Напоминание

«Технология развития критического мышления как средство развития познавательной активности учащихся при работе с учебной информацией на уроках истории»


Автор: Темников Олег Владимирович
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "СШ №13 С УИОП"
Населённый пункт: г. Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Наименование материала: Обобщение педагогического опыта
Тема: «Технология развития критического мышления как средство развития познавательной активности учащихся при работе с учебной информацией на уроках истории»
Раздел: среднее образование





Назад




Методическая тема

«Технология развития критического мышления как средство развития

познавательной активности учащихся при работе с учебной

информацией на уроках истории»

Обобщение педагогического опыта

Составитель: Темников О.В.

учитель истории и обществознания

Оглавление

1. Введение.................................................................................................................................3

Обоснование актуальности методической темы.................................................................3

2. Теоретическая часть..............................................................................................................5

2.1. Понятия познавательная активность и критическое мышления.................................5

2.2. Характеристика этапов технологии развития критического мышления...................5

3. Опыт использования технологии критического мышления на уроках истории...........18

4 Список литературы...............................................................................................................24

1. Введение.

Обоснование актуальности методической темы.

Данная тема является актуальной в современных социокультурных условиях.

В настоящее время перед школой встает задача обучать и воспитывать

подрастающую личность, готовую действовать не только в стереотипных условиях,

но и в условиях требующих строить отношения с самим собой, меняющимся, вчера

думающим и действующим не так, как сегодня. Личность способную к

постоянному

развитию

самопознанию,

самостоятельности,

стремящуюся

к

энергичному овладению знаниями.

В этой связи необходимо развивать познавательную активность учащихся на

уроках

Существует множество трактовок и определений познавательной активности.

По мнению С.Л. Рубенштейна это проявление умственных способностей субъекта

познания.

В педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой познавательная активность трактуется

как деятельное состояние личности, которое характеризуется стремлением к учению,

умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знани-

ями.

Речь идет не только о внешней активности, а главным образом о внутренней,

мыслительной активности учащихся.

Формированию личности умеющий самостоятельно ставить цели и определять

пути их достижения, самостоятельно оценивать и регулировать свою деятельность,

мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки

цели до получения и оценки результата, самостоятельно выбирать критерии для

сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов способствуют

применяемые в обучении современные образовательные технологии. В том числе

как мне кажется и технология развития критического мышления.

Использование на уроках данной технологии или её элементов,

позволит

учащимся

усвоить

материал,

побудит

их

мыслить,

рассуждать,

искать,

анализировать, позволяет исключить переутомление учащихся на уроке.

Кроме того, анализ данных оценки учебной мотивации выявил учащихся с низкой

учебной мотивацией, а анализ входных контрольных работ по предмету показал,

что некоторые учащиеся испытывают затруднения при выполнении заданий.

Исходя из выше сказанного, я пришёл к выводу о необходимости применения

технологии развития критического мышления на уроках истории с целью

повышения учебной мотивации

обучающихся, их развития и достижения

положительной динамики в обучении.

Цель работы:

обобщение педагогического опыта использования приёмов технологии

развития критического мышления для развития познавательной активности учащихся

при работе с учебной информацией на уроках истории.

3

Задачи работы:

1)

раскрыть содержание понятия познавательная активность;

2)

раскрыть содержание технологии развития критического мышления;

3)

раскрыть вопрос о применении приёмов технологии

развития критического

мышления для развития познавательной активности учащихся при работе с учебной

информацией на уроках истории;

4)

результативность работы;

5)

ознакомить содержанием работы учительскую общественность.

Условия возникновения и становления опыта.

Опыт возник в условиях общеобразовательной школы. Становление и реализация

опыта осуществлялась в системе уроков. Возникновению и становлению опыта

способствовало постоянное самообразование, курсовая подготовка, знакомство с

опытом работы коллег.

4

2. Теоретическая часть.

2.1. Понятия познавательная активность и критическое мышления.

В педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой познавательная активность трактуется

как деятельное состояние личности, которое характеризуется стремлением к учению,

умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знани-

ями.

Познавательная активность школьника выражается в стремлении учиться,

преодолевая трудности на пути приобретений знаний, в приложении максимальных

собственных волевых усилий и энергии в умственной работе.

Дайана Халперн определяет критическое мышление в своей работе «Психология

критического мышления» следующим образом: это «направленное мышление, оно

отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, его отличает

использование таких когнитивных (познавательных) навыков и стратегий, которые

увеличивают вероятность получения желательного результата»

Основной целью технологии развития критического мышления по мнению И.В.

Муштавинской, является развитие интеллектуальных умений.

С.И. Заир-Бек и И.В. Муштавинская в своей работе «Развитие критического

мышления на уроке» обращают внимание на то, что в рамках школьного предмета

с технологией развития критического мышления можно совмещать любые приёмы

методы и формы работы если они направлены на достижения поставленных целей

обучения, возможно и фрагментарное использование этой технологии на уроке.

2.2. Характеристика этапов технологии развития критического мышления.

Важным в данной технологии является следование трем фазам: (вызов, пробуждение),

(осмысление новой информации), (рефлексия – размышление)

Первая стадия (фаза) - вызов,

когда ставится задача не только активизировать,

заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать»

уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по

себе станет серьезным активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей

работы.

Вторая стадия (фаза) - осмысление

(реализация смысла). На этой стадии идет

непосредственная работа с новой информацией.

Третья стадия (фаза) - рефлексия

(размышление). На этой стадии информация

анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается. Ученикам даются

творческие исследовательские или практические задания на основе изученной

информации.

5

2.3. Приёмы технологии развития критического мышления

Приёмы на стадии вызова.

Приём «Корзина идей (понятий имён)»

Это

прием организации индивидуальной, парной и групповой работы учащихся.

Он

позволяет

выяснить все, что

знают

или

думают

ученики

по

обсуждаемой теме

урока.

Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1.

Задаётся прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

2.

Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или

иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1 минута).

3.

Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с

другом известным знанием (парная и групповая работа).

4.

Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяс-

нить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли

разногласия.

5.

Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом

не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

6.

Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзине» идей (без

комментариев), даже если они ошибочны.

7.

В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия,

имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании

ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические

цепочки.

Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации

Приём «Перепутанные логические цепочки»

Учащимся предлагаются ключевые слова в специально «перепутанной» логической

последовательности. После знакомства с текстом, им предлагается восстановить

нарушенную последовательность.

Приём «Кластер»

Прием заключается в выделении смысловых единиц текста и графическом оформлении

их в определенном порядке в виде «грозди». «Грозди» (кластеры) могут стать как

ведущим приемом на стадиях вызова и рефлексии, так и стратегией урока в целом.

Правила очень простые. Изображается модель Солнечной системы: звезду, планеты и

их спутники. Звезда в центре - это тема, вокруг нее планеты - крупные смысловые еди-

ницы, соединяем их прямой линией со звездой; у каждой планеты есть спутники, у них -

свои спутники. Система кластеров охватывает большее количество информации

6

Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда до знакомства с основным

источником (текстом) систематизируется информация в виде вопросов или заголовков

смысловых блоков. Например, при изучении темы «Олимпийские игры» можно

предложить учащихся предположить, по каким смысловым блокам мы будем изучать

данную тему.

Учащиеся, предполагают, что главными вопросами изучаемой темы станут следующие

«Место проведения игр», «Правила проведения игр», «Виды спорта», «Награды»

Таким

образом,

учащиеся

выходят

на

собственное

целеполагание,

на

выбор

направлений изучения темы. Заголовки распределяем эти заголовки смысловых блоков

вокруг основной темы.

На стадии вызова ребятам предлагается вспомнить, что им известно по этой теме и

записать используя приём «Кластер» в пятом классе это можно сделать вместе с

учителем. Записи можно оформить на доске после проведения парной работы или

группового мозгового штурма.

Чем больше соберёте верных (а возможно, и нет) сведений, тем богаче будет ваш

резервный фонд для изучения нового. Чем больше идей выскажут учащиеся, тем выше

будет интерес к изучаемой теме. Мотивация может проявиться в самых разных формах:

от поиска ответов на свои вопросы до расширения знаний по теме в целом.

На следующем этапе для проверки предположений которые высказали ребята им можно

предложить обратится к тексту учебника для того чтобы разрешить противоречия и

расширить знания по изучаемому вопросу.

На стадии рефлексии учащимся предлагается вернуться к первоначальным записям на

доске (кластерам), внести изменения, сделать дополнения, исправить ошибки.

Прием «Нестандартный вход в урок».

Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе

имеющихся знаний.

Приём «Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»)

Шесть лепестков это шесть типов вопросов.

7

Простые вопросы. Это вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты,

вспомнить и воспроизвести определенную информацию. Их часто используют при

традиционных

формах

контроля:

на

зачетах,

в

тестах,

при

проведении

терминологических диктантов.

Например, можно предложить следующие вопросы:

«Определите словами месторасположения области Аттика»

«Сделайте вывод о природных условиях Аттики»

«Перечислите занятия жителей Аттики»

Уточняющие вопросы. Они обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь,

что?..», «Если я правильно понял, то?..», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали

о?..» Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для

обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью

получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень

важно задавать эти вопросы без негативной мимики. В качестве пародии на

уточняющий вопрос можно привести всем известный пример (поднятые брови, широко

раскрытые глаза): «Ты действительно думаешь, что?..»

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Они обычно начинаются со слова

«Почему?».

Например, «Предположите, почему древнейший человек долго осваивал природу»

Например, «Предположите,

почему древние греки большее внимание уделяли

развитию садоводства, чем развитию земледелия, не стремились расширить площади

под посев зерна»

Творческие вопросы.

Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности,

предположения, прогноза, мы называем сто творческим: «Что изменилось бы в мире,

будь у людей не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет

развиваться сюжет фильма после рекламы?»

На мой взгляд на уроке истории в 5 классе можно предложить такой вопрос

Предположите, что ответили бы древние греки если бы мы дали им следующий совет:

В борьбе с засухой, поступайте так, как поступали древние китайцы. Они говорили:

«Возьму лопату вместо облака, построю канал вместо дождя, здесь и поливка и

удобрение. Долог будет мой колос!».

Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех

или иных событий, явлений, фактов: «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем

один урок отличается от другого?» «Чем отличается.......», «Как вы относитесь.......».

На уроке истории в 5 классе я предлагаю такой вопрос «Известно, что греки не пили

вино чистым, а разбавляли его водой.

Предположите как греки относились к винопи-

тию»

8

Практические вопросы. Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между

теорией и практикой, он называется практическим.

«Как можно применить ...?», «Что можно сделать из ...?», «Где вы в обычной жизни

можете наблюдать ...?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа»

Например, «Как применяли оливковое масло в Древней Греции и как в современном

мире».

Приём «Таблица З-У-Х»

З- что мы знаем

Х- что мы хотим узнать

У – что мы узнали или нам осталось

узнать

Категории информации

Источники информации

Дополнение к таблице З-Х-У на стадии рефлексии

Этот приём графической организации материала поможет собрать уже имеющуюся по

теме информацию, расширить и систематизировать знания по изучаемому вопросу.

В начале урока, на основе ответов учащихся по пройденному материалу заполняется

графа «Знаю».

После заполнения столбца «Знаю», формулируются новые вопросы, ответы на которые

ребята хотели бы получить после изучения темы. Можно предложить учащимся

самостоятельно поставить цель на урок. Полученную информацию можно записать во

вторую графу таблицы «Что мы хотим узнать.

Здесь важна помощь учителя, он должен замотивировать учащихся к рассуждению:

«Что вы хотели бы узнать еще»? «Чему сегодня на уроке можно научиться»?

Далее продолжается работа с нижней частью таблицы, в ней две графы: категории

информации и источники информации.

Дальнейшая последовательная работа с графами таблицы может быть организована

следующим образом. После прочтения текста вернёмся к таблице. Можем ли мы

ответить на вопросы, которые сами поставили перед прочтением? Оказывается, да. И в

верхней части таблицы будут заполненными все три столбца. Можно поработать с

нижней частью таблицы? Да, это необходимо, так как наша информация в процессе

ознакомления с материалом значительно расширилась.

3-я стадия рефлексии. Обучающимся предлагается вернутся таблице З-Х-У

Заполняется

колонки

«Что

мы

узнали»,

дополняется

колонки

«Источники

информации» и «Категория информации». У этой формы работы есть ещё один резерв

9

- графа «Категории информации». Категории информации станут графами новой таб-

лицы.

Работа на стадии рефлексии может быть продолжена, учащиеся на уроке или на дом

получают задание заполнить новую таблицу.

В 5 классе при изучении темы «Государство на берегах Нила» учащимся предлагается

заполнить дополнение к таблице З-Х-У по выделенным ранее категориям информации.

Местоположение

страны Египет.

Разливы

Нила.

Почва.

Климат.

Итоги

борьбы

между

Северным и

Южным

царствами.

Полезные

ископаемые

Учащимся предлагается сделать обобщающий вывод к дополнительной таблице.

Таблицу З-Х-У можно использовать на протяжении всего урока.

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто ...?

Что ...?

Когда ...?

Может ...?

Будет ...?

Мог ли ...?

Как звали ...?

Было ли ...? Согласны ли вы ...? Верно ли ...?

Дайте три объяснения, почему ...? Объясните

почему ...?

Почему вы думаете ...?

Почему вы считаете ...?

В чём различие ...?

Предположите, что будет, если ...? Что, если ...?

Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам,

формирующим умение работать с вопросами. Уровень вопросов определяет уровень

нашего мышления.

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов может быть использована на любой из трех

фаз урока. Если использовать этот прием на стадии вызова, то это вопросы, на

которые

учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы.

На стадии

осмысления это способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при

рефлексии (размышлении) - демонстрация понимания пройденного.

Игра «Верите ли вы?»

Стадию вызова может продолжить следующая игра.

Учитель записывает на доске ряд вопросов и просит учащихся (индивидуально или в

группах) попробовать на них ответить, аргументируя свои предположения.

Например:

Верите ли вы, что...

1)

возникновению и росту городов способствовали успехи в сельском хозяйстве;

10

2)

деревенские кузнецы, плотники, гончары и другие ремесленники стали меньше

времени уделять сельскому хозяйству;

3)

в первые столетия Средневековья в Европе было мало городов;

4)

новые города возникали у стен больших монастырей и замков феодалов, среди

развалин римских крепостей;

5)

раньше всего, уже в IX веке, возродились древние и возникли новые города в Италии

и на юге Франции.

6)

После того, как прозвучат ответы на данные вопросы, учащимся предлагается

прочитать текст параграфа, найти подтверждения своим предположениям и ответы

на вопросы.

Приёмы на стадии осмысления

Прием «Логические цепочки»

Приема состоит в построении цепочки из фактов, предложений, слов, дат, правил, цитат

в логическом или хронологическом порядке.

Построение логической цепочки может проводиться совместно с учителем, в

группах/парах на уроке, может предлагаться в качестве самостоятельной работы.

Приём «Чтение с остановками»

Приём по организации чтения текста с использованием различных типов вопросов. Эта

стратегия работает как при самостоятельном чтении, так и при восприятии текста на

слух и применяется на стадии осмысления содержания.

Данный приём учитывает следующее:

1) текст не должен быть знаком учащимся (иначе теряется смысл и логика

использования приёма);

2) текст заранее делится на части: помечается «первая остановка», «вторая остановка» и

т. д. Части по объёму могут быть разными, важно смысловое единство внутри каждого

отрывка;

3) остановок не должно быть много, задания и вопросы к тексту формулируются с

учётом иерархии уровней познавательной деятельности.

Простые вопросы. Это вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты,

вспомнить и воспроизвести определённую информацию. Их часто используют при

традиционных формах контроля: на зачётах, в тестах, при проведении терминологиче-

ских диктантов и т. д.

Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...»,

«Если я правильно понял, то...», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...».

Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной

связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью

получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень

важно задавать эти вопросы без негативной мимики.

Интерпретационные

(объясняющие)

вопросы.

Обычно

начинаются

со

слова

«Почему?».

11

Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности,

предположения, прогноза, мы называем его творческим. «Что изменилось бы в мире,

будь у людей не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет

развиваться сюжет фильма после рекламы?».

Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех

или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем

один урок отличается от другого?» и т. д.

Практические вопросы. Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между

теорией и практикой, мы называем его практическим.

Приём «Инсерт»

«Инсерт» - это маркировка текста значками по мере его чтения, системная разметка

для эффективного чтения и размышления.

Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки, а

после прочтения текста заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф

таблицы. В таблицу тезисно заносятся сведения из текста.

Как читать текст, сохраняя интерес к теме?

Делайте пометки.

Ученикам предлагается несколько вариантов пометок: два значка: «+» и «V», три

значка: «+», «V» , «?» или четыре значка: «+» , «V», «-», «?». По ходу чтения текста на

полях ими

ставятся предлагаемые значки.

«V» уже знал

«+» новое

«-» думал иначе

«?» не понял, есть вопросы

Следующим шагом может стать заполнение таблицы «Инсерт», количество граф

которой

соответствует

числу

значков

маркировки.

Для

заполнения

таблицы

предлагается снова вернуться к тексту.

Технологический прием «Инсерт» и таблица «Инсерт» сделают зримым процесс

накопления информации, путь от старого знания к новому. Важным этапом работы

станет обсуждение записей, внесенных в таблицу. Таким образом, обеспечивается

вдумчивое, внимательное чтение текста.

«V»

«+»

«?»

Поставьте «V» на полях,

если то, что вы читаете,

соответствует тому, что вы

знаете.

Поставьте «+» на полях,

если то, что вы читаете,

является для вас новым.

Поставьте «?» на полях,

если то, что вы читаете,

непонятно

12

Приёмы групповой работы

Приём «Зигзаг-2»

Этот приём разработан Р. Славиным. Он используется при работе с текстами

сравнительно небольшого объёма. Текст изучается всеми учениками, принцип

деления на группы - вопросы к данному тексту, их количество должно совпадать с

количеством участников группы. В экспертные группы собираются специалисты по

одному вопросу для более детального его изучения, обмена мнениями, подготовки

подробного ответа на вопрос, обсуждения формы его представления. Вернувшись в

рабочие группы, эксперты последовательно представляют варианты ответов на свои

вопросы.

Модели постановки и решения проблем

Приём «Фтшбоун»

В процессе чтения ученики работают со схемой «Фишбоун», что в переводе означает

«рыбий

скелет».

В

«голове»

этого

скелета

обозначена

проблема,

которая

рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На

верхних ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив

верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения

выписывают факты, подтверждающие наличие сформулированных ими причин. Записи

должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие

суть, факты. Факт придаёт проблеме ясность и реальные очертания.

При рассмотрении причин Отечественной войны 1812г. на уроке в 9 классе можно

использовать данный приём.

13

Приёмы на стадии рефлексии

Приём «Кластеры»

Приём «ЗХУ»

Приём таблица «тонких» и «толстых» вопросов

Синквейн

Синквейн - стихотворение, представляющее собой синтез информации в

14

Проблема: обострение отношений

между Россией и Францией в начале

XIX в

Причина. Стремление Наполеона к мировому

господству

Факты: оккупация Францией Швейцарии.

Подписание Наполеоном декрета о континентальной

блокаде Англии. Вторжение армии Наполеона в Испанию.

Превращение Австрии в зависимое от Франции

государства. Присоединение к Франции Голландского

королевства и приморских торговых городов Германии.

Причина. Нарушение Россией континентальной

блокады Англии

Факты: в Россию продолжали проникать Английские

товары на судах под флагом США. Англия была

основным покупателем русского хлеба, леса, пеньки, льна.

Уменьшение экспорта этих товаров приводило к

снижению цен на них внутри страны, русские помещики

несли большие убытки.

Причина. Присоединение герцогства Ольденбургского

к империи Наполеона.

Причина. Создание Наполеоном герцогства

Варшавского – плацдарма для нападения на Россию

Факты: Герцогство Варшавское создано после

Тильзитского мира 1807г.

из части польских земель,

отобранных у Пруссии. В 1809 к Герцогству Варшавскому

были присоединены польские земли, отобранные у

Австрии. В 1809г. Наполеон присоединил к Герцогству

Варшавскому Западную Галицию. К 1812г. армия

Герцогства Варшавского достигла 90 тыс. человек. В

1812г. оно являлось базой французской армии при

вторжении в Россию. Исоюзником Франции.

Факты: в 1810г. после присоединения герцогства

Ольденбургского Россия выразила протест. Герцог

Ольденбургский был дядей Александра I, а сын герцога

мужем сестры императора Александра I Екатерины

Павловны.

Вывод: эти причины привели к войне

между Францией и Россией в 1812г.

лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять

рефлексию на основе полученных знаний.

Правилами написания этого стихотворения является определенное количество слов в

строке и назначение каждой строки:

1-я строка - название стихотворения, тема (обычно существительное);

2-я строка - описание темы (два прилагательных);

3-я строка - действие (обычно три глагола, относящихся к теме);

4-я строка - чувство (фраза из четырех слов, выражающих отношение автора к теме);

5-я строка - повторение сути, синоним первой строки (обычно существительное).

Учащиеся учатся писать подобные стихотворения в парах, напоминая друг другу

правила написания, подбирая лексику. Затем синквейн пишется индивидуально. Целью

написания подобного стихотворения может быть отработка понятий, рефлексивная

оценка пройденного.

Например, синквейны по теме «Первые русские князья»

Князь Олег.

Отважный, храбрый.

Объединил, заключил, расширил воевал, требовал.

Сильный князь, захватил Киев.

Вещий

Князь Игорь.

Отважный, настойчивый.

Воевал, подписывал, требовал.

Князя погубила ненасытная жадность.

Волк.

Княгиня Ольга.

Мудрая, достойная.

Отомстила, установила, крестилась.

Смелая княгиня, защитница Киева.

Святая.

Князь Святослав

Отважный, суровый

Разгромил, расширил, перенёс

Князь-язычник, великий полководец

Храбрый

Приём общее и уникальное

Это прием, который способствует развитию важного метапредметного умения -

способности выделять и кратко представлять общие и особенные черты при сравнении

15

двух и более предметов, явлений, фактов и т. д. По таксономии Б. Блума, используя

данный прием, мы способствуем развитию аналитических способностей, работаем на

уровне и синтеза, и сравнительной оценки. Работа с этим приемом на стадии рефлексии

может быть индивидуальной, парной, групповой.

Примером применения данного приема на уроке может служить занятие по теме «Век

Просвещения.

Стремление к царству разума» когда по завершении изучения взглядов

мыслителей Просвещения - Монтескье, Руссо, Вольтера, Дидро,

учащихся

предлагается используя прием «Общее-уникальное», в графической форме представить

взгляды просветителей.

В центре «Общее» расположены основные идеи эпохи Просвещения (общие черты,

характеризующие идеи мыслителей), в секторах «Уникальное» будут представлены

идеи отдельного мыслителя.

Приём «Концептуальная таблица»

16

Общее.

Основные черты философии эпохи Просве-

щение.

Мыслителей эпохи Просвещения

объединила вера в то, что рост научных

знаний и технических открытий ведёт к

прогрессу. Идея прогресса заключалась в

неуклонном движении человечества вперёд

к установлению более совершенного

общества и улучшению жизни граждан.

Вера в человеческий разум в возможность

перестроить общество на разумных

основаниях. Разум – главное средство

совершенствования общества.

Идеи общественного равенства и личной

свободы.

Критика абсолютной монархии.

Уникальное.

Идеи Вольтер

Абсолютная

монархия

является

рабством и тиранией.

Идеал общественного устройства -

просвещенная монархия во главе с

королем-философом.

Реформы, которые проводит ко-

ролевская власть, - вот путь к

«царству разума», к обществу, где

будут господствовать свобода,

равенство и собственность.

Необходимость уничтожения

религиозного фанатизма и суеверий.

Отрицательное отношение к церкви

сочеталось с уверенностью в

необходимости религии как средства

для влияния на простонародье.

Считал необходимым отмену всех

сеньориальных повинностей

Уникальное.

Идеи Монтескье

Защитник свободы. Свобода - право делать

то, Что дозволено законом.

Разработал учение о разделении властей и

трех ветвях власти: исполнительной,

законодательной и судебной. Отрицание

абсолютной монархии как формы правления

и замена ее монархией конституционной (по

образцу английской). Осуждение

беспощадной налоговой системы,

разоряющей народ. Защита неприкосновенно-

сти частной собственности и личной свободы

граждан

Уникальное.

Идеи Руссо

Источник неравенства и

всех бедствий в обществе -

частная собственность.

Народ - источник власти.

Идеал общественного

устройства демократичес-

кая республика мелких

собственников.

Необходимость уравнять

крайности богатства и

бедности

Уникальное.

Идеи Энциклопедистов

Дидро и Д Аламбер

Подвергали критике абсолютную монархию и призывали к ее

отмене, обличали королевский двор. Выступали против

католической церкви и религии. Подняли голос в защиту

крестьянства, лишенного земли и задавленного налогами.

Выступали в защиту частной собственности и свободы пред-

принимательства, за развитие промышленности и торговли

Приём «Концептуальная таблица» особенно полезен, когда предполагается сравнение

трёх и более объектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали

располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали - различные черты и

свойства, по которым это сравнение происходит, или наоборот.

Концептуальная таблица

Объект

сравнение

Линии

сравнение

Линии

сравнение

Линии

сравнение

Линии

сравнение

Линии

сравнение

Персоналии

или факты

Персоналии

или факты

Персоналии

или факты

Вывод:

Концептуальная таблица

Линии сравнения

Объект сравнения

Объект сравнения

Вывод:

17

3. Опыт использования технологии критического мышления на уроках истории.

На своих уроках я применяю отдельные приёмы ТРКМЧП так и технологию в целом.

Приведу в качестве примера урок по теме «Переход к нэпу»

Здравствуйте, присаживайтесь. Все готовы к уроку? Тогда начнём.

На стадии вызова для активизации мыслительной деятельности и внимания учащимся

предлагается работая в парах, разгадать ребусы и сформулировать тему урока.

Обратите внимание на представленный вашему вниманию на доске ребус. Решите

его и определите тему урока зашифрованную подобным образом.

В процессе работы ребята формулируют тему урока «Переход к нэпу»

Далее на стадии вызова ребята работают в парах с таблицей «тонких» и «толстых»

вопросов, самостоятельно формулируют вопросы разного уровня сложности на которые

хотели бы получить ответы (выполнение этого задания способствует активизации

мыслительной деятельности учащихся).

Перед

вами

таблица

«толстых»

и

«тонких»

вопросов.

Самостоятельно

сформулируйте один «тонкий» вопрос, напоминаю, что это вопрос требующие

простого ответа и один «толстый» вопрос требующих подробного, развернутого

ответа.

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

1.

Когда

было

принято

решение

о

переходе к нэпу

1.

Объясните,

почему

произошел

переход к нэпу

Вопросы фиксируются в таблице на доске.

Далее учащимся предлагается сформулировать цели которые они могли бы поставить

перед собой на данный первом эиапе урока.

Какую цель вы могли бы поставить перед собой на первом этапе урока?

На

стадии осмысления идёт работа с текстом учебника. Используется приём

«Фишбоун»

Вас интересует вопрос о том, почему произошел переход к новой экономической

политике.

С ответа на него мы и начнём сегоднешний урок.

Проанализируйте текст «Экономический и политический кризис начала 20-х гг»

18

определите проблему о которой говорится в тексте. Определите какими

причинами

эта

проблема

могла

быть

вызвана.

Определить

факты

подтверждающие наличие

сформулированных причин и в конце сделайте

обобщающий вывод. заполните схему «Фишбоун» (работа в парах)

(Выполнение этого задания позволяет активизировать внимание и мыслительную

деятельность учащихся)

Ребята работают в парах заполняя схему.

19

Проблема: осложнение обстановки в стране.

Недовольство политикой новой власти

Причина: экономический кризис

Факты: в городах не хватало хлеба и топлива, одежды и

обуви, люди жили впроголодь. Почти полностью

нарушилось транспортное сообщение. Закрывались

промышленные предприятия.

Проведение продразвёрстки приводило к тому, что у

крестьян не оставалось зерна для посева. Посевы

сокращались, это приводило к голоду. От голода в Поволжье

погибло более 5 млн. человек.

Причина: политический кризис

Факты: выступления крестьян в Тамбовской губернии, в

Поволжье, на Дону, на Кубани, в Западной и Восточной

Сибири, на Урале в Белоруссии, в Карелии, в Средней Азии.

Крестьянские отряды объединялись в армии, выдвигали

политические требования. Крестьянские отряды Поволжья

выдвинули лозунг замены советской власти Учредительным

собранием.

Забастовки рабочих. Восстание моряков Кронштадта в 1921

году (лозунг: «Советы без коммунистов»)

Причина: социальный кризис

Факты: деклассирование рабочего класса – главной опоры

большевиков.

Рост преступности.

Вывод: возникла угроза основам советской

власти.

В.И. Ленин выдвинул идею новой экономической

политики в марте 1921г на на X съезде РКП(б) в

Москве.

На стадии рефлексии происходит обмен мнениям ребята дополняют схемы. Учащимся

предлагается вернуться к таблице вопросов они аргументированно объясняют почему

произошел переход к нэпу.

Вторая часть урока посвящена рассмотрению вопросов об основных мероприятиях и

итогах нэпа. (использование приёма «Кластер»)

Вторая часть урока начинается со стадии вызова.

На стадии вызова применяется приём графической организации материала

«З-Х-У» Заполняются колонки «Что мы знаем», «Что мы хотим узнать» и «Источники

информации»

Ребята, что вам известно о новой экономической политике и её итогах? Информацию

которой вы владейте запишите в первую колонку таблицы.

Откуда вы получили эти знания? Информацию запишите в колонку «Источники

информации».

В процессе беседы заполняется графа «Категории информации»

Что мы знаем

Что мы хотим узнать

Что мы узнали

Новая экономическая политика

пришла на смену политике

«военного коммунизма».

Новая экономическая политика

охватила промышленность и

аграрный сектор.

Какие ещё сферах охватила

новая экономическая политика.

Уточнить хронологические

рамки периода.

Мероприятия нэпа

Как назывался документ.

Куда государство направляло

основные средства вида налога

упомянутого в документе.

Признаки которые доказывают,

что налог упомянутый в

документе был в экономическом

смысле прогрессивным.

Мероприятия проводились не

только в промышленности и

аграрном секторе, но и

финансовой сфере, торговле.

Государство сохранило

командные высоты в экономике.

Мероприятия: замена продраз-

вёрстки продналогом.

Разрешались различные формы

собственности. Привлекался

иностранный капитал.

Проведена денежная реформа.

Отказались от уравнительной

системы оплаты труда.

Разрешался свободный наём

рабочей силы, создавались

биржи труда.

Увеличилась

заработная плата.

Категория информации

Источники информации

Хронологические рамки периода

Промышленность

Аграрный сектор

Финансовая сфера

Торговля

Роль государства

Итоги

Интернет

Учебная литература

Исторические документы

20

Учащимся предлагается сформулировать цель которую они могли бы поставить перед

собой на втором этапе урока.

Какую цель вы могли бы поставить перед собой на втором этапе урока?

На стадии осмысление ребята работают с текстом

Проанализируйте текст «Переход к нэпу» и текст раздаточных материалов «Новая

экономическая политика»

Ответьте на вопросы поставленные в таблице. Дополните графу «Категории

информации»

После ознакомления с материалами урока учащимся предлагается вернутся к таблице.

На стадии рефлексии проводится беседа происходит обмен мнениями заполняются

колонки

«Что мы узнали» и дополняется колонка «Категории информации»

У этой формы работы есть ещё один резерв - графа «Категории информации».

Категории информации станут графами новой таблицы

Учащимся предлагается поработать с дополнением к таблице З-Х-У

Так как учащиеся проанализировали текст

им предлагается систематизировать в

таблицу информацию о новой экономической политике.

Сделать обобщающий вывод и представить результаты работы (работа в парах).

Дополнение к таблице З-Х-У

21

Мероприятия в

промышленности

Мероприятия в

аграрной сфере

Мероприятия в

сфере торговли

Мероприятия в

финансовой

сфере

Роль государства в

экономике.

Итоги

нэпа

Разрешалась частная

собственность. Можно

было открывать или

брать в аренду мелкие и

средние промышленные

предприя-тия.

Создавались частные,

смешанные,концессион-

ные, государственные

предприятия.

Создавались

смешанные

акционерные общества

с участием государства

и частных

предпринимателей

.

Привлекался

иностранный капитал в

виде

концессий.

Концессии предоставля

-

лись в тех отраслях

промышленности, где

государству своими

силами было трудно

восстановить производ-

ство.

Больше всего

концессий приходилось

на добывающую

деревообра-

батывающую металло -

обрабатывающую

промы-шленность.

Активными игроками

на концессионном поле

Советской России были

Германия,

Великобрита-ния,

США. К середине 20-х

гг. принадлежащие

непма-нам и

арендованные ими

предприятия

производили 27 % всей

промышленной продук-

ции.

Продразвёрстка

заменялась прод-

налогом. Размер

продналога почти

в 2 раза мень-

ше. Не мог быть

увеличен в тече-

ние года. Излиш-

ки после внесе-

ния налога в рас-

поряжении крес-

тьян. Могли

продать, обме-

нять на промыш-

ленную продук-

цию. Это созда-

вало материаль-

ный стимул для

увеличения произ-

водства сельхоз-

продукции.

Селяне получили

право свободного

выбора форм

землепользования.

В ограниченных

размерах разреша-

лись аренда земли

и применение на-

ёмного труда. Пре

обладающая сила

в деревне кресть-

яне-единолични-

ки. Давали 98,5%

всей продукции

сельского хозяй-

ства.

Можно было

открывать и

брать в аренду

мелкие и сред-ние

торговые

предприятия.

Разрешалась сво-

бодная торговля.

Создавались

акционерные

общества со сме-

шанным (государ-

ственным и част-

ным) капиталом,

занимавшиеся

торговой деятель-

ностью. Открыва-

лись городские

ярмарки и торго-

вые биржи, где

крестьяне могли

обменять часть

своей продукции

на необходимые

промышленые

товары.

В розничной

торговле нэп-

маны в 1923 г.

контролировали

75 %, а в оптовой

- 18 %

товароо-

борота.

Непман- частный

предприниматель,

торговец периода

нэпа.

Финансовая

реформа Г.Я

Сокольникова.

Воссоздан Гос-

банк, выпущена

новая валюта-

золотые чер-

вонцы. Черво-

нец стал кон-

вертируемой

валютой. Осень

1922г. начали

работать фон-

довые биржи.

Реформа укре-

пила курс руб-

ля.

Способствовала

привлечению в

экономику

капиталов.

Возродила то-

варный рынок

Государство сохра-

нило контроль над

энергетикой, метал-

лургией, нефтяной,

угольной, оборон-

ной промышлен-

ностью, железными

дорогами. Часть

государственных

предприятий (син-

дикаты, тресты)

переводилось на

хозрасчёт.

Оптовая торговля

контролировалась в

основном государст-

вом. Земля это соб-

ственность государ-

ства. Запрет на её

куплю-продажу.

В 1921г возник

Госплан. Строи-

тельство планового

хозяйства должно

было привести к

конфликту с част-

ным укладом.

Государство прину-

дительно регули-

ровало цены. Цены

завышались на

промышленные и

ограничивались на

сельскохозяйствен-

ные товары.

Нэпманы и кулаки с

точки зрения идео-

логии партии клас-

совые противники.

К 1928 г.

страна по

основ-

ным

экономи-

ческим

показа-

телям,

достиг-ла

уровня

1913 г.

Производ

имые в

стране

пром-

товары не

могли

удовлет-

ворить

расту-щий

спрос.

Это вело к

повышени

ю цен.

1925г.

прова-лен

план

хлебозаго

товок

т.к у

зажито-

чных

крестьян

не

оказалось

стимула

его

продавать.

1927г.

снова

сократила

сь

продажа

зерна

государст

ву. Возник

продо-

вольствен

ный

кризис.

1929г.

введены

карточки

на товары

Вывод: с введением новой экономической политики изменения произошли в промышленности,

аграрной сфере, сфере торговли, финансовой сфере. При этом государство сохранило за собой

командные высоты в экономике. Стране удалось по основным экономическим показателям выйти на

22

уровень 1913г. Народное хозяйство страны стало быстро восстанавливаться. Но производимые в

стране промышленные товары не могли удовлетворить растущий спрос на них и это вело к росту цен.

Этот период сопровождался кризисами.

23

4.Список литературы

1.

С.П.Вольваков

Познавательно - развивающие вопросы в преподавании

истории Отечества. ПИШ №5. 2000 г.

2.

Е.Е

Вяземский,

О.Ю.

Стрелова

«Как

сегодня

преподавать

историю

в

школе».М.:Просвещение,2000г.

3.

Е.Е Вяземский,

О.Ю.

Стрелова

«Методические

рекомендации

учителю

истории». М.: Владос, 2000 г.

4.

Е.Е Вяземский, О.Ю. Стрелова «Теория и методика преподавания истории»

М.2003г.

5.

П.И. Педкасистый «Педагогика» М. 1996г.

6.

И.П. Подласый «Педагогика» М. 1996г.

7.

С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская «Развитие критического мышления на уроке»

М.: Просвещение,2011г.

8.

И.В. Муштавинская «Технология развитие критического мышления на уроке и в

системе подготовки учителя» СПб. 2013г.

24



В раздел образования