Автор: Анаприенко Нина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Теремок"
Населённый пункт: ЯНАО г. Ноябрьск
Наименование материала: статья
Тема: "Шахматы в развитии дошкольников" (из опыта работы)
Раздел: дошкольное образование
"Шахматы в развитии дошкольников"
(из опыта работы)
Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости,
удовольствия, но и эффективное средство их умственного развития.
Дошкольный возраст уникален для формирования личности. Мы - воспитатели
знаем, что одним из инструментов для формирования умственных действий
являются шахматы. Ведь ещё В. А. Сухомлинский писал: "В воспитании
культуры мышления большое место отводилось шахматам. Игра в шахматы
дисциплинировала мышление, воспитывала сосредоточенность. Но самое
главное здесь - это развитие памяти. Наблюдая за юными шахматистами, я
видел, как дети мысленно воссоздают положение, которое было, и
представляют то, что будет. Без шахмат нельзя представить полноценного
воспитания умственных способностей и памяти".
Работая много лет в детском саду воспитателем, я сделала вывод, что
важное значение при обучении дошкольников игре в шахматы имеет
специально организованная игровая деятельность, использование приема
обыгрывания, создания игровых ситуаций. Нельзя исключать необходимость в
игровой или сказочной форме вводить детей в мир шахмат: знакомить
дошкольников с историей развития этой игры. В простой и доходчивой форме
надо рассказывать о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах загадочных
особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее
принципах, знакомить дошкольников со своеобразным миром шахмат,
прививать им любовь к древней и мудрой игре. При обучении детей я широко
использовала шахматные сказки, ребусы, загадки, шарады, занимательные
задачи и викторины, которые были интересны детям-дошкольникам.
Обучение игре в шахматы я проводила на доступном для детей уровне, с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.
В своей работе я следовала дидактическим принципам: от простого к
сложному, от известного к неизвестному, вносила элементы занимательности и
новизны. Я подбирала пары детей играющих одинаково, чтобы не было
разочарований, и ребята не утратили интерес к шахматам. Среди детей я
проводила шахматные турниры. Наиболее оптимальный возраст для начала
обучения шахматам это дети 5-6 лет. В этот период дети без труда овладевают
всем новым.
На первом этапе детей знакомила с историей возникновения шахмат, затем с
шахматной доской, позже отдельно с каждой шахматной фигурой, её
передвижением, ценностью этой фигуры, с начальным положением фигур на
доске. А потом уже детям объясняла, что такое шах, мат, ничья, рокировка.
Проводила игры на шахматную тематику, детям давала шахматные задачи и
этюды. И лишь после этого детей подводила к игре в шахматы. За малейшие
успехи хвалила ребят, чтобы у них не пропал интерес к игре.
Мы прорабатывали простейший шахматный материал, детально изучали
игровые возможности каждой фигуры, ее сильные и слабые стороны.
Обучая детей расстановки шахматных фигур на шахматной доске, я
заметила, что некоторые ребята забывают по истечении некоторого времени,
где должна стоять шахматная фигура. И у меня появилась идея, как помочь
этим детям в расстановке шахматных фигур. Я придумала небольшое
стихотворение в помощь таким детям. Перед каждым занятием все дети вслух
произносили вместе со мной это стихотворение:
"Две ладьи есть у меня - (дети разводят руки в стороны)
Рядом конь стоит всегда - (дети руки немного соединяют друг к другу)
А потом и слоник - (дети руки ещё немного соединяют друг к другу)
Король - Е и ферзь" (дети обе руки соединяют).
Все дети 100 процентов правильно стали расставлять шахматные фигуры на
доске. Этот приём я использую уже 3 года. И результат отличный. Поэтому я
делюсь с другими воспитателями.
Одним из важных моментов занятий является деятельность самих детей,
когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают
выводы, выясняют закономерности. На следующем этапе я ребятам углубляла
представления во всех трех стадиях шахматной партии. Ведь во время занятий
шахматами ребёнок учится концентрировать внимание на одном процессе, у
него вырабатывается усидчивость, формируется произвольность психических
процессов, таких, как внимание и память. В условиях игры дети лучше
сосредотачиваются и больше запоминают. Игровой опыт позволяет встать на
точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе
этого строить свое собственное поведение.
Шахматы - эффективная модель для формирования у ребёнка механизма
«действия в уме», что является важнейшим фактором развития интеллекта.
Играя в шахматы, дети учатся проигрывать всю ситуацию в уме, прежде чем
сделать свой ход.
Игра в шахматы организует чувства ребёнка, его нравственные качества,
воспитывает характер и силу воли. Желание побеждать заставляет ребёнка
серьезнее заниматься, а любая ошибка или поражение - это только новая
возможность для развития.
Шахматы учат творчеству - в шахматах нет готовых ответов на все вопросы.
Ребёнок учится соотносить мыслительные процессы с практическими
действиями. Шахматы - это целый мир, познав его, можно узнать много нового
и интересного.