Напоминание

Формирование техники бега на соседние дистанции у детей среднего школьного возраста


Автор: Дорогов Александр Александрович
Должность: Преподаватель ОД (ФК)
Учебное заведение: Президентское кадетское училище
Населённый пункт: Город Ставрополь
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование техники бега на соседние дистанции у детей среднего школьного возраста
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование техники бега на средние дистанции у детей

среднего школьного возраста

Дорогов Александр Александрович

Преподаватель ОД (ФК) Ставропольского ПКУ

г. Ставрополь, Россия

Аннотация.

В статье рассматривается средства и методы формирования

техники бега на средние дистанции у детей среднего школьного возраста. Проводится

характеристика

антропометрических

особенностей

детей

среднего

школьного

возраста, а также рассматривается преимущественно метод эстафетного бега.

Ключевые слова: техника бега; готовность; двигательные навыки; соревнование;

Легкая атлетика.

Актуальность исследования.

Овладение экономичной техникой бега –

необходимое условие для успешной технической подготовки школьников в беге на

средние дистанции на уроках физической культуры, важный аспект укрепления

здоровья и повышения спортивной результативности школьников. Вместе с тем в

настоящее время отсутствует квалифицированное методическое сопровождение

технической подготовки учащихся в беге на средние дистанции, что обусловливает

актуальность данной работы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Средняя скорость бега на 600 м у мальчиков (юношей) достоверно повышалась

только в возрасте 12-13 и 16-17 лет. Возрастная динамика показателей длины шагов

во многом повторяла изменения скорости бега, поэтому достоверные изменения этого

показателя выявлены нами в эти же возрастные периоды. В 10–17 лет существенных

возрастных изменений частоты шагов не выявлено: эти показатели изменялись в

диапазоне 3,22–3,28 ш/с.

В беге на 600 м в возрасте 12-13 лет достоверно снижалась продолжительность

опорного периода, а величина полетной фазы, наоборот, существенно увеличивалась,

достоверно изменялся ритмический коэффициент бегового шага, существенно

увеличивалась (с 0,52 м/с до 0,66 м/с) величина вертикальной скорости, что

способствовало увеличению величины вертикальных колебаний в одном беговом

шаге (с 6,55 см до 7,44 см).

За возрастной период (10–17 лет) увеличивалась доля полетной фазы бегового

шага. С возрастом угол вылета ОЦМТ снижался, но оставался достаточно высоким.

В беге на 1000 м достоверные возрастные изменения скорости выявлены в 12-13

и 16-17 лет. Длина шагов постоянно повышалась, но наиболее существенно – в 12-13

лет. Частота шагов не изменялась под влиянием возраста, но данный показатель

несколько ниже, чем на дистанции 600 м. Продолжительность опорного периода в

беге на 1000 м с возрастом также существенно не изменялась, а величина полетной

фазы бегового шага вначале увеличивалась (возраст 12-13 лет) и затем уменьшалась,

особенно в возрасте 16-17 лет.

Аналогичная

возрастная

закономерность

изменения

кинематических

характеристик бега проявлялась и при анализе вертикальной скорости: достоверный

прирост выявлен в 12-13 лет. У 10–17-летних школьников наиболее вариабельными

были величины колебания ОЦМТ в фазе бегового шага, а самыми однородными –

показатели частоты шагов. Коэффициенты вариации кинематических характеристик

бега были выше на дистанции 1000 м (сравнение с бегом на 600 м).

Следовательно, с возрастом величины коэффициентов вариации большинства

кинематических характеристик бега на средние дистанции повышались, что требует

усиления дифференцирования тренировочных средств по мере увеличения возраста

обучающихся.

Длина полетной фазы в беге на 600 м составляла около трети бегового шага и

существенно не изменялась с возрастом. Нами выявлено достоверное снижение угла

вылета ОЦМТ в возрасте 14–17 лет. В беге на 1000 м также выявлены возрастные

изменения кинематических характеристик бегового шага, определена избыточность

двигательных действий в беге на данной дистанции. Следовательно, у учащихся в

возрасте 10–17 лет кинематические характеристики бега на средние дистанции далеки

от оптимального уровня, что оказывает негативное влияние на результативность

бегового упражнения.

Далее

нами

у

10–17-летних

школьников

определялась

взаимосвязь

кинематических характеристик бега на 1000 м. У мальчиков в возрасте 10-11 лет

проявлялась наибольшая взаимосвязь между скоростью бега, длиной шагов и

продолжительностью

опорного

периода,

а

длина

шагов

зависит

от

продолжительности полетного периода. В этом возрасте нами выявлено десять

достоверных

взаимосвязей

(из

15

возможных)

между

анализируемыми

кинематическими характеристиками бега.

У учащихся 12-13 лет выявлено уже восемь достоверных взаимосвязей между

кинематическими характеристиками бега. Наиболее тесная взаимосвязь проявилась

между величиной вертикальной скорости и частотой шагов, длиной шагов и

скоростью бега, частотой шагов и продолжительностью полетной фазы.

В возрасте 14-15 лет выявлено семь достоверных взаимосвязей (особенно

выраженно между скоростью бега и продолжительностью опорного периода), а в 16-

17-лет – восемь взаимосвязей (особенно между скоростью бега и вертикальной

скоростью в беговом шаге. Следовательно, с возрастом учащихся существенно

изменяется структура бегового шага.

Полученные данные подтверждают значимость вертикальных колебаний на

результативность бега на средние дистанции. У школьников одного возраста

относительный показатель вертикальных колебаний (на метр пути) по мере

увеличения длины пробегаемой дистанции повышался.

Относительный показатель вертикальных колебаний на дистанциях 600 и 1000

м с возрастом увеличивался. Другой составляющей внешней работы является

продольная фракция, которая зависит от длины дистанции. В беге на средние

дистанции наиболее значима вертикальная работа, поэтому данный компонент мы и

рассматривали в работе.

У 10–17-летних учащихся в беге на 1000 м со средним уровнем техники бега

суммарная величина вертикальных колебаний значительна. У школьников с плохой

техникой бега данный показатель еще более высок, что существенно снижает

спортивный результат в беге на эту дистанцию. Однако учителя физической культуры

даже не рассматривают устранение избыточных вертикальных колебаний в беге на

средние дистанции, уделяя первостепенное внимание повышению функционального

состояния учащихся.

В специальном педагогическом эксперименте, в котором принимали участие 16-

17-летние ученики экспериментальной (27 человек) и контрольной (26 человек) групп.

Анализ показал, что у большинства учащихся обеих групп в начальном обследовании

выявлено в основном не рациональное соотношение длины и частоты шагов,

отмечался прыгающий бег. Ученики экспериментальной группы показали в беге на

1000 м 3.38,6, пробегая дистанцию со средней длиной шагов 1,40 м и частотой шагов

3,26 ш/с. Вертикальная скорость составила 0,54 м/с, а величина вертикальных

колебаний ОЦМТ в одном шаге –6,79 см. Учащиеся контрольной группы пробегали

данную дистанцию за 3.39,8.

Через четыре месяца целенаправленной работы ученики экспериментальной

группы в среднем уменьшили длину шагов на 3,0 см и увеличили частоту шагов, что

позволило повысить соразмерность длины и частоты шагов и улучшить время бега на

6,9 с. У учащихся этой группы достоверно уменьшились вертикальные колебания

ОЦМТ в беговом шаге, существенно сократилась полетная фаза.

У учащихся контрольной группы средний результат в беге на 1000 м остался на

прежнем уровне, а параметры бегового шага существенно не изменились.

ВЫВОДЫ

Оптимизация техники бега на средние дистанции играет важную роль и

является важным резервом для повышения скорости бега школьников на уроке

физической культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дифференцированное физическое воспитание учащихся младших классов на

основе учёта их типологических особенностей / Г.А. Абрамишвили, В.Ю. Карпов,

А.В. Добежин, И.Н. Ов-сянникова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.

–2012. –№ 9 (91). –С. 7-14.

2.

Исследование

динамики

показателей

физической

подготовленности

мальчиков 12-13 лет в рамках школьной программы / В.Ю. Карпов, М.В. Еремин, А.Д.

Калинин, Г.А. Абрамишвили // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. –

2015. –№ 9 (127). –С. 109–113.

3. Карпов В.Ю. Повышение скоростных возможностей у школьников на основе

формирования двигательных навыков бега / В.Ю. Карпов, Н.В. Марьина // Известия

Сочинского государственного университета. –2012. –№ 2 (20). –С. 135–141.

4. Карпов, В.Ю. Теоретико-методические аспекты сопряженного развития

физических качеств и формирования техники двигательных действий у девочек

среднего школьного возраста / В.Ю. Карпов, Н.В. Марьина, К.К. Скоросов // Ученые

записки университета им. П.Ф. Лесгафта. –2015. –№ 6 (124). –С. 91–96.

5. Повышение качества учебного процесса по физической культуре на основе

обучения технике двигательных действий / В.А. Кудинова, В.Ю. Карпов, А.С. Болдов,

Н.Н. Маринина // Теория и практика физической культуры. –2021. –№ 7. –С. 61–63.



В раздел образования