Автор: Шемякина Елена Викторовна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ Кагальницкая СОШ №1 Населённый пункт: ст.Кагальницкая, Ростовской обл. Наименование материала: статья Тема: Духовно-нравственное воспитание в рамках ФГОС ОО Раздел: среднее образование
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
МБОУ Кагальницкой СОШ №1 (ст.Кагальницкая Ростовской обл.)
Цель: обобщить опыт апробации ФГОС в основной школе.
Духовно-нравственное
развитие
и
воспитание
учащихся
являются
первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют
собой важный компонент социального заказа для образования. Ключевая роль в
духовно-нравственном
сплочении
общества
отводится
образованию.
Школа
–
единственный социальный институт, через который проходят все граждане России.
Основой
разработки
и
реализации
федерального
го суд арст венного
образовательного
стандарта
общего
образования
является
Концепция
духовно-
нравственного
развития
и
воспитания.
Концепция
определяет
цели
и
задачи
духовно-нравственного
развития
и
воспитания
личности,
систему
базовых
национальных
ценностей,
принципы
духовно-нравственного
развития
и
воспитания личности. Воспитание должно быть ориентировано на достижение
определенного идеала.
« Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как
свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны,
укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа
Российской Федерации». Идейные ресурсы современного образования заложены в
ФГОС, проекте «Наша новая школа» и новой редакции Закона об образовании.
В концепции духовно-нравственного воспитания формулируются цели и задачи
воспитания
и
социализации
обучающихся,
раскрывается
система
базовых
национальных ценностей, лежащая в основе учебно-воспитательного процесса,
определяются
основные
формы
и
методы
духовно-нравственного
развития
гражданина России в процессе урочной, внеурочной и внешкольной деятельности,
в партнерских отношениях с семьей, институтах гражданского общества. Стандарт
устанавливает, что программа воспитания и социализации должна быть направлена
на
духовно-нравственное
развитие
обучающихся
на
основе
их
приобщения
к
национальным
российским
ценностям,
ценностям
своей
этниче ской,
конфессиональной
или
культурной
группы,
общечеловеческим
ценностям
в
контексте формирования у них идентичности гражданина России.
Сегодня категории «образование», «обучение» и «воспитание» понимаются как
целостный, нераздельный процесс. Собственно говоря, без должной воспитанности
учащихся эффективный процесс обучения просто невозможен. Вот почему процесс
обучения закономерно предполагает единство образовательной и воспитательной
функции.
Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что основной
целью является
не
предметный,
а
личностный
результат.
Во
главу
ставится
личность ребенка, а не просто набор информации, обязательной для изучения.
Федеральный государственный образовательный стандарт - это совокупность трех
систем требований:
требований
к
результату
освоения
основной
образовательной
программы
основного общего образования;
требований к структуре основных образовательных программ;
требований к условиям реализации стандарта.
В с е
э т и
т р е б о в а н и я
у ч и т ы в а ют
в о з р а с т н ы е
и
и н д и в и д у а л ь н ы е
особенности обучающихся , включая образовательные потребности обучающихся с
ограниченными
возможностями
и
инвалидов.
В
Стандарте
нового
поколения
содержание образования детально и подробно не прописано, зато четко обозначены
требования
к
результатам
освоения
обучающимися
основной
образовательной
программы основного общего образования:
-
личностным (готовность
и
способность
к
саморазвитию, сформированность
мотивации
к
обучению,
ценностно-смысловых
установок,
отражающим
личностные и гражданские позиции в деятельности;
-
метапредметным , включающим освоенные обучающимися межпредметные
понятия и УУД;
- предметным умениям, включающим виды деятельности по получению нового
знания в рамках учебного предмета.
В качестве основного результата образования выступает овладение набором
универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие
жизненные и профессиональные задачи. Прежде всего, новый образовательный
стандарт
разрабатывался
в
зависимости
от
задач,
с
которыми
предстоит
столкнуться непосредственно школьнику и выпускнику во взрослой жизни.
Предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин,
в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей,
ориентиров,
потребностей,
интересов
человека,
особое
значение
приобретает
внеурочная деятельность, так как ученик выбирает её, исходя из своих интересов,
мотивов.
Внедрение
Федерального
государственного
стандарта
образования
предусматривает использование системно-деятельностного подхода и личностно-
ориентированных технологий обучения. Большое значение уделяется интеграции
содержания образования. Интегрированные уроки дают учащимся более широкое и
яркое представление о мире и человеке, о взаимосвязи предметов и явлений.
В нашей школе разработана модель организации внеурочной деятельности. Цель
внеурочной
деятельности:
создание
условий
для
самоопределения
и
самореализации
личности
ребёнка
на
основе
свободного
выбора,
постижения
духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Урочная и внеурочная деятельность, в соответствии с ФГОС определяется в моей
работе следующими направлениями духовно – нравственного развития личности:
воспитание
гражданственности,
патриотизма,
уважения
к
правам,
свободам
и
обязанностям человека. Реализовать помогают классные часы разной тематики,
встречи с ветеранами, интересными людьми.
Классный час, посвящённый памяти нашего земляка, выпускника школы Олега
Соловьёва, в день открытия мемориальной памятной доски, особенно запомнился
пятиклассникам. Накануне я предложила ребятам написать небольшие сочинения
на тему: «Что такое патриотизм?» Ответы пятиклассников поражают глубиной
мысли.
1.В русском народе живет убеждение. Что истинный человек и сын Отечества есть
одно и то же.
2.Российским людям свойственна особая любовь к родному краю ,к месту .где они
выросли, к своей Родине. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности
защищать не жалея жизни своё Отечество.
3.Война – явление страшное, жестокое. Но пока существует на земле злоба,
ненависть, будут существовать и войны, которые наносят раны людям, уносят из
жизни сыновей.
4.Эхо войны долетело с Чечни. Эхо чеченской войны еще долго будет напоминать о
себе портретами сыновей и мужей в траурной рамке.
Именно такие мероприятия и формируют высоконравственного гражданина
России. На встречу с ребятами была приглашена мать погибшего Олега
Соловьёва, ветеран педагогического труда А.Ф.Соловьёва, одноклассники,
сослуживцы. Хочу привести небольшой фрагмент мероприятия.
Слово учителя: Встреча – это возможность поговорить, вспомнить. Поделиться с
другими своими чувствами и переживаниями. Нашу встречу мы назвали «Живая
память», живая, потому что память будет жить, пока мы с вами об этом будем
помнить. Я думаю, у нас состоится откровенный разговор, что же такое память
народная. Нужна ли нам она сегодня, что значит быть патриотами. Иногда мы не
осознаем, что живем в одно время и на одной земле с героями. Настоящими
героями, которые отдают Родине все и не требуют ничего взамен. Они верны
однажды данной присяге. Они защищают свой народ ценой своей крови и самой
жизни. Вековая мудрость гласит: мужчина должен построить дом, посадить дерево
и вырастить сына. Многие из них не успели, и даже уже никогда не успеют это
сделать. Но подвиг стоит целой жизни и вечной памяти в наших сердцах.
Чтец: Слушай. Это говорит память.
Но разве память бывает живой?
А ты не веришь? Человек может умереть дважды.
Там, на поле боя, когда его сразит пуля,
А второй раз – в памяти народной.
Второй раз умирать страшнее.
Второй раз человек должен жить!
О Чеченской войне будут еще долго говорить политики, историки напишут
страницы учебников. Но мы понимаем главное: все, кто воевал, выполнял свой
долг солдата, остались верны воинской присяге и Родине. Эту войну окрестили
«странной». Она и странная, и страшная, теперь её называют к тому же забытой.
Но забыть её невозможно. Помнят о ней прошедшие чеченский ад, помнят близкие,
пережившие невосполнимые утраты, помнят истинные граждане России,
составляющие совесть нашего общества.
Соловьев Олег Юрьевич родился 26 июля 1972 года в ст. Кагальницкой. В 1979
году пошел в 1 класс Кировской средней школы совхоза «Ростовский». Здесь он
закончил начальную школу.
С 1982 года Олег учится в Кагальницкой средней
школе №1. В 1989 году Олег оканчивает её с серебряной медалью. В том же году
он
поступает
во
Владикавказское
Высшее
Общевойсковое
Командное
дважды
Краснознаменное
училище
имени
маршала
Неделина
и
в
1993
году
успешно
оканчивает его в звании лейтенанта с квалификацией инженера по эксплуатации
бронетанковой
и
автомобильной
техники.
Получив
направление
в
Северо-
Кавказский военный округ, Соловьев Олег Юрьевич служит в 47 полку быстрого
реагирования Внутренних войск МВД России. За отличную службу он награжден
почетным знаком 47 полка в 1994 году. С первого дня чеченской войны Олег в
составе полка находится на территории Чеченской республики. В январе 1995 года
батальон бронетехники находился на Куликовом поле, откуда он и ушел в свой
последний бой. Соловьев Олег Юрьевич погиб 31 января 1995 года в бою под
селом Самашки. Он похоронен на кладбище станицы Кагальницкой 5 февраля
1995
года
с
воинскими
почестями.
За
отвагу
и
героизм,
проявленные
в
бою,
Соловьев Олег Юрьевич посмертно был награжден Орденом Мужества. 7 мая
2007 года ему присвоена общественная награда - орден Святого князя Александра
Невского I степени и Грамота Национального Комитета общественных наград
(посмертно).
Много воспоминаний об Олеге Соловьёве
услышали ребята от
его
одноклассников и сослуживцев. С особенным вниманием и трепетом слушали
ребята мать героя, которая сказала: «Пока я жива – жив мой сын, жива память о
нем. Вероятно, все эти слагаемые дают мне возможность жить и работать».
Ребята
сами
делают
вывод,
каким
должен
быть
человек,
каким
должен
быть
обычный
школьник,
а
именно:
жить
по
совести,
ценить
мир,
спокойствие,
возможность жить и учиться, с благодарностью относиться к тем, кто честно и
самоотверженно выполняет свой воинский долг.
В целом, организацию целостного процесса духовно-нравственного воспитания
осуществляю через выполнение основных функций:
-Создание
воспитывающей
духовно-нравственной
среды
(развитие
коллектива
класса,
взаимодействие
с
педагогическим
коллективом
и
внешкольными
общественными учреждениями и организациями, работа с родителями учащихся,
создание предметной среды);
-
Стимулирование
здорового
образа
жизни
как
основы
духовно-нравственного
воспитания;
-Организация коллективной творческой деятельности воспитанников, реализуемой
в
многообразных
организационных
формах
воспитательной
работы
–
традиционных и творческих;
- Корректировка индивидуального пути духовно-нравственного развития каждого
воспитанника,
стимулирование
его
самопознания
и
самово спитания,
дифференцирование и индивидуализация процесса воспитания.
Духовно-нравственное
воспитание
является
одним
из
основных
компонентов
образовательного
процесса
в
школе,
что
помогает
вырастить
честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни,
использовать полученные знания и умения на благо Родины.