Авторы: Канунникова Татьяна Алексеевна, Чистова Наталья Ивановна
Должность: Воспитатель, Учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ «Детский сад №149»
Населённый пункт: город Рязань, Рязанская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Занятие по познавательно-речевому развитию для детей дошкольного возраста «Путешествие навстречу сказке».
Раздел: дошкольное образование
МАДОУ «Детский сад №149»
Занятие по познавательно-речевому развитию для детей дошкольного
возраста «Путешествие навстречу сказке».
(Занятие проводится в экспозиции ГБУК Рязанской области «Рязанского
государственного областного художественного музея имени
И.П.Пожалостина»)
Подготовили:
воспитатель – Канунникова Татьяна Алексеевна
учитель-логопед – Чистова Наталья Ивановна
Рязань
2025
Цель.
Воспитание
гармонично
развитой
личности,
формирование
эстетических
норм
через
общение
с
подлинными
произведениями
изобразительного искусства.
Задачи.
Познакомить юных зрителей с экспозицией художественного музея, с
произведениями
изобразительного искусства посредством обращения к
сказочным образам, выполненным в разных техниках и материалах.
Продолжительность занятия (экскурсии) – 25 мин.
Маршрут экскурсии
1. Парадная лестница
2. Вводный зал
- Неизвестный художник. Портрет Е.И. Рюминой
3. Зал искусства середины XIX века.
4. Зал русского искусства рубежа XIX – XX вв.
-
М.А.
Врубель.
Эскиз
костюма
к
опере
Н.А.
Римского-Корсакова
«Снегурочка»
- Е.Д. Поленова. Старик со старухой. Иллюстрация к русской народной
сказке.
5. Зал декоративно-прикладного искусства (1-й зал)
- С.М. Орлов. Композиция «Конёк-горбунок»
- П.М. Кожин. Каменный цветок
- О.М. Богданова. Малахитовая шкатулка
- Е.И. Чарушин. Колобок
- Б.Н. Ланге. Русский богатырь
6. Зал декоративно-прикладного искусства (2-й зал)
- И.М. Маршумова. Декоративная фигура «Емеля»
7. Зал западноевропейского искусства
- Зеркало. Мейсен, Саксония
Парадная лестница.
Здравствуйте, дорогие юные друзья!
Вы пришли в гости во дворец, который был построен в конце XVIII
века, больше двухсот лет назад. Представьте, что на девочках красивые
бальные платья, мальчики во фраках или в военных мундирах. Давайте
поднимемся по этой красивой старинной мраморной лестнице.
Вводный зал.
Нас окружают красивые вещи: старинная мебель, фарфоровая посуда,
подсвечники. В этом доме когда-то жил очень богатый человек – Гаврила
Васильевич Рюмин. А вот и портрет хозяйки
- Екатерины Ивановны
Рюминой, она встречает гостей у порога и приглашает пройти дальше.
Зал искусства середины XIX века.
В большом парадном зале любуемся пространством, большими окнами,
высокими потолками, украшенными лепниной. Говорим об анфиладе
(многочисленные ряды комнат, соединённые длинным коридором).
Ребята, теперь в этом дворце живёт Рязанский художественный музей.
В его коллекции более 12 тысяч экспонатов (задаю вопрос: если музей
называется художественным, каких экспонатов здесь больше всего?).
Мои юные друзья, мне кажется, что в такой торжественной красоте
живёт сказка. Мы отправляемся в путешествие навстречу сказке.
Зал русского искусства рубежа XIX – XX вв.
Нас
встречает
яркий,
выразительный,
легко
узнаваемый
образ
Снегурочки.
О
ней
рассказал
художник
Михаил
Врубель.
Костюм
Снегурочки словно соткан из прозрачных, тонких, искрящихся разноцветных
льдинок-снежинок.
Вы,
конечно,
знаете
сказку
о
снежной
девочке
Снегурочке, которая, прыгнув через костёр, растаяла и превратилась в белое
облачко.
Ребята, а вы заметили, что в залах есть стеклянные витрины, закрытые
тканью? Как вы думаете, что там?
Там хранятся произведения, исполненные на бумаге, карандашом,
углем, акварельными красками. Такие произведения боятся яркого света.
Давайте откроем одну из таких витрин. Вдруг нам повезёт, и мы увидим
сказочный образ (открываем витрину с работой Е.Д. Поленовой). Так оно и
есть. Перед нами герои сказки «Сынко-Филипко» о добром старом
паромщике, который жил на берегу реки со своей женой. Жили они долго и
дружно, но детей у них не было. И тогда старик взял полено и сделал из него
деревянного мальчика. Мальчик ожил, назвали его Филипко.
Эту сказочную историю услышала художник Елена Дмитриевна
Поленова во время путешествия по Волге.
Наше путешествие в сказку продолжается, и я точно знаю, что для
этого нам нужно спуститься в залы I этажа.
Зал декоративно-прикладного искусства (1-й зал).
Перед
нами
просторная
стеклянная
витрина
с
удивительными
экспонатами. Все они выполнены из одного материала. Это фарфор.
Есть ли среди них персонажи сказок?
Вашим родителям, а может быть, и вам знакома сказка Петра Ершова, а
начинается она так: «Было у отца три сына. Старший умный был детина.
Средний был и так и сяк. Младший вовсе был дурак». Как она называется?
Верно, «Конёк-горбунок».
Мы видим персонажей этой сказки. Грациозные, сильные, строптивые
кони, гривы горят золотом, развиваясь на сильном ветру. А вот и главный
герой – Конёк-горбунок: «…на спине с двумя горбами, да с аршинными
ушами, ростом только два вершка…». Неказистый на вид, но обладающий
волшебной силой, он умел дружить, дружбу ценил и всегда приходил на
помощь.
Писатель
Павел Бажов родился на Урале. Урал – сокровищница
несметных природных богатств. В недрах гор, которым около 300 млн. лет,
хранятся каменный уголь, медные руды, золото, драгоценные камни.
С детства Бажов слушал рассказы старых заводских мастеров о сказочном
змее Полозе, его дочерях Змеёвках, о бабке Синюшке и о самой Хозяйке
Медной горы.
Образ Хозяйки Медной горы в фарфоре представил художник П.М.
Кожин. Стройная, строгая, статная. На ней яркий сарафан, роскошный
кокошник, у ног верные слуги-ящерицы и красивая зелёная шкатулка.
А вот как пишет о ней Бажов: «…Небольшого росту, из себя ладная, коса
сизо-черная. Платье на ней, на Хозяйке-то меняется. То оно блестит, будто
стекло, то красна-медным станет, потом опять шёлком зелёным отливает».
Хозяйка помогает добрым и работящим, а злых наказывает.
Ещё один персонаж - Настенька из сказа «Малахитовая шкатулка».
Она достаёт из волшебной шкатулки украшения и примеряет перед зеркалом
серьги
и
бусы,
любуясь
своим
отражением.
Малахитовая
шкатулка
непростая, особенная: «… и подаёт большую малахитовую шкатулку.
А там всякий женский прибор. Серьги, кольца и прочее, что даже не у
всякой богатой невесты бывает. Шкатулка не простая, волшебная, маленькой
становится, что можно её за пазуху. Или в карман спрятать».
Ребята, когда вы были совсем маленькими, вам читали русскую народную
сказку «Колобок».
Давайте вместе вспомним её героев и найдём персонажа этой сказки.
Это хитрая Лиса, коварная особа. «Сядь ко мне на носок и пропой ещё
разок», - обращается она к Колобку. А чем всё закончилось, вы, конечно,
знаете.
В этой фарфоровой фигурке мы узнаем былинного героя, защитника
русской земли. На нём кольчуга, доспехи, в руках тяжёлый меч.
Кто это? Богатырь. А каких богатырей вы знаете? (дети отвечают).
Зал декоративно-прикладного искусства (2-й зал)
Попадаем в царство стекла. Можно пройти мимо и не заметить
маленькую стеклянную фигурку сказочного персонажа.
Кого представил мастер (дети отвечают).
Это ленивый Емеля, который лежит на печи, и на все просьбы отвечает:
«А мне неохота!». Так было до тех пор, пока он не поймал волшебную щуку.
Сказка называется «По щучьему веленью».
Эта фигурка такая маленькая, что может поместиться на ладошке, и
легкая как пушинка. Автор очень внимательно относится к материалу, в
умелых руках мастера стекло становится послушным, мягким и податливым.
Наше путешествие продолжается. На вас праздничные наряды и,
девочки, наверное, хотят подойти к зеркалу.
Давайте поищем в залах этот предмет.
Зал западноевропейского искусства
Находим в зале зеркало.
Зеркало часто упоминается в сказках. Вспомните, в каких сказках вам
встречался этот предмет. (Дети отвечают. Например, «Королевство кривых
зеркал», «Сказка о мёртвой царевне», «Снежная королева»).
В сказках зеркало всегда волшебное.
Мы с вами оказались в уютном уголке, где нас встречают удивительной
красоты старинные вещи: ваза-ароматница, бра и зеркало, которое, говорят,
обладает
волшебной
силой.
Оно
умеет
исполнять
желания.
Нужно
посмотреться в него, улыбнуться, загадать желание. Желание должно быть
обязательно добрым, и рассказывать о нём никому не надо, чтобы не
спугнуть.
Предлагаем детям загадать желание.
Наше путешествие подходит к концу. Давайте вспомним, персонажей
каких сказок нам встретились. (Дети отвечают).
Вы замечательные зрители, приходите в музей, и путешествие в сказку
обязательно продолжится!