Автор: Зарубина Юлия Николаевна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ОГАПОУ "Дмитриевский аграрный колледж"
Населённый пункт: С.Дмитриевка, Яковлевский район, Белгородская область
Наименование материала: Методическая разработка урока литературы
Тема: Нравственная сущность любви в произведениях А.И. Куприна
Раздел: среднее профессиональное
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДМИТРИЕВСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Методическая разработка урока литературы
Тема: Нравственная сущность любви в произведениях А.И. Куприна
Преподаватель
русского языка и литературы
ОГАПОУ «Дмитриевский аграрный колледж»
Зарубина Юлия Николаевна
с. Дмитриевка, 2025
Тема: Нравственная сущность любви в произведениях А.И. Куприна
Цель: углубить представления обучающихся о художественном своеобразии прозы
А. И. Куприна; ознакомить с историей создания рассказа «Гранатовый браслет»;
на основе непосредственных впечатлений от прочтения рассказа рассмотреть проблематику
рассказа, его сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов;
совершенствовать навыки анализа художественного произведения, развивая умение выделять
главные, существенные моменты в развитии действия, определять их роль для раскрытия темы и
идеи произведения, делать самостоятельные выводы; формировать у обучающихся собственное
отношение к событиям и героям рассказа, тем самым способствовать развитию активной
жизненной позиции.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Оборудование: презентация, текст рассказа «Гранатовый браслет»
«Любовь-
это самое яркое и наиболее понятное
воспроизведение моего Я.
Не в силе, не в ловкости,
не в уме, не в таланте. ..
не в творчестве
выражается индивидуальность.
Но в любви ».
А.И.Куприн
ХОД УРОКА
I. Организационный этап (проверка обу-ся)
II. Сообщение темы и цели урока
Тема Слайд 1
Сегодня мы рассмотрим творчество А. И. Куприна, чудесного мастера художественного слова,
гуманиста и правдоискателя, с не меньшим основанием можно назвать и певцом возвышенной
любви, подарившим читателям произведения «Гранатовый браслет», «Олеся» и «Суламифь». И,
пожалуй, самой поэтичной вещью Куприна, по мнению большинства критиков, стал «Гранатовый
браслет» — прекрасный рассказ о неразделённой великой любви, любви, «которая повторяется
только один раз в тысячу лет». Мало кто в литературе того времени столь поэтично, подобно
Куприну, писал о любви, пытался вернуть ей человечность и романтику.
Цель урока Слайд 2
III. Мотивация учебной деятельности
«Гранатовый браслет» стал для многих читателей именно таким произведением, где воспевается
чистое, бескорыстное, идеальное чувство. К. Г. Паустовский назвал этот рассказ одним из самых
благоуханных рассказов о любви.
Сюжет рассказа взят Куприным из жизни. Но комическая история реального господина Ж.
превратилась под пером талантливого писателя в трогательную песнь любви…
Слайд 3 Эпиграфом к нашему уроку я взял(а) слова А.И.Куприна.
(Убедиться в достоверности этих слов нам позволит знакомство с произведением)
Занятие будет состоять из двух частей: теоретическая и практическая часть
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
IV. Работа над темой урока.
1. Слушание сообщений о творческой истории создания рассказа «Гранатовый
браслет»
Слайд 4 «Гранатовый браслет» имеет необычную творческую историю. Работа над
произведением шла осенью 1910 года в Одессе. В это время Куприн часто бывал в семье
одесского врача Л. Я. Майзельса и слушал Вторую сонату Бетховена в исполнении жены
врача.
Музыкальное произведение настолько захватило Александра Ивановича, что работа над
рассказом началась с того, что он записал эпиграф. «L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2).
Largo Appassionato».
Соната Бетховена «Аппассионата», одно из самых напряжённых, томительных, страстных
созданий человеческого гения в музыке, пробудила Куприна к литературному творчеству.
Звуки сонаты соединились в его воображении с историей светлой любви, которой он был
свидетелем.
15 октября 1910 года Куприн писал о сюжете рассказа своему другу, критику Ф. Д.
Батюшкову: «Это — помнишь — печальная история маленького телеграфного чиновника
П. П. Жолтикова, который был так безнадёжно, трогательно и самоотверженно влюблён в
жену Любимова (Д. Н.— теперь губернатор в Вильно)».
В опубликованных недавно мемуарах «На чужбине» писателя Льва Любимова, сына Д. Н.
Любимова, мы можем прочесть: зачитывает обуч-ся
«В период между первым и вторым замужеством моя мать стала получать письма, автор которых,
не называя себя и подчёркивая, что разница в социальном положении не позволяет ему
рассчитывать на взаимность, изъяснялся ей в любви. Письма эти долго сохранялись в моей
семье… Анонимный влюблённый, как потом выяснилось — Жёлтый (в рассказе Желтков), писал,
что он служит на телеграфе,.. в одном письме он сообщал, что под видом полотёра проник в
квартиру моей матери, и описывал обстановку. Тон посланий был то выспренний, то ворчливый.
Он то сердился на мою мать, то благодарил её, хоть она никак не реагировала на его изъяснения…
Вначале эти письма всех забавляли, но потом… моя мать даже перестала их читать, и лишь моя
бабка долго смеялась, открывая по утрам очередное послание влюблённого телеграфиста. И вот
произошла развязка: анонимный корреспондент прислал моей матери гранатовый браслет. Мой
дядя и отец отправились к Жёлтому. Всё это происходило не в черноморском городе, как у
Куприна, а в Петербурге. Но Жёлтый, как и Желтков, жил действительно на шестом этаже…
ютился в убогой мансарде. Его застали за составлением очередного послания. Как и купринский
Шеин, отец больше молчал во время объяснения, глядя «с недоумением и жадным, серьёзным
любопытством в лицо этого странного человека». Отец рассказал мне, что он почувствовал в
Жёлтом какую-то тайну, пламя подлинной беззаветной страсти.
Дядя же, опять-таки как купринский Николай Николаевич, горячился, был без нужды резким.
Жёлтый принял браслет и угрюмо пообещал не писать больше моей матери. Этим всё и
кончилось. Во всяком случае, о дальнейшей судьбе его нам ничего не известно».
Слайд 5 Еще один жизненный источник
Рассказ А. И. Куприна имеет реальную основу. Как вы думаете, почему писатель художественно
преобразил реальную историю? ( Завершая рассказ трагической развязкой, А. И. Куприн хотел
оттенить силу великой любви, «которая повторяется только один раз в тысячу лет»)
Слайд 6
Давайте вспомним с вами произведение и ответим на вопросы викторины:
Оцениваться ответы будут количеством набранных камешков, символизирующих «гранат»
1.
В какое время года происходит действие рассказа? (Осень, сентябрь.)
2.
Как зовут главную героиню? (Княгиня Вера Шеина.)
3.
Фамилия княгини Шеиной до замужества? (Мирза-Булат-Тугановская.)
4.
Как зовут мужа княгини Веры? (Князь Василий Львович.)
5.
Какого числа были именины княгини Веры Шеиной? (17 сентября.)
6.
Что подарил ей муж? (Серьги из жемчужин грушевидной формы.)
7.
Что подарила Вере сестра? (Записную книжку «в удивительном переплете.)
8.
Кто подарил браслет с гранатами? (Желтков.)
9.
Кто такой Желтков? (Влюбленный в Веру телеграфист.)
10.
Какая музыка звучит в произведении? (Вторая соната Бетховена.)
11.
О ком автор пишет: «…обняла ствол акации, прижалась к нему и заплакала…»? (О Вере
Шеиной.)
2. Аналитическая работа по определению жанра, сюжета и композиции рассказа
«Гранатовый браслет»
Для того, чтобы определить жанр, сюжет и композицию рассказа «Гранатовый браслет»
предлагаю ответить на вопросы, с опорой на текст (электронный ресурс размещен в Сферум и ВК)
Постановка и решение проблемного вопроса
Слайд 7
О чем идет речь в произведении? (О судьбе "маленького" человека, о истории его любви, которая
заканчивается трагически). Кто из писателей затрагивал тему «маленького человека» (А.Пушкин,
Н.Гоголь, А.Чехов)
-Изучаемое нами произведение автор относит к рассказу. Что же такое рассказ?
Слайд 8-10
С чего начинается рассказ? (описание пейзажа и гостей) Как вы думаете, почему рассказ
начинается описанием пейзажа? Как пейзаж помогает понять психологическое состояние Веры?
(найдите в тексте)
Слайд 11
Как вы объясните смысл заглавия произведения?
Обобщение: Итак, мы определили, что значительное место в рассказе занимает — пейзаж в
начале произведения и представление гостей. Куприн детально никого не описывает, никому не
даёт оценку, он только отдельными штрихами характеризует каждого из гостей. Из всех гостей
выделяется генерал Аносов — друг отца Веры и Анны.
- Особенностью композиционного решения рассказа являются вставные новеллы. Это истории
любви, которые рассказывает Аносов, но об этом поговорим немного позже.
- Завязка наступает в момент получения Верой подарка от Желткова — гранатового браслета. С
этого момента и начинают развиваться события.
3. Исследовательская работа (с опорой на текст рассказа)
Слайд 12
Что вы знаете о Вере Николаевне и ее семье?
Как Вера Николаевна относится к мужу? К жизни? Какие были взаимоотношения между
супругами?
Чтобы глубже понять Веру Николаевну, надо знать её окружение. Какими изображает автор
гостей? Зачитайте отрывки, характеризующие гостей Веры (см. гл. IV).
Кто из гостей Веры изображён с симпатией? Почему?
Для чего введен в рассказ образ генерала Аносова?(гл.4).
Какое значение имеет этот образ и история его любви?(гл. 7)
Слайд13
Что для генерала любовь настоящая? (т.е Куприн через истории генерала Аносова показывает,
что для любви настоящей нужно не меньше сил, чем для подвига. И именно генерал почувствовал
подлинность любви Желткова)
Чем был гранатовый браслет для Желткова? Почему он дарит самую дорогую ему вещь Вере? О
чём говорит это поступок?
Слайд 14
Как на фоне других подарков выглядит подарок Желткова? (найдите в тексте описание)
Слайд 15
Камень гранат имеет свою символику (СИМВОЛИКА КАМНЯ)
Слайд 16
Как изображаются писателем Желтков и его любовь? (Чувства Желткова необычайно
возвышенны – "благоговение, вечное преклонение и рабская преданность. Я умею теперь только
желать ежеминутно Вам счастья и радоваться, если Вы счастливы. Я мысленно кланяюсь до
земли мебели, на которой Вы сидите, паркету, по которому Вы ходите, деревьям, которые Вы
мимоходом трогаете, прислуге, с которой Вы говорите". Это жертвенная, в какой-то мере
даже безумная любовь. Желтков предан возлюбленной до смерти и "после смерти покорный
слуга".)
Какое значение имеет изображение Желткова после его смерти?
Был ли предрешён трагический финал? Кто в этом виноват?
Слайд 17
Как отнеслась к самоубийству Желткова Вера Николаевна?
Как вы думаете, бывает ли в жизни такая самоотверженная любовь?
Позже князь Шеин признается жене: «Для него (Желткова) не существует жизни без тебя.
Мне казалось, что я присутствую при громадном страдании, от которого люди умирают, и я
даже почти понял, что передо мною мёртвый человек. Понимаешь, Вера, я и не знал, как
себя держать, что мне делать».
Слайд 18
ВЫВОД: Желтков умирает, посылая восторженное благословение прекрасной женщине: «Да
святится имя Твоё», но не умирает великое чувство, поразившее его. Оно становится причиной
духовного воскрешения княгини, раскрывает перед ней мир неведомых до той поры переживаний,
поскольку отношения с мужем никогда не были таким «чудом».
V. Итоги урока. Оценки за урок (количество камешек за правильные ответы)
Мы рассмотрели с вами рассказ А.И.Куприна «Гранатовый браслет».
Слайд 19
Для того, чтобы подвести итог теоретической части урока, я предлагаю каждому из вас
продолжить фразу: «Любовь-это……»
Слайд 20
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.Заполнить таблицу «Главные герои рассказа» (запись в тетрадях)
Главные герои рассказа «Гранатовый браслет»
Княгиня Вера Николаевна
Телеграфист Желтков
• Благородная натура, тонко чувствующая
возвышенное и прекрасное. Однако её «я»
погружено в некий самоуспокоенный сон.
Красивая и холодная.
• Вера «была строго проста, со всеми
холодно и немного свысока любезна,
независимо и царственно спокойна». Она
производит впечатление равнодушной
особы.
• «В эту секунду она поняла, что та
любовь, о которой мечтает каждая
женщина, прошла мимо неё!»
• Небогатый малограмотный чиновник, робкий мечтатель
и глубоко чувствующий человек, одержим «сильной, как
смерть, любовью» к княгине Вере.
• Любит Веру Николаевну тем страстным, испепеляющим
чувством, которое «заключает в себе весь смысл жизни —
всю вселенную!»
• Смерть не страшит героя. Его любовь сильнее смерти.
Благодарен той, которая вызвала в его сердце это
превосходное чувство, возвысившее его, маленького
человека, над суетным миром, миром несправедливости и
злобы
Главные герои произведения проходят испытание любовью
Любовь — чистая, высокая и недосягаемая
мечта
Любовь — «крепка, как смерть…» Она выше царей и
цариц, ибо любовь открыла его избранничество,
обнаружила в нём могучую и светлую силу жизни,
человеческую красоту, которая останется в веках как
памятник величия сердца простого человека
2. Написать эссе на тему: «Любить и быть любимым – это одно и то же? Что лучше и почему?»
VI. Домашнее задание: читать рассказ «Олеся»