Напоминание

«Использование здоровьесберегающих технологий в физическом развитии дошкольников»


Автор: Ананченко Татьяна Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад "Тополёк"
Населённый пункт: Саратовская область р.п. Дергачи
Наименование материала: доклад
Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в физическом развитии дошкольников»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Здоровьесберегающие технологии - система, создающая максимально

возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного,

эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья

всех субъектов образования (воспитанников, педагогов и др.).

О.В.Петров

В эту систему входит:

1.Использование данных мониторинга состояния здоровья воспитанников,

проводимого медицинским работником, и собственных наблюдений в

процессе

реализации

образовательной

технологии,

ее

коррекция

в

соответствии с имеющимися данными.

2.Учет

особенностей

возрастного

развития

детей

и

разработка

образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти,

мышления, работоспособности, активности и т.д. детей

данной возрастной группы.

3.Создание благоприятного эмоционально – психологического климата в

процессе реализации технологии.

4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей

деятельности воспитанников, направленных на сохранение и повышение

резервов здоровья, работоспособности.

Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ:

1.

Активное участие педагогов в оздоровительных мероприятиях для

детей и взрослых (ДОУ, районные соревнования).

2.

Консультации

для

педагогов

«Признаки

утомляемости

ребёнка

дошкольника», «Запрещённые физические упражнения для детей

дошкольного

возраста»,

«Как

правильно

провести

гимнастику

(различные виды) с дошкольниками», «Профилактика утомляемости

дошкольников в ДОУ» «Работа воспитателя по разделам программы

«Основы безопасности и жизнедеятельности детей» и др.

3.

Обсуждение

вопросов

о

здоровьесбережении

на

педагогических

советах.

Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья

детей:

1.

Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе,

освещающие

вопросы

оздоровления

без

лекарств

(комплексы

упражнений

для

профилактики

нарушений

опорно-двигательного

аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики,

пальчиковые игры.

2.

Информационные стенды медицинских работников о медицинской

профилактической работе с детьми в ДОУ

3.

Приобщение

родителей

к

участию

в

физкультурно-массовых

мероприятиях

ДОУ

(соревнования,

спортивные

праздники,

дни

открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с

родителями-спортсменами и др.).

4.

Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.

Направления работы по здоровьесбережению в ДОУ:

1. Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные

виды совместной деятельности.

2.

Внедрение

инновационных

здоровьесберегающих

технологий

в

воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

3.

Разнообразие

форм

физкультурно-досуговой

деятельности

с

дошкольниками.

4. Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников,

педагогов и родителей.

5. Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального

уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и

состоянием здоровья ребенка.

6.

Выявление

интересов,

склонностей

и

способностей

детей

в

двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-

оздоровительной работы.

7. Обеспечение физического и психического благополучия каждого

ребёнка в ДОУ.

Система здоровьесбережения в ДОУ:

различные

оздоровительные

режимы

(адаптационный,

на

время

каникул);

комплекс

закаливающих

мероприятий

(воздушное

закаливание,

хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия;

максимальное

пребывание

детей

на

свежем

воздухе,

бодрящая

гимнастика);

организованная образовательная деятельность по физической культуре

всех типов;

оптимизация

двигательного

режима:

традиционная

двигательная

деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия,

проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии

оздоровления и профилактики (ритмопластика, тактильные дорожки);

организация рационального питания;

медико-профилактическая работа с детьми и родителями;

соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического

процесса;

комплекс

мероприятий

по

сохранению

физического

и

психологического здоровья педагогов

Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Медико-профилактические:

организация мониторинга здоровья дошкольников;

разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

организация и контроль питания детей раннего и дошкольного

возраста;

закаливание;

организация профилактических мероприятий в детском саду;

организация контроля и помощь в обеспечение требований СанПиН.

Физкультурно–оздоровительные технологии:

Динамические паузы

Подвижные и спортивные игры

Релаксация

Гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная и др.)

Физкультурные занятия.

Проблемно-игровые: игротренинги, игротерапия

Коммуникативные игры

Серия занятий «Уроки здоровья»

Точечный самомассаж

Технологии музыкального воздействия

Сказкотерапия

Фонетическая ритмика

Здоровьесберегающие образовательные технологии -

технологии

воспитания

валеологической

культуры

или

культуры

здоровья

дошкольников. Цель - становление осознанного отношения ребенка к

здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие

умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической

компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно

решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Это

технология

личностно-ориентированного

воспитания

и

обучения

дошкольников. Ведущий принцип таких технологий - учет личностных

особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских

интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе

воспитания и обучения.

Технологии

обеспечения

социально-психологического

благополучия

-

технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-

дошкольника.

Основная

задача

этих

технологий

-

обеспечение

эмоциональной

комфортности

и

позитивного

психологического

самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в

детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или

психолого-педагогического

сопровождения

развития

ребенка

в

педагогическом процессе ДОУ.

Виды

здоровьесберега

ющих

технологий

Время проведения в режиме

дня

Особенности

методики проведения

1.Динамические

паузы

Во время ООД, 2-5 мин., по

мере утомляемости детей.

Могут включать в себя

элементы гимнастики

для глаз, дыхательной

гимнастики и других в

зависимости от вида

занятия.

2.Гимнастика

пальчиковая

Проводится индивидуально

либо с подгруппой

ежедневно.

Рекомендуется всем

детям, особенно с

речевыми

проблемами.

Проводится в любой

удобный отрезок

времени (в любое

удобное время).

3.Подвижные и

спортивные

игры

Как часть организованной

образовательной

деятельности по физической

культуре, на прогулке.

Ежедневно для всех

возрастных групп

Игры подбираются в

соответствии с

возрастом ребенка,

местом и временем ее

проведения.

Используются

элементы спортивных

игр

4.Релаксация

В зависимости от состояния

детей и целей, педагог

определяет интенсивность

технологии. Для всех

возрастных групп

Можно использовать

спокойную музыку,

звуки природы

5.Гимнастика

утренняя

Ежедневно, утром, перед

завтраком во всех группах

В групповой комнате,

физкультурном зале,

под музыку, с

использованием

подвижных игр и др

6. Гимнастика

для глаз

Ежедневно по 3 мин. в любое

свободное время; в

зависимости от

интенсивности зрительной

нагрузки.

Рекомендуется

использовать

наглядный материал,

показ педагога.

7. Гимнастика

дыхательная

В различных формах

физкультурно-

оздоровительной работы.

Обеспечить

проветривание

помещения, педагогу

дать детям

инструкции об

обязательной гигиене

полости носа перед

проведением

процедуры.

8. Технологии

эстетической

направленности

Реализуются на ООД

художественно-эстетического

цикла, оформлении

помещений к праздникам и

др.

Осуществляется на

ООД по программе

ДОУ, а также по

специально

запланированному

графику мероприятий.

Особое значение

имеет работа с семьей,

привитие детям

эстетического вкуса.

9.Образовательн

ая деятельность

по физической

культуре

2-3 раза в неделю в

спортивном зале и на улице

Проводится в

соответствии с

программой, по

которой работает

ДОУ. Перед ООД

необходимо хорошо

проветрить

помещение.

10. Гимнастика

бодрящая

Ежедневно после дневного

сна, 5-10 мин во всех группах

Различные варианты

проведения

Выступление на педагогическом совете на тему:

«Использование здоровьесберегающих технологий в

физическом развитии дошкольников»

Воспитатель: Ананченко Т.Ю.



В раздел образования