Автор: Гамзаева Парджахан Акперовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №89 "Крепыш"
Населённый пункт: Сургут, Ханты-Мансийский АО - Югра, Россия
Наименование материала: Статья
Тема: Взаимодействие педагога и родителей (законных представителей) в группе раннего возраста
Раздел: дошкольное образование
Тема выступления медико-психолого-педагогического совещания:
Тема выступления медико-психолого-педагогического совещания:
Формы совместной деятельности педагога с родителями детьми раннего возраста по
Формы совместной деятельности педагога с родителями детьми раннего возраста по
повышению речевой активности
повышению речевой активности
Воспитатель: Гамзаева П.А.
гр. «Улыбка»
г. Сургут
2024
Взаимодействие педагога с родителями по речевому развитию детей раннего возраста.
Ни для кого не секрет, что каждому родителю очень хочется, чтобы его крохотный ребенок
развивался активно; своевременно и правильно начал общаться с взрослым, и в особенности
разговаривать. Развитие речи является непрерывным процессом, начинающимся с самых первых
этапов взаимодействия пронизывающим всю совместную деятельность ребенка со взрослым, а также
различные виды этой деятельности на протяжении всего периода детства. Чем бы ни занимался
взрослый совместно с ребенком — от бытового общения в процессе одевания, умывания и т. п. до
собственно специализированных развивающих занятий, эта деятельность всегда сопровождается
развитием речи ребенка, как в плане понимания обращенных к нему фраз, так и в плане
формирования его собственной речевой активности.
Позиция родителей «сытый - одетый - здоровый» когда-то казалась самой правильной по
отношению к своему ребенку. Но времена меняются, меняются и многие приоритеты. Современные
родители хотят видеть своих детей физически крепкими и интеллектуально развитыми. Но не все
знают и учитывают возрастные особенности психического развития ребенка. Наша цель помочь им в
этом.
Одной из основных задач умственного воспитания ребенка раннего возраста, является развитие
речи. Участие родителей в решении этой задачи имеет большое значение. Поэтому с приходом
ребенка в группу, мы стараемся убедить взрослых в том, что именно их роль в этом вопросе значима
и наши усилия без их помощи будут недостаточны. Мы объясняем родителям, что речевому
общению ребенка с взрослым предшествует эмоциональное общение. Именно оно является
стержнем и основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка на первых этапах его
развития. При эмоциональном общении ребенок сначала заинтересован - собственно взрослым и
только им, но, когда взрослый привлекает его внимание к какому-либо объекту, ребенок как бы
переключает часть этой заинтересованности на предмет или действия другого человека. То есть
общение не утрачивает свой эмоциональный характер, а становится средством и обменом эмоциями
по поводу того или иного объекта. Именно на этой основе у ребенка развивается понимание речи,
причем не только интонационной окрашенности, но и обращенного к нему слова, такое общение
можно себе представить, как диалог ребенка и взрослого, причем речь взрослого чередуется не,
только с мимикой, жестом или действием ребенка, но и с его вокализациями (речь с ярко
выраженной интонацией, отдельные звуки). Уровень такого общения достаточен для того, чтобы и
ребенок мог привлекать внимание к себе или какому-либо объекту с помощью доступных ему
средств коммуникации — жестов, мимики, вокализации. Произнесение звуков при такого рода
инициативном общение имеет особенно важное значение для формирования собственно речевого
общения: здесь формируется произвольность речевой (голосовой, звукопроизносительной) реакции и
ее активна* направленность на другого человека. (Именно отсутствие подобной направленности
обращения на другого человека является для нас показателем проблем общения.)
Для более близкого знакомства с семьёй ребенка и её традициями проводим анкетирование
(анкета-знакомство). Обобщив опыт прошлых лет, мы пришли к выводу, что такая анкета
необходима, в ней родители отвечают на такие вопросы как:
* О каких особенностях развития ребенка, его характера Вы хотели бы сообщить?
* Насколько часто вы с ребенком ходите куда-нибудь? Куда?
* Любимая игрушка?
* Читаете ли ребенку сказку перед сном? Какую?
* Какую помощь вы бы хотели получить от педагога?
По результатам анкетирования и индивидуальных бесед с родителями, мы определяем
основные направления по развитию активного и пополнения пассивного словаря. Рассказываем
о том, каким образом можно вызывать активную речь у ребенка, чтобы ему это было и интересно,
и необходимо.
Отвечаем на вопрос о необходимости и образовательной пользе праздничных мероприятий для
малышей. Чем деятельность детей раннего возраста на праздниках отличается от деятельности
старших детей, и в чем тогда должна проявляться помощь родителя.
Несомненно, основной навык, ради которого ребенок посещает группу раннего развития -
социализация. То есть умение общаться, прежде всего, с другими детьми. Как делиться игрушками,
как соблюдать очередность, если хочется постучать по барабану, как сказать так, чтобы тебя понял
другой малыш? Быть может, взрослым все вышесказанное покажется неважным. А для
полуторагодовалого - карапуза данные навыки бесценны объясняем родителям, что не менее важно
подражание звукам и звукосочетаниям, которые произносит взрослый, поскольку оно способствует
не только формированию речевого слуха, но и формированию произвольности звукопроизношения,
без которого невозможно дальнейшее развитие речи ребенка. А также необходимо способствовать
развитию у ребенка эмоциональных реакций на различные варианты интонации взрослого
(радостную, ласковую, спокойную или строгую), тембр голоса, ритмику речи.
Из опыта: в одной из анкет мы прочитали, что ребенок не хочет слушать сказки и нет
желания листать книги, рассматривать картинки.
Для решения этой проблемы, мы подготовили: во-первых, рекомендацию «Какую книгу выбрать
малышу?»; во-вторых, пересмотреть имеющиеся в доме, детские книги соответствуют ли они
возрасту ребенка (например, «Колобок», «Заюшкина избушка»; стихи А. Барто «Игрушки» и т.д.), в
третьих, предложили приносить детские книги в группу для совместного чтения и просмотра с
детьми; в четвертых, не вынуждать ребенка слушать сказку, постараться заинтересовать и
вызвать желание для начала рассмотреть яркие иллюстрации.
Через некоторое время мы увидели, что ребенок с удовольствием рассматривает детские
книжки и внимательно слушает при рассказывании, чтении детских произведений. Отметили эти
изменения и родители.
Мы также обращаем внимание родителей что, общение, разговор - это двухсторонний процесс,
его участники не только говорят, но и слушают, и ждут. При любом общении необходимо
соблюдение очередности (диалогичность общения, речи). Младенческий возраст — идеальная пора
для того, чтобы начать учиться соблюдать очередность в произнесении звуков, совершении действий
или в простых играх. Подражание — в сущности, особый вид поочередного совершения действий
ребенка и взрослого. Происходит расширение лексической стороны речи (накопление пассивного и
активного словаря) и формирование связной речи. Хорошо развитое подражание, диалогичность
общения и достаточный уровень понимания речи обеспечивает в норме быстрый рост словарного
запаса. Постепенно в составе словаря ребенка появляются не только существительные и глаголы, но
и прилагательные, наречия, местоимения, служебные части речи (предлоги, союзы, частицы).
Говоря о характерном для ребенка качественном и количественном росте словаря можно
выделить три последовательных уровня усвоения слов (названий предметов, действий, качеств и т.
п.).
1) ребенок понимает слово, но не использует его в речи;
2) называет предмет в конкретной ситуации;
3) понимает и правильно использует слово в различных ситуациях.
Занимаясь развитием и расширением словарного запаса ребенка, мы учитываем не только
уровень «владения» словом, но и то, насколько хорошо ребенок знаком с объектом, действием или
качеством, так как именно от этого зависит понимание и использование в речи соответствующего
слова.
С целью увеличения словарного запаса с учетом уровней понимания и овладения словом,
используем не только различные приемы и методы речевой работы с ребенком (объяснения,
комментирование действий и т. п.), но игрушки и игровые материалы. Едва ребенок начинает
познавать окружающий мир, игрушка становится его спутником, помощником и учителем. Игра и
игрушка — это не только забава и развлечение, но и способ творческого самовыражения ребенка,
приобретение реальных жизненных навыков, формирование речи детей. Поэтому помогаем
родителям в выборе, какие именно игрушки и игровые материалы нужны ребенку раннего возраста
для стимуляции и развития его общения со сверстниками и взрослыми и самостоятельной
(экспрессивной) речи.
Из опыта: в группу поступил не говорящий ребенок и совершенно не владел навыками
самообслуживания. Во время индивидуальной беседы, мы услышали от родителей: «Мы привели
ребенка в сад, чтобы вы его всему научили». Мы пытались убедить родителей: «да, это наша
работа, но положительных результатов мы достигнем только при совместных усилиях».
Подготовили консультацию «Какие виды деятельности развивают речь ребенка?» В этой
консультации подробно рассказали, как в повседневной жизни: играя, читая, гуляя, общаясь со
взрослыми, сверстниками у детей развивается понимание речи: дети осваивают названия
окружающих предметов; учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых и у них
интенсивно развивается активная речь; дети отвечают на простые вопросы, используют речь как
средство общения. Предложили родителям специально подготовленные рекомендации по развитию
мелкой моторики рук (пальчиковая гимнастика). Но родители оставались безучастными к нашим
советам, считая, что у мальчиков речь развивается позже, чем у девочек (старший ребенок в семье
девочка). Мы вместе с учителем — логопедом обсудили эту проблему, и нам удалось, убедить
родителей обратиться к специалисту (логопеду). Родители получили некоторые рекомендации, но в
летний период ребенок не посещал детский сад. При возвращении уже в дошкольную группу
родители увидели проблемы в речи ребенка на фоне других детей. Время было упущено, самим с
этой проблемой не справиться, обратились к дефектологу. Ребенок начал проговаривать, повторять
слова, пытается строить предложения.
Во взаимодействии с родителями мы используем различ
ные формы работы такие как:
анкетирование,
индивидуальные
беседы,
консультации,
памятки,
советы,
рекомендации,
фотовыставки, родительские собрания. Ежегодно, в начале учебного года проводим родительское
собрание, в ходе которого, знакомим родителей с предмет
но -развивающей средой группы.
Подробно рассказываем о практической, сенсорной зоне, зоне развития речи. О том, что во время
свободной деятельности дети показывают и называют игрушки, предметы мебели, одежды, посуды,
некоторые фрукты, овощи; виды транспорта; домашних и диких животных и их детенышей;
описывают цвет, форму, величину, вкус, температуру предметов, то есть пополняется активный
словарь детей и начинает формироваться связная речь.
Используя в своей работе такие формы взаимодействия с родителями как: анкетирование,
индивидуальные
беседы,
консультации,
памятки,
советы,
рекомендации,
фотовыставки,
родительские собрания, мастер-классы, мы поняли, что с приходом «сложных» родителей
(педагогически неграмотных, пассивных, порой агрессивных) необходимо ко всем имеющимся
формам работы включить дополнительно:
- привлечение родителей к совместной деятельности (в адаптационный период (участие в режимных
моментах));
проведение
нетрадиционных
форм
работы
(круглый
стол;
деловая игра; день открытых дверей; праздник любимой книги, сказки);
- разработка индивидуальных памяток для родителей: «По развитию познавательно-речевого
развития
ребенка»; «Играйте
с
детьми»; «Показатели
развития
бытовых
навыков с 1,5 до 3 лет»;
- своевременное привлечение специалистов при возникновении проблем (психолога, учителя-
логопеда).