Роль сказки в духовно - нравственном воспитании детей
Автор: Лобанова Елена Алексеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ Школа №1034 ДО 4 Населённый пункт: город Москва Наименование материала: Статья Тема: Роль сказки в духовно - нравственном воспитании детей Раздел: дошкольное образование
Роль сказки в духовно – нравственном воспитании детей.
Дошкольный возраст - возраст сказок. Это наиболее любимый детьми жанр. Язык
сказок прост и поэтому доступен. Сюжет прозрачен , но и загадочен. Стоит только начать: "
В некотором царстве...", как дети, затаив дыхание, уносятся в мир фантазий. Культура и
опыт,
особенно
народные,
передаются
из
поколения
в
поколение.
Знакомы
ли
современные воспитатели и молодые родители с этой областью культуры и могут ли
помочь ребенку полюбить ее? Не вытесняются ли народное творчество из жизни ребенка
в сегодняшней " взрослой жизни" и не остается ли лишь на сцене и в музеях, когда
ребенок
осваивает
современные
информационные
средства
общения?
Нет!
Произведения
народного
искусств,
игры,
песни,
сказки
всегда
были
близки
природе
ребенка. Простота этих произведений многократная повторяемость, которая присутствует
в сказках , легкость запоминания , возможность обыгрывание и самостоятельного участия
привлекают детей, и они с удовольствием используют их в своей деятельности. Народное
творчество - сказки являются значительной частью культурного опыта человека. Ценность
сказок,
их
использование
в
развитии
ребенка
заключается
в
том,
что
сказка
может
обыгрываться, в ней большая возможность импровизации.
В
сказках
отражена
жизнь
и
деятельность
многих
поколений
.
Долголетнее
шлифование их содержания позволяет им стать , по сути, образцами норм поведения,
отношений , языковой , художественной и музыкальной культуры . Кроме того , сказочный
сюжет способствует развитию воображения будущего художника , ученого, изобретателя .
Ни один ребенок не любит наставлений , а сказка учит не напрямую . Самое большое , что
она позволяет себе - это намек на то, как лучше поступить в той или иной ситуации. Она
учит не быть простаком, как Колобок, не быть глупым и доверчивым , как Серый Волк .
Они учат тому , что за добро надо платить добром, как девочка в сказке " Гуси - Лебеди ". В
сказке всегда зло наказано , добро всегда побеждает. Но что бы добро победило , надо не
ждать , а добиваться этого . То есть в русских народных сказках собрана вся мудрость
воспитания в детях духовно -нравственного начала. У детей формируются нравственные
понятия, ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, а сказка
каждый раз показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим, что надо стремиться
делать людям добро. Знакомясь со сказками, дети знакомятся с русскими народными
обычаями,
укладом
крестьянской
семьи,
быта,
ремеслом,
народно-прикладным
искусством,
русским
народным
фольклором
:
песенками,
присказками,
шутками-
прибаутками, пословицами, поговорками " Скоро сказка сказывается, да не скоро дело
делается " , " Сказка ложь , да в ней намек , добрым молодцам урок " , " И я там был, мед-
пиво пил , по усам текло , а в рот не попало" и др.
Для развития фантазии и воображения , важна не сама по себе среда , которую
создает сказка , в ее восприятие ребенком , то , как она ему преподносится. В этом
большую роль играют взрослые : педагоги , родители. Особенно важно видеть сказку как
будто со стороны, не только в кинофильме или театральной пьесе, но и самостоятельно
проиграв сюжет. Просто прочитанные сказки могут не оставить глубокого следа в душе
ребенка. Так, например, дети не видят леса , через который пробирается Иван-Царевич ,
где растет могучий волшебный дуб. В этом случае помогают иллюстрации. Однако стоит
заметить, что каждый ребенок воспринимает сказку по своему, и при рисовании по
сказкам,
дети
показывают
свое
отношение
к
героям
этих
сказок,
сюжету.
Петушка,
например, они рисуют большим, а лису маленькой. Дети в своих рисунках , всячески
стараются помочь полюбившимся героям . Подобные позитивные восприятия сказок и их
героев, стоит поддерживать.
В нашем сегодняшнем мире, где дети видят жестокость и порой насилие, очень важно
воспитать в детях доброту, нравственную чистоту. Вся окружающая жизнь детей и главное
- микроклимат в семье, должны способствовать правильному формированию личности
ребенка. Сказки, как нравственно-духовное наследие наших предков, могут воспитать в
детях добрые чувства, умение сопереживать, сочувствовать чужому горю, выручать друг
друга из беды, уважать старших и слушаться их.
Примерные приемы игры со сказками .
Дети
консерваторы
в
отношении
сказок,
им
хочется
слушать ее
или
смотреть
экранизацию много раз. Но наступает момент, когда сказка начинает надоедать, как
старая игрушка. Именно тогда и можно поиграть со сказкой, развивая детскую фантазию ,
театральные, сценические и художественные способности детей.
1 ) Можно
придумать
продолжение
сказки
или
новые
сюжетные
линии.
Здесь
текст
реальной сказки перемешивается с выдумкой ребенка.
2) Включить новые персонажи и самого ребенка в старую сказку. Например: " Представь
себе, что ты полезла в ушко коровушке и стала маленькой-маленькой. Что ты увидишь
вокруг?" ( сказка " Ховрошечка").
3) Сказка на новый лад. Героев сказки перенесли в наше время или место действия.
- Старуха просит новую стиральную машину.
- Колобок живет на 2-м этаже.
- Как сделать , что бы колобка не съела лиса?
- Козлята живут на острове.
4) Фантазии, воображения продолжающие сказку , например у Золушки родился сынок и
стал волшебником.
5) Одни герои сказок помогают и выручают из беды других. Заяц выручает петушка и он
не погибает ( придумывает ему игры).
6) Злых героев дети превращают в добрых. Колдунья не утопила Аленушку, а помогает ей
( сказка " сестрица Аленушка и братец Иванушка").
7 ) Как спасти героя сказки, например Снегурочку? На ковре - самолете летим на север,
оставляем ее там.
8) Если хитрую лису превратить в глупую, а волка в умного, как от этого изменится сказка?
Сочиняя продолжения сказок, дети обычно проговаривают волшебные слова этих сказок,
превращая их самих в волшебников.
Не смотря, на прогресс, который до предела сделал нашу жизнь прагматичной и
рациональной и дети, и взрослые тянутся к миру сказок, сохраняющий богатый народный
опыт. Ведь сказка не только будит воображение, помогает творить, но и обогащает жизнь
положительными эмоциями, объединяет людей разных поколений.