Автор: Черепанова Елена Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребенка д/с "Сказка"" Населённый пункт: г.Белоярский, Тюменская область, ХМАО Наименование материала: методическая разработка Тема: практикум для родителей "Я- взрослый, ты-ребёнок" Раздел: дошкольное образование
- Помочь детям открыть для себя мир взрослых людей, а взрослым – лучше
понять мир современного ребёнка.
- Привлечь детей и родителей к участию в практикуме. Работая вместе,
занимаясь искусством, они будут общаться друг с другом, между ними
возникнет настоящее сотрудничество и творческое соревнование. Такое
взаимодействие в дальнейшем будет способствовать их большему
сближению и пониманию.
- Объединить детей одной группы или класса, детей и родителей, детей и
педагогов, наладить активные связи семей с образовательным учреждением.
Идея и творческое задание
В этой программе участниками проекта будут созданы оригинальные
художественные объекты – фигуры людей, детей и взрослых.
Всем будет предложено побывать в непривычных ролях: детям – в роли
взрослого, взрослым – в роли детей. Они изготовят символические фигуры
персонажей, наделят их чувствами, дадите им имена, расскажите об их
характере, настроении. В конце программы придуманные образы вступят в
диалог друг с другом, проиграют небольшие сценки из собственной жизни.
На протяжении проекта с его участниками работает психолог. В его задачу
входит привлечь каждого участника к проекту, где он сможет проявить свои
личностные качества, поделиться с другими своими мыслями и чувствами.
Педагог-психолог проводит беседу с детьми и взрослыми в начале проекта,
чтобы настроить тех и других на предстоящие действия в непривычных
ролях.
Материалы и оборудование:
Тарелочки белые бумажные, круглые (по две каждому), шаблоны рук, ног
из плотной бумаги, степлеры для скрепления отдельных частей фигуры
человека, шнур для размещения персонажей, кусочки тканей, цветной
бумаги, кожи, бусины, клей, нитки, вата, гуашь, стаканчики с водой, кисти
План реализации практикума:
-
Встреча и регистрация участников практикума.
- Подготовка материалов для выполнения творческого задания.
- Объяснение задания.
- Погружение в тему: беседа с детьми, беседа с родителями.
- Сборка фигуры человека из двух тарелочек и шаблонов.
- Интервью с художником (описание персонажей).
- Выставка фигур, импровизированное обсуждение созданных образов,
диалоги, разыгрывание небольших сценок с участием персонажей.
Реализация практикума
Подготовительная часть:
- Закупка художественных материалов для осуществления проекта.
- Подготовка бумажных шаблонов рук и ног фигуры человека для раздачи
всем участникам занятия.
- Подготовка специалистов из этого же детского учреждения для
сопровождения программы.
- Корректировка вопросов с учётом данной аудитории и в зависимости от
поставленной задачи.
- Объяснение задания.
Родители и дети приходят для участия в творческой акции и рассаживаются
за столы.
Ведущий представляет всех специалистов по именам, рассказывает детям и
взрослым, в чём будет заключаться их творческая задача и как её можно
реализовать (по этапам).
Показывает, как из двух тарелочек и четырёх шаблонов составить фигуру
человека, знакомит участников проекта с художественными материалами.
Творческая часть
Вопросы педагога-психолога для детей и взрослых:
- Кто такие взрослые?
- Кто такие дети?
- Как они выглядят, как одеваются?
- Современные дети, какие они?
- Какие взрослые тебя окружают?
- Помните ли вы себя в детстве, ваше любимое занятие, игрушки?
- Что бы ты сейчас сделал, если бы стал взрослым?
- Чем ваш ребёнок отличается от вас в детстве, как вам кажется?
- Кем бы ты хотел стать?
- Кем бы вы хотели видеть вашего ребёнка?
Практическая часть
После небольшого опроса ведущий подробно рассказывает и показывает,
как выполнить задание, раздаёт шаблоны для работы.
Перед участниками задача – составить фигуру человечка из двух круглых
картонных тарелочек и несколько шаблонов (рук и ног). Дети будут
формировать фигуру взрослого, взрослые – фигуру ребёнка.
Сначала художник должен решить, кого будет изображать фигура:
мальчика или девочку, взрослого мужчину или женщину? От этого зависит
выбор шаблонов: ноги женщины – узкие полоски, ноги мужчины – более
широкие полоски (в брюках). Шаблоны рук женщин и мужчин одинаковые.
Настроившись на выполнение задания, каждый участник занятия подбирает
краски, фломастеры, цветную бумагу, другие материалы и приступает к
работе.
Участники занятия раскладывают определённым образом перед собой
отдельные детали фигуры и расписывают их красками. После того, как
отдельные фрагменты расписаны и просохли, их можно скреплять между
собой степлером.
Готовые фигурки человечков закрепляют на цветном шнуре,
подготовленном заранее.
Описание персонажа.
Цель опроса – дать возможность каждому человеку, ребёнку и взрослому,
высказаться по поводу созданного персонажа, охарактеризовать его,
раскрыть смысл своей работы.
Диалоги, выставка фигур, импровизированное обсуждение созданных
персонажей, разыгрывание сценок с их участием.
Вопросы для интервью с художником.
- Кто это?
- Как его зовут?
- Сколько ему лет?
- Где он живёт?
- Кто его близкие?
- Есть ли у него друзья?
- Что любит, что не любит?
- Какое у него сейчас настроение?
- Что бы ему хотелось в данный момент?
Участники проекта любуются своими героями. Дети выступают в
небольших сценках в роли своего персонажа, взрослого человека – папы,
дедушки, мамы, кого-то из знакомых. А взрослые говорят тоненьким
голосочком, изображая детей.
Итог практикума
В завершение семейной творческой программы все участники
обмениваются мнениями, а затем уносят своих героев домой