Напоминание

Использование биоэнергопластики в работе с детьми с ТНР


Автор: Козина Людмила Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №192"
Населённый пункт: город Хабаровск, Хабаровский край
Наименование материала: Обобщение логопедического опыта
Тема: Использование биоэнергопластики в работе с детьми с ТНР
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование

биоэнергопластики в работе

с детьми

с тяжёлыми нарушениями речи

Козина Людмила Николаевна

учитель-логопед

МАДОУ г. Хабаровска «Детский сад комбинированного вида № 192»

Актуальность

опыта

определяется

современными реалиями состояния речи у

детей

дошкольного

возраста:

постоянно

увеличивается

количество

детей

с

тяжёлыми нарушениями речи в комбинации

с

эмоционально-волевыми

нарушениями

Преодоление

этих

трудностей

возможно

через создание здоровьесберегающей среды и

правильного

выбора

форм,

методов

и

приёмов

развития

речи

и

логопедической

коррекции

НОРМАТИВНЫЕ

И

НОРМАТИВНО

МЕТОДИЧЕСКИЕ

ДОКУМЕНТЫ

1.

Федеральный

закон

от

29

декабря

2012г.№273-ФЗ

(ред.

От

17.02.2023г) «Об образовании в Российской Федерации» .

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации

от 17 октября 2013г.№1155(ред. от 08.11.2022г.) «Об утверждении

федерального

государственного

образовательного

стандарта

дошкольного

образования»

(зарегистрирован

Минюстом

России

14

ноября

2013г.,

регистрационный

30384)

.

3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24

ноября 2022г. №1022 «Об утверждении федеральной адаптированной

образовательной

программы

дошкольного

образования

для

обучающихся

с

ограниченными

возможностями

здоровья».

4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25

ноября 2022 г. №028 «Об утверждении федеральной образовательной

программы

дошкольного

образования»

.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ОСНОВА ОПЫТА .

1.Образовательная

программа

муниципального

автономного

дошкольного

образовательного

учреждения

г.

Хабаровска

«Детский

сад

комбинированного

вида

192»

том

числе

рабочая

программа

воспитания)

.

2.Адаптированная

образовательная

программа

для

детей

старшего

дошкольного

возраста

с

тяжёлыми

нарушениями

речи

(общим

недоразвитием

речи)

муниципального

автономного

дошкольного

образовательного

учреждения

г. Хабаровска» Детский сад комбинированного вида № 192»

3.Рабочая

программа

профессиональной

коррекции

тяжёлых

нарушений речи (общего недоразвития речи) у детей старшего

дошкольного возраста учителя-логопеда логопедической группы.

ЦЕЛЬ:

повышение

эффективности

работы

по

коррекции

звуковой

стороны

речи,

у

детей

с

нарушением кинестетических ощущений, посредством

применения

элементов

биоэнергопластики.

В

соответствии

с

данной

целью

были

поставлены

следующие ЗАДАЧИ: .

-

Укреплять

мышцы

речевого

аппарата

(язык,

губы,

щёки,

нижняя челюсть) .

-

Выработать

определённый

артикуляционный

уклад

для

постановки звуков .

-

Развивать

умение

переключаться

с

одного

упражнения

на

другое

.

-

Развивать

мелкую

моторику

пальцев

рук

.

-

Формировать

артикуляционные

навыки

звукопроизношения,

развивать слуховое восприятие

МЕТОДЫ

- Словесные

- Наглядные

- Практические

- Специальные

ПРИЁМЫ

- Игровые задания и упражнения

- Игровые задания с элементами движения

Содружественные движения рук и

языка – это

биоэнергопластика

.

Это интересное направление работы

по развитию речи детей, включает в

себя

понятия:

био

-

человек,

энерго

-

сила,

пластика

-

движение

.

По данным Курис И.В., Ястребовой А.В. и

Лазаренко О.И. движения тела, совместные

движения

руки

и

артикуляционного

аппарата,

помогают

активизировать

речевые

зоны.

.

В головном мозге человека центры, отвечающие за

речь и движения пальцев рук, расположены очень

близко.

Стимулируя

тонкую

моторику

и

отделы

мозга, мы активизируем соседние зоны, отвечающие

за речь

.

Проведения

артикуляционной

гимнастики с биоэнергопластикой

включает

несколько

этапов.

Продолжительность

каждого

этапа

может

изменяться

в

зависимости

от

индивидуальных

особенностей детей.

1 этап

Формирование артикуляционных

навыков

На

этом

этапе

учу

детей

выполнять

артикуляционные упражнения перед зеркалом.

Занятия провожу индивидуально и подгруппами.

.

В это же время начинаю работу по развитию

мелкой моторики. Использую игру» Зеркало». Я

показываю движения руками, пальцами, а дети

повторяют эти движения. .

фото

2этап

Выполнение артикуляционных упражнений,

сопровождая их, движениями ведущей руки

На этом этапе учу выполнять артикуляционные упражнения вместе

с ребёнком и сопровождаю показ движением кисти одной руки.

Специальные методы, приемы и средства обучения на занятиях с

применением биоэнергопластики:

1. Использование куклы-рукавички.

2.Применение метода куклотерапии - через использование логопедических кукол.

3. Использование ручной модели языка. Ручная модель языка - это розовая варежка

без пальца. Учитель-логопед или ребенок, манипулируя таким «языком» - варежкой,

демонстрирует артикуляционные движения в сочетании с работой руки.

4.

Применение

детских

перчаток

при

выполнении

артикуляторно-

пальчиковой

гимнастики.

5.

Сопровождение

стихотворными

текстами

артикуляционно-пальчиковых

упражнений.

Стихотворные

тексты

повышают

заинтересованность

детей,

развивают память и внимание.

3 этап

Активное использование биоэнергопластики

Для

повышения

интереса

детей

к

занятию

использую образность при работе с материалом,

придумываю

героев,

используя

атрибутику

по

биоэнергопластике,

различные

игры

и

игровые

приемы.

Практический

материал,

который

используется

мною

в

системе

биоэнергопластики,

доступен

ребенку.

Воспитанник

может

его

потрогать,

использовать, поиграть так, как он этого хочет, а

затем подавать его в нужном контексте.

Выполнение действий и упражнений происходит

поэтапно (знакомлю детей с тем, как держать

тот

или

иной

материал,

в

какой

руке,

каким

образом

фиксировать

начало

действия,

конец).

Ребенок,

полностью

освоивший

упражнения,

самостоятельно

выполняет

артикуляционные

упражнения с движениями рук. На этом этапе

использую

стихотворные

тексты

артикуляционно-

пальчиковых

упражнений,

с

применением

детских

перчаток.

4 этап

Сочетание биоэнергопластики с музыкой

На этом этапе дети уже достаточно хорошо выполняют

артикуляционные упражнения, знают их названия.

Чтобы

поддержать

интерес

к

занятию,

вызвать

положительные эмоции, предлагаю под музыку выполнить

упражнения.

Также использую разные артикуляционные комплексы под

определённую

музыку.

К

лексическим

темам

выбрала

музыкальные произведения.

Что даёт такая работа?

Применение на практике нетрадиционных видов занятий,

в первую очередь, доставляет детям радость, вызывает

активный

интерес,

увлекает

их,

повышает

результативность

Позволяет

убрать

зрительную

опору(зеркало),

и

выполнять упражнения по ощущениям

Максимальная

концентрация

зрительного,

слухового

внимания

Коррекция

звукопроизношения

и

фонематических

процессов

Формирует навык переключения с одного движения на

другое, в разных темпах и ритмах.

Применение биоэнергопластики на индивидуальных

занятиях

и

в

подгрупповой

работе

не

только

улучшает моторные возможности ребенка по всем

параметрам,

но

и

способствует

коррекции

звукопроизношения, фонематических процессов.

Применение

бионергопластики

эффективно

ускоряет исправление дефектных звуков, так как

работающая ладонь усиливает импульсы, идущие к

коре головного мозга от языка.



В раздел образования