Автор: Никитенко Евгения Николаевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОУ " Лицей №7"
Населённый пункт: город Тихвин Ленинградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Программа Юнармия 6 класс
Раздел: среднее образование
Муниципальное образовательное учреждение «Лицей №7»
Тихвин, Ленинградская область
Приложение к ООП СОО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Юнармия»
6 класс
Программа разработана
МО «Здоровье»
МОУ «Лицей №7»
г. Тихвина
г. Тихвин
2024г.
Пояснительная записка
Нормативно-правовое обеспечение разработки и реализации программы курса.
Программа курса внеурочной деятельности «ЮНАРМИЯ» для обучающихся 6--х
классов (далее – Программа) разработана с учетом требований и положений, изложенных в
следующих документах:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р;
-
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
основного
общего
образования,
утвержденный
приказом
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации от 17.12.2010 № 1897;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования»;
- Устав Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного
движения «ЮНАРМИЯ» от 28.05.2016;
-
Положение
о
региональных
отделениях,
местных
отделениях
Всероссийского
детско-юношеского
военно-патриотического
общественного
движения
«ЮНАРМИЯ»,
утвержденное
решением
Главного
штаба
ВВПОД
«ЮНАРМИЯ»,
протокол
№
4
от
26.01.2017;
-
Основная
образовательная
программа
основного
общего
образования
общеобразовательной организации.
Актуальность Программы
Программа направлена на формирование у детей патриотизма, ценностного отношения к
своей
малой
и
большой
Родине,
которую
нужно
оберегать,
посредством
реализации
программы
военно-патриотического
воспитания
детей
и
молодежи
во
внеурочной
деятельности.
Актуальность
Программы
заключается
в
повышении
значимости
военно
-
патриотического
воспитания
обучающихся
через
интегрированную
деятельность
по
следующим взаимосвязанным направлениям:
-
познавательная деятельность;
-
туристско-краеведческая деятельность;
-
спортивно-оздоровительная деятельность.
Актуальность
данной
Программы
подтверждается
словами
президента
Российской
Федерации В.В. Путина: «У нас нет, и не может быть никакой другой объединяющей идеи,
кроме патриотизма» и учитывает запросы со стороны детей и родителей на содержание
программы военно-патриотического и гражданского воспитания.
Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение
«Юнармия» создано по инициативе министра обороны России Сергея Шойгу.
Цель
движения
–
совершенствование
системы
военно-патриотического
воспитания
молодежи,
возрождение
у
молодого
поколения
интереса
к
истории
России,
ее
героям,
выдающимся гражданам.
Структура программа состоит из четырех содержательных линий:
1. Военно-историческая и краеведческая деятельность.
2. Прикладная физическая подготовка.
3. Основы военного дела.
4. Основы военно-технической и специальной подготовки.
Цель: Совершенствование системы патриотического воспитания учеников в школе, что
способствует
формированию
высокого
патриотического
сознания.
Основные задачи:
1.Воспитание
патриотизма
и
подготовка
молодежи
к
военной
службе;
2.Пропаганда
героических
традиций
Русской
армии;
3.Ориентация
на
выбор
воинской
специальности,
рода
войск,
профессии
офицера,
силовых
структур,
спасателя,
пожарного,
социального
работника;
4.Формирование
качеств,
необходимых
при
действиях
в
чрезвычайных
ситуациях
и
экстремальных условиях.
5.Проведение мероприятий по оздоровлению
учащихся.
Программа рассчитана на 34 часа, реализуется в 6 классе общеобразовательного
учреждения,
1
час
в
неделю.
Возраст
детей,
участвующих
в
реализации
данной
программы 12-13 лет. Для организации занятий необходимо специально оборудованное
помещение
(спортивный
зал)
или
спортивная
площадка.
Во
время
каникул
образовательная
деятельность
может
видоизменяться
(проведение
соревнований
по
подвижным
и
спортивным
играм,
турниров,
малых
спортивных
олимпиад).
Гибкость
содержания
и структуры программы обусловлена:
-
возможностью
её
использования
при
различных
уровнях
оснащения
материально-
технической спортивной базы учреждения;
-
возможностью использования как программы в целом, так
и отдельных ее модулей;
-
возможностью
её
использования
в
иных
форматах
(внеурочная
деятельность,
физкультурно-спортивный
кружок
в
системе
дополнительного
образования,
в
рамках
школьных каникул, спортивно-массовые мероприятия
пр.).
Основные направления
деятельности
Совершенствование процесса патриотического воспитания.
-
развитие
форм
и
методов
патриотического
воспитания
на
основе
новых
информационных технологий;
-
воспитание
готовности
к
достойному
и
самоотверженному
служению
обществу
и
государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества;
Развитие
методических
основ
патриотического
воспитания
Методическими
основами
патриотического
воспитания
предусматривается:
-
разработка
методических
рекомендаций
по
проблемам
формирования
и
развития
личности патриота;
-
изучение и обобщение педагогического
опыта
в
области
патриотического
воспитания
для его внедрения в практику.
Сотрудничество
с
представителями
общественных
организаций
в
интересах патриотического
воспитания
предусматривает:
-
создание условий для участия общественных организаций в работе по патриотическому
воспитанию
в
школе;
- совместная работа
с
общественными
организациями;
- участие детей в районных культурных событиях, в шефской работе.
Результаты
освоения
курса
внеурочной
деятельности
I.
Личностные:
Осознанное ценностное отношение к национальным базовым ценностям, России,
своему
народу,
своему
краю,
отечественному
культурно-историческому
наследию,
государственной
символике,
законам
РФ,
русскому
и
родному
языку,
народным
традициям, старшему поколению; сформированная гражданская компетенция.
Понимание и осознание моральных
норм и правил
нравственного
поведения,
в
том
числе
этических
норм
взаимоотношений
в
семье,
между
поколениями,
носителями
разных убеждений, представителями различных социальных групп.
Способность
эмоционально
реагировать
на
негативные
проявления
в
детском
обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков
и поступков других
людей.
Понимание
и
осознаний
взаимной
обусловленности
физического,
нравственного,
психологического, психического и социально-психологического здоровья человека.
Осознание негативных факторов, пагубно влияющих на здоровье.
Умение делать осознанный выбор поступков, поведения, образа жизни, позволяющих
сохранить
и
укрепить
здоровье.
Представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа
жизни.
Потребность заниматься физической культурой и спортом, вести активный образ
жизни.
II.
Метапредметные:
Регулятивные:
умение
ставить
цель своей деятельности на основе имеющихся возможностей;
умение оценивать
свою
деятельность,
аргументируя
при
этом
причины
достижения
или отсутствия планируемого результата (участие в соревнованиях и смотрах);
формирование умения находить достаточные средства
для
решения
своих
учебных
задач;
демонстрация
приёмов
саморегуляции
в
процессе
подготовки
мероприятий
разного
уровня, участие в них, в том числе и в качестве конкурсанта.
Познавательные:
умение осознавать свое место в военно-патриотических акциях;
навык
делать
выводы,
устанавливать
причинно-следственные
связи
на
основе
полученной
информации
о
времени,
эпохе
при
знакомстве
с
работами
известных
военных конструкторов и действий полководцев;
анализ
и
принятие
опыта
разработки
и
реализации
проекта
исследования
разной
сложности;
умение
самостоятельно
находить
требуемую
информацию,
ориентироваться
в
информации, устанавливать взаимосвязи между событиями и явлениями;
критическое
оценивание
содержания
и
форм
современных
внутригосударственных
и
международных событий;
овладение культурой активного использования печатных изданий и Интернет-ресурсами.
Коммуникативные:
умение организовать
сотрудничество
и совместную деятельность с
педагогом и
сверстниками в
отряде;
приобретение
навыков
работы
индивидуально
и
в
коллективе
для
решения поставленной
задачи;
умение
находить
общее
решение
и
разрешать
конфликты;
соблюдение норм публичного поведения и речи в процессе выступления.
III.
Предметные (на
конец освоения
курса):
Обучающиеся
научатся:
использовать
элементарные
теоретические
знания
по
истории
техники
и вооружения;
применять
основы
строевой
подготовки
и
дисциплины
строя;
отличать
истинные
намерения
своего
государства
и
западных
держав
от
того, что
предлагаютсовременные СМИ;
владеть
навыками
поиска
необходимой
информации;
использовать
полученные
знания
и
навыки
по
подготовке
и
проведению мероприятий военно-патриотической направленности.
Обучающиеся
правильно
оружием;
получат
применять
возможность
и
использовать
научиться:
приемы
владения
стрелковым
владеть
навыками
управления
строя;
готовить
и
проводить
военно-патриотические
мероприятия
для
разных целевых аудиторий;
участвовать в соревнованиях и смотрах-конкурсах по военно-патриотической тематике
разного уровня.
Ожидаемые результаты реализации программы:
-
Сохранение
и
укрепление
здоровья
детей,
подростков.
-
Создание
условий
для
доступности
занятий
физической
культурой
и
спортом;
-
Развитие социально-активной личности и воспитание гражданской ответственности,
патриотизма у
воспитанников
школы;
-
Создание самостоятельной альтернативной системы тренировок, соревнований для
детей, подростков, не вовлеченных в сферу деятельности спортивных школ.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов
деятельности
1.
Военно-историческая подготовка
Теоретическая
часть:
Блок
«Во
славу
отечества»:
занятие
«Военная
теория»;
занятия
«Войсковые звания», «Воинские сигналы управления строем», «Государственные награды
РФ»; Военно-историческая подготовка занятия «Великие полководцы России», «Уставы.
Виды уставов»; занятие
«Дни воинской славы России».
Практическая
часть:
Просмотр презентации «Уставы вооружённых сил РФ».
2.
Основы медико-санитарной
подготовки
Теоретическая
часть:
«Медико-санитарная
подготовка»
Понятие
о
ранах
и
их
осложнениях. Виды кровотечений и их характеристика. Причины ожогов и их степень
тяжести, понятие об ожоговой болезни. Шок. Причины возникновения шока. Признаки и
степень тяжести травматического шока.
Практическая
часть:
Первая
медицинская
помощь
при
ранениях
и
кровотечениях.
Материалы,
используемые
для
наложения
жгута.
Методика
наложения
жгута.
Способы
остановки
венозных
и
капиллярных
кровотечений.
Виды
повязок.
Основные
типы
бинтовых повязок. Перевязочный материал. Правила и способы наложения повязок
на
голову,
грудь,
живот,
промежность,
верхние
и
нижние
конечности.
Оказание
пострадавшему первой медицинской помощи при ранении черепа
и
мозга,
в
грудную
клетку и живот. Понятие о переломах костей и их признаки. Виды переломов и их
осложнения. Понятие о травматическом токсикозе и его признаки.
Практическая часть: Наложение повязок на голову, грудь, живот, промежность, верхние
и нижние конечности. Оказание первой медицинской помощи при переломах верхних и
нижних конечностей. Оказание первой медицинской помощи при отравлениях.
3.
Основы военной службы. Приемы стрельбы и способы стрельбы из
пневматического и электронного оружия.
Теоретическая часть: Техника выполнения выстрела. Инструктаж по технике
безопасности при обращении с пневматической винтовкой и электронного оружия .
Практическая
часть:
Тренировка в изготовке к стрельбе. Тренировка в стрельбе с
упора. Тренировка в стрельбе лежа. Неполная разборка-сборка АК-74.
4.
Основы безопасного дорожного движения
Теоретическая
часть:
Права, обязанности и ответственность участников
дорожного
движения.
Правила
движения
пешеходов.
Где
и
как
переходить
улицу
и
дорогу
Регулируемый
и
нерегулируемый
перекресток.
Правила
движения
велосипедиста.
Практическая
часть:
Фигурное
вождение
велосипеда.
Выполнение
упражнений:
«Змейка»,
«Слалом», «Качели».
5.
Организация
физкультурно-оздоровительной
работы
Практическая
часть:
Передвижение по пересеченной местности
в
пешем
порядке
(кроссовый бег, марш-броски).
6.
Гражданская
оборона
Теоретическая часть: Задачи медицинской службы Гражданской обороны. Работа в
очагах
химического
поражения
и
очагах
сильнодействующих
ядовитых
веществ.
Физические и токсикологические свойства основных аварийно-химических опасных
веществ
(АХОВ
-
хлор,
аммиак),
правила
поведения
на
заражённой
местности.
Средства индивидуальной защиты
населения.
Практическая
часть:
Выбор средства защиты и
необходимый
раствор
в
зависимости
от
вида АХОВ. Преодоление «заражённого» участка местности в зависимости от
физических свойств химически опасных веществ.
Формы
и
методы
работы
Формы
организации занятий:
-
лекционные занятия;
-
практические
занятия;
-
проведение турниров, соревнований, эстафет, малых олимпиад по подвижным
играм на свежем
воздухе
и
в
спортивном зале.
Приёмы
и
методы
обучения
на
занятиях.
-
педагогические технологии на основе
личностной
ориентации
образовательного
процесса (педагогика сотрудничества);
-
педагогические технологии на основе эффективности управления и организации
образовательного
процесса
(групповые
технологии,
технологии
индивидуального
обучения);
-
педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности
учащихся (практические игровые технологии).
Реализация данных
технологий
осуществляется
через
следующие
организационные
формы:
- беседы о культуре народов России, Забайкальского края, о подвигах жителей в годы ВОВ;
-
практические занятия по освоению военно-прикладных видов спорта;
- организация соревнований по стрельбе, сборке-разборке автомата, строевой подготовки
Календарно- тематическое планирование
№
п/
п
Раздел,
тема
программы
Количество часов
Форма
организации
занятия
Форма
контроля
всего
теория
практика
1
Военно-
историческая
подготовка
6
5
1
1.1
Войсковые звания
1
Лекция
Устный опрос
1.2
Воинские сигналы
управления строем
1
Лекция
Устный опрос
1.3
Государственные
награды РФ
1
Лекция
Устный опрос
1.4
Великие
полководцы России
1
Лекция
Устный опрос
1.5
Дни воинской славы
России
1
Лекция
Устный опрос
1.6
Просмотр
презентации
«Уставы
вооружённых
сил
РФ».
Решение
тестов
«Погоны
военнослужащих» и
«Корабельные
звания»
1
Практическое
занятие
Тестирование
2
Основы медико-
санитарной
подготовки
7
2
5
2.1
Понятие
о ранах
и
их
осложнениях.
Виды
кровотечений
и их характеристика.
1
Лекция
Устный опрос
2.2
Причины
ожогов
и
их степень тяжести,
понятие
об
ожоговой
болезни.
Шок.
Причины
возникновения
шока.
Признаки
и
степень
тяжести
травматического
шока.
1
Лекция
Устный опрос
2.3
Первая медицинская
помощь
при
ранениях
и
кровотечениях.
Материалы,
используемые
для
наложения
жгута.
Методика
наложения жгута.
1
Практическое
занятие
Самостоятельная
работа
2.4
Способы остановки
венозных и
капиллярных
кровотечений. Виды
повязок.
Основные
типы
бинтовых
повязок.
Перевязочный
материал.
1
Практическое
занятие
Самостоятельная
работа
2.5
Правила и способы
наложения
повязок
на голову, грудь,
живот,
промежность,
верхние
и
нижние
конечности.
1
Практическое
занятие
Самостоятельная
работа
2.6
Оказание
пострадавшему
первой медицинской
помощи
при
ранении
черепа
и
мозга,
в
грудную
1
Практическое
занятие
Самостоятельная
работа
клетку и живот
2.7
Понятие
о
переломах
костей
и
их
признаки.
Виды
переломов
и
их
осложнения.
Наложение
повязок
на
голову,
грудь,
живот,
промежность,
верхние
и нижние
конечности
1
Практическое
занятие
Самостоятельная
работа
3
Основы военной
службы
8
2
6
3.1
Техника выполнения
выстрела.
Инструктаж
по
технике
безопасности
при
обращении
с
пневматической
винтовкой.
1
Лекция
Устный опрос
3.2
Тренировка
в
изготовке
к
стрельбе.
Тренировка
в
стрельбе лежа.
1
Практическое
занятие
Самостоятельная
работа
3.3
Строй. Управление
строем. Повороты на
месте.
Движение
строевым
и
походным
шагом.
Повороты
в
движении.
1
Практическое
занятие
Самостоятельная
работа
3.4
Одиночная строевая
подготовка.
Перестроение
из
одношереножного
строя
в
двухшереножный
и
1
Практическое
занятие
Самостоятельная
работа
обратно.
3.5
Назначение,
устройство частей и
механизмов
автомата
Калашникова
1
Практическое
занятие
Самостоятельная
работа
3.6
Контрольный
осмотр
автомата
и
подготовка
его
к
стрельбе
1
Практическое
занятие
Самостоятельная
работа
3.7
Уход
за
автоматом,
его
хранение
и
сбережение.
Инструктаж
по
технике
безопасности
при
обращении
с
оружием
1
Лекция
Устный опрос
3.8
Неполная разборка-
сборка АК-74
1
Практическое
занятие
Зачёт
4
Основы
безопасного
дорожного
движения
5
3
2
4.1
Права, обязанности
и
ответственность
участников
дорожного
движения.
Правила
движения
велосипедиста.
1
Лекция
Устный опрос
4.2
Правила движения
пешеходов.
Где
и
как
переходить
улицу и
дорогу.
1
Лекция
Устный опрос
4.3
Регулируемый и
нерегулируемый
перекресток.
Правила
движения
велосипедиста.
1
Лекция
Устный опрос
4.4
Разбор заданий
экзаменационных
карт категории
«А»,
«В».
Решение
экзаменационного
теста
1
Практическое
занятие
Тестирование
4.5
Фигурное вождение
велосипеда.
Выполнение
упражнений:
«Восьмёрка»,
«Слалом», «Перенос
предмета»
1
Практическое
Зачёт
занятие
5
Организация
физкультурно-
оздоровительной
работы
2
2
5.1
Передвижение по
пересеченной
местности в пешем
порядке (кроссовый
бег).
1
Практическое
занятие
5.2
Передвижение
по
пересеченной
местности в пешем
порядке
(марш-
броски).
1
Практическое
занятие
6
Гражданская
оборона
5
3
2
6.1
Задачи медицинской
службы
Гражданской
обороны.
Работа
в
очагах
химического
поражения и очагах
сильнодействующих
ядовитых веществ.
1
Лекция
Устный опрос
6.2
Физические
и
токсикологические
свойства
основных
аварийно-
химических опасных
веществ
(АХОВ
-
хлор,
аммиак),
правила
поведения
на заражённой
местности.
1
Лекция
Устный опрос
6.3
Средства
индивидуальной
защиты населения.
1
Лекция
Устный опрос
6.4
Выбор
средства
защиты
и
необходимый
раствор
в
зависимости от вида
АХОВ
1
Практическое
занятие
Самостоятельная
работа
6.5
Преодоление
«заражённого»
участка местности в
зависимости от
физических
свойств
химически
опасных
веществ.
Промежуточная
аттестация. Участие
в игре Зарница
1
Практическое
занятие
Самостоятельная
работа
Итого
34
15
19