Напоминание

Взаимодействие педагога и родителей (законных представителей) в группе раннего возраста


Автор: Гамзаева Парджахан Акперовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №89 "Крепыш"
Населённый пункт: Сургут, Ханты-Мансийский АО - Югра, Россия
Наименование материала: Статья
Тема: Взаимодействие педагога и родителей (законных представителей) в группе раннего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема выступления медико-психолого-педагогического совещания:

Тема выступления медико-психолого-педагогического совещания:

Формы совместной деятельности педагога с родителями детьми раннего возраста по

Формы совместной деятельности педагога с родителями детьми раннего возраста по

повышению речевой активности

повышению речевой активности

Воспитатель: Гамзаева П.А.

гр. «Улыбка»

г. Сургут

2024

Взаимодействие педагога с родителями по речевому развитию детей раннего возраста.

Ни для кого не секрет, что каждому родителю очень хочется, чтобы его крохотный ребенок

развивался активно; своевременно и правильно начал общаться с взрослым, и в особенности

разговаривать. Развитие речи является непрерывным процессом, начинающимся с самых первых

этапов взаимодействия пронизывающим всю совместную деятельность ребенка со взрослым, а также

различные виды этой деятельности на протяжении всего периода детства. Чем бы ни занимался

взрослый совместно с ребенком — от бытового общения в процессе одевания, умывания и т. п. до

собственно специализированных развивающих занятий, эта деятельность всегда сопровождается

развитием речи ребенка, как в плане понимания обращенных к нему фраз, так и в плане

формирования его собственной речевой активности.

Позиция родителей «сытый - одетый - здоровый» когда-то казалась самой правильной по

отношению к своему ребенку. Но времена меняются, меняются и многие приоритеты. Современные

родители хотят видеть своих детей физически крепкими и интеллектуально развитыми. Но не все

знают и учитывают возрастные особенности психического развития ребенка. Наша цель помочь им в

этом.

Одной из основных задач умственного воспитания ребенка раннего возраста, является развитие

речи. Участие родителей в решении этой задачи имеет большое значение. Поэтому с приходом

ребенка в группу, мы стараемся убедить взрослых в том, что именно их роль в этом вопросе значима

и наши усилия без их помощи будут недостаточны. Мы объясняем родителям, что речевому

общению ребенка с взрослым предшествует эмоциональное общение. Именно оно является

стержнем и основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка на первых этапах его

развития. При эмоциональном общении ребенок сначала заинтересован - собственно взрослым и

только им, но, когда взрослый привлекает его внимание к какому-либо объекту, ребенок как бы

переключает часть этой заинтересованности на предмет или действия другого человека. То есть

общение не утрачивает свой эмоциональный характер, а становится средством и обменом эмоциями

по поводу того или иного объекта. Именно на этой основе у ребенка развивается понимание речи,

причем не только интонационной окрашенности, но и обращенного к нему слова, такое общение

можно себе представить, как диалог ребенка и взрослого, причем речь взрослого чередуется не,

только с мимикой, жестом или действием ребенка, но и с его вокализациями (речь с ярко

выраженной интонацией, отдельные звуки). Уровень такого общения достаточен для того, чтобы и

ребенок мог привлекать внимание к себе или какому-либо объекту с помощью доступных ему

средств коммуникации — жестов, мимики, вокализации. Произнесение звуков при такого рода

инициативном общение имеет особенно важное значение для формирования собственно речевого

общения: здесь формируется произвольность речевой (голосовой, звукопроизносительной) реакции и

ее активна* направленность на другого человека. (Именно отсутствие подобной направленности

обращения на другого человека является для нас показателем проблем общения.)

Для более близкого знакомства с семьёй ребенка и её традициями проводим анкетирование

(анкета-знакомство). Обобщив опыт прошлых лет, мы пришли к выводу, что такая анкета

необходима, в ней родители отвечают на такие вопросы как:

* О каких особенностях развития ребенка, его характера Вы хотели бы сообщить?

* Насколько часто вы с ребенком ходите куда-нибудь? Куда?

* Любимая игрушка?

* Читаете ли ребенку сказку перед сном? Какую?

* Какую помощь вы бы хотели получить от педагога?

По результатам анкетирования и индивидуальных бесед с родителями, мы определяем

основные направления по развитию активного и пополнения пассивного словаря. Рассказываем

о том, каким образом можно вызывать активную речь у ребенка, чтобы ему это было и интересно,

и необходимо.

Отвечаем на вопрос о необходимости и образовательной пользе праздничных мероприятий для

малышей. Чем деятельность детей раннего возраста на праздниках отличается от деятельности

старших детей, и в чем тогда должна проявляться помощь родителя.

Несомненно, основной навык, ради которого ребенок посещает группу раннего развития -

социализация. То есть умение общаться, прежде всего, с другими детьми. Как делиться игрушками,

как соблюдать очередность, если хочется постучать по барабану, как сказать так, чтобы тебя понял

другой малыш? Быть может, взрослым все вышесказанное покажется неважным. А для

полуторагодовалого - карапуза данные навыки бесценны объясняем родителям, что не менее важно

подражание звукам и звукосочетаниям, которые произносит взрослый, поскольку оно способствует

не только формированию речевого слуха, но и формированию произвольности звукопроизношения,

без которого невозможно дальнейшее развитие речи ребенка. А также необходимо способствовать

развитию у ребенка эмоциональных реакций на различные варианты интонации взрослого

(радостную, ласковую, спокойную или строгую), тембр голоса, ритмику речи.

Из опыта: в одной из анкет мы прочитали, что ребенок не хочет слушать сказки и нет

желания листать книги, рассматривать картинки.

Для решения этой проблемы, мы подготовили: во-первых, рекомендацию «Какую книгу выбрать

малышу?»; во-вторых, пересмотреть имеющиеся в доме, детские книги соответствуют ли они

возрасту ребенка (например, «Колобок», «Заюшкина избушка»; стихи А. Барто «Игрушки» и т.д.), в

третьих, предложили приносить детские книги в группу для совместного чтения и просмотра с

детьми; в четвертых, не вынуждать ребенка слушать сказку, постараться заинтересовать и

вызвать желание для начала рассмотреть яркие иллюстрации.

Через некоторое время мы увидели, что ребенок с удовольствием рассматривает детские

книжки и внимательно слушает при рассказывании, чтении детских произведений. Отметили эти

изменения и родители.

Мы также обращаем внимание родителей что, общение, разговор - это двухсторонний процесс,

его участники не только говорят, но и слушают, и ждут. При любом общении необходимо

соблюдение очередности (диалогичность общения, речи). Младенческий возраст — идеальная пора

для того, чтобы начать учиться соблюдать очередность в произнесении звуков, совершении действий

или в простых играх. Подражание — в сущности, особый вид поочередного совершения действий

ребенка и взрослого. Происходит расширение лексической стороны речи (накопление пассивного и

активного словаря) и формирование связной речи. Хорошо развитое подражание, диалогичность

общения и достаточный уровень понимания речи обеспечивает в норме быстрый рост словарного

запаса. Постепенно в составе словаря ребенка появляются не только существительные и глаголы, но

и прилагательные, наречия, местоимения, служебные части речи (предлоги, союзы, частицы).

Говоря о характерном для ребенка качественном и количественном росте словаря можно

выделить три последовательных уровня усвоения слов (названий предметов, действий, качеств и т.

п.).

1) ребенок понимает слово, но не использует его в речи;

2) называет предмет в конкретной ситуации;

3) понимает и правильно использует слово в различных ситуациях.

Занимаясь развитием и расширением словарного запаса ребенка, мы учитываем не только

уровень «владения» словом, но и то, насколько хорошо ребенок знаком с объектом, действием или

качеством, так как именно от этого зависит понимание и использование в речи соответствующего

слова.

С целью увеличения словарного запаса с учетом уровней понимания и овладения словом,

используем не только различные приемы и методы речевой работы с ребенком (объяснения,

комментирование действий и т. п.), но игрушки и игровые материалы. Едва ребенок начинает

познавать окружающий мир, игрушка становится его спутником, помощником и учителем. Игра и

игрушка — это не только забава и развлечение, но и способ творческого самовыражения ребенка,

приобретение реальных жизненных навыков, формирование речи детей. Поэтому помогаем

родителям в выборе, какие именно игрушки и игровые материалы нужны ребенку раннего возраста

для стимуляции и развития его общения со сверстниками и взрослыми и самостоятельной

(экспрессивной) речи.

Из опыта: в группу поступил не говорящий ребенок и совершенно не владел навыками

самообслуживания. Во время индивидуальной беседы, мы услышали от родителей: «Мы привели

ребенка в сад, чтобы вы его всему научили». Мы пытались убедить родителей: «да, это наша

работа, но положительных результатов мы достигнем только при совместных усилиях».

Подготовили консультацию «Какие виды деятельности развивают речь ребенка?» В этой

консультации подробно рассказали, как в повседневной жизни: играя, читая, гуляя, общаясь со

взрослыми, сверстниками у детей развивается понимание речи: дети осваивают названия

окружающих предметов; учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых и у них

интенсивно развивается активная речь; дети отвечают на простые вопросы, используют речь как

средство общения. Предложили родителям специально подготовленные рекомендации по развитию

мелкой моторики рук (пальчиковая гимнастика). Но родители оставались безучастными к нашим

советам, считая, что у мальчиков речь развивается позже, чем у девочек (старший ребенок в семье

девочка). Мы вместе с учителем — логопедом обсудили эту проблему, и нам удалось, убедить

родителей обратиться к специалисту (логопеду). Родители получили некоторые рекомендации, но в

летний период ребенок не посещал детский сад. При возвращении уже в дошкольную группу

родители увидели проблемы в речи ребенка на фоне других детей. Время было упущено, самим с

этой проблемой не справиться, обратились к дефектологу. Ребенок начал проговаривать, повторять

слова, пытается строить предложения.

Во взаимодействии с родителями мы используем различ

ные формы работы такие как:

анкетирование,

индивидуальные

беседы,

консультации,

памятки,

советы,

рекомендации,

фотовыставки, родительские собрания. Ежегодно, в начале учебного года проводим родительское

собрание, в ходе которого, знакомим родителей с предмет

но -развивающей средой группы.

Подробно рассказываем о практической, сенсорной зоне, зоне развития речи. О том, что во время

свободной деятельности дети показывают и называют игрушки, предметы мебели, одежды, посуды,

некоторые фрукты, овощи; виды транспорта; домашних и диких животных и их детенышей;

описывают цвет, форму, величину, вкус, температуру предметов, то есть пополняется активный

словарь детей и начинает формироваться связная речь.

Используя в своей работе такие формы взаимодействия с родителями как: анкетирование,

индивидуальные

беседы,

консультации,

памятки,

советы,

рекомендации,

фотовыставки,

родительские собрания, мастер-классы, мы поняли, что с приходом «сложных» родителей

(педагогически неграмотных, пассивных, порой агрессивных) необходимо ко всем имеющимся

формам работы включить дополнительно:

- привлечение родителей к совместной деятельности (в адаптационный период (участие в режимных

моментах));

проведение

нетрадиционных

форм

работы

(круглый

стол;

деловая игра; день открытых дверей; праздник любимой книги, сказки);

- разработка индивидуальных памяток для родителей: «По развитию познавательно-речевого

развития

ребенка»; «Играйте

с

детьми»; «Показатели

развития

бытовых

навыков с 1,5 до 3 лет»;

- своевременное привлечение специалистов при возникновении проблем (психолога, учителя-

логопеда).



В раздел образования