Автор: Ананченко Татьяна Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад "Тополёк"
Населённый пункт: Саратовская область р.п. Дергачи
Наименование материала: доклад
Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в физическом развитии дошкольников»
Раздел: дошкольное образование
Здоровьесберегающие технологии - система, создающая максимально
возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного,
эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья
всех субъектов образования (воспитанников, педагогов и др.).
О.В.Петров
В эту систему входит:
1.Использование данных мониторинга состояния здоровья воспитанников,
проводимого медицинским работником, и собственных наблюдений в
процессе
реализации
образовательной
технологии,
ее
коррекция
в
соответствии с имеющимися данными.
2.Учет
особенностей
возрастного
развития
детей
и
разработка
образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти,
мышления, работоспособности, активности и т.д. детей
данной возрастной группы.
3.Создание благоприятного эмоционально – психологического климата в
процессе реализации технологии.
4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей
деятельности воспитанников, направленных на сохранение и повышение
резервов здоровья, работоспособности.
Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ:
1.
Активное участие педагогов в оздоровительных мероприятиях для
детей и взрослых (ДОУ, районные соревнования).
2.
Консультации
для
педагогов
«Признаки
утомляемости
ребёнка
дошкольника», «Запрещённые физические упражнения для детей
дошкольного
возраста»,
«Как
правильно
провести
гимнастику
(различные виды) с дошкольниками», «Профилактика утомляемости
дошкольников в ДОУ» «Работа воспитателя по разделам программы
«Основы безопасности и жизнедеятельности детей» и др.
3.
Обсуждение
вопросов
о
здоровьесбережении
на
педагогических
советах.
Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья
детей:
1.
Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе,
освещающие
вопросы
оздоровления
без
лекарств
(комплексы
упражнений
для
профилактики
нарушений
опорно-двигательного
аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики,
пальчиковые игры.
2.
Информационные стенды медицинских работников о медицинской
профилактической работе с детьми в ДОУ
3.
Приобщение
родителей
к
участию
в
физкультурно-массовых
мероприятиях
ДОУ
(соревнования,
спортивные
праздники,
дни
открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с
родителями-спортсменами и др.).
4.
Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
Направления работы по здоровьесбережению в ДОУ:
1. Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные
виды совместной деятельности.
2.
Внедрение
инновационных
здоровьесберегающих
технологий
в
воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
3.
Разнообразие
форм
физкультурно-досуговой
деятельности
с
дошкольниками.
4. Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников,
педагогов и родителей.
5. Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального
уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и
состоянием здоровья ребенка.
6.
Выявление
интересов,
склонностей
и
способностей
детей
в
двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-
оздоровительной работы.
7. Обеспечение физического и психического благополучия каждого
ребёнка в ДОУ.
Система здоровьесбережения в ДОУ:
различные
оздоровительные
режимы
(адаптационный,
на
время
каникул);
комплекс
закаливающих
мероприятий
(воздушное
закаливание,
хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия;
максимальное
пребывание
детей
на
свежем
воздухе,
бодрящая
гимнастика);
организованная образовательная деятельность по физической культуре
всех типов;
оптимизация
двигательного
режима:
традиционная
двигательная
деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия,
проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии
оздоровления и профилактики (ритмопластика, тактильные дорожки);
организация рационального питания;
медико-профилактическая работа с детьми и родителями;
соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического
процесса;
комплекс
мероприятий
по
сохранению
физического
и
психологического здоровья педагогов
Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Медико-профилактические:
организация мониторинга здоровья дошкольников;
разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
организация и контроль питания детей раннего и дошкольного
возраста;
закаливание;
организация профилактических мероприятий в детском саду;
организация контроля и помощь в обеспечение требований СанПиН.
Физкультурно–оздоровительные технологии:
Динамические паузы
Подвижные и спортивные игры
Релаксация
Гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная и др.)
Физкультурные занятия.
Проблемно-игровые: игротренинги, игротерапия
Коммуникативные игры
Серия занятий «Уроки здоровья»
Точечный самомассаж
Технологии музыкального воздействия
Сказкотерапия
Фонетическая ритмика
Здоровьесберегающие образовательные технологии -
технологии
воспитания
валеологической
культуры
или
культуры
здоровья
дошкольников. Цель - становление осознанного отношения ребенка к
здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие
умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической
компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно
решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Это
технология
личностно-ориентированного
воспитания
и
обучения
дошкольников. Ведущий принцип таких технологий - учет личностных
особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских
интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе
воспитания и обучения.
Технологии
обеспечения
социально-психологического
благополучия
-
технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-
дошкольника.
Основная
задача
этих
технологий
-
обеспечение
эмоциональной
комфортности
и
позитивного
психологического
самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в
детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или
психолого-педагогического
сопровождения
развития
ребенка
в
педагогическом процессе ДОУ.
Виды
здоровьесберега
ющих
технологий
Время проведения в режиме
дня
Особенности
методики проведения
1.Динамические
паузы
Во время ООД, 2-5 мин., по
мере утомляемости детей.
Могут включать в себя
элементы гимнастики
для глаз, дыхательной
гимнастики и других в
зависимости от вида
занятия.
2.Гимнастика
пальчиковая
Проводится индивидуально
либо с подгруппой
ежедневно.
Рекомендуется всем
детям, особенно с
речевыми
проблемами.
Проводится в любой
удобный отрезок
времени (в любое
удобное время).
3.Подвижные и
спортивные
игры
Как часть организованной
образовательной
деятельности по физической
культуре, на прогулке.
Ежедневно для всех
возрастных групп
Игры подбираются в
соответствии с
возрастом ребенка,
местом и временем ее
проведения.
Используются
элементы спортивных
игр
4.Релаксация
В зависимости от состояния
детей и целей, педагог
определяет интенсивность
технологии. Для всех
возрастных групп
Можно использовать
спокойную музыку,
звуки природы
5.Гимнастика
утренняя
Ежедневно, утром, перед
завтраком во всех группах
В групповой комнате,
физкультурном зале,
под музыку, с
использованием
подвижных игр и др
6. Гимнастика
для глаз
Ежедневно по 3 мин. в любое
свободное время; в
зависимости от
интенсивности зрительной
нагрузки.
Рекомендуется
использовать
наглядный материал,
показ педагога.
7. Гимнастика
дыхательная
В различных формах
физкультурно-
оздоровительной работы.
Обеспечить
проветривание
помещения, педагогу
дать детям
инструкции об
обязательной гигиене
полости носа перед
проведением
процедуры.
8. Технологии
эстетической
направленности
Реализуются на ООД
художественно-эстетического
цикла, оформлении
помещений к праздникам и
др.
Осуществляется на
ООД по программе
ДОУ, а также по
специально
запланированному
графику мероприятий.
Особое значение
имеет работа с семьей,
привитие детям
эстетического вкуса.
9.Образовательн
ая деятельность
по физической
культуре
2-3 раза в неделю в
спортивном зале и на улице
Проводится в
соответствии с
программой, по
которой работает
ДОУ. Перед ООД
необходимо хорошо
проветрить
помещение.
10. Гимнастика
бодрящая
Ежедневно после дневного
сна, 5-10 мин во всех группах
Различные варианты
проведения
Выступление на педагогическом совете на тему:
«Использование здоровьесберегающих технологий в
физическом развитии дошкольников»
Воспитатель: Ананченко Т.Ю.