирует развитие речи.

4. Игры

с

пальчиками

создают

благоприятный

эмоциональный

фон,

развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл

речи, повышают речевую активность ребенка.

5.

Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его

распределять.

6. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими

стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и

усилится контроль за выполняемыми движениями.

7. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые

положения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию

поможет яркий рисунок на правой странице).

8.

У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми

упражнениями, он сможет "рассказывать руками" целые истории .

9. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут

силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение

навыком письма.

Данная разработка может использоваться дошкольном учреждении любого

вида, а так же дома родителями.

Список литературы:

1.Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников.

АСТ- АСТРЕЛЬ – МОСКВА, 2006.

2.Дубровская Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках.- Санкт-Петербург,

«Детство- Пресс», 2004.

3.Дубровская Н.В. Яркие ладошки. - Санкт-Петербург, «Детство- Пресс», 2004.

4.Коноваленко

В.В.,

Коноваленко

С.В.Артикуляционная,

пальчиковая

гимнастика. -Москва, «Издательство ГНОМ и Д» ,2001.

5.Нищева Н.В. Разноцветные сказки.- Санкт-Петербург, «Детство – Пресс»,2001.

13

6.Ткаченко Т.А.

Физкультминутки для развития пальцевой моторики у

дошкольников с нарушениями речи.- Москва, «Издательство ГНОМ и Д», 2001.

7.Узорова О., Нефедова Е. Пальчиковая гимнастика. -Москва – Астрель . АСТ,

2001.

Приложение №1

Консультация для родителей

Развитие мелкой моторики

«Наши пальчики писали, наши пальчики устали…»

Помните, как мы хором декламировали эти строчки,

сжимая и разжимая потрудившиеся на славу ладошки?

Ох, нелегкое это дело – выводить разные крючки и

палочки. Да что там говорить, даже просто ручку держать

правильно – целое искусство. Родители первоклассников,

прочитав эти слова, согласно закивают, испустив тяжкий

вздох, родители дошколят недоуменно пожмут плечами.

Увы, не все взрослые обращают внимание на то, как их ребенок управляется

с карандашом или ручкой. Зажал в кулаке – не беда, главное, что рисует! Все три

14

пальчика щепоткой, упираясь и мешая друг дружке, ухватили ручку у самого

кончика стержня – не важно, зато пишет! Вот и малыш привыкает действовать

именно так, а не иначе. Год, два, три, иногда дольше…

А в первом классе выясняется, что пишет он очень медленно, рука сильно

устает, да и буквы получаются какие-то некрасивые. В результате – плохие

отметки в школе, ужасный почерк и устойчивая нелюбовь к письму.

Мелкая моторика рук

Почему одни дети учатся писать играючи, а другие испытывают при этом

невероятные трудности? Конечно, однозначно ответить на такой вопрос

невозможно. Однако нельзя отрицать прямую связь успехов ребенка в этой

области с развитием мелкой моторики

рук. Само сочетание слов «мелкая

моторика», безусловно, извечно каждому современному родителю.

Как и то, что ее надо всячески развивать и что она в свою очередь влияет на

становление речи малыша. Но почему-то мало кто задумывается, что процессу

совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание и

после того, как ребенок заговорил! Ведь от того, насколько ловкими и

проворными к 5-6 годам станут его пальчики, зависят успехи в обучении.

Нам, взрослым, иногда бывает трудно осознать эту истину. Частенько

взрослые, а особенно бабушки и дедушки, говорят: «Когда мы были

маленькими. Никто ни про какую моторику и не думал. И ничего, все писать

научились!» В этом конечно, есть доля истины. Однако не забывайте, во времена

нашего детства все ботинки были на шнурочках, а куртки на пуговках. Никаких

тебе молний и липучек. Вот и тренировались пальчики малышей, пока их

хозяева сопели от усердия, одеваясь в садике на прогулку.

И уже в 5 лет, а тем более в 6 ребенок прекрасно умел завязывать шнурки и

застегивать курточку самостоятельно. Упражняясь каждый день по многу раз,

пальчики становились сильными и ловкими. Конечно, после такой серьезной

подготовки научиться правильно обращаться с ручкой и карандашом – просто

пара пустяков.

А сегодня, пожалуй, никто не удивит такая картина: семилетний богатырь

стоит, безвольно опустив руки, а мама застегивает его на все пуговицы. Получив

в свое распоряжение такие блага цивилизации, как молнии, кнопки и липучки,

дети перестали автоматически приобретать необходимые навыки мелкой

моторики, пальчики «разленились» инее успевают учиться вместе со своим

хозяином.

Вот и получается, что шестилетка бодро читает, считает и распевает песенки

на английском, а ручку держать правильно не умеет. Интеллект вроде бы развит,

а навыков, необходимых для успешной учебы в школе, нет и в помине.

Что же делать?

Как помочь нашим детям? Существуют приятные и

увлекательные способы обеспечить развитие мелкой моторики, а значит,

избежать множество неприятных моментов в будущей школьной жизни вашего

малыша.

15

Среди них - пальчиковая гимнастика, игры с пластилином, камешками и

горошинами, игры с пуговками и шнуровкой. Все эти занятия помогут вашему

ребенку научиться быть настоящим хозяином своих ладошек и десяти

пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться

еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.

С чего же начать это непростое восхождение? Давайте попробуем позаниматься

пальчиковой гимнастикой.

Во-первых, это идеально подходит для сверхзанятых родителей, так как

требуют минимум временных затрат и совершенно не предполагает каких-либо

дополнительных «инструментов», кроме ручек малыша.

Во-вторых,

пальчиковой

гимнастикой

можно

заниматься

с

самыми

маленькими детьми.

И, в-третьих, малышам она очень – очень нравится, они с удовольствием

будут повторять за вами все движения и слова, так что наша цель – развитие

мелкой моторики – будет достигнута без особых усилий.

Пальчиковая гимнастика

Самое прекрасное, что пальчиковой гимнастикой

с ребенком можно

заниматься практически с рождения. Когда вы кормите малыша грудью,

поглаживайте его ладошку, перебирайте пальчики. Конечно, это скорее массаж,

а не гимнастика в прямом смысле слова. Тем не менее, начало будет положено.

Когда малыш подрастает, он с удовольствием начинает играть в «Сороку-

воровку». Ту, которая кормила вкусной кашей деток, а самому ленивому не

дала? Да-да. Вот отличное пальчиковое упражнение под известную говорилку.

Следующий этап – самостоятельные движения. Ближе к году дети могут

уже хорошо «рассказывать» ручками следующее стихотворение: Мы

капусту рубим – рубим ( поочередно ударяем ребрами ладоней о

поверхность стола ), Мы капусту солим – солим ( «солим» небольшими

щепотками левой и правой руки ), Мы капусту трем – трем ( потираем

ладошки ), Мы капусту жмем – жмем ( сжимаем – разжимаем левую и

правую руки в кулачки ).

Вовсе не обязательно пальчиковая гимнастика должна сопровождаться

рифмами. Детям постарше можно, например, рассказать сказку о

маленьком гномике, который отправился в лес. Топ – топ ( указательный и

средний палец топают по столу, изображая ножки ). А навстречу ему два

ежика ( руки шлепают по столу ладошками вниз ). Шлеп – шлеп. Вдруг

один ежик услыхал гномика, испугался, свернулся в клубочек ( сжимаем

кулачок правой руки ). Потом колючки расправил, перестал бояться

( пальчики – колючки спокойно ложатся на стол ладонью вниз ). Другой

ежик испугался, сжался в комочек ( другая рука сжимается в кулак.

Дальше асимметричные движения рук. Левая в кулаке – правая

растопыривает пальцы, и наоборот ). Этот ежик боится, а тот – колючки

расправляет, теперь первый в клубочек сжимается, а второй храбрым

становится.

16

Продолжение сказки целиком зависит от вашей фантазии. Гномик может

убежать быстро из лесу ( указательный и средний палец изображают бегущие

ножки ), а может приползти змея ( плавные движения ладони и кисти руки ).

Упражнения для более «взрослых» пальчиков могут быть такими: Раз, два,

три, четыре, пять ( в такт словам поочередно, начиная с мизинчика,

загибаем пальчики на правой руке ). Будем пальчики считать ( теперь

поочередно разгибаем пальцы, начиная с большого, на этой же руке ). Всех

собрали ( сжимаем ладошку в кулак ). Посчитали ( разжимаем ладошку, а

пальчики держим растопыренными ). Оказалось ровно пять ( указательным

пальцем левой руки поочередно дотрагиваемся до кончиков пальцев

правой ). После этого меняем руки и выполняем все упражнения сначала,

но уже левой рукой.

Если вы думаете, что это нетрудно, попробуйте-ка потренироваться сами в

довольно быстром темпе. Поверьте, пересчитать в определенном ритме пальцы

на руке, просто сгибая и разгибая их по очереди, задача не из легких даже для

взрослых. А 3-4- летний малыш с первого раза с ней точно справится.

Но уже через несколько дней эта зарядка у него будет получаться все лучше

и лучше. Вы удивитесь, обнаружив, что буквально на глазах непослушные

прежде

пальчики

приобретают

завидную

ловкость.Хотите

усложнить

пальчиковую гимнастику либо добавить новые упражнения? Просто попробуйте

«рассказать" пальцами новую историю или стишок. Покажите, как капает

дождик за окном ( с помощью пальцев обеих рук ), как он постепенно

превращается в ливень ( удары все чаще ), а в углу тихонечко скребется мышка

( кончиками пальцев поскребите по поверхности стола ).

Словом, фантазируйте от души!

17

Приложение 2

КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР

18

Карточка№1

Моя семья

Все мы знаем, что у каждого из нас есть семья.

Сейчас мы назовём, кто живёт в нашей семье.

Поочерёдно пригибать пальчики к ладошке,

начиная с большого, со слов «А вот и вся семья.»

второй рукой охватывать весь кулачок.

Вот дедушка, вот бабушка,

Вот папочка, вот мамочка,

Вот деточка моя,

А вот и вся семья

19

Карточка№2

Семья

Вариант 1.

Давайте вспомним наших членов семьи.

Исходное положение. Сжать пальчики

В кулачок. Затем разгибать их, начиная

с большого пальца.

(на слова последней строчки

ритмично сжимать и разжимать пальцы)

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка.

Этот пальчик - это Я.

Вот и вся моя семья.

Вариант 2.

Пальцы выпрямлены. Поочерёдно

прижимать пальцы к ладошке,

начиная с большого.

20

Карточка№3

Домик

Исходное положение.

Пальцы сжать в кулак

Поочерёдно разгибать пальчики,

начиная с большого.

Раз, два, три, четыре, пять -

(разгибаем пальцы)

Вышли пальчики гулять.

(Ритмично сжимаем и

разжимаем пальцы.)

Раз, два, три, четыре, пять -

(сгибаем все пальцы в кулак по очереди,

начиная с мизинца)

В домик спрятались опять.

(Ритмично разжимаем и

сжимаем пальцы в кулак.)

21

Карточка №4

За работу!

Мама и папа, бабушка и дедушка – работают.

Давайте расскажем и покажем, как они работают.

Исходное положение.

Пальцы сжаты в кулачок.

Поочерёдно разгибать пальчики,

начиная с большого.

-Ну-ка, братцы, за работу!

Покажи свою охоту.

Большаку - дрова рубить.

(Разгибаем большой палец.)

Печки все - тебе топить.

(Разгибаем указательный и т. д.)

Тебе - воду носить.

А тебе - обед варить.

А тебе - посуду мыть.

А потом всем песни петь.

Песни петь да плясать,

Наших деток забавлять.

(Поворачивать кисти рук

с выпрямленными пальцами)

22

Карточка №5

Фонарики

А, давайте зажжём фонарики

для нашего папы, чтобы ему

было светло, когда он поздно вечером

возвращается с работы.

Вариант 1.

Исходное положение. Расположить

ладони перед собой, выпрямив и

раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать

пальцы на обеих руках одновременно,

сопровождая движения

соответствующими фразами.

Фонарики зажглись!

(пальцы выпрямить)

Фонарики погасли!

(пальцы сжать)

Упражнение выполнять несколько раз.

23

Карточка№6

Фонарики.

Вариант 2(усложнённый)

А, ещё мы можем зажечь яркие

фонарики для бабушки и дедушки,

которые любят гулять вечером со

своими

внучатами.

Поочерёдно сжимать и разжимать пальцы

рук на счёт "раз-два". На "раз": пальцы

правой руки выпрямлены, пальцы левой

руки сжаты.

На "два": пальцы левой руки выпрямлены,

пальцы правой руки сжаты. Выполнять

упражнение сначала медленно, затем

ускорить темп.

Упражнение можно выполнять сначала

на счёт, а потом - сопровождая движения

ритмично проговариваемыми строчками:

Мы фонарики зажжём,

А потом гулять пойдём!

Вот фонарики сияют,

24

Нам дорогу освещают

Карточка№7

Заготавливаем капусту

Давайте поможем маме заготовить на зиму капусту,

посолить её.

Руками имитируем соответствующие

действия:

- Мы капусту рубим! (2р.)

- прямыми, напряжёнными ладонями

имитируем движения топора: вверх-вниз

-Мы капусту режем! (2р.)

- энергичные движения прямыми ладонями

вперёд-назад.

- Мы капусту солим! (2р.)

- пальцы собраны "щепотью", "солим капусту".

- Мы Капусту Жмём! (2р.)

- энергично сжимаем пальцы в кулаки то одновременно

на двух руках, то поочерёдно.

- Мы морковку Трём! (2 р.)

- пальцы одной руки сжаты в кулак и со-вершают

ритмичные движения вверх-вниз по ладони другой руки.

Затем меняем рук.

25

Карточка№8

Моем руки

Засолили мы с мамой капусту,

а теперь нужно помыть ручки.

1. "Моем руки": ритмично потирать ладошки,

имитируя мытьё рук.

Ах, вода, вода, вода! Будем чистыми всегда!

2. "Стряхиваем водичку с рук": пальцы сжать

в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики,

как бы стряхивая водичку.

Брызги - вправо, брызги - влево!

Мокрым стало наше тело!

3. "Вытираем руки": энергичные движения

имитируют поочерёдное вытирание

каждой руки полотенцем.

Полотенчиком пушистым

Вытрем ручки очень быстро.

26

Карточка№9

Месим тесто

А сейчас наша бабушка научит нас месить

тесто.

Руками имитируем процесс вымешивания теста.

- Тесто мнём, мнём, мнём! –

очень энергично сжимаем и разжимаем руки

в кулачки (одновременно и поочередно).

- Тесто жмём, жмём, жмём!

- Пироги мы испечём! –

руками совершаем движения,

как будто лепим снежки.

27

Карточка№10

Печем блины

Печёт ваша мама блины?

Вот сейчас мама испечёт нам блины,

а мы ей поможем.

Вариант 1.

Попеременно касаться поверхности стола

тыльной стороной кисти руки и ладонью.

Мама нам печёт блины,

Очень вкусные они.

Встали мы сегодня рано

И едим их со сметаной.

Вариант 2.

а) левая рука касается стола ладонью,

правая рука - тыльной стороной;

б) смена позиции. Теперь левая рука

касается стола тыльной стороной,

правая рука касается стола ладонью.

Упражнение можно выполнять

на счёт "раз-два" или

сопровождая движения стихами

(см. вариант 1).

28

Карточка№11

Флажки

Скоро будет праздник «День Победы»

и мы со своими родными

пойдём на военный парад

и возьмём с собой флажки. Давайте покажем

какие флажки возьмём на парад.

Вариант 1.

Исходное положение. Расположить ладони

перед собой. Одновременно опускать

и поднимать ладони, сопровождая

движения стихами. Если ребёнок легко

выполняет это упражнение, можно

предложить опускать и

поднимать ладони, не сгибая пальцы.

Я в руках флажки держу

И ребятам всем машу!

29

Карточка 12

Флажки

Вариант 2(усложнённый)

Давайте помашем флажками.

Поочерёдно

менять положение

рук на счёт: "раз-два".

"Раз": левая рука - выпрямлена,

поднята вверх, правая рука –

опущена вниз.

Два": левая рука - опущена вниз,

правая рука - поднята вверх.

30

Карточка№13

Шарик

Скоро наступит праздник.

Давайте украсим наш зал красивыми разноцветными

шариками.

Исходное положение. Пальчики

обеих рук собраны "щепотью"

и соприкасаются кончиками.

"Надуваем шарик": придать

пальцам такое положение,

какое бывает, когда руки

держат мячик или шарик.

"Шарик лопнул": пальцы

возвращаются в исходное

положение.

Я надул упругий шарик,

Укусил его комарик,

Лопнул шарик - не беда,

Новый шар надую я.

31

Карточка№14

Лодочка

Давайте покатаемся на лодочке

с нашими братом и сестрёнкой.

Исходное положение. Обе ладони

поставлены на ребро и соединены " ковшиком ",

большие пальцы прижаты к ладоням.

Маленькая лодочка по реке плывёт,

На прогулку лодочка малышей везёт.

32

Карточка№15

Пароход

Давайте отправимся со своими родителями на экскурсию

по Волге на пароходе.

Исходное положение. Обе ладони

соединены "ковшиком",

все пальцы, кроме больших,

направлены в сторону "от себя",

а большие пальцы подняты вверх

и соединены - это "труба".

Пароход плывёт по речке,

И труба дымит, как печка.

33

Карточка№16

Речка и рыбка

Наступило жаркое и солнечное лето.

И мы со своей семьёй сейчас

34

отправимся на речку, ловить рыбу.

1. Речка - волнистое, плавное движение

расслабленных кистей рук.

2. Рыбка. Исходное положение.

Выпрямленные ладони прижаты друг

к другу. Пальцы направлены

в сторону "от себя".

Поворачивать сомкнутые ладони

вправо и влево, имитируя

движения рыбки хвостом.

Рыбка-малютка по речке плывёт,

Рыбка-малютка хвостиком бьёт.

35

Карточка№17

Деревья

Пойдёмте все вместе с друзьями в поле

и посмотрим на деревья.

Исходное положение.

Расположить кисти рук перед собой,

ладонями к себе. Пальцы разведены

в стороны и напряжены. После

выполнения упражнения

встряхнуть кисти рук.

В поле дерево стоит,

Ветер ветки шевелит.

(Покачивать руками из

стороны в сторону.)

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо!

(Покачивать руками вниз вверх, не сгибая пальцы)

36

Карточка№18

Корни

Посмотрите на деревья, и скажите,

как называется часть дерева,

которая находится под землёй.

Да, это корни.

Давайте попробуем их изобразить

с помощью наших пальчиков.

Вариант 1.

Исходное положение. Ладони

опущены вниз. Пальцы

разведены в стороны

и напряжены. Удерживать руки в

таком положении на счёт

до пяти-десяти. После упражнения

расслабить кисти рук,

встряхнуть руками.

Высокие красивые

деревья здесь растут,

(показать руками "деревья")

А корни под землёю

для них водичку пьют.

(Показать руками "корни".)

37

Карточка№19

Корни

Вариант 2.

Исходное положение. Ладони

опущены вниз и прижаты

друг к другу тыльной стороной.

Пальцы разведены в стороны

и напряжены. Удерживать в таком

положении кисти рук, потом встряхнуть.

38

Карточка №20

Птенчики в гнезде

Пойдёмте с братом и сестрой в лес

и понаблюдаем за птицами

и за птенчиками в гнезде.

Пальцы правой руки собрать в

"щепоть" - это "птенцы".

Левой рукой сбоку обхватить

пальцы - это гнездо. Попеременно

чередовать положение рук.

Вот птенцы, а вот - гнездо.

Всем птенцам в гнезде тепло.

39

Карточка№ 21

Птичка летит

(усложнённый вариант)

Исходное положение. Руки расположить

перед собой (ладонями к себе).

Большие пальцы переплести –

это "голова" птицы. Остальные

пальцы - "крылья". Помахать ими.

Птички летели,

(помахать "крыльями")

Сели - посидели,

(прижать ладони к груди)

Дальше полетели.

40

Карточка№22

Птичка пьет водичку

Пойдёмте с нашими друзьями

понаблюдаем, как пьёт водичку птичка.

Исходное положение. Пальцы

сложить "щепотью" - это "клюв".

Не отрывая локоть от стола, "клювом"

коснуться стола. Далее - имитировать

движения птицы: захватить "воду",

поднять "голову", пощёлкать "клювом".

Наклонилась, захватила,

Подняла и проглотила.

41

Карточка№23

Ёжик

Ой, ребята посмотрите, кто побежал

по полянке. Да, это ёжик.

Давайте покажем, какой он колючий.

Исходное положение. Поставить

ладони под углом друг к другу.

Расположить пальцы одной

руки между пальцами

другой. Шевелить

прямыми пальчиками.

Маленький колючий еж.

До чего же он хорош!

42

Карточка№24

Цветок

А ещё мы в лесу увидели, как расцвёл

красивый цветок.

Исходное положение. Ладони подняты вверх, пальцы

образуют "бутон", основания кистей прижаты друг к

другу.

Цветок распускается: разводим одновременно пальцы

рук в стороны, а потом сводим пальцы вместе.

Солнце поднимается -

Цветочек распускается!

Солнышко садится -

Цветочек спать ложится.

43

Карточка №25

Зайчик

Вариант 1.

Когда мы гуляли по лесу, то увидели

на лужайке вот такого зайку.

Исходное положение. Указательный

и средний пальцы вытянуть вверх,

мизинец и безымянный прижать

к ладони большим пальцем.

Удерживать пальцы в таком

положении на счёт до 5-10

Упражнение выполнять сначала

каждой рукой по очереди, затем

двумя руками одновременно.

Кто там скачет на лужайке?

Это длинноухий зайка!

44

Карточка№26

Зайчик.

Вариант 2.

Давайте покажем, как

шевелил ушами зайка.

Исходное положение (см. вариант 1).

Сгибать и разгибать указательный

и средний пальцы (вниз-вверх)

на счёт "раз-два".

Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

Раз-два, раз-два. И ушами шевелит!

45

Зайка прячется под сосной

Вариант3

А потом зайчик нас испугался

и спрятался под сосной

Исходное положение.

Левая рука - "зайчик".

Правая рука - выпрямленная

ладонь накрывает сверху "зайку"

- это "сосна". Потом поменять

положение рук. Правая рука –

"зайчик", левая рука - "сосна".

Менять положение рук 3-4 раза.

Этот зайчик - под сосной

Этот зайчик - под другой.

46

Карточка№28

Дружба

В нашей группе все ребята очень

Дружные. Сейчас мы вам покажем.

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

(пальцы рук соединяются ритмично в «замок»).

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

(ритмичное касание одноименных пальцев

Обеих рук).

Раз, два, три,четыре,пять.

(поочередное касание одноименных пальцев,

Начиная с мизинцев)

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать.

(руки вниз, встряхнуть кистями)

47

Карточка№29

Кошка

А сейчас мы со своими братом и сестрой поиграем в лесу в

игру, которая называется «Кошка»

Вариант 1.

Две ладошки одновременно сжать

в кулачки и поставить на стол,

затем одновременно выпрямить

пальчики и прижать ладони к столу.

Повторить 3-5 раз.

Кулачок - ладошка.

Я иду, как кошка.

Карточка №30

Кошка

Вариант 2 (усложнённый)

48

А вот

посмотрите

бежит по

тропинке,

наверное

дикая кошка

При

выполнении

упражнения

руки

располагаются

на

столе.

Попеременная

смена

положений

на счёт

"раз-два".

"Раз":

левая рука -

кулачок,

правая

рука - ладошка.

"Два":

левая рука -

ладошка,

правая

рука - кулачок.

Повторить

несколько раз.

49

Карточка№31

Дом.

Недалеко от леса находилась деревня.

Там живёт наши бабушка и дедушка, тётя и дядя.

У них большой дом. Вот такой.

1.

Пальцы рук соединить под углом,

большие пальцы положить один на другой.

Указательный палец одной руки

выпрямить - это "труба".

Посмотри на дом с трубой.

В нём мы будем жить с тобой.

2.

Руки поднять над головой,

пальцы соединить под углом.

Вот стоит огромный дом,

Дом ужасно важный.

Сто окошек в доме том!

Он многоэтажный.

50

Карточка№32

Труба

На бабушкином доме находится большая труба.

Из неё идёт дым. А труба была такая.

Исходное положение. Руки

сжать в кулачки, оставляя

круглые отверстия внутри.

Ставим кулачок на кулачок,

меняя положение рук несколько раз,

- получается длинная "труба".

Дом стоит с большой трубой.

В нём мы будем жить с тобой.

Смотрит ввысь труба на крыше

И дымит, как будто дышит.

51

Карточка№33

Стул

Вариант 1.

А у бабушки в доме в гостиной

стоял большой красивый стул.

Давайте покажем какой был стул

Исходное положение.

Левую ладонь поставить вертикально,

пальцами вверх - это "спинка" стула.

ней приставить кулачок

правой руки - это "сиденье".

Спинка и сиденье -

Стул на удивленье!

Мы на стульях посидим,

Друг на друга поглядим!

52

Карточка№34

Стул.

Вариант 2 (усложнённый).

А ещё у тёти в комнате был

красивый старинный стул.

Вот такой.

Менять положения рук

попеременно на счёт "раз-два".

"Раз": левая рука - "спинка",

правая рука - "сиденье".

"Два": правая рука - "спинка",

левая рука - "сиденье".

53

Карточка№35

Стол

Вариант 1.

В комнате у дедушки стоял маленький журнальный

столик. Дедушка очень любит сидеть возле него и читать

книги и газеты.

Исходное положение.

Левую руку сжать в кулак

- это "ножка" стола.

Сверху накрыть "ножку"

54

выпрямленной ладонью

правой руки - это "крышка" стола.

Кулачок - это толстая ножка.

Сверху крышка - наша ладошка.

Маленький столик.

Время идёт...

Вместе с ладошкой и стол подрастёт.

Карточка№36

Стол

Вариант 2.

На кухне в доме у бабушки стоял

55

большой стол, на котором

тётя и бабушка месили тесто и

делали пирожки.

На счёт "раз-два"

поочерёдно менять

положение рук,

56

Карточка№37

Ворота

Вокруг бабушкиного дома

стоит высокий забор и

ворота. Ворота открываются

и закрываются. Вот так.

1.Исходное положение.

Ладони поставить на ребро,

пальцами друг к другу –

"ворота закрыты". Пальцы

выпрямлены и напряжены.

Ворота крепко мы запрём -

Не сможет волк проникнуть в дом!

или

А ворота мы закроем на замок,

Чтобы волк зубастый в дом войти не смог.

2. Ворота

открываются и закрываются.

Исходное положение см. пункт 1.

Затем развернуть ладони параллельно

друг другу, пальцы направлены от себя.

Вернуться в исходное положение.

Ворота открыты всегда для друзей,

Мы рады вам, гости! Входите скорей!

57

Карточка№38

Замок

На ворота дядя повесил замок. Вот такой.

Исходное положение.

Ладони прижать друг к другу.

Пальцы переплести.

Далее движениями имитировать слова стихотворения.

На двери висит замок.

(Быстро соединять пальцы в замок и разъединять.)

Кто его открыть бы смог?

- Потянули!

(Пальцы - в замке, потянуть

пальцы, не расцепляя их.)

- Покрутили!

(Подвигать сцепленными пальцами от себя к себе.)

- Постучали!

(Пальцы, остаются в замке

И - открыли!

(Расцепить пальцы. постучать основаниями ладоней друг

о друга.)

58

Карточка№39

Ножницы

Тётя учила сестру шить. А

Чтобы раскроить ткань нужны

были ножницы.

Исходное положение.

Большой, безымянный палец

и мизинец прижать к ладони.

Указательный и средний

пальцы вытянуть вперёд.

Они то расходятся, то сходятся,

имитируя движения ножниц.

Ладонь располагается

параллельно столу.

Сначала упражнение выполнять

медленно, затем темп ускорить.

Следить, чтобы пальцы были прямыми.

Режу, режу, ткань верчу,

Научиться шить хочу!

59

Карточка№40

Вилка

Однажды в деревню приехали мама

и папа.

Они подарили бабушке на день

рождения серебряные вилки.

Указательный, средний и безымянный

пальцы вытянуты вверх,

расставлены врозь и напряжены.

Большой палец прижимает

мизинец к ладони.

Удерживать пальцы в

таком положении до счёта 5-10.

Вилкой мы едим сосиску,

Макароны и редиску.

60

Карточка№41

Колечко.

Папа подарил маме колечко,

но оно потерялось.

Соединить большой и указательный

пальцы вместе, в колечко. Остальные

пальцы выпрямить, поднять

вверх и прижать друг к другу.

Удерживать в таком положении

до счёта 5-10. Выполнять упражнение

каждой рукой по очереди, затем –

двумя руками одновременно.

На узорное крылечко

Кто-то уронил колечко.

И оно с крыльца скатилось,

За ступеньку закатилось.

Дети смотрят там и тут,

Но колечка не найдут.

61

Карточка№42

Очки

Бабушка и дедушка надевают очки,

когда читают.

Исходное положение. Сделать

двумя руками колечки.

Поднести к глазам, имитируя очки.

Вот колечки - посмотри!

Превращаются в очки!

62

Карточка№43

Сарай

А ещё у бабушки и у дедушки

во дворе есть сарай.

Пальцы рук соединить под углом –

"крыша". Большие пальцы

спрятать под "крышу"

и прижать к ладоням.

Этот домик называется сарай,

Кто живёт в сарае?

Ну-ка угадай!

63

карточка№44

Коза

А в этом домике – сарае живет коза.

Исходное положение. Указательный

палец и мизинец выпрямить. Средний

и безымянный - прижать

большим пальцем к ладони.

Сначала упражнение выполнять

каждой рукой по очереди.

Вижу у козочки острые рожки.

Я убегу от неё по дорожке.

Потом можно выполнять упражнение

двумя руками, изображая козу и козла:

64

Идёт коза рогатая,

Идёт коза бодатая.

Навстречу ей козёл спешит.

Дорогу уступить велит.

Карточка№45

Мостик

Недалеко от бабушкиного дома находилась

Речка, через которую проходил мостик.

И козочка часто убегала от бабушки

по этому мостику

Большой и указательный пальцы

левой руки выпрямить, расположить

параллельно друг другу и соединить

с большим и указательным пальцами

правой руки. Остальные пальцы

(средний, безымянный и мизинец)

выпрямить, прижать друг к другу

65

и удерживать в таком положении.

Мы над речкой из дощечек

Строим мостик золотой.

Через мостик человечек

Гонит козочку домой.

или

Шла коза по мостику

И виляла хвостиком,

Зацепилась за перила -

Прямо в речку угодила.

Карточка№46

Улитка

На этой речке жила необыкновенная

улитка. Сейчас мы с вами её покажем.

Исходное положение. Указательный,

средний и безымянный пальцы

прижаты к ладони.

Большой палец и мизинец то

выпрямляются, то прячутся.

Выполнять упражнение сначала

каждой рукой по очереди, потом

двумя руками одновременно. Можно

66

изобразить, как улитка ползёт по столу.

Улитка, улитка!

Высуни рога!

Дам тебе я хлеба или молока!

67

Карточка№47

Человечек

Вариант 1.

Все ребята, и мальчики, и девочки

любят ходить по дорожкам,

Исходное положение. Указательный и средний

пальцы вытянуть и опустить вниз,

средний и безымянный пальцы

прижать к ладони большим пальцем.

Указательный и средний пальцы

передвигать по поверхности стола,

имитируя движения ног.

Упражнение выполняется сначала

одной рукой, затем - другой. После этого

- двумя

одновременно.

Надо следить за

тем,

чтобы

указательный и

средний пальцы

при выполнении

сильно не

сгибались.

Маленькие

ножки шагают по

дорожке!

Топ-топ, топ-

топ. Шагают по

дорожке.

68

Карточка№48

Лыжник

(Усложнённый вариант)

Зимой всей семьёй любим в выходные

дни кататься на лыжах.

Исходное положение, как при выполнении

упражнения "Человечек", но указательный

и средний пальцы надо поставить

на 2 плоские счётные палочки.

Это "лыжник на лыжах".

Не отрывая указательный и средний

пальцы от "лыж", ребёнок "едет" скользящими

движениями по столу.

Утром на лыжах кататься пошли,

Быстро до леса на лыжах дошли.

Время к обеду - весь лес обошли.

Дружно на лыжах домой мы пришли.

69

Карточка№49

Человечек

Вариант 2.

А ещё наши ребята умеют

маршировать, вот так.

Исходное положение ( см. вариант 1).

Только теперь человечек "идёт",

высоко поднимая "ноги" (указательный

и средний пальцы), затем стоит

на одной "ноге" (опирается на

средний палец, а указательный

подтягивает вверх), потом меняет

положение "ног" - опирается

на указательный палец, а средний

подтягивает вверх.

Упражнение выполняется

каждой рукой по очереди, затем

- двумя руками одновременно.

Вот человечек идёт по дорожке.

И высоко поднимает он ножки.

На одной ноге стоит и по сторонам глядит.

На другую ногу встал, покачался и упал.

70

Карточка№50

Пчела

Папа летом работает на пасеке,

у него там живут в улее пчёлы.

Они собирают мёд.

Исходное положение. Выпрямить

указательный

палец, остальные пальцы прижать

к ладони большим пальцем.

Вращать указательным пальцем.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Над цветами я кружу!

71

Карточка 51

Лягушка

Указательный палец и мизинец

поднять вверх и держать полусогнутыми.

Средний и безымянный прижать

к ладони большим пальцем.

Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки.

Увидала комара,

Закричала: ква-ква-ква.

72

Карточка №52

Три богатыря

Указательный средний и безымянный

пальцы вытянуты вверх и прижаты

друг к другу. Большой палец прижимает

мизинец к ладони.

Удерживать пальцы в таком положении

до счёта 5-10. Выполнять сначала каждой

рукой по очереди, затем - двумя руками

одновременно.

На поляне у ручья

Три стоят богатыря.

73

Приложение 3

Схема обследования уровня сформированности двигательных кистевых и

пальцевых навыков

Автором методики доктор психологических наук Т.Г. Визель.

Задача 1. Выявить состояние способности воспроизводить простые действия с

реальным и воображаемым предметом.

Задача

2.

Выявить

способность

воспроизводить

по

подражанию

непредметные кистевые и пальцевые позы.

Тест 1 Манипуляции с предметом

1. Для детей 3—4 лет. Ребенка просят поймать мяч (с близкого расстояния).

Оценка в баллах:

Легко ловит мяч — 3 балла

Ловит мяч не всегда, но движения правильные —2 балла

Пытается ловить мяч, но движения неловкие —1 балл

Отказывается ловить мяч — 0 баллов

Тест 2 Манипуляции без предмета

(для детей, начиная с 3,5—4 — летнего возраста)

Просят показать жестами: 1) ряд символических действий, а именно как мама :

хмурят брови,

улыбаются,

здороваются,

прощаются,

едят,

пьют чай ,

как папа

рубят дрова,

водят машину,

посылают воздушный поцелуй;

2) ряд описательных действий:

какой формы яблоко,

арбуз,

мяч

какой формы огурец,

палочка;

как показать, что человек высокий, низкий, худой и пр.

Оценка в баллах:

Легко показывает — 3 балла

показывает не всегда, но движения правильные —2 балла

Пытается, но движения неловкие —1 балл

Отказывается — 0 баллов

Все баллы 1и 2 теста суммируются

Высокий уровень развития- 57-до 40 баллов.

Средний уровень развития- 39-25 баллов.

Низкий уровень развития- 24 и ниже

Тест 3 Воспроизведение кистевых и пальцевых поз

Дается задание повторить ряд поз:

сжать ручку в кулачок,

распрямить ладошку и т.п.

привести кисть в положение вверх,

вниз, повернуть вправо, влево,

поднести к подбородку,

к уху с монолатеральной и контралатеральной стороны,

ко лбу («отдать честь»),

воспроизвести

позу

«козы»

(вытянуть

вперед

два

пальчика

указательный и средний).

Оценка в баллах:

Легко показывает — 3 балла

Показывает не всегда, но движения правильные —2 балла

Пытается, но движения неловкие —1 балл

Отказывается — 0 баллов

Все баллы теста суммируются

Высокий уровень развития-24-18 баллов.

Средний уровень развития- 17-10 баллов.

Низкий уровень развития- 9 и ниже

Знания о семье.

Беседа по вопросам и картинкам.

1.

Кто есть у тебя в семье?

2.

Как зовут маму?

3.

Как зовут папу?

4.

Как зовут бабушку?

5.

Как зовут дедушку?

6.

Как называют мамину маму?

7.

Как называют маминого папу?

8.

Как порадовать маму?

9.

Как порадовать папу?

10.Как можно помочь члену семьи?

Легко рассказывает — 2 балла

Пытается сказать , но не точно —1 балл

Не знает— 0 баллов

Все баллы теста суммируются

Высокий уровень развития-20-15 баллов.

Средний уровень развития- 14-10баллов.

Низкий уровень развития- 9 и ниже

Схема обследования уровня сформированности двигательных кистевых и пальцевых навыков

Ф.и.

Реб-ка

Тест№1

Манипуляция

с предметом

Тест№2

Манипуляция без предмета

Ловля мяча

Ряд символических действий

Ряд описателных Действий

Как мама

Как папа

Хмурят брови

Улыбаются

Здороваются

Прощаются

Едят

Пьют

Чай

Рубят

Дрова

Водят

Машину

Посылает

воздушный поцелуй

Какой формы

яблоко

Арбуз

Мяч

Какой

Формы

Огурец

Палочка

Человек

Высокий

Низкий

Худой

Толстый

Схема обследования уровня сформированности двигательных кистевых и пальцевых навыков

Ф.и.ребёнка

Тест№3

Воспроизведение кистевых и пальцевых поз

Сжать

ручку в

кулачок

Распрямить

ладошку

Привести

кисть в

положение

вверх

Вниз,

повернуть

Вправо,

Влево

Поднести

к

подбород

ку

К

Уху

Ко лбу

«отдать

честь»

Воспроизвести

позу «козы»

(вытянуть вперёд

указательный и

средний пальчики)

Знания о семье.

ФИО

1 вопрос

2вопрос

3 вопрос

4 вопрос

5 вопрос

6 вопрос

7 вопрос

8 вопрос

9 вопрос

Приложение 4

ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКОЙ

ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

Сентябрь

I нед.

II нед.

III нед.

IV нед.

См.

Картотеку

№1

Упражнение

«Моя семья»

См.

Картотеку

№2

Упражнение

«Семья»

См.

Картотеку

№3

Упражнение

«Домик»

См.

Картотеку

№4

Упражнение

«За работу»

Октябрь

I нед.

II нед.

III нед.

IV нед.

См.

Картотеку

№ 5

Упражнение

«Фонарики»

См.

Картотеку

№ 6

Упражнение

«Фонарики»

(вариант 2,

Усложнённый)

См.

Картотеку

№ 7

Упражнение

«Заготавливаем

капусту»

См.

Картотеку

№ 8

Упражнение

«Моем руки»

Ноябрь

I нед.

II нед.

III нед.

IV нед.

См.

Картотеку

№ 9

Упражнение

«Месим тесто»

См.

Картотеку

№ 10

Упражнение

«Печём блины»

См.

Картотеку

№ 11

Упражнение

«Флажки»

См.

Картотеку

№ 12

Упражнение

«Флажки»

(вариант 2,

Усложнённый)

Декабрь

II нед.

III нед.

IV нед.

См.

Картотеку

№13

Упражнение

«Шарик»

См.

Картотеку

№ 14

Упражнение

«Лодочка»

См.

Картотеку

№ 15

Упражнение

«Пароход»

См.

Картотеку

№ 16

Упражнение

«Речка и рыбка»

Январь

I нед.

II нед.

III нед.

IV нед.

См.

Картотеку

№ 17

Упражнение

«Деревья»

См.

Картотеку

№ 18

Упражнение

«Корни»

См.

Картотеку

№ 19

Упражнение

«Корни»

(Вариант 2,

Усложнённый)

См.

Картотеку

№ 20

Упражнение

«Птенчики в

гнезде»

Февраль

I нед.

II нед.

III нед.

IV нед.

См.

Картотеку

№ 21

Упражнение

«Птичка летит»

(усложнённый

Вариант)

См.

Картотеку

№ 22

Упражнение

«Птичка пьёт

Водичку»

См.

Картотеку

№ 23

Упражнение

«Ёжик»

См.

Картотеку

№ 24

Упражнение

«Цветок»

Март

I нед.

II нед.

III нед.

IV нед.

См.

Картотеку

№ 25

Упражнение

«Зайчик»

См.

Картотеку

№ 26

Упражнение

«Зайчик»

(вариант 2)

См.

Картотеку

№ 27

Упражнение

«Зайка прячется

под сосной»

(вариант 3)

См.

Картотеку

№ 28

Упражнение

«Дружба)

Апрель

I нед.

II нед.

III нед.

IV нед.

См.

Картотеку

№ 29

Упражнение

«Кошка»

См.

Картотеку

№ 30

Упражнение

«Кошка»

(вариант 2,

Усложнённый)

См.

Картотеку

№ 31

Упражнение

«Дом»

См.

Картотеку

№ 32

Упражнение

«Труба»

Май

I нед.

II нед.

III нед.

IV нед.

См.

Картотеку

№ 33

Упражнение

«Стул»

См.

Картотеку

№ 34

Упражнение

«Стул»

(вариант 2,

усложнённый)

См.

Картотеку

№ 35

Упражнение

«Стол»

См.

Картотеку

№ 36

Упражнение

«Стол»

(вариант 2,

усложнённый)

Июнь

I нед.

II нед.

III нед.

IV нед.

См.

Картотеку

№ 37

Упражнение

«Ворота»

См.

Картотеку

№ 38

Упражнение

«Замок»

См.

Картотеку

№ 39

Упражнение

«Ножницы»

См.

Картотеку

№ 40

Упражнение

«Вилка»

Июль

I нед.

II нед.

III нед.

IV нед.

См.

Картотеку

№ 41

Упражнение

«Колечко»

См.

Картотеку

№ 42

Упражнение

«Очки»

См.

Картотеку

№ 43

Упражнение

«Сарай»

См.

Картотеку

№ 44

Упражнение

«Коза»

Август

I нед.

II нед.

III нед.

IV нед.

См.

Картотеку

№ 45

Упражнение

«Мостик»

См.

Картотеку

№ 46

Упражнение

«Улитка»

См.

Картотеку

№ 47

Упражнение

«Человечек»

См.

Картотеку

№ 48

Упражнение

«Лыжник»



В раздел образования