Напоминание

"Комплект дидактических игр , направленных на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста 3-4 года , в совместной деятельности"


Автор: Никулина Юлия Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Баранниковский детский сад - Зареченский детский сад"
Населённый пункт: Свердловская область, Камышловский район, д.Заречная
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Комплект дидактических игр , направленных на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста 3-4 года , в совместной деятельности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»

Комплект дидактических игр, направленных на сенсорное развитие

детей младшего дошкольного возраста 3-4 года в совместной

деятельности

44.02.01 Дошкольное образование

Камышлов, 2025

Никулина Ю.А. Комплект дидактических игр, направленных на

сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет в

совместной деятельности.

Камышлов: ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»,

2025

Комплект дидактических игр разработан для воспитателей детских

садов, педагогов дополнительного образования, студентов педагогических

колледжей

специальности

44.02.01

«Дошкольное

образование»,

направленный на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

3-4 лет.

Автор – составитель: Никулина Ю.А. студентка 41 ДО ЗО группы

Руководитель: Пьянкова Екатерина Владимировна, преподаватель

ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»

2

Оглавление

Пояснительная записка.......................................................................................4

Раздел 1. Дидактические игры, направленные на развитие сенсорного

эталона – Цвет........................................................................................................8

Раздел 2. Дидактические игры, направленные на развитие сенсорного

эталона – форма...................................................................................................13

Раздел 3. Дидактические игры направленные на развитие сенсорного

эталона – величина.............................................................................................18

Список литературы.............................................................................................22

3

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир

ребёнка

вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это

искра,

зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

В.А.Сухомлинский

Пояснительная записка

Развитие сенсорики – основа для совершенствования практической

деятельности современного человека. Ребёнок в жизни сталкивается с

многообразием форм, красок и другими свойствами предметов. Именно в

младшем дошкольном возрасте происходит активное развитие процессов

ощущения и восприятия, то первоначальное особое внимание следует

уделять развитию сенсорных способностей. В основе развития сенсорных

способностей лежит освоение детьми общепринятых образцов свойств и

качеств объектов.

Одним из факторов, влияющих на развитие ребенка, является

эффективно подобранные средства – интересные и увлекательные объекты

для

разглядывания

и

изучения.

Это,

прежде

всего,

разнообразные

дидактические игры, дающие массу тактильных, зрительных, звуковых,

обонятельных ощущений.

4

Целью данного комплекта является: подборка дидактических игр,

направленных на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

3-4 года.

Задачи, с помощью которых реализуется цель комплекта:

1. Подобрать и структурировать дидактические игры, направленные на

сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.

2. Классифицировать разделы комплекта дидактических игр,

направленных на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

3-4 года в совместной деятельности.

3. Оформить комплект дидактических игр, направленных на сенсорное

развитие детей младшего дошкольного возраста 3-4 года в совместной

деятельности.

В данном сборнике представлены разработанные дидактические игры,

направленные

на сенсорное

развитие

дошкольника,

в

совместной

деятельности воспитателя с детьми.

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста

в процессе дидактической игры.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного

восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира.

Сенсорное

развитие

ребенка

это

развитие его

восприятия

и

формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме,

цвете, величине, положение в пространстве. Сенсорное развитие младших

дошкольников занимает одно из центральных мест в работе с ними.

В

основе

педагогической

концепции сенсорного

развития лежат

исследования А. В. Запорожца, Н. Н. Поддъякова, Н. П. Сакулиной, Л. А.

Венгера,

О.

М.

Дьяченко,

В.

Н.

Аванесовой

и

др.

Под сенсорным воспитанием

авторы

понимали

последовательное

планомерное

ознакомление

ребенка

с сенсорной

культурой

человека.

Процесс сенсорного воспитания

осуществляется

последовательно

и

планомерно, т. е. ознакомление с сенсорной культурой человека реализуется

5

в определенной системе. Сенсорная культура ребенка - результат усвоения

им сенсорной

культуры,

созданной

человечеством.

Таким

образом сенсорное воспитание

-

целенаправленные

педагогические

воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и

совершенствование ощущений и восприятия.

Л. А. Венгер считает, что сенсорное воспитание - основной вид

воспитания вообще. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно

становится необходимым не только для развития деятельности органов

чувств, но и для нормального общего физического и психического развития

ребенка.

Н. Н. Поддьяков определил особую роль сенсомоторного развития в

дошкольном возрасте и разработал методику сенсорного развития детей

дошкольного возраста с помощью дидактических игр.

Дошкольный возраст большинством исследователей определяется как

наиболее благоприятный для развития сенсорных способностей, сенсорного

восприятия, освоения сенсорных эталонов, сенсорной культуры. Это самое

благоприятное время для сенсорного развития, без которого невозможно

формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для

совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений

об окружающем мире, распознания сенсорных способностей ребенка.

Проблема сенсорного развития у дошкольников на сегодняшний день

остается актуальной. У детей младшего дошкольного возраста, пришедших

в дошкольное образовательное

учреждение,

очень

слабо развита мелкая

моторика рук и практически не сформированы сенсорные понятия, и это

обусловлено

современными

вызовами развития

детей

дошкольного

возраста, такими как:

- раннее знакомство с гаджетами;

- недостаток двигательной активности детей раннего возраста;

- недостаточная информированность родителей о важности сенсорного

развития детей;

6

В генах человека заложена базовая сенсорная интеграция, все дети с

ней рождаются, но ее уровень зависит от ситуации развития, в том числе

окружающей предметной среды ребенка, с которой он должен активно и по-

разному

взаимодействовать.

В

процессе

этого

взаимодействия

возникает «адаптивный ответ».

Учитывая психологические особенности детей младшего дошкольного

возраста

огромную

роль

в

развитие

сенсорных способностей

отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире

познает через игру.

В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались

основным средством сенсорного воспитания.

Опираясь на результаты теоретического анализа сенсорного развития

детей дошкольного возраста, я составила подборку дидактических игр для

поэтапного

решения

задач

по развитию

сенсорных способностей

у

воспитанников ДОУ.

7

Содержание комплекта дидактических игр, направленных на

сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет в

совместной деятельности

Раздел 1. Дидактические игры, направленные на развитие сенсорного

эталона – Цвет.

Дидактическая игра «Какого цвета»?

Цель: Формировать умение различать и называть цвета (красный,

синий, жёлтый и зелёный, развивать у детей координацию движений пальцев

рук, воспитывать познавательный интерес и усидчивость.

Оборудование: Крышки от пластиковых бутылок красного, синего,

жёлтого и зелёного цветов; четыре прозрачных пластиковых ведёрка с

крышками, на которые наклеены картинки с изображением предметов

определённого цвета: красного (помидор, жёлтого (банан), синего (цветы) и

зелёного (трава). Также на крышках ведёрок имеются отверстия диаметром 3

см.

Ход игры: Высыпаем крышки из ведёрок и перемешиваем. Потом

предлагаем детям вспомнить цвета: задаём вопросы, например, «Что бывает

зелёного цвета?» или «Какого цвета трава?». Затем предлагаем детям найти

крышки зелёного цвета и вставить их в отверстие ведёрка, на крышке

которого изображена трава. И так далее. Потом игру усложняем: предлагаем

детям рассортировать крышки по ведёркам. По окончании игры внимательно

рассматриваем содержимое ведёрок: нет ли в них крышек другого цвета.

Если есть, то выясняем какого цвета крышка и помещаем её в нужное

ведёрко. Чтобы восприятие цвета у детей не ассоциировалось только с одним

предметом, картинки на крышках ведёрок со временем необходимо менять.

Это делается так же для активизации интереса детей к игре.

Дидактическая игра «Найди цветок для бабочки»

Цель: Учить различать цвета; обогащать речь словосочетаниями:

«одинакового цвета»,» «такого же цвета».

8

Оборудование: Четыре цветка, выполненных из картона (красный,

синий, желтый); четыре плоскостные фигурки бабочек такой же окраски, как

цветы

Ход игры: Предложить детям помочь бабочкам найти сови цветы-

посадить на такой цветок такого же цвета, чтобы их не видно было, и никто

не смог их поймать. В конце игры дети называют цвет бабочек и цветков.

Дидактическая игра «Спрячь мышку»

Цель:

Продолжать

обучать

детей

различению

цветов,

подбору

одинаковых цветов на глаз с последующей проверкой (приложение,

наложение); упражнять в выделении заданного цвета и правильно называть

эти цвета.

Оборудование: Плоскостные домики-норки красного, синего, желтого

цветов из картона с изображением мышки; картонные прямоугольники –

«двери» аналогичных цветов

Ход игры: Детям раздаются домики с изображением мышки, у

педагога

«двери» разных цветов вперемешку. Педагог просит детей спрятать

свою мышку от кошки и предлагает подобрать «дверь» такого же цвета,

чтобы ее спасти

Дидактическая игра «Цветные корзинки»

Цель: Формировать умение анализировать цвет предмета; учить

узнавать и называть цвет; учить группировать предметы по общему

признаки.

Оборудование: Цветные корзинки (красная, желтая, зеленая, синяя,

сделанные из картона, вырезанные собаки из картона с бантами тех же

цветов (красный, желтый, зеленый, синий).

Ход игры: - Спросить у детей, какого цвета корзинки?

- Какого цвета бантики у собаки на шее?

9

- Рассадите собак в корзинке так, чтобы цвет корзинки совпадал с

цветом бантиков у собак; в красную корзину – только собаки с красными

бантами, желтую – только с желтыми и т.д.

Дидактическая игра «Собери капельки в стакан»

Цель: Формировать в речи названия основных цветов и форм

предметов; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Оборудование: Кружочки

разного

цвета,

пластмассовый

или

пластиковый стакан соответствующего цвета кружочкам.

Ход игры: Раскладываем перед детьми вырезанные цветные кружочки

разного цвета. Просим собрать капельки в стакан, но перед этим сами

вкладываем в каждый стакан на рисунке по одной капельке разного цвета,

проговаривая свои действия: «сюда положу капельку красного цвета, а сюда

– желтого, а сюда – капельку зеленого цвета. Наберем целый стакан

одинаковых капелек». Дети делают умозаключения, сравнивая цвета: «Такая

же капелька; такая же рыбка; грибочки одинаковые».

Дидактическая игра «Спрячь зайку»

Цель: Формирование представлений о цвете.

Оборудование: Домики красного, желтого, зеленого, синего цвета

(плоскостное изображение). В каждом домике, в окне – зайчик; лиса

(плоскостное изображение); окна по цвету домиков.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям спрятать зайчиков от лисы –

подобрать окна по цвету домиков.

Дидактическая игра «Воздушные шары»

Цель: Способствовать

формированию

у

детей

цветовых

представлений, обучать соотносить цвета разнородных предметов.

Оборудование: Воздушные шары, нитки соответствующих цвету

шаров

Ход игры: Воспитатель показывает детям картонную полосу, к

которой прикреплены разноцветные нитки. Дети должны для нитки

определенного цвета подобрать соответствующий шарик.

10

Дидактическая игра «Подбери предмет по цвету»

Цели: закреплять умение соотносить цвет-как основной признак с

цветностью предметов, развивать зрительное внимание, память,

ориентировку в пространстве.

Оборудование: круги разных цветов, стрелка. Силуэты и контуры

предметов таких же цветов.

Ход игры: дети стоят в кругу. В середине стоит стол. На нем лежит

карта с кружками разного цвета. В середине карты –стрелка. Карта круглая.

Дети по очереди поворачивают стрелку, приговаривая «стрелка, стрелка

покружись, всем кружочкам покажись. И какой тебе милее, укажи нам

поскорее! Стоп!» На какой цветной кружок укажет стрелка, такого цвета

предмет на картинке надо положить рядом с кружком. Например, стрелка

остановилась на красном кружке. Рядом с этим кружком нужно положить

силуэт или контур предмета такого же цвета. Стрелку крутят все по очереди.

Дидактическая игра «Украсим елочку игрушками»

Цель: Учить детей группировать предметы по цвету. Закреплять

знания о геометрических фигурах, о понятия много - один, большой -

маленький. Развивать мелкую моторику.

Материалы: елочки разных цветов, вырезанные из картона,

геометрические фигуры разных размеров и цветов.

Ход игры: воспитатель показывает детям елочки и говорит, что скоро

новый год, надо украсить елочку игрушками (украшать геометрические

фигурами можно определенной формы, а можно любой).

Дидактическая игра «Найди домик для пчёлки»

Цель: Учить различать цвета; обогащать речь словосочетаниями :

«одинакового цвета»,» «такого же цвета».

Оборудование: Четыре цветка, выполненных из картона (красный,

синий, желтый ); четыре плоскостные фигурки пчелы такой же

окраски, как

цветы

11

Ход игры: Предложить детям помочь пчёлкам найти свои цветы-

посадить на такой цветок такого же цвета, чтобы их не видно было и

никто не смог их поймать. В конце игры дети называют цвет пчёлок и

цветов.

12

Раздел 2. Дидактические игры, направленные на развитие сенсорного

эталона – форма.

Дидактическая игра «Подбери фигуру»

Цель: Закрепить

представления

младших

дошкольников

о

геометрических фигурах, упражнять в их назывании, научить подбирать

фигуры по образцу, закрепить навык обследования геометрических форм

приемом обведения и накладывания.

Оборудование: Круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник,

вырезанные из картона.

Раздаточный материал: Карточки с контурами 5 геометрических

фигур, по 1 фигуре каждой формы той же величины, как и контурные

изображения на карточке.

Ход игры:

1. Посадить младших дошкольников за стол и вынести из раздевалки

большого, мягкого зайца. «Смотрите, кто к нам пришел. Это зайчик из лесу

прискакал. Он совсем не знает, что такое геометрические фигуры. Он

перепутал все фигуры и ни одной не вставил правильно. Сейчас мы с вами

поиграем в очень интересную игру «Подбери фигуру» и объясним зайчику,

какие бывают фигуры и как их обследовать.

2. Показать круг и, обводя его пальцем, спрашивает: «Как называется

эта фигура, какая она по форме?» Показать овал, тоже обводит его пальцем.

«А это какая форма?». То же самое проделать с другими фигурами в

следующей

последовательности:

треугольник,

квадрат,

прямоугольник.

Обводя фигуры, следует фиксировать внимание на углах. Неточные и

ошибочные ответы младших дошкольников воспитатель исправляет.

Попросить младших дошкольников обводить пальцем каждую фигуру,

лежащую на подносе, затем накладывать ее на наклеенную фигуру и только

при полном совпадении - класть формы и такие же фигуры на подносах.

Разложить

все

фигуры

на

карточках

так,

чтобы

они

совпадали

с

нарисованными.

13

Дидактическая игра «Кому какая форма».

Цель: Научить младших дошкольников группировать геометрические

фигуры (овалы и круги) по форме, отвлекаясь от цвета и величины.

Оборудование: Большие мишка и матрешка.

Раздаточный материал: по 3 круга и овала разных цветов и размеров, по

2 небольших подноса для каждого ребенка.

Ход игры:

1. Сейчас я вам расскажу одну историю, про игрушки. Жили - были

мишка и матрешка. И были у них яркие, красивые фигурки. Как - то раз

разбаловались мишка и матрешка и перемешали все фигуры. А так как они

внешне очень похожи, то сами не смогли отличить овал от круга. Вот и

принесли к нам в группу, чтобы мои умные ребятки разложили по подносам

овалы от круга.

2.

Воспитатель

демонстрирует

круг

и

овал,

просит

младших

дошкольников

вспомнить

название

этих

фигур,

показать,

чем

они

отличаются друг от друга, обвести контуры фигур пальчиком. « А теперь все

кружочки положите на один поднос - матрешке, а все овалы на другой

поднос - мишке». Наблюдает, как дети выполняет задание, в случае

затруднений предлагает ребенку обвести фигуру пальцем и сказать, как она

называется.

Дидактическая игра «Круг, квадрат»

Цель: Учить группировать предметы по форме.

Оборудование: По пять картонных кругов и квадратов одного цвета.

Ход игры: Воспитатель показывает детям геометрические фигуры,

произвольно перемешанные на столе. Затем говорит: «Вот это – круг, вот это

– квадрат. Круг я положу на круглую тарелочку, а квадрат – на квадратную

тарелочку». Далее воспитатель предлагает детям разложить фигуры по своим

местам и активизирует речь детей вопросами: «Что это? (Круг). А это?

(Квадрат) и т.п.».

Дидактическая игра «Вкладыши»

14

Цель: Учить детей соотносить форму деталей с формой отверстия.

Ход: игра проводится с участием 3-4 детей. Воспитатель раскладывает

на столе фигуры и раздаёт детям карточки или дощечки с рельефными

конторами. Воспитатель предлагает рассмотреть дощечки и обвести

пальчиками конторы окошек.

- Какая фигура подойдёт для твоего окошка? Если ребёнок выбирает

неправильно фигуру, дать возможность убедиться в том, что она не подходит

и предложить выбрать следующую. Когда ребёнок найдёт подходящую,

следует похвалить его. Дать ребенку возможность самостоятельно несколько

раз открыть и закрыть

окошко.

Дидактическая игра «Заштопай штанишки»

Цель: Учить

детей

вставлять

предметы

данной

формы

в

соответствующие отверстия.

Оборудование: Картонное изображение волка (матрешки, куклы и т.п.)

с отверстиями круглой, квадратной и треугольной формы на штанишках и

соответственно им круги, квадраты и треугольники, такого же цвета, как и

штанишки.

Ход игры: Воспитатель показывает детям волка и обращает их

внимание на то, что у волка дырявые штанишки. Затем воспитатель

показывает детям геометрические фигуры – заплатки и предлагает помочь

волку заштопать штанишки. Дети выполняют задание, волк благодарит их.

Эту игру можно проводить с усложнением, например – «заштопать» у

матрешек сарафаны разного цвета различными большими и маленькими

геометрическими формами соответствующих цветов.

Дидактическая игра «Спрячемся от дождика»

Цель: Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме.

Оборудование: Предварительно изготавливаются геометрические фигуры и

три рисунка зонтиков. Взрослый выкладывает под каждый зонтик по одной

геометрической

фигуре,

это

образец

для

детей.

Ход

игры: Игровая

ситуация:

“В

теплый

солнечный

денек

вышли

15

геометрические фигурки погулять. Как вдруг на небе появилась огромная

серая туча, закрыла солнышко и пошел дождик. Квадратикам, кружочкам и

треугольникам надо спрятаться от дождя, чтобы не промокнуть. А куда же

спрятаться?”

Дидактическая игра «Определи цвет и форму».

Цель: научить различать и называть основные и оттеночные цвета

предмета; учить группировать

предметы по цвету; развивать умение анализировать, сравнивать и

классифицировать.

Ход игры: каждому ребенку раздается набор разноцветных

геометрических фигур. Взрослый демонстрирует картинки со знакомыми

детям предметами, обучающиеся должны поднять геометрическую фигуру

соответствующей формы.

Дидактическая игра «Автобус»

Цели: учить различать предметы, круглой и квадратной

формы;

ориентироваться на плоскости; учить совмещать формы с предметом,

производить соотносящие действия (ориентир по цвету); развивать мелкую

моторику пальцев рук;

учить пониманию слов и словосочетаний: «автобус», «у автобуса

колеса, окна»; пополнить словарь ребенка словами: «машина», «едет»,

«стоит».

Ход игры:

Из пластика вырезаем трафареты автобуса, без окон и колёс.

Колёса и окна делаем соответствующей формой (круг, квадрат). Пособия

обклеиваем самоклеящейся плёнкой соответствующими цветами.

Дидактическая игра геометрическое лото

Цель: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с

геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу.

Оборудование: 5 карточек с изображением геометрических фигур: по

1 кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику, овалу. по 5 карточек с

16

изображением предметов разной формы: круглой (теннисный мяч, яблоко,

шарик, футбольный мяч, воз душный шар), квадратный коврик, платок,

кубик и т. д.; овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо); прямоугольной

(конверт, портфель, книга, домино, картина).

Ход игры: принимают участие 5 детей. Воспитатель рассматривает

вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по

указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам

карточки с изображением предметов нужной формы. Воспитатель помогает

детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная,

прямоугольная).

17

Раздел 3. Дидактические игры направленные на развитие сенсорного

эталона – величина.

Дидактическая игра «Какой мяч больше?

Цель: Учить различать предметы по величине и выбирать их по

словесному указанию.

Оборудование: Большие

и

маленькие

мячи,

произвольно

перемешанные.

Ход игры: Воспитатель стоит на расстоянии 3 – 5м от ребенка и

просит принести ему большой мяч. Если ребенок ошибается, воспитатель

объясняет и показывает разницу, давая малышу подержать большой и

маленький мячи. Рукой ребенка воспитатель обводит по окружности

большого и маленького мяча, говоря при этом, «большой» это или

«маленький» мяч. Игра повторяется.

Дидактическая игра «Угости зайчика»

Цель: Учить детей группировать предметы по величине.

Оборудование: Игрушечный заяц, большое и маленькое ведерко, по

пять больших и маленьких муляжей морковок на подносе.

Ход игры: Воспитатель показывает зайца, предлагает детям его

рассмотреть, погладить. Затем говорит, что зайчик просит детей помочь ему

собрать морковку и показывает поднос с морковью, делая акцент на то, что

морковка большая и маленькая. Далее воспитатель говорит, что большую

морковку нужно класть в большое ведерко, а маленькую морковку в

маленькое ведерко. Дети выполняют задание, зайчик благодарит их за

помощь. По такому же принципу можно группировать и другие большие и

маленькие предметы в различные по величине емкости. Например, играя в

следующие игры «Помоги кукле собрать кубики», «Положи мячи в

корзинки», «Поставь машины в гараж» и т.д.

Дидактическая игра «Спрячь в ладошке»

Цель: Познакомить с понятием величины.

18

Оборудование: предметы и игрушки разной величины (колечки,

шарик, резиновые игрушки, по количеству детей).

Ход игры: Сначала раздайте детям маленькие шарики и предложите их

спрятать в ладошках. Затем таким же образом предложите спрятать

предметы разной величины, разложенные на разносе (каждый ребенок берет

по одному предмету).

Дидактическая игра «Большой, поменьше, маленький»

Цель: Продолжать

развивать

умение

различать

геометрические

фигуры по величине, развивать разговорную речь, мышление, память,

умение различать основные цвета.

Оборудование:

Набор

геометрических

фигур

круг,

квадрат,

треугольник разных цветов и величины.

Ход игры: Воспитатель показывает набор геометрических фигур круг,

квадрат, треугольник разных цветов и величины, и предлагает показать

сначала большую фигуру, поменьше, потом маленькую. Усложнить игру

можно вопросами: «Покажи маленький треугольник красного цвета»

«Большой круг желтого цвета» «Поменьше квадрат желтого цвета» и т.д.

Дидактическая игра «Назови величину»

Цель: формировать у детей дифференцированное восприятие качеств

величины.

Оборудование: картинки с изображением предметов разной величины,

стрелка.

Ход игры: дети стоят вокруг стола. На столе разложены картинки с

изображением предметов разной величины по кругу. Например, карандаш

длинный и короткий. В середине круга лежит стрелка. Дети ее раскручивают

и говорят слова: «Стрелка, стрелка покружись, всем картинкам покажись.

Покажи нам поскорее, какая из них тебе милее. Дети берут картинку, на

которую указывает стрелка и называют величину предметов.

Дидактическая игра «Покормим кукол»

19

Цель: Знакомить с величиной в ходе практических действий с

предметами, с понятиями большой, маленький, средний по величине.

Оборудование: Миски одного цвета, большая маленькая ложка,

большая и маленькая куклы.

Ход игры: Возьмите две миски, резко отличающиеся по величине, и

предложите ребенку покормить большую и маленькую кукол. Подберите

куклам тарелки и ложки, подходящие по величине: «Большая кукла ест из

большой тарелки большой ложкой. А маленькая кукла ест из маленькой

тарелки маленькой ложкой. Давайте покормим кукол. Теперь пошли гулять».

Дидактическая игра «Найди такую же рыбку!»

Цель: Учить обращать внимание на величину предметов; формировать

умение пользоваться простейшими приемами установления тождества и

различия объектов по величине; учить понимать слова «такая», «не такая»,

«большая», «маленькая».

Оборудование: Разноцветные рыбки (разные по величине).

Ход игры: «Поставь под рыбкой такую же большую (маленькую)

рыбку!», «Обрати внимание на цвет и размер!».

Дидактическая игра: "Чудесный мешочек"

Цель: Учить детей узнавать предметы по характерным признакам,

нахождение

знакомых

предметов

на

ощупь.

Оборудование: Непрозрачный

мешочек

и

предметы

разной

формы,

величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые

буквы и цифры и др.).

Ход игры: В непрозрачном мешочке находятся предметы. Ребенку

предлагается на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

Организуя игру, воспитатель подбирает предметы, знакомые детям. Посадив

ребят полукругом, так чтобы все предметы были им хорошо видны, взрослый

проводит краткую беседу. Затем просит нескольких малышей повторить

названия предметов, ответить для чего они нужны.

Дидактическая игра: «Определи на ощупь»

20

Цель: Определение

отличий

знакомых

предметов

на

ощупь;

сравнение

предметов

на

ощупь

по

длине,

величине,

ширине.

Оборудование: Непрозрачный мешочек и парные предметы, различающиеся

одним признаком (длинный и короткий карандаши, большая и маленькая

пуговицы,

широкая

и

узкая

линейки

и

т.д.).

Ход игры: В непрозрачном мешочке находятся парные предметы. Ребенку

предлагается на ощупь определить предмет и назвать его признаки: карандаш

длинный; карандаш короткий; пуговица большая и т.д.

Дидактическая игра: " Платочек для куклы"

Цель: определение фактуры материала на ощупь.

Оборудование: Непрозрачный

мешочек;

три

куклы

в

разных

платочках (шелковом, ситцевом, шерстяном).

Ход игры: Ребенок рассматривает кукол и ощупывает их платочки.

Затем

платочки

складываются

в

непрозрачный

мешочек.

Ребенку

предлагается на ощупь отыскать нужный платочек для каждой куклы.

21

Список литературы

1.

Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному

воспитанию дошкольников. – М.: Просвещение, 1988. – 158 с.

2.

Венгер Л. А. и др. В29 Воспитание сенсорной культуры ребенка от

рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г.

Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. - М.: Просвещение,

1988.-144 с: ил.

3.

Сенсорное

развитие

детей

раннего

и

дошкольного

возраста:

Методическое пособие; Под ред. Петровой И.В. –М.: ТЦ Свера,2021

4.

Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста». - Мозаика-

синтез, 2022.

5.

22



В раздел образования