Напоминание

"Наша хата-затеями богата"


Автор: Русакович Светлана Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Петровский детский сад № 5"
Населённый пункт: Ивановская область, Гаврилово-Посадский район, п. Петровский
Наименование материала: проект
Тема: "Наша хата-затеями богата"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ «Петровский детский сад № 5»

ФОЛЬКЛОРНЫЙ

ПРОЕКТ

«НАША ХАТА - ЗАТЕЯМИ

БОГАТА»

Русакович С.А.

Актуальность.

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному,

в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о

необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрожде-

нии народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями.

Новизна проекта:

Большое место в детском саду отводится народным праздникам. Их зна-

чение в воспитании дошкольников, несомненно, очень велико. У нас во

многом потеряны традиции празднования народных календарных праздни-

ков, забыты обычаи, верования. Поэтому хотелось, чтобы народные праздни-

ки прочно вошли в жизнь детского сада. Приобщая детей к народному твор-

честву, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравствен-

ным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокой-

ное время. Нельзя не отметить роль народной культуры и в духовно-нрав-

ственном воспитании дошкольников. Немного творчества, выдумки, импро-

визации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные

современные праздники для наших детей. Модернизация содержания музы-

кального развития детей средствами народного фольклора. В непосредствен-

ной образовательной деятельности с детьми возможно и необходимо исполь-

зовать русское народное творчество.

Инновационная направленность: формирование у детей устойчивого ин-

тереса к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными

жанрами фольклора.

Срок реализации проекта: 1 год.

Вид проекта: творческий, групповой, комплексный.

Участники: дети старшей группы.

Возраст детей: 5-6 лет.

Продукт совместной деятельности: календарные и народные праздники,

вокальное пение и сочинительство, танцевальное и игровое творчество.

Постановка проблемы

Значение различных форм русского фольклора в музыкальном воспита-

нии дошкольников трудно переоценить. Включение музыкального фольк-

лора в программу музыкального обучения детей положительно отражается на

детях – они узнают много нового о русском народном искусстве: музыке,

песнях, танцах. Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных

праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей,

при знакомстве с различными формами устного народного творчества и ма-

лыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к

этому процессу и познавательная активность. Народные праздники помогают

детям почувствовать себя частичной своего народа, узнать о его обычаях и

традициях. Эти праздники дают детям представление о народных веровани-

ях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянства. Они

учат бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим

предкам, истории народа. У детей рождается ответное, душевное чувство, ин-

терес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гар-

монично формируются нравственные ценности: представление о добре, кра-

соте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значи-

мость.

Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые по-

пытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказы-

вать текст. В разговорной речи детей присутствуют слова уличного жаргона,

а русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая лого-

педия), прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т.д. не только

открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь,

но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.

Краткое описание проекта.

Целью данного проекта является освоение детьми фольклорного насле-

дия русского народа, как самобытной, целостной системы гармоничного и

творческого развития личности.

Народная фольклорная культура, наследие русского народа, дает нам не-

ограниченные возможности для творчества, фантазии. Ведь если нет какого-

либо праздника, его запросто можно придумать и организовать самостоятель-

но. «Праздник русских щей», «Здравствуй, матрешка!», «Дымковские игруш-

ки», посиделки с играми, плясками частушками и чаепитием, всевозможные

ярмарки и Капустники – все эти праздники не сложно придумать и провести,

используя уже знакомый, и новый фольклорный материал. Минимум подго-

товки, максимум желания – и в ответ получим сияющие глаза наших ребяти-

шек.

Для полноценного изучения русской народной культуры, конечно, одних

музыкальных занятий, праздников и развлечений на материале русского

фольклора, несомненно, недостаточно. Необходимо использовать фольклор в

самых разных видах деятельности дошкольников.

Нельзя не отметить благотворного влияния фольклора на здоровье до-

школьников. Различные виды народного творчества – музыка, танец, пение,

подвижные народные игры – все это благотворно влияет на психофизический

статус ребенка. Исполнение народных песен способствует постановке пра-

вильного дыхания. Исполнение народных танцев – формированию правиль-

ной осанки, способствует развитию мышечного чувства и координации дви-

жений. Разнообразные народные игры способствуют формированию воле-

вых качеств, активизирует память, внимание, решают психокоррекционные

задачи, снимая страхи, агрессию, замкнутость. Развивают речь, обогащают

словарный запас детей. Дети осваивают традиционные стили общения.

Данный проект является необходимым, т.к. дети нашего сада проявляют

активный интерес и желание заниматься поэтическим и музыкальным фольк-

лором, с удовольствием принимают участие в театрализованных представле-

ниях и фольклорных праздниках, проявляют навыки актерского мастерства в

инсценировках, играх, плясках, хороводах, что доставляет им большую ра-

дость.

В результате реализации проекта у детей будут сформированы навыки ак-

терского мастерства, будут развиваться импровизационные способности,

коммуникативно-речевая деятельность через обыгрывание произведений дет-

ского фольклора. И уже как вершина творческого достижения – это их уча-

стие в постановке театрализованного представления, где в совокупности

представлены различные жанры народного песенного и поэтического творче-

ства.

Педагоги получат интересную технологию работы с детьми, основанную

на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплоще-

ния, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фолькло-

ра для ребенка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашен-

ным и значимым. Также педагоги приобретут опыт в изготовлении костю-

мов, бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми и

родителями.

Проект будет реализовываться через систему групповых и игровых заня-

тий с детьми, через презентацию для родителей, через участие детей в теат-

рализованных представлениях.

Всего в проект вовлечены 20 детей дошкольного возраста и их родите-

ли, музыкальный руководитель и 2 воспитателя.

Основной принцип проекта – принцип взаимодействия ребенка с раз-

личными формами народного фольклора. Обрядовые песни, игры, танцы, на-

родные сказки, малые фольклорные жанры – это все неоценимое богатство,

которое способно помочь ребенку преодолеть скованность, застенчивость,

стать творческой личностью. Проговаривая народные пословицы и поговор-

ки, инсценируя песни, потешки, играя в народные игр, ребенок эмоциональ-

но раскрывается, активно включается в предложенную игровую ситуацию.

Цель проекта:

Приобщать детей к истокам русской культуры, воспитывать у детей способ-

ность и умение эстетически воспринимать произведения народного творче-

ства, развить умение и навыки исполнительской деятельности.

Задачи:

- Развивать умение разыгрывать театральные представления, основанные на

русском фольклоре.

- Развивать воображение, творческие и актерские способности;

- Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.

- Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах

музыкальной деятельности;

- Знакомить детей со звучанием и внешним видом русских народных инстру-

ментов (жалейка, рожок, гусли, балалайка, гармонь, баян, ансамбль русских

народных инструментов и т.п.).

- Знакомить детей с русскими народными песнями различных жанров: ка-

лендарные, трудовые, земледельческие, плясовые, обрядовые, лирические,

шуточные, хороводные и пр.;

- Расширять знания детей о народных праздниках, обычаях и традициях рус-

ского крестьянства.

- Формировать творческие проявления при инсценировании песен, попевок,

в исполнении танцевальных движений, в народных играх со словом.

- Расширение диапазона детского голоса, развитие вокально-хоровых навы-

ков, чистоты интонирования средствами народного фольклора.

- Создавать необходимую предметно–развивающую среду.

Формы организации музыкальной деятельности.

1. Проведение совместной образовательной деятельности педагога с детьми

различного типа;

2. Проведение народных праздников русского крестьянства: Рождество,

Святки, Крещение, Масленица, Сороки, Пасха и пр.

3. Проведение развлечений на материале русского фольклора: «Веселая яр-

марка», «Посиделки», «Зимний вечер», «Капустник», «Русские богатыри» и

другие для старших дошкольников;

4. Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей.

5. Организация праздников, совместных с родителями

Предполагаемый результат:

В результате реализации проекта:

1. Дети познакомятся: с устным народным творчеством (скороговорками, по-

тешками, небылицами, прибаутками, присказками, шутками), с разными ви-

дами народной песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической) и играми.

2. У детей будут сформировано умение свободно и непринужденно общать-

ся, умение разыгрывать спектакль по знакомому сюжету, выразительно в

своей роли и в игровом взаимодействии, умение сочинять этюды по

сказкам, нафантазированным сюжетам.

3. Разовьется сфера чувств, готовность к творчеству, коммуникабельность.

4. Будет сформирована выразительная, красочная, полная ярких сравнений,

речь.

Оценка результатов:

Оценка эффективности по итогам работы будет проводиться по трем

направлениям: дети, педагоги и родители.

Определение продвижения детей будет отслеживаться через проведение

диагностики на начало и конец учебного года, через наблюдение и анализ ра-

боты по музыкальной деятельности, через просмотр театрализованных пред-

ставлений и фольклорных праздников.

По окончании проекта будет проведено анкетирование всех участков с

целью подведения итогов работы, определения роста профессионального ма-

стерства педагогов.

План реализации проекта

Реализация данного проекта рассчитана на 1 год и будет проходить в 3 этапа:

1 этап – подготовительный (2 месяца – сентябрь, октябрь). На этапе созда-

ется информационная база необходимая для реализации проекта, осуще-

ствляется рекламно-информационная кампания.

2 этап – основной (6 месяцев – ноябрь, декабрь, январь, февраль, март, ап-

рель). Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

3 этап – заключительный (1 месяц – май). Итоговый, включающий в себя

сбор и обработку диагностических результатов, и соотнесение поставленных

задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами.

Взаимодействие педагогов и родителей

1. Музыкальный руководитель – воспитатели группы;

2. Воспитатели группы – родители воспитанников;

3. Родители детей группы - дети

Взаимодействие с семьей

1. Беседа с родителями на тему « Фольклор – как средство патриотического

воспитания ребенка».

2. Изготовление родителями книжек – малышек «Моя первая колыбельная».

3. Совместное творчество бабушек, мам и детей: «Лоскутное одеяльце для

Матрешки».

4. Изготовление родителями костюмов и атрибутов к народным праздникам.

5. Создание мини-музея «Русская изба».

5. Консультация для родителей «Музыкотерапия»

Оборудование и оснащение педагогического процесса.

1. Доклады, консультации, конспекты занятий, сценарии праздничных меро-

приятий методические рекомендации для воспитателей и родителей, прак-

тический материал, фотоматериалы, наглядные и дидактические пособия.

2. Организовать в педагогическом коллективе тематическую выставку «Пас-

хальное яйцо»

3. Игровая деятельность: народные игры – хороводные и подвижные.

5. Создать фонотеку фольклорных произведений для прослушивания в сво-

бодной деятельности детей.



В раздел образования