Автор: Асаева Минара Низамовна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: Дербентский медицинский колледж им. Г.А.Илизарова
Населённый пункт: г.Дербент
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: 165-лет А.П.Чехова
Раздел: среднее профессиональное
ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВЕЧЕР К 165-ЛЕТИЮ А.П. ЧЕХОВА «ТОНКИЙ
ЗНАТОК ДУШИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ»
Цель
Образовательная цель:
˗ познакомить студентов с жизнью и творчеством А. П. Чехова.
Развивающие цели:
˗ развивать познавательный интерес к изучению творчества писателя;
˗ развивать навыки выразительного чтения;
˗ развивать умение слушать художественное чтение, оценивать
выступления своих ровесников;
˗ расширять кругозор и творческие способности студентов.
Воспитательные цели:
˗ формировать уважительное отношение к родному языку через
художественное слово писателя;
˗ воспитывать стремление к речевому самосовершенствованию;
˗ воспитывать эстетический вкус, прививать культурные ценности через
форму мероприятия;
˗ воспитывать у учащихся нравственные качества на примере жизни
А. П. Чехова;
˗ прививать навыки публичного выступления, актёрского мастерства.
Оформление:
выставка книг А.П.Чехова и литература о нём;
портрет А.П.Чехова и эпиграф «Правда и красота... всегда составляли
главное в человеческой жизни и вообще на земле» (А.П.Чехов).
Используются музыкальные произведения:
1.
Осенняя песня» из «Времён года» П. И. Чайковского.
2.
«Легенда о роде» П.И.Чайковский.
3.
«Блоха» М.Мусоргский.
4.
«Песня Вани» М.И.Глинка.
5.
Романс «Не искушай меня без нужды» М.И.Глинка.
6.
«Мазурка» Ф.Шопен.
7.
«Песнь жаворонка» из «Времён года» П.И.Чайковского.
1
Ход литературно-музыкального вечера
Звучит «Осенняя песня» из «Времён года» П.И.Чайковского.
1-й чтец. Время, бесстрашный художник,
Словно на белых страницах,
Что-то все пишет и пишет на
Человеческих лицах.
Грифелем водит по коже.
Перышком тоненьким – тоже
Острой иглою гравера.
Точной рукою гримера…
Таинство света и тени.
Стрелы, круги и квадраты.
Ранние наши потери,
Поздние наши утраты.
2-й чтец. Черточки нашего скотства.
Пятна родимые страха.
Бремя фамильного сходства
С Богом и с горсточкой праха.
Скаредность наша и щедрость.
Суетность наша и тщетность.
Ханжество или гордыня.
Мужество и добродетель…
Отсветы. Отблески. Блики.
Пятна белил и гуаши.
Наши безгрешные лики.
Лица греховные наши…
Ведущий 1 (зажигает свечу): Свеча – символ человеческой жизни. Она горит
изо всех сил, с каждой минутой безвозвратно тая: а пламя ее как
человеческая душа. Она трепетна и робка, а свет ее беззащитен и нежен.
Одаривая нас своим светом, свеча сгорает дотла, но, пока она горит, нам
хорошо рядом с ней: она разделяет нашу боль и нашу радость.
Ведущий 2: Говорят, что использовать свечи нерационально. Мало света от
них. То ли дело – электрический светильник! Его свет проникает во все
уголки.
Ведущий 1: Но когда всё вокруг освещено одинаково ярко, как отличить
главное от второстепенного? Великое от малого? Ведь любая незначительная
вещь на близком расстоянии и ярко высвеченная может показаться
неимоверно важной и весомой и затмить собою то, что еще величественнее и
выше.
Ведущий 2: А что же выше?
2
Ведущий 1: Да сам человек! Человек зажигает свечу. Слушая музыку и
стихи, приходя в храм, чтобы помолиться об ушедших и во здравие сущих. И
тогда все ничтожное уходит во тьму, и остаётся он один на один со своей
душой, со своим внутренним миром. И тогда...
«Легенда о розе» П.И.Чайковский.
Чтец 3 (читает под музыку отрывок из рассказа «Крыжовник»): «К моим
мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивалось что-то
грустное... Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых
людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на нашу жизнь: наглость
и праздность сильных, невежество... слабых, кругом бедность невозможная,
теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, враньё... Между тем во всех
домах и на улицах тишина, спокойствие: из 50 тысяч живущих в городе ни
одного, который бы крикнул, громко возмутился... Всё тихо, спокойно, и
протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то
вёдер выпито, столько-то детей погибло от недоедания... И такой порядок,
очевидно, нужен: очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только
потому, что несчастные несут своё бремя молча... Это общий гипноз. Надо,
чтобы за дверью каждого довольного счастливого человека стоял кто-нибудь
с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что,
как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти,
стрясётся беда, болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не
услышит, как теперь он не видит и слышит никого».
Ведущий 1: Эти слова были написаны более 100 лет назад, но звучат, словно
они родились только что и относятся к нашей сегодняшней жизни: в них –
весь Чехов. Антон Павлович и был тем самым «человеком с молоточком»,
который напоминал в своё время, да и теперь напоминает, что жить пошло,
скучно, безынтересно нельзя, что «в человеке должно быть всё прекрасно: и
лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Мы хотим рассказать вам о таком человеке.
Вновь звучит «Песнь жаворонка» На сцене портрет А.П.Чехова.
Чтец 4. Антон Павлович Чехов родился 16 января 1860 года в Таганроге, в
доме на Полицейской улице (ныне Чеховская улица, дом 47). Этот дом на
Полицейской улице был маленьким домиком из земляного кирпича. Белёным
снаружи и внутри. Он сохранился и поныне, там сейчас находится дом-
музей А.П.Чехова. В нём три комнатки, общей площадью 23 квадратных
метра. Увидев его уже взрослым, Чехов писал: «Дивлюсь, как это мы могли
жить в нём?» Оба деда Антона Павловича Чехова – по отцу и по матери –
были крепостными крестьянами, выкупившимися на волю ещё до реформы
1961 года. Отец его уже был купцом второй гильдии и хозяином бакалейной
лавкой в Таганроге. В семье было шестеро детей –Александр, Николай,
Антон, Иван, Мария, Михаил.
3
Чтец 5: Самые нежные, тёплые ощущения раннего детства связаны у Чехова
с матерью. «Мать – добрая, кроткая и разумная женщина, ей я и мои братья
обязаны многим», – писал А. П. Чехов в одном из своих писем. Сострадание
к людям, ко всему живому, было передано ему матерью. Он всю свою
дальнейшую жизнь лечил и тело, и душу, и всегда с готовностью откликался
на боль и страдание. Обанкротившись, в 1876 году отец Чехова бежал от
долговой тюрьмы в Москву. Антон остался в Таганроге, чтобы закончить
гимназию. Шестнадцатилетний гимназист зарабатывал на жизнь, давая
частные уроки. При этом умудрялся ещё помогать родителям.
Чтец 6: После окончания гимназии Антон Чехов приехал в Москву с
рукописью драмы (так и не увидевшей света). Он поступил на медицинский
факультет Московского университета. Тогда же начал печатать в мелких
юмористических журналах Москвы и Петербурга юморески, пародии,
юмористические миниатюры под псевдонимом Антоша Чехонте. «Человек
без селезёнки» и др. За счет литературных заработков Антона семья главным
образом и держалась на первых порах в столице. Он с поразительной
точностью и художественной выразительностью умел рисовать живые
образы и картины своего времени, давать яркие характеристики персонажам,
создавать незабываемые оригинальные произведения. Давайте вспомним
некоторые из них.
Ведущий 1 Сценка «Хирургия» (по рассказу А. П. Чехова)
АВТОР: Земская больница. За отсутствием доктора, уехавшего жениться,
больных принимает фельдшер Курятин. Человек неопрятный: в поношенной
жакетке и истрёпанных триковых брюках. Между средним и указательным
пальцами левой руки – сигара.
В приёмную входит дьячок Вонмиглазов, высокий старик в рясе и с
широким кожаным поясом. Щека перевязана платком. Лицо перекошено от
зубной боли.
Он оглядывается по сторонам в поисках образа, но не найдя такового,
крестится на бутыль с карболовым раствором.
КУРЯТИН: А –а –а… моё вам! – (зевая). – С чем пожаловали?
ДЬЯЧОК:
С воскресным днём вас, Сергей Кузьмич…. К вашей милости…. Сел
намедни со старухой чай пить – и ни боже мой, ни капельки, хоть ложись да
помирай…. А,а,а…. Хлебнёшь чуточку – и силы моей нету! И в самом зубе, и
всю эту сторону…. Так и ломит, так и ломит!!! В ухо отдаёт, извините,
словно в нём гвоздик или другой какой предмет : так и стреляет, так и
стреляет! Прости, Господи! За грехи мне это, Сергей Кузьмич, за грехи! И на
службе петь не могу, ничего не разберёшь… А какое тут пение, ежели рта
раскрыть нельзя, ааааа..., всё распухши, извините, и ночь не спавши..
КУРЯТИН: (почёсывая макушку) – М – да… Садитесь… Раскройте рот!
Дьячок садится и раскрывает рот. Курятин со знающим видом заглядывает,
хмурится…
КУРЯТИН: - Вырвать его нужно, зуб –то! Рвать непременно, Ефим Михеич!
4
ДЬЯЧОК: - Вам лучше знать, Сергей Кузьмич. На то вы и обучены, чтоб это
дело понимать, что вырвать, а что каплями или прочим чем…. На то вы,
благодетели, и поставлены, дай вам Бог здоровья, чтоб мы за вас молились
денно и нощно, отцы родные… по гроб жизни… (крестится).
КУРЯТИН: (скромничая машет рукой) – Пустяки… Хирургия – пустяки…
Тут во всём привычка, твёрдость руки… Раз плюнуть…. Вырвать можно….
Отчего ж не вырвать? Только тут без понятия нельзя…. Зубы разные
бывают. Один рвёшь щипцами, другой козьей ножкой, третий ключом…
Кому как! (при этом роется в своих инструментах; берёт поочерёдно то один,
то другой, смотрит на них вопросительно; потом кладёт и берёт в руки
щипцы). Подходит со щипцами к дьячку. У того от страха расширяются
глаза.
КУРЯТИН: - Ну – с, раскройте рот пошире…. Сейчас мы его…. Того…. Раз
плюнуть…. Десну только подрезать по вертикальной оси… И всё.. и всё…
(пытается подрезать десну).
ДЬЯЧОК: - Благодетели вы наши… Нам дуракам, и невдомёк, вас Господь
просветил…
КУРЯТИН: - Не рассуждайте, ежели у вас рот раскрыт… Этот легко рвать, а
бывает так, что одни корешки….. Этот – раз плюнуть…(накладывает
щипцы). Не дёргайтесь, сидите неподвижно… Это – раз плюнуть, главное,
чтобы коронка не сломалась…
(Дьячок от боли изворачивается на стуле и пытается схватить за руки
фельдшера)
ДЬЯЧОК: (кричит) – Отцы наши…. Мать Пресвятая….. Вввв…
КУРЯТИН: - Не тово… не тово… как его? Не хватайте руками! Пустите
руки! (тянет). Сейчас… Вот, вот… Дело – то ведь не лёгкое….
ДЬЯЧОК: (кричит ещё сильнее) – Отцы…. Радетели… Ангелы! Ого – го….
Да дёргай же, дёргай! Чего пять лет тянешь?
КУРЯТИН: - Сразу нельзя… Вот – вот… Дело – то ведь… Хирургия!
(поднимает кверху указательный палец)
Дьячок поднимает колени до локтей, плачет и тяжело дышит. Фельдшер
топчется перед ним. Щипцы срываются с зуба.
КУРЯТИН:
(почёсывая затылок) - Ах, незадача! Сорвалось…
ДЬЯЧОК: (вскакивает и лезет руками в рот) – А! На месте! (тычет пальцем в
зуб и с укором смотрит на фельдшера).
КУРЯТИН: (разводя руками) – Тянул!
ДЬЯЧОК: (передразнивая, плачущим голосом) – Тянул… Чтоб тебя на том
свете потянуло! Благодарим покорно! Коли не умеешь рвать, так не берись!
Света божьего не вижу….
КУРЯТИН: - А ты зачем руками хватаешь? Я тяну, а ты под руку толкаешь и
разные глупые слова …. Дура!
ДЬЯЧОК: - Сам ты дура!
5
КУРЯТИН: - Ты думаешь, мужик, легко зубы – то рвать? Это тебе не на
колокольне в колокола звонить! (дразнит) «Не умеешь, не берись..». Скажи,
какой указчик нашёлся. Ишь ты…
ДЬЯЧОК: (держась за щёку, плача, причитает и крестится) – Света белого не
вижу… Ох…Паршивый чёрт… Насажали вас тут , иродов, на нашу погибель!
Дьячок, держась за щёку, причитая, уходит.
КУРЯТИН: ( вслед ему, убирая инструменты) – Поругайся мне ещё тут! Ишь
ты, пава какая! Ништо тебе, не околеешь! Невежа!
Рассматривая козью ножку и щипцы, задумчиво произносит в зал:
КУРЯТИН: - Было бы мне козьей ножкой…. Эх, оказия!
Ведущий 2: Первые московские публикации молодого автора привлекли
внимание литературной общественности. В 1885 году Антон Павлович
побывал в Петербурге, где он познакомился с Д. В. Григоровичем. Через
несколько месяцев от Григоровича пришло письмо: «У вас настоящий талант
– талант, выдвигающий Вас далеко из круга литераторов нового поколения».
О том, какое произвело впечатление на молодого писателя это письмо,
говорит восторженный тон ответа (вообще-то не свойственный Чехову):
«Ваше письмо, мой добрый, горячо любимый благовеститель, поразило меня,
как молния... Как Вы приласкали мою молодость, так пусть Бог успокоит
Вашу страсть... У меня в Москве сотни знакомых, между ними десятка два
пишущих, и я не могу припомнить ни одного, который читал бы меня или
видел во мне художника».
Ведущий 1: Скоро Чехов вырабатывает свой стиль короткого рассказа. По
свидетельству современника «крохотные рассказы Чехонте засверкали на
газетных страницах как рассыпанные на сером листе алмазы». Авторский
юмор улыбчив и безобиден, но нередко становится острым больно жалящим.
В других случаях этот юмор делается печально-сочувственным, за ним
скрываются грустные размышления писателя о недостатках и пороках
отдельных людей и общества в целом. Рассказ-сценка – это всегда зарисовка,
выхваченная из жизни и представленная на обозрение, «кусочек жизни без
начала и конца». И пусть Чехов сам говорил, что: «Писать для детей вообще
не умею», но кто из нас не знаком с Каштанкой и Белолобым, у кого не
защемит в сердце, читая историю маленького ученика сапожника Ваньки
Жукова.
«Песня Вани» Ф.Глинка.
Сценка 2.
Действующие лица:
1.
Ванька.
2.
Хозяин сапожной лавки в Москве.
3.
Хозяйка – его жена.
6
В доме у Аляхиных. Плач ребенка, появляется Ванька, берет ребенка, поет
колыбельную песню, садится и засыпает. Появляется хозяин Аляхин.
Хозяин: Ты что, спишь? Не слышишь, дитя орет? Я тебя за что кормлю? Ты
у меня задарма хлеб ешь! Я тебя сейчас научу! (Хватает Ваньку, кладет на
лавку и хлещет его веником.) Я тебе задам! Вот тебе! Вот тебе!
(Появляется хозяйка.)
Хозяйка: Ни днем, ни ночью нет покоя. Это что за работник? Ни за ребенком
посмотреть, ни по хозяйству помочь. Давеча я тебе выволочку за селедку
устроила, сейчас еще больше попадет. Еды никакой не получишь.
(Хозяйка уходит. Ванька, качая ребенка, плачет.)
Ванька: «Приезжай, милый дедушка, Константин Макарыч. Христом-богом
тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня, сироту несчастную, а то
меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать
нельзя, все плачу. А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал
и насилу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой... А еще
кланяюсь Алене, кривому Егорке и кучеру, а гармонию мою никому не
отдавай. Остаюсь твой внук, Иван Жуков, милый дедушка, приезжай».
Ведущий 3: Многие его произведения занимают всего несколько страниц, но
порой на этих страницах умещается целая жизнь. Типичный чеховский
персонаж – обыкновенный человек, мы сегодня сказали бы,
среднестатистический представитель своего сословия.
Ведущий 4: Наряду с литературной работой Чехов ведет медицинскую
практику. Служит врачом в Воскресенске, в Звенигороде. Врачебная
деятельность обогатила жизненный опыт писателя, обострила
наблюдательность. В 1890 году чехов уже был знаменитейшим писателем
России. К этому времени у него вышли сборники повестей и рассказов, а
также, поставлена его пьеса «Иванов».
Ведущий 3: Благодаря «трезвому взгляду врача», Чехов неожиданно и смело
раскрывает традиционную для русской литературы крестьянскую тему в
повестях «Мужики» и «В овраге». Не довольствуясь уже накопленным
запасом впечатлений, Чехов предпринял в 1890 году долгое и трудное по тем
временам путешествие на Сахалин, где тщательно изучал жизнь каторжан и
ссыльных.
Ведущий 4: В его очерковой книге «Остров Сахалин» (1893-1894гг.),
запечатлены местные нравы, фигуры начальников и надзирателей, которые
«в обращении с низшими, не признают ничего, кроме кулаков, розог и
извозничьей брани», сцены жестоких наказаний и даже казней. «Душа у меня
кипит», – писал Антон Павлович по возвращении. И хотя повествование
ведется в очень сдержанном тоне, обилие красноречивейших фактов говорит
само за себя.
7
Чтец 7. «Гений состраданий»
Таганрог - это все же Россия,
Хоть не густо там русских людей...
Море... солнце... купцы городские...
Шумный порт, паруса кораблей...
Сахалин - это тоже Россия:
Ссыльно - каторжных злая юдоль.
Беспросветны там муки людские,
Безысходны страданья и боль!
Антон Павлович – это Россия:
И улыбка ее, и слеза...
Увлажнялись и самые злые
От его сочинений глаза!
Он любил всех живущих в России:
Даже злобных, бесчестных, тупых...
Будь они сколь угодно плохие,
Но не топчет - жалеет он их!
У него нет героев, злодеев –
Все лишь жертвы неправды земной:
И прощая, любя и жалея,
Как бы просит: жалейте со мной!
Будто Совесть больная стучится
К нам в сердца со страниц его книг...
И живою водою струится
Слов его драгоценный родник!
Ведущий 3: После увиденного на «каторжном острове» Чехов значительно
резче и беспощаднее стал относиться ко многим явлениям российской
действительности, и им овладела жажда перемены обстановки. Скромное
имение Мелихово в Серпуховском уезде Антон Павлович купил по
объявлению в газете, не глядя зимой 1892 года. «Если я врач, мне нужны
больные и больница; если я литератор, то мне нужно жить среди народа, а не
на Малой Дмитровке с мангустом». Антон Павлович был счастлив,
приобретя собственный дом.
Ведущий 4: Мелихово стало настоящей «чеховской усадьбой». Новый
низкий дом без всякого стиля, но с собственным уютом. Лучшая комната
отведена Антону Павловичу под кабинет. Зимой окна до половины заносило
снегом. Иногда зайцы заглядывали в них из сугробов, становясь на задние
лапки. А весной в окна смотрели цветущие яблони, за которыми ухаживал
сам Антон Павлович. Он особенно любил цветущие яблони и вишни.
Обстановка была более чем скромная. Главное украшение – безукоризненная
чистота, много воздуха и цветов. Там было удобно, молодо и весело.
Чтец 8. «Чеховский домик»
8
На берегу Садового кольца
Стоит уютный двухэтажный домик,
К нему подходим, и уже с крыльца
Он нас с Антоном Павлычем знакомит.
Здесь доктор Чехов принимал больных,
Писатель Чехов сочинял страницы -
И гражданин великий их двоих
Соединил, чтоб правде утвердиться.
Достиг он зрелых творческих вершин
И помнил молодости идеалы...
Когда собрался я на Сахалин,
То в домик Чехова зашёл сначала.
Ведущий 3: Из семи лет, проведённых А.П.Чеховым в Мелихове, две осени
были отданы самоотверженной борьбе с холерой. Особенно тяжело
пришлось в 1892 – 1893 годах. Пять холерных бараков и два медицинских
пункта организовал доктор А.П.Чехов на своём участке. Только за лето 1892
года было принято около тысячи больных, причём этот труд не оплачивался.
Врачебная деятельность А.П.Чехова не ограничилась эпидемией холеры. Он
служил земским врачом и постоянно оказывал медицинскую помощь
жителям близлежащих деревень. К нему со всей округи шли, ехали больные.
Он осматривал, выслушивал, выстукивал, назначал лечение, да ещё снабжал
бесплатным лекарством.
Ведущий 4: Едва отступила холера, А.П.Чехов занялся устройством сельских
школ. Его трудами были открыты школы в Мелихове и близлежащих сёлах.
Во время жизни в Мелихове Антон Павлович принимал участие во
Всероссийской народной переписи 1897 года. Он заведовал переписным
участком – ему выделили целую волость с 16 деревнями. За участие в ней
Антон Павлович был награждён бронзовой медалью.
Ведущий 3: Счастливый дом – так отзывались о мелиховской усадьбе те,
кому довелось побывать здесь. Как только приезжали гости, жизнь в усадьбе
круто менялась: устраивали розыгрыши, костюмированные вечера, ездили на
Святки ряженными к соседям, играли на рояле. Хорошая музыкантша Лика
Мизинова садилась за рояль, кто-нибудь пел. Антон Павлович обыкновенно
заказывал те вещи, которые ему особенно нравились: Ф.Шопена, Э.Грига,
Л.Ван Бетховена. Очень нравилась ему музыка П.И.Чайковского, некоторые
романсы Ф.Глинки, например «Не искушай меня без нужды».
Звучит романс Ф.Глинки «Не искушай меня без нужды».
Ведущий 4: На таких вечеринках, или суаре, как они назывались в то время,
не обходилось без чтения коротких юмористических рассказов А.П.Чехова.
Для него ни одно явление жизни не было маленьким: всё достойно
9
наблюдения. Сквозь одно маленькое явление человеческий характер он видел
очень далеко и очень глубоко. Его маленькие рассказы стоят других
многотомных произведений. В них боль, страдание, ирония, любовь, юмор.
Звучит «Песнь жаворонка» из «Времён года» П. И. Чайковского.
Чтец 9-10:
Тиснёный том волнующих рассказов
Прочитан от начала до конца...
Метель свистит, поёт и плачет сразу.
Метель доносит звуки бубенца.
Никто об этом больше не расскажет!
Закрой глаза – и вновь перед тобой
Знакомые по книгам персонажи
Возникнут зримо длинной чередой.
Пройдут, как тени, через тихий город!
За Софьей Львовной – ведьма, почтальон
Миллионер – кутила Пятигоров,
Пришибеев и Хамелеон.
Профессоров усердных вереницы,
Храня и важность, и мундиров честь,
Пройдут со службы рядышком с больницей,
Где страшная палата №6.
За ними вслед, в мечтах и славной Варе,
Но скупо освещённый поворот,
До глаз укутан, человек в футляре
С сугубой осторожностью пройдёт.
А там, где площадь выметена чисто,
При фонарях в вечерней тишине
Увидишь на прогулке беллетриста –
Знакомую бородку и пенсне.
Благодари, встречай его с поклоном,
Ведь многое он людям рассказал.
Ведущий 1: В литературе А.П. Чехов стал первым русским юмористом после
Н.В.Гоголя, он заразил своим смехом не только современников, но и
миллионы их внуков и правнуков. «Каждый новый рассказ Чехова все
усиливает одну глубокую и нужную для нас ноту – ноту бодрости и любви к
жизни», – писал М. Горький
Ведущий 2: Здесь, в Мелихове были написаны настоящие литературные
шедевры. В том числе и знаменитая пьеса «Чайка». В творческой биографии
Чехова драматургия занимает важное место. Созданные им пьесы – «Чайка»,
«Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишнёвый сад» – стали важным событием в
театральной жизни России того времени. А постановка «Чайки» на сцене
10
Художественного театра в Москве стала началом «чеховского театра в
России». С этого времени и до конца жизни драматургия Чехова неразрывно
связана с театром, созданным К.С.Станиславским и В.И.Немировичем-
Данченко. Только МХАТ, оценивший простоту, естественность и внутренний
подтекст пьес, смог воплотить авторскую концепцию. С тех пор «Чайка»
стала символом театра. Вскоре пьесы А.П.Чехова были переведены на
иностранные языки.
Ведущий 1: Антона Павловича Чехова все знают, как прозаика и драматурга,
но мало кому известно, что он пробовал себя и в поэзии. Правда стихов было
немного, всего 10. Вот одно из них.
Чтец 11
Последнее прости
Как дым мечтательной сигары,
Носилась ты в моих мечтах,
Неся с собой любви удары
С улыбкой пламенной в устах.
Но я – увы! — погиб уж для мечтаний,
Тебя любя, я веру потерял…
И средь моих мечтательных скитаний
Я изнывал и угасал!..
Прости меня…
Зачем тревожить
Заснувшего в гробу навеки мертвеца?
Иди вперед! Не унывай!
Быть может,
Найдешь другого… подлеца!!!
Ведущий 1: Весной 1897 года здоровье писателя резко ухудшилось. Процесс
туберкулёза лёгких, начавшийся ещё ранее и проходивший незаметно для
Антона Павловича, обострился. Врачи запретили ему жить на севере.
Ведущий 2: Осенью 1898 года Антон Павлович покупает в Ялте земельный
участок и строит там дачу. Наступает последний период в жизни писателя,
период, богатый творческими успехами, наполненный светом любви – в 1901
году он женился на актрисе Художественного театра О.Л.Книппер. И вместе
с тем это было тяжелое время. Он томится в Ялте, чувствует себя
оторванным от жизни. Ему хочется быть в Москве, в центре событий.
Ведущий 1: Подходила весна 1904 года. Здоровье Антона Павловича всё
ухудшалось. Врачи посоветовали увести его в Германию, в Баденвейлер.
Начались сборы за границу. Однако, несмотря на болезнь, жизнерадостность
не покидала писателя. Он мечтал о новой пьесе, совершенно нового для него
направления. Сохранились воспоминания жены О.Л.Книппер-Чеховой о
последних часах жизни Антона Павловича.
11
Ведущий 2: «Даже за несколько часов до своей смерти он заставил меня
смеяться, выдумывая один рассказ. Это было в Баденвейлере. После трёх
тяжёлых, тревожных дней ему стало легче к вечеру... Антон Павлович тихо,
спокойно отошёл в другой мир. В начале ночи он проснулся, и первый раз в
жизни попросил послать за доктором... Пришёл доктор, велел дать
шампанского. Антон Павлович сел и как-то значительно, громко сказал
доктору по-немецки: «Я умираю». Потом взял бокал, повернул ко мне лицо,
улыбнулся своей удивительной улыбкой, сказал: «Давненько я не пил
шампанского...», спокойно выпил всё до дна, тихо лёг на левый бок и вскоре
умолкнул навсегда».
Ведущий 1: В Москву тело А.П.Чехова было перевезено через несколько
дней. Похороны состоялись в середине июля 1904 года. Могила писателя – на
кладбище Новодевичьего монастыря, недалеко от могилы его отца.
Ведущий 2: Прошло 165 лет со дня рождения великого писателя и
драматурга. Но годы не властны над его творениями. Гуманизм А. П. Чехова,
его искромётный юмор, глубокая вера в возможности русского человека
понятны и близки нам, людям 21 века.
Ведущий 1: Так потихоньку сгорела ещё одна свеча, удивительным светом
которой мы вряд ли сумели воспользоваться. Может быть, мы стали хоть
чуточку светлей? Кто знает...
На сцену под музыку «Осенней песни» П. И. Чайковского читают
«Памяти А.П. Чехова»
Как хорошо вот так собраться
В родную школу, в светлый дом…
И говорить о человеке,
Который близко нам знаком.
Уж потому, что здесь родился,
Учился, юношею стал,
Хоть взгляд, почти уже привычно
Скользит по памятным местам.
Но вот какая-то невзгода
И на душе нехорошо,
Вы томик Чехова берете,
И с ним приходит волшебство.
Кусочек жизни посторонней.
Что ни рассказ – как в капле мир:
И легкий смех, и юмор тонкий,
И тихий вздох… Каким он был?
Был человеком. Всё земное
Не миновало стороной.
Сам вырвался из плена рабства,
Но, правда, дорогой ценой.
12
На суд потомков (самый строгий
И нелицеприятный суд)
Оставил он свои раздумья
И, подвигу подобный, труд.
И приговор суда известен,
И ничего не сделать тут –
Одни становятся историей,
Другие в забытье уйдут.
Как хорошо вот так собраться
В старинный дом, в наш светлый дом...
И говорить о человеке,
Который близко нам знаком!
13