Автор: Дорогов Александр Александрович
Должность: Преподаватель ОД (ФК)
Учебное заведение: Президентское кадетское училище
Населённый пункт: Город Ставрополь
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование техники бега на соседние дистанции у детей среднего школьного возраста
Раздел: среднее образование
Формирование техники бега на средние дистанции у детей
среднего школьного возраста
Дорогов Александр Александрович
Преподаватель ОД (ФК) Ставропольского ПКУ
г. Ставрополь, Россия
Аннотация.
В статье рассматривается средства и методы формирования
техники бега на средние дистанции у детей среднего школьного возраста. Проводится
характеристика
антропометрических
особенностей
детей
среднего
школьного
возраста, а также рассматривается преимущественно метод эстафетного бега.
Ключевые слова: техника бега; готовность; двигательные навыки; соревнование;
Легкая атлетика.
Актуальность исследования.
Овладение экономичной техникой бега –
необходимое условие для успешной технической подготовки школьников в беге на
средние дистанции на уроках физической культуры, важный аспект укрепления
здоровья и повышения спортивной результативности школьников. Вместе с тем в
настоящее время отсутствует квалифицированное методическое сопровождение
технической подготовки учащихся в беге на средние дистанции, что обусловливает
актуальность данной работы.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Средняя скорость бега на 600 м у мальчиков (юношей) достоверно повышалась
только в возрасте 12-13 и 16-17 лет. Возрастная динамика показателей длины шагов
во многом повторяла изменения скорости бега, поэтому достоверные изменения этого
показателя выявлены нами в эти же возрастные периоды. В 10–17 лет существенных
возрастных изменений частоты шагов не выявлено: эти показатели изменялись в
диапазоне 3,22–3,28 ш/с.
В беге на 600 м в возрасте 12-13 лет достоверно снижалась продолжительность
опорного периода, а величина полетной фазы, наоборот, существенно увеличивалась,
достоверно изменялся ритмический коэффициент бегового шага, существенно
увеличивалась (с 0,52 м/с до 0,66 м/с) величина вертикальной скорости, что
способствовало увеличению величины вертикальных колебаний в одном беговом
шаге (с 6,55 см до 7,44 см).
За возрастной период (10–17 лет) увеличивалась доля полетной фазы бегового
шага. С возрастом угол вылета ОЦМТ снижался, но оставался достаточно высоким.
В беге на 1000 м достоверные возрастные изменения скорости выявлены в 12-13
и 16-17 лет. Длина шагов постоянно повышалась, но наиболее существенно – в 12-13
лет. Частота шагов не изменялась под влиянием возраста, но данный показатель
несколько ниже, чем на дистанции 600 м. Продолжительность опорного периода в
беге на 1000 м с возрастом также существенно не изменялась, а величина полетной
фазы бегового шага вначале увеличивалась (возраст 12-13 лет) и затем уменьшалась,
особенно в возрасте 16-17 лет.
Аналогичная
возрастная
закономерность
изменения
кинематических
характеристик бега проявлялась и при анализе вертикальной скорости: достоверный
прирост выявлен в 12-13 лет. У 10–17-летних школьников наиболее вариабельными
были величины колебания ОЦМТ в фазе бегового шага, а самыми однородными –
показатели частоты шагов. Коэффициенты вариации кинематических характеристик
бега были выше на дистанции 1000 м (сравнение с бегом на 600 м).
Следовательно, с возрастом величины коэффициентов вариации большинства
кинематических характеристик бега на средние дистанции повышались, что требует
усиления дифференцирования тренировочных средств по мере увеличения возраста
обучающихся.
Длина полетной фазы в беге на 600 м составляла около трети бегового шага и
существенно не изменялась с возрастом. Нами выявлено достоверное снижение угла
вылета ОЦМТ в возрасте 14–17 лет. В беге на 1000 м также выявлены возрастные
изменения кинематических характеристик бегового шага, определена избыточность
двигательных действий в беге на данной дистанции. Следовательно, у учащихся в
возрасте 10–17 лет кинематические характеристики бега на средние дистанции далеки
от оптимального уровня, что оказывает негативное влияние на результативность
бегового упражнения.
Далее
нами
у
10–17-летних
школьников
определялась
взаимосвязь
кинематических характеристик бега на 1000 м. У мальчиков в возрасте 10-11 лет
проявлялась наибольшая взаимосвязь между скоростью бега, длиной шагов и
продолжительностью
опорного
периода,
а
длина
шагов
зависит
от
продолжительности полетного периода. В этом возрасте нами выявлено десять
достоверных
взаимосвязей
(из
15
возможных)
между
анализируемыми
кинематическими характеристиками бега.
У учащихся 12-13 лет выявлено уже восемь достоверных взаимосвязей между
кинематическими характеристиками бега. Наиболее тесная взаимосвязь проявилась
между величиной вертикальной скорости и частотой шагов, длиной шагов и
скоростью бега, частотой шагов и продолжительностью полетной фазы.
В возрасте 14-15 лет выявлено семь достоверных взаимосвязей (особенно
выраженно между скоростью бега и продолжительностью опорного периода), а в 16-
17-лет – восемь взаимосвязей (особенно между скоростью бега и вертикальной
скоростью в беговом шаге. Следовательно, с возрастом учащихся существенно
изменяется структура бегового шага.
Полученные данные подтверждают значимость вертикальных колебаний на
результативность бега на средние дистанции. У школьников одного возраста
относительный показатель вертикальных колебаний (на метр пути) по мере
увеличения длины пробегаемой дистанции повышался.
Относительный показатель вертикальных колебаний на дистанциях 600 и 1000
м с возрастом увеличивался. Другой составляющей внешней работы является
продольная фракция, которая зависит от длины дистанции. В беге на средние
дистанции наиболее значима вертикальная работа, поэтому данный компонент мы и
рассматривали в работе.
У 10–17-летних учащихся в беге на 1000 м со средним уровнем техники бега
суммарная величина вертикальных колебаний значительна. У школьников с плохой
техникой бега данный показатель еще более высок, что существенно снижает
спортивный результат в беге на эту дистанцию. Однако учителя физической культуры
даже не рассматривают устранение избыточных вертикальных колебаний в беге на
средние дистанции, уделяя первостепенное внимание повышению функционального
состояния учащихся.
В специальном педагогическом эксперименте, в котором принимали участие 16-
17-летние ученики экспериментальной (27 человек) и контрольной (26 человек) групп.
Анализ показал, что у большинства учащихся обеих групп в начальном обследовании
выявлено в основном не рациональное соотношение длины и частоты шагов,
отмечался прыгающий бег. Ученики экспериментальной группы показали в беге на
1000 м 3.38,6, пробегая дистанцию со средней длиной шагов 1,40 м и частотой шагов
3,26 ш/с. Вертикальная скорость составила 0,54 м/с, а величина вертикальных
колебаний ОЦМТ в одном шаге –6,79 см. Учащиеся контрольной группы пробегали
данную дистанцию за 3.39,8.
Через четыре месяца целенаправленной работы ученики экспериментальной
группы в среднем уменьшили длину шагов на 3,0 см и увеличили частоту шагов, что
позволило повысить соразмерность длины и частоты шагов и улучшить время бега на
6,9 с. У учащихся этой группы достоверно уменьшились вертикальные колебания
ОЦМТ в беговом шаге, существенно сократилась полетная фаза.
У учащихся контрольной группы средний результат в беге на 1000 м остался на
прежнем уровне, а параметры бегового шага существенно не изменились.
ВЫВОДЫ
Оптимизация техники бега на средние дистанции играет важную роль и
является важным резервом для повышения скорости бега школьников на уроке
физической культуры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дифференцированное физическое воспитание учащихся младших классов на
основе учёта их типологических особенностей / Г.А. Абрамишвили, В.Ю. Карпов,
А.В. Добежин, И.Н. Ов-сянникова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.
–2012. –№ 9 (91). –С. 7-14.
2.
Исследование
динамики
показателей
физической
подготовленности
мальчиков 12-13 лет в рамках школьной программы / В.Ю. Карпов, М.В. Еремин, А.Д.
Калинин, Г.А. Абрамишвили // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. –
2015. –№ 9 (127). –С. 109–113.
3. Карпов В.Ю. Повышение скоростных возможностей у школьников на основе
формирования двигательных навыков бега / В.Ю. Карпов, Н.В. Марьина // Известия
Сочинского государственного университета. –2012. –№ 2 (20). –С. 135–141.
4. Карпов, В.Ю. Теоретико-методические аспекты сопряженного развития
физических качеств и формирования техники двигательных действий у девочек
среднего школьного возраста / В.Ю. Карпов, Н.В. Марьина, К.К. Скоросов // Ученые
записки университета им. П.Ф. Лесгафта. –2015. –№ 6 (124). –С. 91–96.
5. Повышение качества учебного процесса по физической культуре на основе
обучения технике двигательных действий / В.А. Кудинова, В.Ю. Карпов, А.С. Болдов,
Н.Н. Маринина // Теория и практика физической культуры. –2021. –№ 7. –С. 61–63.