Напоминание

"Шахматы в развитии дошкольников" (из опыта работы)


Автор: Анаприенко Нина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Теремок"
Населённый пункт: ЯНАО г. Ноябрьск
Наименование материала: статья
Тема: "Шахматы в развитии дошкольников" (из опыта работы)
Раздел: дошкольное образование





Назад




"Шахматы в развитии дошкольников"

(из опыта работы)

Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости,

удовольствия, но и эффективное средство их умственного развития.

Дошкольный возраст уникален для формирования личности. Мы - воспитатели

знаем, что одним из инструментов для формирования умственных действий

являются шахматы. Ведь ещё В. А. Сухомлинский писал: "В воспитании

культуры мышления большое место отводилось шахматам. Игра в шахматы

дисциплинировала мышление, воспитывала сосредоточенность. Но самое

главное здесь - это развитие памяти. Наблюдая за юными шахматистами, я

видел, как дети мысленно воссоздают положение, которое было, и

представляют то, что будет. Без шахмат нельзя представить полноценного

воспитания умственных способностей и памяти".

Работая много лет в детском саду воспитателем, я сделала вывод, что

важное значение при обучении дошкольников игре в шахматы имеет

специально организованная игровая деятельность, использование приема

обыгрывания, создания игровых ситуаций. Нельзя исключать необходимость в

игровой или сказочной форме вводить детей в мир шахмат: знакомить

дошкольников с историей развития этой игры. В простой и доходчивой форме

надо рассказывать о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах загадочных

особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее

принципах, знакомить дошкольников со своеобразным миром шахмат,

прививать им любовь к древней и мудрой игре. При обучении детей я широко

использовала шахматные сказки, ребусы, загадки, шарады, занимательные

задачи и викторины, которые были интересны детям-дошкольникам.

Обучение игре в шахматы я проводила на доступном для детей уровне, с

учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.

В своей работе я следовала дидактическим принципам: от простого к

сложному, от известного к неизвестному, вносила элементы занимательности и

новизны. Я подбирала пары детей играющих одинаково, чтобы не было

разочарований, и ребята не утратили интерес к шахматам. Среди детей я

проводила шахматные турниры. Наиболее оптимальный возраст для начала

обучения шахматам это дети 5-6 лет. В этот период дети без труда овладевают

всем новым.

На первом этапе детей знакомила с историей возникновения шахмат, затем с

шахматной доской, позже отдельно с каждой шахматной фигурой, её

передвижением, ценностью этой фигуры, с начальным положением фигур на

доске. А потом уже детям объясняла, что такое шах, мат, ничья, рокировка.

Проводила игры на шахматную тематику, детям давала шахматные задачи и

этюды. И лишь после этого детей подводила к игре в шахматы. За малейшие

успехи хвалила ребят, чтобы у них не пропал интерес к игре.

Мы прорабатывали простейший шахматный материал, детально изучали

игровые возможности каждой фигуры, ее сильные и слабые стороны.

Обучая детей расстановки шахматных фигур на шахматной доске, я

заметила, что некоторые ребята забывают по истечении некоторого времени,

где должна стоять шахматная фигура. И у меня появилась идея, как помочь

этим детям в расстановке шахматных фигур. Я придумала небольшое

стихотворение в помощь таким детям. Перед каждым занятием все дети вслух

произносили вместе со мной это стихотворение:

"Две ладьи есть у меня - (дети разводят руки в стороны)

Рядом конь стоит всегда - (дети руки немного соединяют друг к другу)

А потом и слоник - (дети руки ещё немного соединяют друг к другу)

Король - Е и ферзь" (дети обе руки соединяют).

Все дети 100 процентов правильно стали расставлять шахматные фигуры на

доске. Этот приём я использую уже 3 года. И результат отличный. Поэтому я

делюсь с другими воспитателями.

Одним из важных моментов занятий является деятельность самих детей,

когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают

выводы, выясняют закономерности. На следующем этапе я ребятам углубляла

представления во всех трех стадиях шахматной партии. Ведь во время занятий

шахматами ребёнок учится концентрировать внимание на одном процессе, у

него вырабатывается усидчивость, формируется произвольность психических

процессов, таких, как внимание и память. В условиях игры дети лучше

сосредотачиваются и больше запоминают. Игровой опыт позволяет встать на

точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе

этого строить свое собственное поведение.

Шахматы - эффективная модель для формирования у ребёнка механизма

«действия в уме», что является важнейшим фактором развития интеллекта.

Играя в шахматы, дети учатся проигрывать всю ситуацию в уме, прежде чем

сделать свой ход.

Игра в шахматы организует чувства ребёнка, его нравственные качества,

воспитывает характер и силу воли. Желание побеждать заставляет ребёнка

серьезнее заниматься, а любая ошибка или поражение - это только новая

возможность для развития.

Шахматы учат творчеству - в шахматах нет готовых ответов на все вопросы.

Ребёнок учится соотносить мыслительные процессы с практическими

действиями. Шахматы - это целый мир, познав его, можно узнать много нового

и интересного.



В раздел образования