Автор: Козина Людмила Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №192"
Населённый пункт: город Хабаровск, Хабаровский край
Наименование материала: Обобщение логопедического опыта
Тема: Использование биоэнергопластики в работе с детьми с ТНР
Раздел: дошкольное образование
Использование
биоэнергопластики в работе
с детьми
с тяжёлыми нарушениями речи
Козина Людмила Николаевна
учитель-логопед
МАДОУ г. Хабаровска «Детский сад комбинированного вида № 192»
Актуальность
опыта
определяется
современными реалиями состояния речи у
детей
дошкольного
возраста:
постоянно
увеличивается
количество
детей
с
тяжёлыми нарушениями речи в комбинации
с
эмоционально-волевыми
нарушениями
Преодоление
этих
трудностей
возможно
через создание здоровьесберегающей среды и
правильного
выбора
форм,
методов
и
приёмов
развития
речи
и
логопедической
коррекции
НОРМАТИВНЫЕ
И
НОРМАТИВНО
–
МЕТОДИЧЕСКИЕ
ДОКУМЕНТЫ
1.
Федеральный
закон
от
29
декабря
2012г.№273-ФЗ
(ред.
От
17.02.2023г) «Об образовании в Российской Федерации» .
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 октября 2013г.№1155(ред. от 08.11.2022г.) «Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования»
(зарегистрирован
Минюстом
России
14
ноября
2013г.,
регистрационный
№
30384)
.
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24
ноября 2022г. №1022 «Об утверждении федеральной адаптированной
образовательной
программы
дошкольного
образования
для
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья».
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25
ноября 2022 г. №028 «Об утверждении федеральной образовательной
программы
дошкольного
образования»
.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ОСНОВА ОПЫТА .
1.Образовательная
программа
муниципального
автономного
дошкольного
образовательного
учреждения
г.
Хабаровска
«Детский
сад
комбинированного
вида
№
192»
(в
том
числе
рабочая
программа
воспитания)
.
2.Адаптированная
образовательная
программа
для
детей
старшего
дошкольного
возраста
с
тяжёлыми
нарушениями
речи
(общим
недоразвитием
речи)
муниципального
автономного
дошкольного
образовательного
учреждения
г. Хабаровска» Детский сад комбинированного вида № 192»
3.Рабочая
программа
профессиональной
коррекции
тяжёлых
нарушений речи (общего недоразвития речи) у детей старшего
дошкольного возраста учителя-логопеда логопедической группы.
ЦЕЛЬ:
повышение
эффективности
работы
по
коррекции
звуковой
стороны
речи,
у
детей
с
нарушением кинестетических ощущений, посредством
применения
элементов
биоэнергопластики.
В
соответствии
с
данной
целью
были
поставлены
следующие ЗАДАЧИ: .
-
Укреплять
мышцы
речевого
аппарата
(язык,
губы,
щёки,
нижняя челюсть) .
-
Выработать
определённый
артикуляционный
уклад
для
постановки звуков .
-
Развивать
умение
переключаться
с
одного
упражнения
на
другое
.
-
Развивать
мелкую
моторику
пальцев
рук
.
-
Формировать
артикуляционные
навыки
звукопроизношения,
развивать слуховое восприятие
МЕТОДЫ
- Словесные
- Наглядные
- Практические
- Специальные
ПРИЁМЫ
- Игровые задания и упражнения
- Игровые задания с элементами движения
Содружественные движения рук и
языка – это
биоэнергопластика
.
Это интересное направление работы
по развитию речи детей, включает в
себя
понятия:
био
-
человек,
энерго
-
сила,
пластика
-
движение
.
По данным Курис И.В., Ястребовой А.В. и
Лазаренко О.И. движения тела, совместные
движения
руки
и
артикуляционного
аппарата,
помогают
активизировать
речевые
зоны.
.
В головном мозге человека центры, отвечающие за
речь и движения пальцев рук, расположены очень
близко.
Стимулируя
тонкую
моторику
и
отделы
мозга, мы активизируем соседние зоны, отвечающие
за речь
.
Проведения
артикуляционной
гимнастики с биоэнергопластикой
включает
несколько
этапов.
Продолжительность
каждого
этапа
может
изменяться
в
зависимости
от
индивидуальных
особенностей детей.
1 этап
Формирование артикуляционных
навыков
На
этом
этапе
учу
детей
выполнять
артикуляционные упражнения перед зеркалом.
Занятия провожу индивидуально и подгруппами.
.
В это же время начинаю работу по развитию
мелкой моторики. Использую игру» Зеркало». Я
показываю движения руками, пальцами, а дети
повторяют эти движения. .
фото
2этап
Выполнение артикуляционных упражнений,
сопровождая их, движениями ведущей руки
На этом этапе учу выполнять артикуляционные упражнения вместе
с ребёнком и сопровождаю показ движением кисти одной руки.
Специальные методы, приемы и средства обучения на занятиях с
применением биоэнергопластики:
1. Использование куклы-рукавички.
2.Применение метода куклотерапии - через использование логопедических кукол.
3. Использование ручной модели языка. Ручная модель языка - это розовая варежка
без пальца. Учитель-логопед или ребенок, манипулируя таким «языком» - варежкой,
демонстрирует артикуляционные движения в сочетании с работой руки.
4.
Применение
детских
перчаток
при
выполнении
артикуляторно-
пальчиковой
гимнастики.
5.
Сопровождение
стихотворными
текстами
артикуляционно-пальчиковых
упражнений.
Стихотворные
тексты
повышают
заинтересованность
детей,
развивают память и внимание.
3 этап
Активное использование биоэнергопластики
Для
повышения
интереса
детей
к
занятию
использую образность при работе с материалом,
придумываю
героев,
используя
атрибутику
по
биоэнергопластике,
различные
игры
и
игровые
приемы.
Практический
материал,
который
используется
мною
в
системе
биоэнергопластики,
доступен
ребенку.
Воспитанник
может
его
потрогать,
использовать, поиграть так, как он этого хочет, а
затем подавать его в нужном контексте.
Выполнение действий и упражнений происходит
поэтапно (знакомлю детей с тем, как держать
тот
или
иной
материал,
в
какой
руке,
каким
образом
фиксировать
начало
действия,
конец).
Ребенок,
полностью
освоивший
упражнения,
самостоятельно
выполняет
артикуляционные
упражнения с движениями рук. На этом этапе
использую
стихотворные
тексты
артикуляционно-
пальчиковых
упражнений,
с
применением
детских
перчаток.
4 этап
Сочетание биоэнергопластики с музыкой
На этом этапе дети уже достаточно хорошо выполняют
артикуляционные упражнения, знают их названия.
Чтобы
поддержать
интерес
к
занятию,
вызвать
положительные эмоции, предлагаю под музыку выполнить
упражнения.
Также использую разные артикуляционные комплексы под
определённую
музыку.
К
лексическим
темам
выбрала
музыкальные произведения.
Что даёт такая работа?
•
Применение на практике нетрадиционных видов занятий,
в первую очередь, доставляет детям радость, вызывает
активный
интерес,
увлекает
их,
повышает
результативность
•
Позволяет
убрать
зрительную
опору(зеркало),
и
выполнять упражнения по ощущениям
•
Максимальная
концентрация
зрительного,
слухового
внимания
•
Коррекция
звукопроизношения
и
фонематических
процессов
•
Формирует навык переключения с одного движения на
другое, в разных темпах и ритмах.
Применение биоэнергопластики на индивидуальных
занятиях
и
в
подгрупповой
работе
не
только
улучшает моторные возможности ребенка по всем
параметрам,
но
и
способствует
коррекции
звукопроизношения, фонематических процессов.
Применение
бионергопластики
эффективно
ускоряет исправление дефектных звуков, так как
работающая ладонь усиливает импульсы, идущие к
коре головного мозга от языка.