Напоминание

Задание №17 ЕГЭ по русскому языку (эффективная практика подготовки обучающихся)


Автор: Громова Елена Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Лицей№7"
Населённый пункт: Ленинградская область город Тихвин
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Задание №17 ЕГЭ по русскому языку (эффективная практика подготовки обучающихся)
Раздел: полное образование





Назад




Задание 17 ЕГЭ

(эффективная практика подготовки

обучающихся к ЕГЭ по русскому языку)

ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ

РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

МОУ «ЛИЦЕЙ №7» Г. ТИХВИН

ГРОМОВА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА.

Данная методическая разработка предназначена для

успешного выполнения задания №17 ЕГЭ по русскому языку

для обучающихся 10-11 классов. При создании материала я

опиралась на собственный педагогический опыт.

Актуальность данной работы заключается в подборке

комплексных заданий, систематизации практического

материала, отведенного определенной тематике на уроках

русского языка в 10 – 11 классах классе на основе анализа

результатов экзамена прошлых лет.

Статистико-аналитический отчет

о результатах государственной итоговой аттестации

по образовательным программам среднего общего

образования в 2024 году в Ленинградской области

3.2.1 Статистический анализ выполнения

заданий КИМ в 2024 году

Средний процент выполнения задания

в субъекте Российской Федерации составляет

54,6%

в группе от минимального до 60 б.: 27,7%

в группе от 61 до 80 б.: 54,4%

Что необходимо знать при выполнении задания:

Обособление – выделение второстепенных

членов.

В качестве обособленных членов предложения могут выступать:

Определения

Обстоятельства

Дополнения

Обособленные определения

Определения - второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета и

отвечающий на вопросы какой? чей? который?

По характеру связи определения с определяемым словом различают:

Согласованные определения

Несогласованные определения

Приложения

Согласованные определения – это определения, которые согласуются с

определяемым словом в числе и падеже, а в единственном числе еще и в роде. Могут

быть выражены: полными прилагательными и причастиями, притяжательными

местоимениями (кроме его, ее, их), порядковыми числительными.

Формулировка задания 17

Расставьте все знаки препинания:

укажите цифру (-ы), на месте которой(-ых) в

предложении должна (-ы) стоять запятая(-ые).

Петровская реформа решила

национальные задачи (1) создав

государственность (2) обеспечившую

России (3) двухсотлетнее существование в

ряду главных европейских держав (4) и

построив одну из самых ярких культур в

истории человеческой цивилизации.

Алгоритм выполнения задания 17

1. Выразительно про себя прочитайте предложение, поймите его смысл.

2. Выделите грамматическую основу и второстепенные члены предложения (определения,

дополнения и обстоятельства)

3. При работе с определениями найдите определяемые слова (слова, от которых задается

вопрос к определению) и зависимые слова (слова, к которым задаются вопросы от

определений). От положения определений по отношению к определяемым словам и наличия

зависимых слов будет зависеть постановка запятой.

а) Если перед нами определение без зависимых слов, вспомните правило обособления одиночных

определений (согласованных и несогласованных).

Не забывайте о том, что определения тоже могут быть однородными и неоднородными.

б) Если у определения есть зависимые слова, значит перед нами причастный оборот и

необходимо вспомнить, когда причастный оборот выделяется запятой/запятыми, а когда нет.

Не забывайте о том, что причастные обороты тоже могут быть однородными.

4. При работе с деепричастиями/деепричастными оборотами важно выделить глагол, от

которого задается вопрос к деепричастию/деепричастному обороту.

5. Примените правила к каждому отдельному случаю, вспомните исключения и сложные

случаи постановки запятой. (Не забывайте о том, что все второстепенные члены предложения

могут быть однородными, независимо от того, оборот перед нами или отдельно взятое

определение/обстоятельство)

6. Еще раз проверьте и внесите ответы в бланк.

Запятая при согласованном определении

Согласованные определения (обороты и одиночные определения)

Выделяются запятыми

Не выделяются запятыми

Определительный оборот

(причастный или прилагательный

оборот), два и более одиночных

определения, если стоят ПОСЛЕ

определяемого слова.

Примеры:

Почти каждому человеку, не

лишенному воображения, судьба

готовит встречу с Парижем (К.

Паустовский).

Вот и угловой дом, деревянный и

одноэтажный, недавно крашенный

(А. Родин).

Определительный оборот, если

стоит ДО определяемого слова, не

имеет добавочного

обстоятельственного значения и

не относится к личному

местоимению

Примеры:

Он чувствует смешанную с

тревогой гордость (И. Бродский).

Он долго мигал воспаленными от

ветра глазами (К. Паустовский).

Выделяются запятыми

Не выделяются запятыми

Определительный оборот, а также

одиночное причастие, если стоит ДО

определяемого слова и

1.Относится к личному

местоимению.

Пример:

Сопровождаемый лаем караульных

псов, я вышел к зоне (С. Довлатов).

2. Имеет добавочное

обстоятельственное значение

(причины, времени, уступки).

Примеры:

Воспылавший было жаждой

отмщения, гость вел себя сейчас

более чем тихо и скромно (М.

Алексеев).

Обвешанное редкими облаками,

небо казалось хмурым и

неприветливым (К. Федин).

Одиночные прилагательные и

причастия, входящие в состав

сказуемого.

Пример:

Он показался мне усталым и грустным.

Выделяются запятыми

Не выделяются запятыми

3. Отделен от определяемого слова

другими членами предложения.

Пример:

Ночью, раненного в ноги, санитар

нашел бойца (А. Твардовский).

Одиночные определения ДО и

ПОСЛЕ определяемого слова,

выраженного личным местоимением.

Примеры:

Он повернулся и ушел, а я,

растерянный, остался с девочкой в

пустой жаркой степи (К. Паустовский).

Измученные, грязные, мокрые, мы

достигли наконец берега (И.

Тургенев).

Одиночные определения, стоящие

ПОСЛЕ отрицательных и

неопределенных местоимений.

Примеры:

Я почувствовал, что в мире

произошло нечто имеющее

отношение лично ко мне.

С каждым из нас может произойти

однажды что-то неожиданное и

волнующее (С. Довлатов).

Выделяются запятыми

Не выделяются запятыми

Два и более одиночных

определения, если они отделены от

определяемого слова другими

членами предложения.

Примеры:

Прямо перед окнами, светлый и

упорный, каждому прохожему

бросал лучи фонарь (В. Брюсов).

Между однородными определительными оборотами не ставится

запятая.

Жизнь, лишенная нравственных начал и сведенная к выживанию,

недостойна человека (Д. Быков).

Несогласованные определения

Это определения, которые выражаются

существительными в косвенных падежах без

предлогов и с предлогами, притяжательными

местоимениями (его, ее, их), наречиями,

неизменяемыми прилагательными и сравнительной

степенью прилагательных, инфинитивом,

количественным числительным в И.п, синтаксически

цельными словосочетаниями.

Обособление несогласованных

определений

Выделяется запятыми

несогласованное определение:

Пример

Если оно включено в ряд однородных

членов с согласованным

определением.

Справа, у подножия сопок,

расстилалось большое поле,

покрытое высокой, в рост

человека, травой (А. Чаковский).

Если относится к личному

местоимению.

С алым соком ягоды на коже, нежная,

красивая, была на закат ты розовый

похожа и, как снег, лучиста и светла

(С. Есенин).

Если выражено формой простой

сравнительной степени

прилагательного.

Длинная, ниже колен, рубаха старика

ослепительно белела под луной

(Шукшин)

Если относятся к собственным именам.Надя, уже в шляпе и пальто, пошла

наверх (А. Чехов).

Обособленное приложение:

когда ставится запятая

ПРИЛОЖЕНИЯ ОБОСОБЛЯЮТСЯ

Примеры

Любые приложения при личных

местоимениях.

Тебя, Офелию мою, увел далеко

жизни холод, и гибну, принц, в

родном краю, клинком отравленным

заколот (А. Блок).

Распространенное приложение (в

любой позиции), если оно относится к

имени нарицательному.

Скажи мне, кудесник, любимец

богов, что сбудется в жизни со мною?

(А. Пушкин.)

Обособляются любые приложения,

которые присоединяются

словосочетаниями (по имени, по

фамилии, по прозвищу, по

происхождению, родом и др.),

пояснительными союзами то есть, а

именно, или (= то есть), как.

У дяди Николая Успенского был сын

- гимназист, по имени Глеб (К.

Чуковский)

Распространённые приложения,

относящиеся к имени собственному

и стоящие после него.

На московский престол взошла

Елена, племянница Михаила

Глинского. (А. Пашкевич)

Распространённые приложения,

стоящие перед именем собственным

и имеющие добавочное значение

причины.

Театра злой законодатель,

непостоянный обожатель

очаровательных актрис, почетный

гражданин кулис, Онегин полетел к

театру (А. Пушкин)

1. Перепишите предложение, расставьте знаки препинания, объясните их

постановку:

Известный испанский архитектор по фамилии

Гауди смог задумать необычный собор к

которому съезжаются миллионы людей чтобы

полюбоваться на это чудо.

Обособленное обстоятельство:

когда ставится запятая

Выделяются запятыми

Не выделяются запятыми

Деепричастные обороты, независимо

от их расположения.

Примеры:

Я глядел смело на Пугачева, готовясь

повторить ответ великодушных

моих товарищей (А. Пушкин).

!!! Частицы ТОЛЬКО,

ЛИШЬ включаются в деепричастный

оборот (запятая ставится перед

частицей)

Примеры:

Так и жила она без любви, только

надеясь на нее.

Деепричастия и деепричастные

обороты, представляющие собой

фразеологический оборот.

Примеры:

Вся команда чинит паруса не

покладая рук (К. Паустовский).

Все присутствующие в театре

слушали рассказ великого артиста

затаив дыхание (О. Добревич).

Одиночные деепричастия, если

сохранили свою глагольность (т.е.

обозначают добавочное действие),

независимо от их расположения.

Примеры:

Смеясь, он дерзко презирал земли

чужой язык и нравы (М.

Лермонтов).

Деепричастия и деепричастные

обороты, утратившие свою

глагольность. (близкое по функции

наречию)

Примеры:

Обратно шли разувшись (К.

Паустовский).

Не спеша бегут лошади среди

зеленых холмистых полей (И.

Бунин).

Ошибки возникают, если пишущий принимает за уточняющее к

обстоятельству места обстоятельство времени или наоборот.

Но ошибки легко избежать, если не забыть поставить вопрос.

(Когда?) Утром, (когда именно?) около пяти, можно увидеть росу на

траве – уточняющее обстоятельство “около пяти”.

(Когда?) Рано утром (где?) в саду можно увидеть росу на траве –

два разных обстоятельства, запятые не нужны.

Обособленные дополнения:

когда ставится запятая

(

как обособленные дополнения рассматриваются обороты, включающие

предлоги и предложные сочетания кроме, наряду с, помимо, (не) исключая,

за исключением, включая, сверх, вместо).

Если находятся в абсолютном начале предложения Кроме него

да матери, работников у них не было.

(В. Быков)

Если находятся между подлежащим и сказуемым.

Изабелла,

кроме диковатости, пожалуй, ничем не выделялась среди

них… (В. Астафьев)

Если разрываются управляющее и управляемое слово

Я оказался, наряду с другими, в колонне демонстрантов.

«Ловушки» задания №17

Не забываем, что есть однородные обособленные члены

предложения, соединенные одиночными союзами И, ИЛИ, ЛИБО.

Запятая здесь НЕ ставится!

Например:

Песни Михаила Исаковского в Великую

Отечественную войну облетали все

фронты, помогая бороться с врагом и

укрепляя веру в победу.

«Ловушки» задания №17

Если деепричастный оборот стоит после союза А и его нельзя

отделить от союза, то между союзом А и деепричастным оборотом

запятая не нужна.

Примеры:

Скворцы постоянно дрались с галками, а успокоившись ненадолго,

рассиживались на ветвях вековой липы… (К. Паустовский.)

Арбуз, если нет ножа, просто колют о колено, а надколов, разрывают

руками

(Ю. Домбровский).

«Ловушки» задания №17

Если деепричастия и деепричастные обороты относятся к разным

глаголам в предложении, то они не являются однородными, поэтому

каждый деепричастный оборот будет выделяться запятой с двух

сторон, независимо от союзов.

Примеры:

Надежда на цыпочках прошла через две комнаты, не снимая пальто,

и, откинув тяжелые темные портьеры, оказалась в ярко

освещенном кабинете (А. Родин).

«Ловушки» задания №17

Осторожно! Фразеологизмы!

Эти фразеологизмы и здесь могут

отнять драгоценный балл ))

Например: Он бежал сломя голову.

Здесь фразеологизм «сломя

голову».

И он запятыми не обособляется.

Примеры заданий

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в

предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

1.Арагва (1) обнявшись с (2) шумно вырывающейся из полного мглою ущелья (3)

речкой (4) тянется серебряной нитью и сверкает, как змея своей чешуёй.

2.Издали (1) он увидел дом (2) непохожий на другие (3) построенный (4) каким-то

итальянским архитектором.

3. Туча (1) нависшая (2) над высокими вершинами тополей (3) уже сыпала (4)

моросящим дождиком.

4. Нержин на ходу снял телогрейку, зашвырнул её к себе на (1) ещё не стеленную (2)

постель (3) и (4) приветствуя Потапова, но (5) не дослушивая его ответа (6) убежал

завтракать.

5. Молодые мастера живописи (1) руководимые И. Н. Крамским (2) вышли из состава

Академии (3) отказавшись участвовать в конкурсе на получение золотой медали (4) и

организовали «Артель художников» — первую общественную организацию художников

в России.

6. Большой пруд (1) густо заросший кувшинками (2) располагался (3) в удалённой от

дома (4) части старого парка.

Проверим

1.

14

2.

23

3.

13

4.

46

5.

1234

6.

12

Выпишите номера тех предложений, в которых

знаки проставлены правильно. Графически

объясните постановку знаков препинания.

1.

Бормочет, остывая самовар.

2.

Сергей вышел, потирая руки, и, кивнув мне, уселся рядом.

3.

Он остановился и, прислушиваясь к удаляющимся шагам, пошёл

дальше.

4.

Данко бросился вперёд, высоко держа горящее сердце, и, освещая им

путь людям.

5.

Ветер казавшийся слабым в лесу, в поле дул сильнее.

6.

Привлечённые светом, бабочки прилетали и кружились около фонаря.

7.

Она совсем измученная дорогой, не могла идти дальше.

8.

Батальон, не замеченный противником, зашёл в тыл и ворвался на

вокзал.

9.

Тимирязев, замечательный учёный открыл законы жизни растений.

10.

Под облаками, заливая воздух серебряными звуками, порхали

жаворонки.

Конструирование

предложений.

В предложении найдите зависимое слово в словосочетании

«прилагательное+существительное» и возьмите его корень. Ближайшая

деревня находилась в часе пути от нас.

В словосочетании «приземлиться на опушке» выделите главное слово и

возьмите его приставку.

От глагола «решать» возьмите суффикс неопределённой формы.

От причастия «рисующие» возьмите суффикс.

Добавьте окончание определения из предложения «Могучий Олег головою

поник…»

К полученному слову добавьте суффикс возвратности.

Слово запишите. Составьте с ним предложение с обособленным

определением, запишите его.

Замените простое предложение с обособленным определением

сложноподчинённым предложением, запишите его.

Во всех записанных предложениях графически объясните постановку знаков

препинания.

Спишите текст, исправив пунктуационные

ошибки.

Было время самое рабочее. Всё население станиц кишело на

арбузных бахчах и виноградниках. По пыльной дороге ве дущей к

садам тянулись скрипучие арбы верхом налож...нные ч...рным

виноградом. На пыльной дороге измятые колёсами ва лялись кисти.

Мальчишки и девч...нки в испачка...ых виноград ным соком

рубаш...нках с кистями в руках и во рту бегали за матерями.

Обвяза...ые до глаз платками мамуки вели быков запряж…

нных в высоко наложенные виноградом арбы. В воздухе над садами

стоял смрад. Тёплый сильный ветер проходивший сквозь ветви не

приносил прохлады а только однообразно гнул вершины ра...ыпанных

по садам груш...вых персиковых и туто вых деревьев. Рабочая пора

уже нач…лась две недели тому назад и тяж...лая н…престанная

работа зан...мала всю жизнь молодой девки.

Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки

препинания. Графически объясните орфограммы и

пунктограммы.

По…вились огороже…ые живыми изгородями поля пашни

покрыва…мые буйными хлебами.

Вы вид…те пр…зираемого всеми изгна…ика.

…жатая рож… бурьян молочай всё побуревшее от зноя теперь

оживало.

Мы дошли до леса без труда и остановились на опушке обращ…

ной к солнцу изумле…ые и обрадова…ые.

Молодая сосна ровная и изящ…ная красовалась тут см…трясь в

зеркало реки.

Тут кто(то) позв…нил дяде по телефону и чем(то) встревоже…ый

он заторопил старика Якова.

Занятая должно быть каким(то) делом она пела песню

распространё…ую в тех краях.

1.

Пунктуация

при

причастных

и

деепричастных

оборотах

перед

одиночным союзом и.

1) Прогудел пароход и шлёпая колёсами протащил гружёные баржи. 2)

Дождь закапал освежая жаркий воздух и вскоре омыл пыльную землю.

3)Весь день носились тяжёлые облака закрывая солнце и затемняя небо. 4)

Деревья обильно цветущие и благоухающие весенними ароматами

привлекают пчёл и шмелей. 5) Владимир протиснулся вперёд отстранив

кучера и поднявшись наверх оглядел усадьбу.

2. Обособление уточняющих членов предложения.

Спишите в тетради, расставьте знаки препинания при обособленных

уточняющих членах предложения, подчеркните их.

1) В Болдино в центре усадьбы находится барский дом, в котором

останавливался Пушкин. 2) Утром ровно в восемь часов открывается музей

- усадьба А.С. Пушкина. 3) Именно здесь в Михайловском Пушкин провёл

два года в ссылке. 4) Близ Михайловского у стен Святогорского монастыря и

был похоронен А.С. Пушкин.



В раздел образования