Автор: Кривошеин Николай Иванович
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ Школа №2000
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Внедрения инновационных технологий и методов обучения на уроках русского языка и литературы в условиях обновленных ФГОС
Раздел: полное образование
Кривошеин Николай Иванович
ГБОУ Школа №2000
г. Москва
Внедрения инновационных технологий и методов
обучения на уроках русского языка и литературы в
условиях обновленных ФГОС
Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы в
условиях обновленных Федеральных государственных образовательных
стандартов (ФГОС) требуют от учителей внедрения инновационных технологий
и методов обучения, ориентированных на развитие ключевых компетенций
учащихся. В последние десятилетия внимание образовательного сообщества
сосредоточилось на необходимости изменений в подходах к преподаванию
школьных дисциплин, в частности, гуманитарных наук. Русский язык и
литература занимают особое место в образовательном процессе, поскольку они
способствуют формированию не только знаний и навыков, но и общего
культурного и личностного развития учащихся.
Одним из основных требований обновленных ФГОС является ориентация на
результативность образовательного процесса, направленного на достижение не
только академических, но и личностных успехов учащихся. В этих условиях
особое внимание уделяется формированию у школьников функциональной
грамотности, критического мышления, а также способности к самовыражению
через язык. Для учителя это означает необходимость перестройки подходов к
преподаванию и внедрения методов, которые помогают учащимся освоить язык
и литературу не как изолированные предметы, а как инструменты для освоения
знаний и самостоятельного мышления.
Одной из важнейших задач современного преподавания русского языка и
литературы является развитие функциональной грамотности. В контексте
ФГОС это означает, что ученики должны уметь эффективно использовать
полученные знания на практике, а не просто запоминать теоретические
положения. На практике это выражается в умении учащихся писать текст,
анализировать информацию, высказывать собственное мнение и защищать его,
а также работать с различными текстами и источниками информации. Учитель
должен акцентировать внимание на развитии этих навыков через разнообразные
виды деятельности, такие как написание эссе, творческих заданий, участие в
дискуссиях, написание научных работ, что способствует развитию их языковой
культуры.
Современный урок отличается использованием деятельностных методов и
приемов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, деловые и ролевые
игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д.
Дискуссия - одна из весьма сложных форм речи, для овладения которой
необходима предварительная подготовка. Данный прием особенно эффективен
на уроках литературы при обсуждении и анализе художественного
произведения. Групповая дискуссия может использоваться как на стадии
вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача - обмен
первичной информацией, выявление противоречий, а во втором - это
возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного
видения проблемы с другими взглядами и позициями.
Современное общество с особой остротой требует нового мышления – гибкого,
многостороннего – и новых коммуникативно-речевых умений, в частности
умения вести дискуссию, диспут, полемику, ставить вопросы и подходить к их
решению диалектически.
Обучение дискуссионной речи - одна из главных частей уроков развития речи
учащихся. Действительность требует от учащихся нового, гибкого и
многостороннего, мышления и новых коммуникативно-речевых умений, а
именно: умения вести дискуссию, диспут, полемику, ставить вопросы
(волнующие, актуальные) остро и подходить к их решению диалектически.
Вместе с тем, как показывают исследования, общий уровень владения
дискуссионной речью у выпускников школы недостаточно высок.
Объяснение этому мы видим в сложности самого явления; в недостаточной
разработанности лингвистического и методического аспектов дискуссионной
речи; в неполноте представленных в учебниках по русскому языку сведений и
упражнений по дискуссионной речи.
Основные свойства дискуссионной речи обусловлены ее целями (найти истину,
убедить, переубедить) и спецификой употребления (публичный спор). Цели ее
обусловливают необходимость доказательности, демократичности и
эмоциональности.
Для обучения дискуссионному рассуждению учитель должен уметь:
вычленять объем и содержание определяемого понятия, т.е. предмет
рассуждений;
определять диалектически противоположные его свойства, возможные
варианты отношений к нему для постановки дискуссионного вопроса и
конкретизации объекта обсуждений;
формулировать тезисы – возможные ответы на поставленный дискуссионный
вопрос;
строить монолог-вступление, монолог-утверждение, монолог-заключение;
подбирать системы аргументов для доказательства выдвинутых тезисов;
сопоставлять системы доказательств с целью выявления степени доказанности
каждого из них;
делать выводы по проведенной дискуссии.
Кроме того учитель должен еще владеть способами управления полилогом, т.е.
вовремя «включать» в дискуссию дополнительных коммуникаторов, разные
виды монологических высказываний, реагировать на реплики, видеть и
принимать во внимание реакцию слушателей, чтобы привести спор к логически
правильному выводу.
Обучение дискуссионной речи должно охватывать все годы обучения в школе.
Вот возможная программа работы.
Этап
формирования
умений
Понятийная основа
Изучаемый материал,
параллельно с которым
вводятся сведения
I этап
(V – VII кл.)
Понятие о споре. Спор и ссора.
Правила вежливости
Прямая речь
Диалог
II этап
(VIII – IX кл.)
Монолог-вступление, монолог-
утверждение, монолог-
опровержение, монолог-
заключение.
Понятие о дискуссии, диспуте,
полемике.
Дискуссионное рассуждение.
Тезисы дискуссионного
рассуждения.
Сравнение систем
доказательств.
Вывод
Повторение за VII класс
Составное именное
сказуемое
Сложноподчиненное
предложение
Система заданий на усвоение знаний и отработку умений дискуссионной речи
должна включать анализ текстов рассуждений и их частей, а также
самостоятельное создание элементов дискуссионного рассуждения:
формулировку проблемного вопроса, тезисов; сочинение монологов-
вступлений. После этого можно переходить к созданию полных рассуждений
дискуссионного типа: переводу диалога и полилога в монолог, объединению
нескольких элементарных рассуждений в одно дискуссионное и др.
Упражнения аналитического и систематического планов должны сочетаться и
идти параллельно при организации каждого этапа обучения.
I этап
Упражнение 1. Может ли предложение быть одновременно вопросительным и
восклицательным?
Прочитайте высказывания двух учащихся. Первый утверждает, что
предложение не может быть одновременно вопросительным и
восклицательным. Второй доказывает, что предложение может быть
одновременно и восклицательным, и вопросительным. Каждый приводит свои
аргументы и примеры. Определите, кто из них, по-вашему, прав. Соедините два
текста в один, чтобы размышления привели к правильному выводу.
Упражнение 2. Прочитайте текст, в котором передается спор между героями Э.
Успенского дядей Федором и котом Матроскиным. Скажите, о чем они спорят.
Как Шарик предложил решить данный вопрос? Сколько точек зрения было
высказано? Какие доказательства приводились?
Упражнение 3. Прочитайте текст. Оцените спор ребят.
Давай поспорим!
Ваня. Давай поспорим!
Гена. О чем же мы будем спорить?
Ваня. А хоть о чем. Хоть об этой розе. Я буду говорить, что она красивая, а ты –
что некрасивая. Я буду свое доказывать, а ты свое. И получится спор.
Гена. Эта роза некрасивая. Ну а дальше что?
Ваня. А дальше доказывай. Какие у нее лепестки, скажи. Про стебли скажи…
про цвет… Все плохое… А я это же самое – только наоборот, все хорошее
скажу. Кто лучше будет доказывать, тот и победил.
Гена. Ладно, давай!
Попробуйте поспорить, ребята! О чем бы вы стали спорить?
Упражнение 4. Обсудите с соседом по парте вопрос, нужны ли правила
орфографии. Начните свой разговор словами:
– Я считаю, что правила орфографии не нужны, потому что …
Или
– Я считаю, что слова надо писать правильно, потому что…
II этап
Упражнение 1. Определите место и роль высказываний в споре: вступление,
утверждение, опровержение (отрицание), заключение.
Выскажите свое мнение по этому вопросу. Сформулируйте заключение.
Упражнение 2. Прочитайте заметку о том, что необходимо, чтобы добиться
чего-нибудь в жизни. Трудолюбие? Или достаточно одних способностей?
Определите предмет спора. Озаглавьте текст. Составьте вступление и
заключение.
Упражнение 3. Сравните рассуждения о роли человека в жизни природы.
Человек – это друг природы или ее враг? Определите, в каких рассуждениях
один тезис, в каких несколько. Как построить дискуссионное рассуждение, т.е.
содержащее противоположные тезисы?
Упражнение 4. Прочитайте приведенные ниже слова и противоположные
характеристики к ним и выберете такие, которые могут вызвать дискуссию.
Поставьте дискуссионный (спорный), позволяющий дать противоположные
ответы. Составьте все возможные варианты ответов, т.е. тезисы дискуссионного
рассуждения.
Цветок: красивый – некрасивый, украшение, предмет роскоши –
необходимость.
Дружба: настоящая – ненастоящая; мужская – немужская; взаимовыгодная –
выгодная для одного – бескорыстная; равноправная – подчинение одного
другому.
Учеба: принудительная – удовольствие; печальная необходимость –
естественная потребность.
Упражнение 5. Прочитайте монолог-утверждение и монолог-опровержение о
том, что такое свободное время и как человек должен им распоряжаться.
Найдите в каждом из них тезисы, систему аргументов. Чем отличается монолог-
утверждение от монолога-опровержения? Составьте монолог-вступление.
Упражнение 6. Прочитайте приведенные противоположные мнения.
Придумайте ситуацию, в которой они могли бы быть высказаны. Составьте
вступление к диспуту, подберите аргументы для подтверждения каждого тезиса,
аргументы для опровержения каждого тезиса. Сделайте заключение.
Чтение – это пустое времяпрепровождение.
Чтение – это важное, нужное дело.
Создание системы обучения дискуссии и дискуссионной речи на уроках
русского языка во многом будет способствовать решению задач социального
плана – повышению речевой культуры человека.
Урок в виде дискуссии предполагает более развёрнутую деятельность.
Воспроизводя
модель
спора,
урок-дискуссия
предполагает
выход
на
мировоззренческие категории: разница в поведении персонажа, в оценке
конкретного поступка одного литературного героя другим, наконец, оценка со
стороны автора и читателя мотивируется сформированной жизненной позицией.
Конспект урока литературы для 9 класса на тему «Гений и злодейство - две
вещи несовместимые? (по трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»)»
Цели урока: выявить основную идею трагедии (история души, пораженная
гордыней); развивать умение анализировать текст, опираясь на художественные
достоинства трагедии (диалог, применение в драме музыки); прививать
учащимся общечеловеческие эстетические и моральные ценности.
Оборудование: наглядные пособия, помогающие создать колорит эпохи
(музыка, портреты композиторов, иллюстрации к «Маленьким трагедиям» А.С.
Пушкина).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
План
1. Выявить дискуссионные вопросы, возникающие при чтении текста.
2. Познакомить с историей создания произведения.
1. Вступительное слово учителя
Трагедия «Моцарт и Сальери» входит в цикл, названный А.С. Пушкиным
«Маленькие трагедии». В определении «маленькие» не было другого смысла,
кроме намерения автора представить читателю совсем иную драматургию: не
традиционно высокопарную трагедию классицизма, а вполне общечеловеческие
страсти вне времени и прикреплённости к месту. Пушкин выбирает разные
сюжеты и находит неожиданные решения. А.С. Пушкин всегда внимателен к
живому потоку действительности и в своих «маленьких трагедиях» выставляет
на первый план подчеркнуто объективную действительность, одновременно
представленную как составляющую часть души. Объективный мир охватывает
личность поэта, мир, существующий вне сознания человека, но вместе с тем
формируемый им, вступает в сложные взаимоотношения с человеком. В цикле
«маленьких трагедий» представлен сам исторический процесс, действие
растянуто от Средних веков до Нового времени.
В центре внимания автора не конкретная, живая действительность, а
«вечные»
страсти.
А.С.
Пушкин
смело
вступает
на
новую
для
него
«территорию», чтобы проверить истинность нового открытого им метода. Если
реалистические принципы помогут понять извечные человеческие страсти и
проблемы, значит они верны.
2. Дискуссия с чтением и анализом фрагментов трагедии
— С какой драмой в нашем сознании связаны имена Моцарта и Сальери?
(Бездарность злодея из зависти отравившего гения.)
— Как вы думаете, только ли эта идея заложена в трагедии А.С. Пушкина?
(Нет, смысл драмы глубже.)
Прочитаем начало трагедии, со слов Сальери:
Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет - и выше. Для меня
Так это ясно, как простая гамма.
Родился я с любовью к искусству...
— Какое противопоставление вы заметили в этих строках? (Ответ. Сальери
противопоставляет себя миру, он дает свою точку зрения на правду, делая свой
собственный вывод: правды нет и выше. Тем самым Сальери как бы
предчувствует дальнейшее развитие событий.)
— В чем сущность внутреннего монолога Сальери? (Ответ. Монолог Сальери
— это его история, его духовная жизнь. Сальери пытается самооправдаться, он
стремится к внутренней гармонии, хотя это у него и не всегда получается.)
— Дайте характеристику речевой стороны монолога Сальери. (Ответ. Речь
Сальери тяжеловесна, много лексических повторов, она несколько похожа на
ораторскую речь. Тем самым Сальери как бы пытается не только сопоставить
свой внутренний мир и окружающий, но и убедить других людей в собственных
мыслях.)
3. Образ Сальери
1. Можно ли назвать Сальери главным героем?
2. Как вы относитесь к творческому пути Сальери.
3. Можно ли говорить о душевном кризисе Сальери? Почему?
4. Прокомментируйте следующие слова Сальери:
Я сделался ремесленник: перстам
Придал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию.
5. В какой момент Сальери задумывается о преступлении. Что толкает его на
этот шаг?
Вывод. Сальери рано понял свое призвание, он трудолюбив и настойчив в
достижении цели. Однако образование Сальери можно назвать односторонним:
он занимался и развивал только музыкальные способности, на все остальное у
него не оставалось времени, его можно назвать добровольным «музыкальным
затворником». Именно поэтому он с одной стороны чересчур требователен к
себе (уничтожает свои произведения), с другой стороны — ставит под сомнение
Божественные законы, что, для верующего человека, возможно только в самом
крайнем случае. Сальери превратил музыку в ремесло, он стремился стать
композитором, и он им стал. Однако в его творчестве отсутствует вдохновение.
И Сальери чувствует в этом свою ущербность. Все это свидетельствует о
глубоком душевном кризисе. Сальери стремится к музыке, но она уже не
приносит ему той радости, которая должна возникать при занятии любимым
делом. Нарушение гармонии между жизнью и творчеством приводит Сальери к
преступлению.
4. Продолжение дискуссии с чтением и анализом фрагментов трагедии
— Какое отличие вы заметили при анализе речи Сальери и Моцарта? (Ответ.
Речь Сальери - это в основном монологи. А речь Моцарта всегда обращена к
Сальери).
— Можно ли сказать, что автор явственнее проступает при репликах
Моцарта, нежели Сальери? (Ответ. Да, за словами Моцарта: «Мне что-то
тяжело; пойду засну. Прощай же!» стоит всезнающий автор).
5. Образ Моцарта
1. Дайте качественную характеристику характера Моцарта.
2. Можно ли говорить о душевном кризисе Моцарта?
3. Прокомментируйте слова Моцарта.
Представь себе... кого бы?
Ну, хоть меня - немного помоложе;
Влюбленного - не слишком, а слегка –
С красоткой, или с другом - хоть с тобой,
Я весел... Вдруг: виденье гробовое,
Внезапный мрак иль что-нибудь такое...
Ну, слушай же.
4. Можно ли говорить о символизме приведенных строк? Почему?
Вывод. Моцарт — яркая звезда. Он живет не ради музыки, он живет
музыкой. Его сочинения вдохновлены самой жизнью. Моцарт талантлив и
осознает это. Он живет в гармонии с самим собой, музыкой и окружающим его
миром. В то же время он несколько наивен. Моцарт исподволь чувствует
отношение Сальери (зависть), но не дает себе возможности (и не имеет
желания) разобраться в истинных чувствах своего «друга». Отсюда —
символизм его слов: «мрак иль что-нибудь такое». Л.А. Новиков справедливо
указывает на символическую значимость выражения «что-нибудь такое»,
играющего в драме роль композиционной скрепы.
6. Сопоставление образов Моцарта и Сальери
1. Как относятся герои к пародии.
2. Поясните свое отношение к Моцарту и Сальери.
3. Какой образ противоречив? Поясните свою точку зрения.
4. Нужна ли была Сальери смерть Моцарта?
5.
Прав
ли
Моцарт,
говоря:
«Гений
и
злодейство
—
две
вещи
несовместимые»?
Вывод. Пародию на свое творчество Моцарт воспринимает с юмором, легко
и непринужденно. Это связано с тем, что музыка доставляет ему истинное
удовольствие, радость жизни. Сальери же, напротив, негативен к пародии. Его
труд не приносит ему радости, естественно, что он не может радоваться, когда
его произведение «калечат». Образ Сальери противоречив. По человечески его
жалко, он всю жизнь стремился к высокому и прекрасному искусству, но его
всегда «чуть-чуть» недоставало. Зависть Сальери и убийство Моцарта
совершенно для него бессмысленны: он совершенно не выигрывает от смерти
Моцарта. Моцарт гибнет физически, причем «за кадром» трагедии. Гибель же
Сальери происходит на наших глазах, причем эта гибель — духовная.
Домашнее задание
Написать сочинение-рассуждение на тему «Как сложилась бы жизнь Сальери
и Моцарта, если бы Сальери был талантлив, а Моцарт — настойчив».
В настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой
активности и интереса у школьников к предметам. Это говорит о том, что
принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из
основных в дидактике. Любая технология обладает средствами,
активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в
некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу
эффективности результатов.
К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их я
использую на уроках русского языка. Цель игровых технологий – приобрести
конкретные навыки, закрепить их на уровне моторики, перевести знания в опыт.
Игровые технологии на уроках русского языка также способствуют воспитанию
познавательных интересов и активизации деятельности учащихся.
К данной теме я обратился в связи с тем, что столкнулась со снижением
интереса к учебной деятельности. Современных детей больше интересуют
компьютеры, а значит, что рассуждать и производить мозговые операции для
них уже не совсем актуально. Пересмотрев ряд технологий, я остановился на
игровых технологиях, потому что они способствуют развитию познавательной
активности на уроках и привлекают детей к расширенному рассуждению на
уроке. Игры - упражнения близки к обычным упражнениям. Материалом для
них служат не развлекательные шарады и загадки, а обычные учебные
упражнения, только преподносимые особым образом. Обычно дети получают
задания довольно трудные и скучные, но необходимые для закрепления знаний
по грамматике, для выработки прочных орфографических навыков. И здесь
игровая форма работы помогает им преодолеть трудности.
Конспект урока русского языка в 9 классе в форме деловой игры на тему:
«Культура речи - культура общения»
Цели урока:
(образовательная) совершенствовать речевую культуру учащихся;
(развивающая) формировать у учащихся представления о необходимости
соблюдения норм литературного языка;
(воспитательная) воспитывать отношение к русской речи как к нашему
национальному достоянию, чувство патриотизма.
Педагогические технологии: игровые технологии, работа в группах
Оборудование: на стенах развешены высказывания великих писателей,
философов о слове и языке:
1. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой
повести». В. Шефнер
2. «В ответ на бранные слова с улыбкой промолчи и сделай вид, что вообще
таких не знаешь слов». Г. Остер
3. «Слова – это то единственное, что остается на века». Э.Хэмингуэй
МОТИВАЦИЯ:
«Очень красивая молодая женщина взошла на палубу парохода. Пассажиры
всех классов замерли от восторга и восхищения, глядя на нее. Молодые
мужчины ждали ее улыбки и момента, когда она заговорит… И она, потерев
спину о косяк двери, вытерев белоснежным платком прекрасное разгоряченное
лицо, заговорила:
- Уф, жаришша какая! Да ишо карасином ваняит…
Люди, восхищенные и одухотворенные красотой женщины, вдруг поникли и,
разочарованные, вернулись к своим делам.»
М.Горького
Как Вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашем мастер – классе?
Вступление
Сегодня мы с вами проведем деловую игру, посвященную очень важной
проблеме - культуре речи.
• Что, по-вашему, включает в себя понятие «культура речи»?
• Почему эта проблема так актуальна в последнее время?
В последнее время мы видим падение уровня культуры речи из-за того, что в
газетах, СМИ, телевизионных программах допускается все больше речевых и
грамматических ошибок, не следят за своей речью.
• Что нужно делать, чтобы совершенствовать свою речь?
Вывод: От того, насколько грамотно человек говорит, как высока его культура
общения, зависит впечатление, которое он производит на окружающих!
Как вы правильно заметили, для культуры общения необходимо говорить
правильно, грамотно, выразительно, быть вежливым.
Сейчас я вам предложу 2 очень распространенные ситуации, в которые может
попасть каждый из вас, а кто-то и попадал неоднократно. Проинсценируйте эти
ситуации
1. Ученик опоздал на урок, который уже начался, к тому же произошла еще
одна знакомая ситуация - забыл тетрадь. Как в такой ситуации ведет себя
учитель и ученик
2. Предположим, вам необходимо посетить районную библиотеку, а вы не
знаете, где она находится. Поэтому вы спрашиваете прохожего незнакомого
человека о том, как туда пройти....
(Участники игры анализируют действия учащихся).
Таким образом, мы вспомнили еще раз слова вежливого обращения, а главный
вывод заключается в том, что в нашем языке нет слов-обращений к
незнакомому человеку. Для того, чтобы к нему обратиться, необходимо
использовать слова-извинения для привлечения внимания: простите,
пожалуйста, будьте добры, извините, будьте любезны и т.п. Ни в коем случае
нельзя говорить «женщина», «мужчина».
Так как важнейшим качеством речевой культуры является грамотность,
правильность произнесения слов, сейчас мы проверим, насколько вы правильно
ставите ударения в словах.
Каждая группа получает 5 предложения со словами, которые нужно правильно
прочитать.
1. Очень жаль, что Вы редко балуете нас своими новыми ролями.
2. Наша компания заключила в этом году самое большое количество договоров.
3. Если ты несколько раз повторишь это правило, то обязательно вспомнишь его
на экзамене.
4. В цирк постоянно звонят и интересуются выступлением африканских слонов.
5. Если включить в Вашу речь пословицы, поговорки, афоризмы, то она
зазвучит ярче, станет образнее и красивее.
****
1 Я только мельком взглянул на этих людей и понял, что у нас нет ничего
общего.
3. Обеспечение всеобщей безопасности - одна из главных задач в современном
мире.
4. В домах в следующем квартале будут установлены новые мусоропроводы.
5. Полине было завидно смотреть на чужое счастье.
6. На день рождения сына мама купила несколько кремовых тортов.
Вывод: постановка ударения в часто встречающихся словах тоже иногда
вызывает затруднения.
Необыкновенно важным для общения является богатство языка, богатый
лексикон.
Давайте посмотрим фрагмент фильма, поставленного по этому замечательному
произведению Ильфа и Петрова « 12 стульев» режиссером Л. Гайдаем
(Смотрим фрагмент).
- Да, это довольно смешно. А как вы думаете, что хотел сказать автор о своей
героине, изобразив ее таким образом?
(Она ограниченная, глупая, у нее примитивное мышление)
Ну, конечно, наш с вами лексикон не в пример богаче Эллочкиного, но все же,
уверена, многим не помешает его расширить.
• Как вы думаете, что надо для этого делать? Что делает нашу речь богаче,
образнее?
Каждая группа получает конверт с заданием: собрать фразеологизм
Мы поговорили о том, что украшает нашу речь, делает ее грамотной,
выразительной, обогащает язык.
А теперь поговорим о том, что его засоряет, от каких явлений нам нужно
избавляться?
Сейчас мы посмотрим фрагмент замечательного художественного фильма
«Джентльмены удачи».
Приятно ли вам было слушать такие слова?
- Жаргонизмы, сленг, ненормативная лексика, брань, нецензурные выражения,
слова-паразиты.
Все эти явления, хотя и существуют в языке, но выходят за рамки русского
литературного языка, поэтому в речи культурного, интеллигентного человека их
должно быть как можно меньше и надо стараться от этого избавиться.
Естественно, жаргонизмы - это слова, употребляемые людьми той или иной
социальной группы. Очень часто наше молодое поколение использует эти слова
в своей речи. Давайте попробуем обойтись без них.
Замените, пожалуйста, сленговые выражения в предложенных текстах
стилистически нейтральными синонимами, литературными словами. (задания
получает каждая группа)
1. - Да перестань тупить, ты не врубаешься. У меня сломалась тачка. Надо
поставить ее на колеса.
2. - В магазине перед кассой выстроился такой хвост! Кассирша выносила кому-
то мозг. Пришлось наехать на обеих. Не слабо так.
3. - Ты не догоняешь! Рванем ко мне! Мои предки уперлись на дачу, так что
можно затусить на нашей хате. Будет прикольно!
4. - Давай сегодня прошвырнемся по магазинам. Я вчера такую кофточку
оторвала на распродаже. Полный улёт! Можно закосить последний урок!
Но самое отвратительное явление в языке — это нецензурная брань или, как это
называли раньше, сквернословие.
Цитата из Библии:
«Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе, дабы оно
доставляет благодать слушающим»
Сейчас мат, как джин из бутылки, буквально вырвался на волю. По данным
социологических опросов, в России используют ненормативную лексику 70%
населения, независимо от социального и образовательного статуса, но при этом
подавляющее большинство россиян негативно относятся к использованию
подобных выражений в общественных местах.
Так как ни для кого не секрет, что это негативное явление существует, к
сожалению, и в школьной среде.
Как бороться с этим уродливым явлением?
• каждому самому следить за своей речью;
• принять закон, запрещающий сквернословить;
• прививать культуру речи;
• не общаться с теми, кто ругается, сделать их изгоями
Издревле мат именуется сквернословием - «скверно»
В словаре Даля сказано: «Скверна - мерзость, гадость, пакость, все гнусное,
противное, отвратительное, непотребное; это нечистота, грязь и гниль, тление,
мертвечина... нравственное растление».
Так давайте всеми силами стараться избавиться от этого позорного явления.
Заключение
Сегодня мы поговорили об очень важных, на мой взгляд, проблемах, еще раз
постарались понять, как важна речевая культура в человеческом общении. И
закончить мне бы хотелось всем известным, но не устаревающим призывом,
который принадлежит И.С. Тургеневу «Берегите наш язык, наш прекрасный
русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими
предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным
орудием»
Метод мозгового штурма является одним из способов поиска новых идей. Он
представляет собой способ решения проблемы или задачи на базе
стимулирования творческой активности. В ходе проведения мозгового штурма
участники высказывают большое количество вариантов решения, а затем из
высказанных идей отбираются наиболее перспективные, удачные, практичные.
Его применение способно значительно повысить активность всех школьников,
так как в работу включаются все ребята. В ходе работы дети получают
возможность продемонстрировать свои знания и задуматься о возможных
вариантах решения задачи. При этом они учатся коротко и максимально четко
выражать свои мысли, анализировать их. Метод мозговой атаки предполагает
объединение усилий нескольких людей и возможность развивать идеи друг
друга.
В своей работе я стремлюсь каждый урок построить так, чтобы ученик
становился активным участником собственного обучения. Для нас важен
деятельностный подход к обучению, важна практическая направленность урока,
важно формирование творческой активности наших учеников.
«Мозговой штурм» («Брейнсторминг») - хорошо известный и активно
применяемый интерактивный метод, поскольку он дает возможность каждому
принять участие в работе, позволяет учащимся свободно и открыто высказывать
разные идеи по поводу ситуации или проблемы, побуждая использовать
воображение или творческий подход. Он помогает развивать ораторскую речь,
что необходимо при формировании функциональной грамотности. Цель
стратегии - актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих
отношение к тексту. На уроке все ученики делятся на 2 группы. Первая группа –
«генераторы идей» должны в течение некоторого времени предложить как
можно больше вариантов решения обсуждаемой проблемы. В группе
выбирается один человек, которому поручено фиксировать все возникающие
идеи. Вторая группа – «аналитики» - получают от первой списки вариантов и,
не добавляя ничего нового, рассматривают каждое предложение, выбирая
наиболее разумное и подходящее. Выбранные предложения группируются и
объявляются.
Учащиеся сформулировали правила проведения «мозгового штурма»:
- говорите только тогда, когда вам дадут слово;
- высказывайте любые идеи, которые вам придут в голову - чем больше
предложений – тем лучше;
- не обсуждайте и не критикуйте высказывания других людей;
- не забывайте, что развитие идей, выдвинутых другими участниками,
поощряется;
- продолжайте думать, даже когда считаете, что ваша фантазия уже истощилась.
В своей работе используем различные приемы.
1. Ключевой вопрос урока. «Чем опасны молчалины? «Почему впервые
Путешествие из Петербурга в Москву» печаталось без указания автора?
2. Использование грамматических сказок. Исследуя различные гипотезы, ребята
должны объяснить смысл этой сказки, например:
«Решило Слово наняться на работу. Стало присматриваться к хозяевам.
Первый хозяин - Согласование - добрый и справедливый, он требует от
работника: «Я работаю, и ты делай, как я». Второй хозяин – Управление – очень
строгий, он требует: «Делай то, что прикажу!». Третий хозяин – Примыкание –
ничего не требует, он просто просит: «Постой со мной рядом».
3. Использование мнимой ошибки.
Учитель пишет на доске 2 словосочетания: «выпишИте слова» и «выпишЕте
слова» и задает вопрос: «В каком случае ошибка?» Ошибки здесь нет. Есть две
формы глагола, правописание которых подчинено разным орфографическим
правилам и связано различием в морфемном составе форм слова.
4. Использование проблемных вопросов. Повесть Булгакова «Собачье сердце»
была написана в 1925 году, а издана в 1987. Почему?
5. Творческое задание. Предложите идею оригинального памятника Мцыри.
(обсуждение идей позволяет еще раз вспомнить и проанализировать характер
героя, события его жизни…)
6. Использование приема ассоциаций. Какие ассоциации возникают у вас по
поводу заявленной темы?
7. Использование межпредметных связей. Как доставить тяжелую пирогу
Робинзону к морю? Как спастись герою сказки? Что ему надо сделать?
8. Прием дописывания и домысливания. На заключительном уроке по роману
А.С.Пушкина «Дубровский» учитель задаёт следующий вопрос: «Как вы
думаете, как могла сложиться дальнейшая судьба главных героев?». После
обсуждения учитель знакомит учащихся с черновыми записями А.С.Пушкина,
набросками плана третьего ненаписанного тома.
Вот несколько примеров проблемных заданий.
1. Можно ли проверить безударные гласные в словах д…мократия д…
магог существительным эпидемия? Уточните лексическое значение слов в
словаре.
2. Объясните, что общего в словах пещера, печать и печаль. (Во время
выполнений задания учащиеся могут обращаться к разным словарям).
3. Подумайте над названием рассказа Т. Толстой «Соня». Найдите ключевую
метафору. Это поможет понять рассказ.
4. Временное пространство в рассказе организованно так точно и так плотно,
что на четырех страницах Т.Толстая смогла рассказать о судьбах двух женщин.
Почему же тогда это рассказ не об Аде?
5. Можно ли сказать, что есть преемственность между героиней Т.Толстой из
рассказа «Соня» и «маленьким человеком» русской литературы?
6. Литература защищает, оберегает того, у кого всё отнимается в жизни. Наша
Соня – четырежды будет сказано в тексте – дура. В чем же проявляется её
дурость?
Какие же препятствия возникали при подготовке к урокам? На чем не раз
спотыкались при организации мозговых атак?
1. Не достаточно конкретно сформулированы темы и цели обсуждения.
2. Не удается вызвать интерес у учащихся.
3. У команды не хватает знаний, чтобы решить вопрос.
4. Состав команды однотипный или в составе группы есть конкуренты.
5. Упёртость и скептический настрой, а иногда сверхсерьёзность.
6. Частые паузы в обсуждении;
7. Излишнее давление руководителя.
Думаем, что перечисленные сложности не следует упускать из виду, их
довольно легко исправить, если опираться на следующие правила:
1.Проводить мозговой штурм в неформальной обстановке (на свежем воздухе,
на открытом пространстве, в измененном интерьере).
2.Определить ученика, который будет фиксировать все идеи.
3.Определить проблемное поле, задать тему, удостовериться, что все участники
понимают проблему.
Если проблема определена и понята всеми участниками, то поощряется
выдвижение абсолютно любых идей. Ребята не должны испытывать страх, что
могут подвергнуться критике или быть осмеяны. Когда «полет фантазии»
иссякнет, очень результативна пауза для осмысления услышанного. Далее
следует проанализировать все записанные идеи, выбрать не более трёх, оценив,
насколько эти идеи подходят для решения обозначенной проблемы. Вывод
формулируют сами учащиеся.
Данный метод имеет много плюсов. Совместная деятельность участников,
каждый из которых имеет свой опыт, видение ситуации и знания, образует
эффект, многократно усиливающий результат поиска решений. Сам процесс
мозгового штурма обладает особым творческим потенциалом, тем самым
преобразуясь в увлекательную и даже игровую деятельность. Царящая во время
мозгового штурма дружественная и позитивная обстановка позволяет его
участникам не только конструктивно воспринимать любую критику, но и
импровизировать и использовать максимум своего потенциала, а также служит
усилению доверия и положительного настроя.
Использование метода мозгового штурма стимулирует самостоятельную
работу мысли учащихся поиска творчества. Специально организованная
дискуссия развивает ораторские навыки, умение аргументировать своё мнение,
делать логические выводы, взаимодействовать со сверстниками – все те
необходимые
компетенции,
выработка
которых
предусмотрена
новым
образовательным стандартом.
Урок русского языка в 6-м классе по теме: "Учебный мозговой штурм на уроках
русского языка". Употребление прилагательных в речи
Цели:
· Познакомить учащихся с учебным мозговым штурмом,
закрепить знания об имени прилагательном.
· Развивать познавательные и творческие способности учащихся,
умение работать в исследовательских группах, вести поиск
оригинальных решений.
· Воспитывать чувство коллективизма, дружбы как нравственных
начал человека.
Формы и методы:
· Поисковый метод.
· Исследовательская работа в группах.
· Самостоятельная работа учащихся.
· Использование художественных средств описания.
· Творческие задания.
Оборудование:
· Наглядность: зимние пейзажи художника Шишкина
· Раздаточный материал.
· Аудиокассета П. И. Чайковский “Времена года”.
ХОД УРОКА
I. Организационная ситуация.
Приветствие. Готовность к уроку.
II. Лингвистическая разминка.
– Найдите ключевое слово, спрятанное в кроссворде.
1) Самый вкусный сок.
2) Исполненный твёрдости, непреклонности
3) Много-много знающий.
4) Тот, которого очень ждут.
5) Полный сил, энергии.
6) Деятельный, по значению противоположный пассивному.
– Кто уже готов? Озвучьте, что получилось. (Cлово дружба)
– Какие ассоциации вызывает у вас это слово? (Cплоченность, коллективизм,
поиск идей, ведь именно дружба, сплоченность помогли вам найти в кроссворде
ключевое слово)
– А какие части речи помогли найти это слово? (Прилагательные)
– Над какой темой мы будем работать на уроке? Откройте тетради, запишите
тему урока: “Употребление прилагательных в речи”.
– Целью сегодняшнего урока будет знакомство со способом поиска новых идей
учебным мозговым штурмом и разрешение проблемы: Какова роль
прилагательных в речи.
III. Слово учителя.
– Итак, ребята, именно дружба, сплоченность людей, помогают находить
правильные решения в экстремальных ситуациях. Однажды в открытом океане
моряки получили сообщение о вражеской торпедной атаке. Капитан собрал всю
команду на палубе корабля. И все, начиная с младших матросов, отвечали на
один вопрос: Как спастись в ситуации торпедной атаки? Каждый выдвигал свою
идею. Все идеи были разные, даже абсурдные, дикие, нереальные. Корабельный
кок предложил всем вместе подуть на торпеду, чтобы сбить ее с курса. Им
повезло. Торпедной атаки не было. Но капитан пришел к выводу, что даже
“дикая” идея кока могла привести к настоящему решению (торпеду можно было
притормозить мощной струей корабельной помпы). Так возник мозговой штурм
как способ поиска новых идей.
Правила мозгового штурма таковы:
· Принимать все идеи, даже абсурдные.
· Никакой критики.
IV. Групповая работа.
– В группах есть руководители, выберите секретаря, который будет
фиксировать идеи.
На первом этапе создаем банк идей. Рабочие группы получают задания, которые
помогут определить роль прилагательных в речи.
· Задание первой группе: у прилагательных не было своих рода,
числа, падежа. Как помочь прилагательным обрести эти
грамматические категории? (Попросить у существительных,
предложить ему свои услуги взамен этих категорий)
· Задание второй группе: представьте такую ситуацию, что из
нашей речи исчезли все прилагательные. Что может
произойти? (Катастрофа, все станет серым)
На втором этапе нужно проанализировать все свои идеи. Какие из них самые
важные, докажите!
На третьем этапе обработайте свои результаты, сделайте окончательный вывод.
Подведение итогов работы в группах:
– К какому выводу мы пришли? Какова роль прилагательных? (речь с
прилагательными богаче, образнее). Какое практическое применение могут
найти ваши идеи? В этом нам помогут творческие задания.
Творческие задания в группах: у вас на столах лежат тексты, которые
необходимо “украсить” прилагательными. Сделайте запись в тетрадях.
Задание: опишите внешность человека, используя прилагательные.
“По улице идет человек. Ему немало лет. В руке портфель, на голове шляпа,
одет в плащ”.
“По пустынной улице идет незнакомый человек. Ему немало лет. В правой руке
он несет черный портфель, на голове старая шляпа. Одет он в темный плащ”.
– Сравните первый и второй варианты текста. Какой вывод из этого следует?
– Следующее задание: создайте портрет одного из своих одноклассников.
Первая и третья группы используют прилагательные в описании портрета, а
вторая и четвертая группы создают портрет без прилагательных.
После обсуждения результатов работы – вывод: в художественном описании
внешности человека, интерьера, природы почти каждое четвертое слово –
прилагательное.
– Послушайте внимательно музыку и рассмотрите иллюстрации. Опишите
настроение, чувства, которые рождает в вас музыка. Назовите композитора и
произведение.
V. Подведение итогов урока.
– Что нового узнали на уроке? Какие важные проблемы мы решили? Поставьте
в оценочных листах степень своего участия в баллах от 0 до 10. Запишите
домашнее задание. Выберите себе задание разной степени сложности.
Спасибо за сотрудничество.
Использование метода мозгового штурма позволяет продемонстрировать
учащимся, что у одной и той же задачи может быть несколько различных
решений и каждое из них является правильным. Просто все зависит от
конкретных заданных условий. Умение высказывать свои мысли способствует
раскрепощению сознания детей, развитию их критического мышления и
творческих способностей
Таким образом, применение современных образовательных технологий на
уроках русского языка и литературы в условиях реализации обновленного
ФГОС основного общего образования становится неотъемлемым фактором в
формировании высокой грамотности и языковой культуры обучающихся. Эти
технологии не только позволяют сделать обучение более интересным,
эффективным и доступным для каждого ученика, но и способствуют их
личностному развитию и успешной адаптации в современном информационном
обществе. Все технологии и методы должны быть интегрированы в учебный
процесс таким образом, чтобы они дополняли традиционные методы обучения и
делали уроки более интересными и эффективными .