Автор: Бакаляр Юлия Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ ЛНР "Покровский УВК"
Населённый пункт: ЛНР, м. о. Троицкий, с. Покровское
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие интереса обучающихся к изучению литературы
Раздел: среднее образование
Развитие интереса обучающихся к изучению
литературы
На сегодня мы сталкиваемся с проблемой, что современные школьники
читают все меньше и меньше. Несмотря на усилия учителей, методистов,
ученых. Падение интереса обучающихся к чтению и самому предмету
«литература», очевидно, имеет серьезные объективные причины. И одна из
них- недостаточный поиск новых методических подходов к преподаванию
литературы в условиях стремительного развития мультимедийности. Как бы
мы ни сокрушались по поводу недостаточного чтения обучающимися
художественной литературы, но телевидение, компьютеры, интернет
слишком притягательны для них. И чтобы выдерживать конкуренцию, уроки
словесности должны сегодня ничем не заменить атмосферу погружения
школьников в мир литературы, смогут черпать и знания о людях, и опыт
переживаний и представлений о ценностях жизни.
Учителя литературы, молодые и более опытные, всегда довольны таким
своим уроком, который имел высокий эмоциональный резонанс. Попытаемся
разобраться, как он создается и что в наибольшей мере этому способствует.
Я считаю, что важно правильно организовать начальный этап изучения
художественного произведения, на котором необходимо вызвать интерес к
чтению, создать благоприятные условия для проявления непосредственных
знаний и впечатлений обучающихся. Известно, что абсолютно бесстрастных
читателей не бывает. Они различаются только мерой своей эмоциональной
реакции на прочитанное. Подростки же особенно отзывчивы, если этому
способствует правильно организованная работа на уроке. В средних классах
этому прежде всего служит выразительное чтение художественного текста
учителем или заранее подготовленным учеником, в старших – умело
организованная предварительная беседа о произведении. Обмен
непосредственными впечатлениями и мнениями позволяет каждому ученику,
без опаски за неправильный ответ, вступить в общение свободно и в тот
момент, который наиболее благоприятен для его самовыражения. Обстановка
раскованности, непринужденности, содействуя его откровенным
высказывания, создает доброжелательную атмосферу на уроке, усиливает
мотивацию обучения. После первого знакомства с произведением выясняю, к
каким его страницам школьники хотели бы еще раз вернуться и почему.
Ответы на эти вопросы исключительно ценны тем, что они всегда
эмоционально окрашены, несут на себе ярко выраженный отпечаток
индивидуального личного восприятия произведения. Располагающая и
доброжелательная обстановка на уроке создается во многом не только
содержанием изучаемого материала, но прежде всего благодаря
проявленному вниманию со стороны учителя к личности ученика, к тому. что
его особенно затрагивает, волнует, интересует.
Организации эффективного начала работы над изучаемым произведением
мне в значительной мере помогает материал «Обменяемся впечатлениями от
прочитанного», включающий такие вопросы, которые позволяют каждому
ученику, независимо от уровня его общего и литературного развития,
выразить свои непосредственные впечатления от произведения. Например,
при изучении «Песни о вещем Олеге» А. Пушкина обучающиеся отвечают
на такие вопросы:
-Чем понравилась вам «Песнь о вещем Олеге» А. Пушкина? Какие ее
эпизоды вам хотелось бы еще раз перечитать и почему?
-Помог ли вам поэт представить картины далекой старины? Какие
поэтические описания позволяют увидеть их особенно наглядно?
Наряду с выразительным чтением и беседой, испытанными и прочно
утвердившимися приемами работы на этапе знакомства с художественным
произведением, использую в средних классах устное словесное рисование,
определение содержания возможных иллюстраций к произведению,
вопросов, которые хотели бы обсудить учащиеся и др. В старших классах
интерес к изучаемому произведению может быть вызван благодаря
привлечению важных фактов биографии и творчества писателя, написанию
опережающих изучение нового программного произведения небольших по
объему письменных работ. Результативной оказывается форма сочинений-
миниатюр, например, на темы: «Я прочитал «Евгения Онегина» А.
Пушкина», «Мои размышления после чтения «Вишневый сад».
Эффективным в старших классах при изучении литературных произведений
является, как подтверждает практика, прием моделирования жизненных
ситуаций и обсуждения их с обучающимися на уроке. Такой подход
стимулирует интерес старшеклассников к прочтению произведения, в
котором писатель по-своему решает подобные жизненные ситуации.
Возможность погрузиться в текст художественного произведения,
«вжиться» в него значительно возрастает тогда, когда предлагается
обучающимся обратиться к ключевым эпизодам, несущим особую
эмоционально-смысловую нагрузку. Методика работы над ними достаточно
разнообразна. Это и выразительное чтение, и беседа с использованием
эвристических вопросов и проблемных заданий, и инсценирование, и пр..
Именно ключевые эпизоды помогают ученикам в наибольшей мере
переживать вместе с героями самые напряженные моменты их жизни и
благодаря этому самостоятельно приходить к глубокому пониманию
непреложных нравственных истин и духовных ценностей. Их суждения,
оценки, выводы всегда отмечены чувством душевной отзывчивости,
желанием постичь сложности жизни, разобраться в самих себе.
Нельзя не сказать об особой работе, которая проводится на уроках
литературы для воспитания у учащихся эмпатии,- способности проникать во
внутреннее состояние героев произведения, сопереживать им. Необходимо
создать такую учебную ситуацию, при которой работа над текстом,
погружение в него способствует проявлению эмоциональной (эстетической,
по Л. Выготскому) реакции, преобразующейся по мере углубленного чтения
в высшие чувства сопереживания, сочувствия, милосердия. В первую
очередь это будет зависеть от самой формулировки задания. При изучении
повести И. С. Тургенева «Ася» обучающимся предлагается выполнить
следующее задание:
Искренне ли раскаивается Н. Н., узнав об отъезде Гагина и Аси? Обратите
внимание на то, как описывает И. С. Тургенев состояние запоздалого
прозрения героя, вызывает ли Н. Н. в этот момент сочувствие у вас?
Такие задания не только обостряют интерес к соответствующему тексту, но
и направляют, организуют работу над ним. При их выполнении не следует
стремиться к получению быстрых ответов. Напротив, нужно дать
возможность обучающимся погрузиться в текст и ощутить себя на какое-то
время как бы наедине с книгой, задуматься, эмоционально пережить
прочитанное. Применение такого приема, который исследователи называют
правилом отсроченного критического и логического анализа, способствует
успешному выполнению обучающимися творческих заданий.
Художественная литература обладает свойством пробуждать наши
собственные мысли и чувства, возвышать духовно и нравственно, развивать
эстетически. Поэтому поиск новых подходов к преподаванию литературы
сегодня, по моему мнению, должен начинаться с признания приоритетного
значения в формировании духовного мира, эмоционально-ценностной сферы
обучающихся.