Автор: Плахотник Владислав Витальевич
Должность: преподаватель отдельной дисциплины (физическая культура)
Учебное заведение: Ставропольское президентское кадетское училище
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: «Развитие и совершенствование основных физических качеств у кадет на учебно-тренировочных занятиях по мини-футболу»
Раздел: среднее образование
РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОСНОВНЫХ
ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У КАДЕТ НА УЧЕБНО-
ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО МИНИ-ФУТБОЛУ
Плахотник Владислав Витальевич
Преподаватель ОД (ФК) Ставропольского ПКУ
г. Ставрополь, Россия
Аннотация.
В
статье
рассматривается
современное
состояние
проблемы
формирования основных физических качеств футболистов подростков при занятии
мини-футболом,
дается
определение основным физическим качествам,
проводится
характеристика
развития физических качеств в футболе, а также проводится
диагностика физической готовности к соревнованиям и описываются рекомендации по
физической подготовке подростков-футболистов.
Ключевые слова: физическая подготовка; готовность; подростки; футболисты;
соревнование.
Актуальность
исследования.
Деятельность
футболиста
отличается
необходимостью выполнять сложные технические действия в условиях дефицита
времени и значительных физических и психологических нагрузок. поскольку
значимость общей физической подготовки (ОФП) в спорте очень велика, общая
физическая подготовка является принципиально важной в подготовках спортсменов
любой специализации особенно на начальном этапе работы. ОФП одна из
важнейших составляющих звеньев, которая входит подготовку игрока с большой
буквы. Спортсмены, которые готовы физически с ними и добиться поставленной
цели будет гораздо проще и быстрее.
Под ОФП понимают тренировочный процесс, направленный на всестороннее
развитие физических качеств человека. В отличие от других видов подготовки в
ОФП развитие физических качеств осуществляют с целью достижения и сохранения
оптимального
уровня
общей
работоспособности,
поддержания
высокой
функциональной активности и социальной деятельности. Вместе с тем на основе
ОФП
осуществляют
специальную
профессионально-прикладную
физическую
подготовку, которая обеспечивает готовность человека активно включаться в
конкретную профессиональную деятельность.
Основные задачи, которые решают в процессе общефизической подготовки,
включая
и
самостоятельные
формы
организации
занятий:
повышение
функциональных возможностей основных жизненно важных систем организма
дыхания,
кровообращения,
энергообеспечения
повышение
уровня
развития
основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость-
координация повышение адаптивных (приспособительных) свойств организма к
социально-экологическим
и
климатическим
условиям
среды
жизнеобитания
человека; повышение защитных функций организма, устойчивости к заболеваниям
психическим напряжениям и стрессам; обеспечение функциональной готовности
человека к профессионально-прикладной физической подготовке.
ОФП призвана повышать функциональные возможности организма. Она
насыщена
разнохарактерными
упражнениями,
как
правило,
комплексно
развивающими силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость спортсменов.
Теоретико-практические основы развития
физических качеств
Под
скоростными
способностями
понимают
возможности
человека,
обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для
данных условий промежуток времени. Различают элементарные и комплексные
формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся
быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений.
Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы:
простые и сложные. Ответ заранее известным движением на заранее известный
сигнал
(зрительный,
слуховой,
тактильный)
называется
простой
реакцией.
Примерами такого вида реакций являются начало двигательного действия (старт) в
ответ на выстрел стартового пистолета в легкой атлетике или в плавании,
прекращение нападающего или защитного действия в единоборствах или во время
спортивной игры при свистке арбитра и т.п. Быстрота простой реакции определяется
по так называемому латентному (скрытому) периоду реакции временному отрезку от
момента появления сигнала до момента начала движения. Латентное время простой
реакции у взрослых, как правило, не превышает 0,3 с. Сложные двигательные
реакции встречаются в видах спорта, характеризующихся постоянной и внезапной
сменой ситуации действий (спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт и
т.д.). Большинство сложных двигательных реакций в физическом воспитании и
спорте – это 8 реакции «выбора» (когда из нескольких возможных действий
требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации). В ряде видов
спорта такие реакции одновременно являются реакциями на движущийся объект
(мяч, шайба и т.п.). Временной интервал, затраченный на выполнение одиночного
движения (например, удар в боксе), тоже характеризует скоростные способности.
Частота, или темп, движений – это число движений в единицу времени (например,
число беговых шагов за 10 с).
Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда
факторов:
1) состояния центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата
человека;
2) морфологических особенностей мышечной ткани, ее композиции (т.е. от
соотношения быстрых и медленных волокон);
3) силы мышц;
4) способности мышц быстро переходить из напряженного состояния в
расслабленное;
5) энергетических запасов в мышце (аденозинтрифосфорная кислота АТФ и
креатинфосфат КТФ);
6) амплитуды движений, т.е. от степени подвижности в суставах;
7) способности к координации движений при скоростной работе;
8) биологического ритма жизнедеятельности организма;
9) возраста и пола;
10) скоростных природных способностей человека.
С физиологической точки зрения быстрота реакции зависит от скорости
протекания следующих пяти фаз:
1) возникновения возбуждения в рецепторе (зрительном, слуховом, тактильном
и др.), участвующем в восприятии сигнала;
2) передачи возбуждения в центральную нервную систему;
3) перехода сигнальной информации по нервным путям, ее анализа и
формирования эфферентного сигнала;
4) проведения эфферентного сигнала от центральной нервной системы к
мышце;
5) возбуждения мышцы и появления в ней механизма активности.
Методы воспитания скоростных способностей Основными методами
воспитания скоростных способностей являются:
1. методы строго регламентированного упражнения;
2. соревновательный метод;
3. игровой метод.
Выносливость
–
важнейшее
физическое
качество,
проявляющееся
в
профессиональной, спортивной практике (в той или иной степени в каждом виде
спорта) и повседневной жизни. Она отражает общий уровень работоспособности
человека.
В
теории
физического
воспитания
под
выносливостью
понимают
способность человека значительное время выполнять работу без снижения мощности
нагрузки
её
интенсивности
или
как
способность
организма
противостоять
утомлению.
Методы развития выносливости Основными методами развития общей
выносливости являются:
1) метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и
переменной интенсивностью;
2) метод повторного интервального упражнения;
3) метод круговой тренировки;
4) игровой метод;
5) соревновательный метод.
Для развития специальной выносливости применяются:
1) методы непрерывного упражнения (равномерный и переменный);
2)
методы
интервального
прерывного
упражнения
(интервальный
и
повторный);
3) соревновательный и игровой методы.
Под силой следует понимать
способность человека преодолевать за счёт
мышечных усилий (сокращений) внешнее сопротивление или противодействовать
внешним силам. Сила – одно из важнейших физических качеств в абсолютном
большинстве
видов
спорта,
поэтому
её
развитию
спортсмены
уделяют
исключительно много внимания.
Средствами воспитания силы мышц являются различные несложные по
структуре обще развивающие силовые упражнения, среди которых можно выделить
три их основных вида:
1.
Упражнения с внешним сопротивлением.
2.
Упражнения с преодолением веса собственного тела.
3.
Изометрические упражнения.
Футбол – вид спорта, характеризующийся ситуационными (нестандартными)
движениями,
динамичен,
имеет
скоростно-силовую
направленность,
требует
развития быстроты, ловкости, специальной выносливости к работе переменной
мощности.
Он
способствует
отработке
быстрых
точных
координированных
движений, тренирует память, органы чувствFFF, особенно зрение, сопровождается
эмоциональным возбуждением.
Общая физическая подготовка влияет на развитие физических качеств юных
футболистов, для сохранения оптимального уровня общей работоспособности,
поддержания высокой функциональной активности и социальной деятельности.
Литература
1.
Абрамов, В. Н. Футбол / В. Н. Абрамов. – Москва: Олимпия Пресс, 2002. –
87 с.
2.
Агишев, Х. И. Московский футбол. ХХ век / Х. И. Агишев. Москва: ВЛАДМО,
2000. – 121 с.
3.
Алексеев, А. В. Физиология юного футболиста / А.В. Алексеев. – Ростов
н/Д: Феникс ,2004. – 93 с.
4.
Андреев, С. Н. Футбол в школе / С. Н. Андреев. – Москва: Просвещение,
2006. – 75 с.
5.
Антипов,
А.
В.
Формирование
специальных
скоростно-силовых
способностей 17-18-летних футболистов: автореф. дис. … канд. пед. наук / А.В.
Антипов. – Москва, 20
F
02
. – F
45
с.
6.
Бабушкин, Г. Д. Физиология юного футболиста / Г. Д. Бабушкин, Е. В.
Кулагина – Омск: СибГАФК, 2001. – 42 с.