Напоминание

Духовно-нравственное воспитание в рамках ФГОС ОО


Автор: Шемякина Елена Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Кагальницкая СОШ №1
Населённый пункт: ст.Кагальницкая, Ростовской обл.
Наименование материала: статья
Тема: Духовно-нравственное воспитание в рамках ФГОС ОО
Раздел: среднее образование





Назад





Методическая разработка

Духовно-нравственное воспитание в рамках ФГОС ОО

Автор: Шемякина Елена Викторовна,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

МБОУ Кагальницкой СОШ №1 (ст.Кагальницкая Ростовской обл.)

Цель: обобщить опыт апробации ФГОС в основной школе.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Основой разработки и реализации федерального го суд арст венного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно- нравственного развития и воспитания. Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности. Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. « Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». Идейные ресурсы современного образования заложены в ФГОС, проекте «Наша новая школа» и новой редакции Закона об образовании. В концепции духовно-нравственного воспитания формулируются цели и задачи воспитания и социализации обучающихся, раскрывается система базовых национальных ценностей, лежащая в основе учебно-воспитательного процесса, определяются основные формы и методы духовно-нравственного развития гражданина России в процессе урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в партнерских отношениях с семьей, институтах гражданского общества. Стандарт устанавливает, что программа воспитания и социализации должна быть направлена на духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям своей этниче ской, конфессиональной или культурной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России. Сегодня категории «образование», «обучение» и «воспитание» понимаются как целостный, нераздельный процесс. Собственно говоря, без должной воспитанности учащихся эффективный процесс обучения просто невозможен. Вот почему процесс обучения закономерно предполагает единство образовательной и воспитательной функции. Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребенка, а не просто набор информации, обязательной для изучения.
Федеральный государственный образовательный стандарт - это совокупность трех систем требований:  требований к результату освоения основной образовательной программы основного общего образования;  требований к структуре основных образовательных программ;  требований к условиям реализации стандарта. В с е э т и т р е б о в а н и я у ч и т ы в а ют в о з р а с т н ы е и и н д и в и д у а л ь н ы е особенности обучающихся , включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидов. В Стандарте нового поколения содержание образования детально и подробно не прописано, зато четко обозначены требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: - личностным (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению, ценностно-смысловых установок, отражающим личностные и гражданские позиции в деятельности; - метапредметным , включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и УУД; - предметным умениям, включающим виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета. В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Прежде всего, новый образовательный стандарт разрабатывался в зависимости от задач, с которыми предстоит столкнуться непосредственно школьнику и выпускнику во взрослой жизни. Предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, особое значение приобретает внеурочная деятельность, так как ученик выбирает её, исходя из своих интересов, мотивов. Внедрение Федерального государственного стандарта образования предусматривает использование системно-деятельностного подхода и личностно- ориентированных технологий обучения. Большое значение уделяется интеграции содержания образования. Интегрированные уроки дают учащимся более широкое и яркое представление о мире и человеке, о взаимосвязи предметов и явлений. В нашей школе разработана модель организации внеурочной деятельности. Цель внеурочной деятельности: создание условий для самоопределения и самореализации личности ребёнка на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Урочная и внеурочная деятельность, в соответствии с ФГОС определяется в моей работе следующими направлениями духовно – нравственного развития личности: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Реализовать помогают классные часы разной тематики, встречи с ветеранами, интересными людьми. Классный час, посвящённый памяти нашего земляка, выпускника школы Олега Соловьёва, в день открытия мемориальной памятной доски, особенно запомнился пятиклассникам. Накануне я предложила ребятам написать небольшие сочинения
на тему: «Что такое патриотизм?» Ответы пятиклассников поражают глубиной мысли. 1.В русском народе живет убеждение. Что истинный человек и сын Отечества есть одно и то же. 2.Российским людям свойственна особая любовь к родному краю ,к месту .где они выросли, к своей Родине. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать не жалея жизни своё Отечество. 3.Война – явление страшное, жестокое. Но пока существует на земле злоба, ненависть, будут существовать и войны, которые наносят раны людям, уносят из жизни сыновей. 4.Эхо войны долетело с Чечни. Эхо чеченской войны еще долго будет напоминать о себе портретами сыновей и мужей в траурной рамке. Именно такие мероприятия и формируют высоконравственного гражданина России. На встречу с ребятами была приглашена мать погибшего Олега Соловьёва, ветеран педагогического труда А.Ф.Соловьёва, одноклассники, сослуживцы. Хочу привести небольшой фрагмент мероприятия. Слово учителя: Встреча – это возможность поговорить, вспомнить. Поделиться с другими своими чувствами и переживаниями. Нашу встречу мы назвали «Живая память», живая, потому что память будет жить, пока мы с вами об этом будем помнить. Я думаю, у нас состоится откровенный разговор, что же такое память народная. Нужна ли нам она сегодня, что значит быть патриотами. Иногда мы не осознаем, что живем в одно время и на одной земле с героями. Настоящими героями, которые отдают Родине все и не требуют ничего взамен. Они верны однажды данной присяге. Они защищают свой народ ценой своей крови и самой жизни. Вековая мудрость гласит: мужчина должен построить дом, посадить дерево и вырастить сына. Многие из них не успели, и даже уже никогда не успеют это сделать. Но подвиг стоит целой жизни и вечной памяти в наших сердцах. Чтец: Слушай. Это говорит память. Но разве память бывает живой? А ты не веришь? Человек может умереть дважды. Там, на поле боя, когда его сразит пуля, А второй раз – в памяти народной. Второй раз умирать страшнее. Второй раз человек должен жить! О Чеченской войне будут еще долго говорить политики, историки напишут страницы учебников. Но мы понимаем главное: все, кто воевал, выполнял свой долг солдата, остались верны воинской присяге и Родине. Эту войну окрестили «странной». Она и странная, и страшная, теперь её называют к тому же забытой. Но забыть её невозможно. Помнят о ней прошедшие чеченский ад, помнят близкие, пережившие невосполнимые утраты, помнят истинные граждане России, составляющие совесть нашего общества. Соловьев Олег Юрьевич родился 26 июля 1972 года в ст. Кагальницкой. В 1979 году пошел в 1 класс Кировской средней школы совхоза «Ростовский». Здесь он закончил начальную школу. С 1982 года Олег учится в Кагальницкой средней школе №1. В 1989 году Олег оканчивает её с серебряной медалью. В том же году он поступает во Владикавказское Высшее Общевойсковое Командное дважды
Краснознаменное училище имени маршала Неделина и в 1993 году успешно оканчивает его в звании лейтенанта с квалификацией инженера по эксплуатации бронетанковой и автомобильной техники. Получив направление в Северо- Кавказский военный округ, Соловьев Олег Юрьевич служит в 47 полку быстрого реагирования Внутренних войск МВД России. За отличную службу он награжден почетным знаком 47 полка в 1994 году. С первого дня чеченской войны Олег в составе полка находится на территории Чеченской республики. В январе 1995 года батальон бронетехники находился на Куликовом поле, откуда он и ушел в свой последний бой. Соловьев Олег Юрьевич погиб 31 января 1995 года в бою под селом Самашки. Он похоронен на кладбище станицы Кагальницкой 5 февраля 1995 года с воинскими почестями. За отвагу и героизм, проявленные в бою, Соловьев Олег Юрьевич посмертно был награжден Орденом Мужества. 7 мая 2007 года ему присвоена общественная награда - орден Святого князя Александра Невского I степени и Грамота Национального Комитета общественных наград (посмертно). Много воспоминаний об Олеге Соловьёве услышали ребята от его одноклассников и сослуживцев. С особенным вниманием и трепетом слушали ребята мать героя, которая сказала:
«Пока я жива – жив мой сын, жива память о

нем. Вероятно, все эти слагаемые дают мне возможность жить и работать».
Ребята сами делают вывод, каким должен быть человек, каким должен быть обычный школьник, а именно: жить по совести, ценить мир, спокойствие, возможность жить и учиться, с благодарностью относиться к тем, кто честно и самоотверженно выполняет свой воинский долг. В целом, организацию целостного процесса духовно-нравственного воспитания осуществляю через выполнение основных функций: -Создание воспитывающей духовно-нравственной среды (развитие коллектива класса, взаимодействие с педагогическим коллективом и внешкольными общественными учреждениями и организациями, работа с родителями учащихся, создание предметной среды); - Стимулирование здорового образа жизни как основы духовно-нравственного воспитания; -Организация коллективной творческой деятельности воспитанников, реализуемой в многообразных организационных формах воспитательной работы – традиционных и творческих; - Корректировка индивидуального пути духовно-нравственного развития каждого воспитанника, стимулирование его самопознания и самово спитания, дифференцирование и индивидуализация процесса воспитания. Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.


В раздел образования