Напоминание

Роль сказки в духовно - нравственном воспитании детей


Автор: Лобанова Елена Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1034 ДО 4
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Роль сказки в духовно - нравственном воспитании детей
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль сказки в духовно – нравственном воспитании детей. Дошкольный возраст - возраст сказок. Это наиболее любимый детьми жанр. Язык сказок прост и поэтому доступен. Сюжет прозрачен , но и загадочен. Стоит только начать: " В некотором царстве...", как дети, затаив дыхание, уносятся в мир фантазий. Культура и опыт, особенно народные, передаются из поколения в поколение. Знакомы ли современные воспитатели и молодые родители с этой областью культуры и могут ли помочь ребенку полюбить ее? Не вытесняются ли народное творчество из жизни ребенка в сегодняшней " взрослой жизни" и не остается ли лишь на сцене и в музеях, когда ребенок осваивает современные информационные средства общения? Нет! Произведения народного искусств, игры, песни, сказки всегда были близки природе ребенка. Простота этих произведений многократная повторяемость, которая присутствует в сказках , легкость запоминания , возможность обыгрывание и самостоятельного участия привлекают детей, и они с удовольствием используют их в своей деятельности. Народное творчество - сказки являются значительной частью культурного опыта человека. Ценность сказок, их использование в развитии ребенка заключается в том, что сказка может обыгрываться, в ней большая возможность импровизации. В сказках отражена жизнь и деятельность многих поколений . Долголетнее шлифование их содержания позволяет им стать , по сути, образцами норм поведения, отношений , языковой , художественной и музыкальной культуры . Кроме того , сказочный сюжет способствует развитию воображения будущего художника , ученого, изобретателя . Ни один ребенок не любит наставлений , а сказка учит не напрямую . Самое большое , что она позволяет себе - это намек на то, как лучше поступить в той или иной ситуации. Она учит не быть простаком, как Колобок, не быть глупым и доверчивым , как Серый Волк . Они учат тому , что за добро надо платить добром, как девочка в сказке " Гуси - Лебеди ". В сказке всегда зло наказано , добро всегда побеждает. Но что бы добро победило , надо не ждать , а добиваться этого . То есть в русских народных сказках собрана вся мудрость воспитания в детях духовно -нравственного начала. У детей формируются нравственные понятия, ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, а сказка каждый раз показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим, что надо стремиться делать людям добро. Знакомясь со сказками, дети знакомятся с русскими народными обычаями, укладом крестьянской семьи, быта, ремеслом, народно-прикладным искусством, русским народным фольклором : песенками, присказками, шутками- прибаутками, пословицами, поговорками " Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается " , " Сказка ложь , да в ней намек , добрым молодцам урок " , " И я там был, мед- пиво пил , по усам текло , а в рот не попало" и др. Для развития фантазии и воображения , важна не сама по себе среда , которую создает сказка , в ее восприятие ребенком , то , как она ему преподносится. В этом большую роль играют взрослые : педагоги , родители. Особенно важно видеть сказку как будто со стороны, не только в кинофильме или театральной пьесе, но и самостоятельно проиграв сюжет. Просто прочитанные сказки могут не оставить глубокого следа в душе ребенка. Так, например, дети не видят леса , через который пробирается Иван-Царевич ,
где растет могучий волшебный дуб. В этом случае помогают иллюстрации. Однако стоит заметить, что каждый ребенок воспринимает сказку по своему, и при рисовании по сказкам, дети показывают свое отношение к героям этих сказок, сюжету. Петушка, например, они рисуют большим, а лису маленькой. Дети в своих рисунках , всячески стараются помочь полюбившимся героям . Подобные позитивные восприятия сказок и их героев, стоит поддерживать. В нашем сегодняшнем мире, где дети видят жестокость и порой насилие, очень важно воспитать в детях доброту, нравственную чистоту. Вся окружающая жизнь детей и главное - микроклимат в семье, должны способствовать правильному формированию личности ребенка. Сказки, как нравственно-духовное наследие наших предков, могут воспитать в детях добрые чувства, умение сопереживать, сочувствовать чужому горю, выручать друг друга из беды, уважать старших и слушаться их. Примерные приемы игры со сказками . Дети консерваторы в отношении сказок, им хочется слушать ее или смотреть экранизацию много раз. Но наступает момент, когда сказка начинает надоедать, как старая игрушка. Именно тогда и можно поиграть со сказкой, развивая детскую фантазию , театральные, сценические и художественные способности детей. 1 ) Можно придумать продолжение сказки или новые сюжетные линии. Здесь текст реальной сказки перемешивается с выдумкой ребенка. 2) Включить новые персонажи и самого ребенка в старую сказку. Например: " Представь себе, что ты полезла в ушко коровушке и стала маленькой-маленькой. Что ты увидишь вокруг?" ( сказка " Ховрошечка"). 3) Сказка на новый лад. Героев сказки перенесли в наше время или место действия. - Старуха просит новую стиральную машину. - Колобок живет на 2-м этаже. - Как сделать , что бы колобка не съела лиса? - Козлята живут на острове. 4) Фантазии, воображения продолжающие сказку , например у Золушки родился сынок и стал волшебником. 5) Одни герои сказок помогают и выручают из беды других. Заяц выручает петушка и он не погибает ( придумывает ему игры). 6) Злых героев дети превращают в добрых. Колдунья не утопила Аленушку, а помогает ей ( сказка " сестрица Аленушка и братец Иванушка"). 7 ) Как спасти героя сказки, например Снегурочку? На ковре - самолете летим на север, оставляем ее там.
8) Если хитрую лису превратить в глупую, а волка в умного, как от этого изменится сказка? Сочиняя продолжения сказок, дети обычно проговаривают волшебные слова этих сказок, превращая их самих в волшебников. Не смотря, на прогресс, который до предела сделал нашу жизнь прагматичной и рациональной и дети, и взрослые тянутся к миру сказок, сохраняющий богатый народный опыт. Ведь сказка не только будит воображение, помогает творить, но и обогащает жизнь положительными эмоциями, объединяет людей разных поколений.


В раздел образования