Автор: Зарубина Юлия Николаевна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ОГАПОУ "Дмитриевский аграрный колледж"
Населённый пункт: С.Дмитриевка, Яковлевский район, Белгородская область
Наименование материала: Методическая разработка урока литературы
Тема: Философия войны в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
Раздел: среднее профессиональное
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДМИТРИЕВСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Методическая разработка урока литературы
Тема: Философия войны в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
Преподаватель
русского языка и литературы
ОГАПОУ «Дмитриевский аграрный колледж»
Зарубина Юлия Николаевна
с. Дмитриевка, 2025
Тема: Философия войны в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
Учебная цель: закрепить умения анализа эпизода, его роли в масштабах всего
произведения, умения анализировать сюжет, композицию художественного
произведения
в
тесной
взаимосвязи
с
замыслом
и
идеей
автора.
Совершенствовать навыки составления сравнительной характеристики.
Студент должен знать: историю написания романа, как отражена в романе
политическая
ситуация
на
мировой
арене;
смысл
названия
романа,
нравственную и философскую проблематику романа.
-уметь: производить анализ прозаического произведения, анализ эпизода,
через частное видеть общие черты изображаемого события.
Основные теоретические положения
Роман - эпический жанр, изображающий жизнь человека в широких связях с
обществом. Большое развитие в русской литературе роман получил с
середины XIX в. Роман имеет ряд жанровых разновидностей: социально-
психологический, сатирический, исторический.
Роман-эпопея – разновидность романа, с особой полнотой охватывающая
исторический процесс в многослойном сюжете, включающем многие
человеческие судьбы и драматические события народной жизни.
Обеспеченность занятия (средства обучения):
Литература:
Лебедев Ю.В. Литература. 10 класс. Учебник для ощеобразовательных
учреждений. Базовый и проф. уровни. В 2 ч. /Ю.В.Лебедев, -2 –е изд. –
М.: Просвещение, 2015. – 367с.: ил.
Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.
В 2ч. Ч1/ О.Н.Михайлов, И. О. Шайтанов, В. А. Чалмаев А.М. и др.:
сост: Е.П.Пронина /; под ред. В.П.Журавлёва. - М.: Просвещение,
2014. – 415с.: ил.
Текст произведения.
Технические средства обучения: мультимедийный проектор, презентация.
Рабочая тетрадь. Ручка.
Практическая работа
Вопросы и задания
Провести сравнительную характеристику героев романа Л.Н.Толстого
«Война и мир» по следующему плану:
1. Как можно объяснить название романа?
2. Как вы думаете, почему из пятнадцати вариантов начала романа Толстой
остановился на вечере в салоне А. П. Шерер?
3. Какие нормы жизни Толстой утверждает, а какие отрицает?
4. Что сближает Андрея Болконского и Пьера Безухова и в чем их различие?
5. В чем сходство и различие семейного уклада Ростовых и Болконских?
6. Как Толстой раскрывает характеры героев - участников военных событий
1805-1807 годов (на примере князя Андрея и Николая Ростова)?
7. Что мы узнаем об отношении народа к этой войне? Чем объясняется такое
отношение?
8. Как вы думаете, почему именно в первом томе романа так ярко
проявляется его антивоенная направленность?
9. Сделать сравнительную цитатную характеристику Кутузова и Наполеона.
10. Чем объясняет Толстой поражение союзников в Аустерлицком сражении?
Контрольные вопросы
1. Кто из героинь романа " Война и мир" впервые предстает перед нами
такой:
" Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими
детскими открытыми плечиками, которые сжимались, двигались в своем
корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями,
тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных
панталончиках и открытых башмачках"?
2. Сколько лет Наташе Ростовой в тот момент, когда автор знакомит
читателей с героями произведения (1 том)?