Автор: Дашдемирова Фероза Фажрудиновна
Должность: Преподаватель сестринского дела
Учебное заведение: ГБПОУ РД "Дербентский медицинский колледж им Илизарова"
Населённый пункт: г. Дербент Республика Дагестан
Наименование материала: Доклад
Тема: Применение современных технологий в обучении
Раздел: среднее профессиональное
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕРБЕНТСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. Г.А. ИЛИЗАРОВА»
Доклад
на тему:
«Использование современных
технологий в процессе обучения»
Подготовил преподаватель
по основам сестринского дела
Дашдемирова Фероза Фажрудиновна
г. Дербент
Изменения, происходящие в современной общественной жизни, требуют
развития
новых
способов
образования,
педагогических
технологий,
имеющих
дело
с
индивидуальным
развитием
личности,
творческой
инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях,
формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать
задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной
деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на
воспитание подлинно свободной личности, формирования у будущих
медицинских работников способности самостоятельно мыслить, добывать и
применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко
планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу
и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных
связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс
альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Поиск новых технологий связан с появлением в образовательных
учреждениях современной техники для работы с учебной и научной
информацией
–
это
компьютеры,
интернет,
мультимедийная,
аудио,
видеотехника;
и
необходимостью
эффективной
и
целесообразно
её
использовать. В качестве внеаудирной самостоятельной работы используется
метод слайдовых презентаций. При их создании в обязанности студента
входит:
- поиск информации в сети Интернет и печатных изданиях;
- отбор информации для более полного раскрытия темы;
- творческое оформление результатов поиска
Для представления материалов студенты используют различные
компьютерные программы.
Для подготовки конкурентоспособного медицинского работника в
колледже
при
устном
изложении
учебного
материала
используют
вербальные, технические и наглядные методы обучение. Среди словесных
методов
обучения
важное
место
занимает
лекция.
Лекция
даёт
систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывает
состояние и перспективы развития соответствующей области медицины,
концентрирует внимание студентов на наиболее сложных, узловых вопросах,
стимулирует их активную познавательную деятельность и способствует
формированию творческого мышления.
Важной формой самостоятельной работы студентов является опорный
конспект с применением наглядных материалов. При его составлении могут
использоваться сокращения, различные знаки, рисунки, схемы. Показано, что
перевод учебной информации в наглядную форму способствует лучшему
пониманию
и
усвоению
знаний.
Опорный
конспект
даёт
студентам
возможность систематизировать теоретический материал, создаёт условия
для быстрого и качественного усвоения информации. В ходе работы над
конспектом, студенты учатся находить информацию, выделять главное,
структурировать материал.
При проведении практических занятий используются технологии
индивидуально-бригадного обучения (ТИБО) и бригадно-индивидуального
обучения (БИТО). Организация учебного процесса при использовании этих
технологий похожа, отличие заключается в соотношении индивидуальной
бригадной работы в учебном процессе. Данные технологии способствуют
развитию индивидуальных умений и навыков, учитывают индивидуально-
личностные
характеристики,
включая
способности
и
образовательные
потребности, основанные на целевых установках. Они предусматривают
использование возможностей коллективной (бригадной) деятельности для
оказания помощи студенту в успешном освоении учебного материала,
выполнении манипуляций, решении ситуационных задач и т.д.
Технология индивидуально - бригадного обучение складывается из
следующих компонентов:
организационный
момент,
обоснование
темы
занятия
преподавателем
(мотивация);
актуализация и контроль опорных знаний;
индивидуальная работа студентов или работа малыми группами;
контроль, закрепление знаний и умений.
Контроль усвоения учебного материала осуществляется в ходе
самостоятельной работы студентов по мере их готовности, например, при
выполнении манипуляций. При этом контроль индивидуализирован и даёт
возможность при необходимости осуществлять корректировку знаний и
умений. В современном образовательном процессе нет проблемы более
важной и одновременно более сложной, чем организация самостоятельной
работы обучающихся.
При проведении практических занятий со студентами медицинских
специальностей наиболее продуктивной работа малыми группами. Студенты
сами выбирают лидера группы, совместно выясняют вопросы, разрешают
затруднения, которые возникли в результате самостоятельной деятельности.
На занятиях по дисциплине «Основы сестринского дела» мы стараемся
уделять больше внимания руководству и организации самостоятельной
работы по теме «Питание пациентов», так как продуманный смысл этой
работы особенно важен для выпускников медицинского колледжа. При
изложении нового материала стараемся придать ему проблемный характер.
Считаем необходимым вовлечь студентов в совместный поиск решения
проблемной ситуации. При изучении темы «Основы лечебного питания»
обстоятельно говорим о качественном составе пищи (увеличение или
уменьшение в пищевом рационе белков, жиров и углеводов), её количестве,
характере кулинарной обработки продуктов (степень измельчения, тепловая
обработка), режиме питания (время и частота приёма пищи), зависимости
диетического режима от характера заболевания. При помощи заданных
преподавателем вопросов студенты самостоятельно приходят к своим
собственным выводам и обобщениям. Проводятся характеристика диет,
определяются показания к их назначению. При изучении темы «Питание
пациентов» насыщаем её фактами, демонстрацией опытов. Отмечаем
значение создания пациенту благополучной обстановки во время еды. Изучая
состав,
энергетическую
ценность
пищи,
основы
лечебного
питания,
гигиенический
подход
и
организацию
питания
больных,
студенты
самостоятельно прорабатывают текст учебника и отвечают на поставленные
в нём вопросы о необходимой суточной потребности человека в пище, об
обязательных компонентах пищи, диетотерапии и характере различных диет,
о правилах заполнения документов, необходимых для получения питания в
стационарных лечебных учреждениях, а также о правилах раздачи пищи.
Самостоятельная работа приводит студентов к осмысленному переносу
знаний в типовые ситуации, учит анализировать, формирует приёмы и
методы познавательной деятельности. Развитию творческих способностей
студентов способствует подготовка докладов и рефератов. Игровой контроль
знаний включает работу «Найди правильный ответ». Студентам также при
проверке знаний предлагается разгадать кроссворд, составить диет – лото.
Игровой компонент парной работы «Правильно – неправильно» позволяет
эффективно не только проверить знания, но и закрепить их.
Таким образом, инновационные технологии являются необходимым
инструментов современного преподавателя. В них заложен огромный
потенциал для повышения профессионального мастерства и достижения
целей, поставленных Федеральными государственными стандартами III
поколения перед системой среднего профессионального образования -
подготовить
молодых
специалистов
к
будущей
профессиональной
деятельности и самостоятельной жизни.