Напоминание

Развитие интереса обучающихся к изучению литературы


Автор: Бакаляр Юлия Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ ЛНР "Покровский УВК"
Населённый пункт: ЛНР, м. о. Троицкий, с. Покровское
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие интереса обучающихся к изучению литературы
Раздел: среднее образование





Назад




Развитие интереса обучающихся к изучению

литературы

На сегодня мы сталкиваемся с проблемой, что современные школьники

читают все меньше и меньше. Несмотря на усилия учителей, методистов,

ученых. Падение интереса обучающихся к чтению и самому предмету

«литература», очевидно, имеет серьезные объективные причины. И одна из

них- недостаточный поиск новых методических подходов к преподаванию

литературы в условиях стремительного развития мультимедийности. Как бы

мы ни сокрушались по поводу недостаточного чтения обучающимися

художественной литературы, но телевидение, компьютеры, интернет

слишком притягательны для них. И чтобы выдерживать конкуренцию, уроки

словесности должны сегодня ничем не заменить атмосферу погружения

школьников в мир литературы, смогут черпать и знания о людях, и опыт

переживаний и представлений о ценностях жизни.

Учителя литературы, молодые и более опытные, всегда довольны таким

своим уроком, который имел высокий эмоциональный резонанс. Попытаемся

разобраться, как он создается и что в наибольшей мере этому способствует.

Я считаю, что важно правильно организовать начальный этап изучения

художественного произведения, на котором необходимо вызвать интерес к

чтению, создать благоприятные условия для проявления непосредственных

знаний и впечатлений обучающихся. Известно, что абсолютно бесстрастных

читателей не бывает. Они различаются только мерой своей эмоциональной

реакции на прочитанное. Подростки же особенно отзывчивы, если этому

способствует правильно организованная работа на уроке. В средних классах

этому прежде всего служит выразительное чтение художественного текста

учителем или заранее подготовленным учеником, в старших – умело

организованная предварительная беседа о произведении. Обмен

непосредственными впечатлениями и мнениями позволяет каждому ученику,

без опаски за неправильный ответ, вступить в общение свободно и в тот

момент, который наиболее благоприятен для его самовыражения. Обстановка

раскованности, непринужденности, содействуя его откровенным

высказывания, создает доброжелательную атмосферу на уроке, усиливает

мотивацию обучения. После первого знакомства с произведением выясняю, к

каким его страницам школьники хотели бы еще раз вернуться и почему.

Ответы на эти вопросы исключительно ценны тем, что они всегда

эмоционально окрашены, несут на себе ярко выраженный отпечаток

индивидуального личного восприятия произведения. Располагающая и

доброжелательная обстановка на уроке создается во многом не только

содержанием изучаемого материала, но прежде всего благодаря

проявленному вниманию со стороны учителя к личности ученика, к тому. что

его особенно затрагивает, волнует, интересует.

Организации эффективного начала работы над изучаемым произведением

мне в значительной мере помогает материал «Обменяемся впечатлениями от

прочитанного», включающий такие вопросы, которые позволяют каждому

ученику, независимо от уровня его общего и литературного развития,

выразить свои непосредственные впечатления от произведения. Например,

при изучении «Песни о вещем Олеге» А. Пушкина обучающиеся отвечают

на такие вопросы:

-Чем понравилась вам «Песнь о вещем Олеге» А. Пушкина? Какие ее

эпизоды вам хотелось бы еще раз перечитать и почему?

-Помог ли вам поэт представить картины далекой старины? Какие

поэтические описания позволяют увидеть их особенно наглядно?

Наряду с выразительным чтением и беседой, испытанными и прочно

утвердившимися приемами работы на этапе знакомства с художественным

произведением, использую в средних классах устное словесное рисование,

определение содержания возможных иллюстраций к произведению,

вопросов, которые хотели бы обсудить учащиеся и др. В старших классах

интерес к изучаемому произведению может быть вызван благодаря

привлечению важных фактов биографии и творчества писателя, написанию

опережающих изучение нового программного произведения небольших по

объему письменных работ. Результативной оказывается форма сочинений-

миниатюр, например, на темы: «Я прочитал «Евгения Онегина» А.

Пушкина», «Мои размышления после чтения «Вишневый сад».

Эффективным в старших классах при изучении литературных произведений

является, как подтверждает практика, прием моделирования жизненных

ситуаций и обсуждения их с обучающимися на уроке. Такой подход

стимулирует интерес старшеклассников к прочтению произведения, в

котором писатель по-своему решает подобные жизненные ситуации.

Возможность погрузиться в текст художественного произведения,

«вжиться» в него значительно возрастает тогда, когда предлагается

обучающимся обратиться к ключевым эпизодам, несущим особую

эмоционально-смысловую нагрузку. Методика работы над ними достаточно

разнообразна. Это и выразительное чтение, и беседа с использованием

эвристических вопросов и проблемных заданий, и инсценирование, и пр..

Именно ключевые эпизоды помогают ученикам в наибольшей мере

переживать вместе с героями самые напряженные моменты их жизни и

благодаря этому самостоятельно приходить к глубокому пониманию

непреложных нравственных истин и духовных ценностей. Их суждения,

оценки, выводы всегда отмечены чувством душевной отзывчивости,

желанием постичь сложности жизни, разобраться в самих себе.

Нельзя не сказать об особой работе, которая проводится на уроках

литературы для воспитания у учащихся эмпатии,- способности проникать во

внутреннее состояние героев произведения, сопереживать им. Необходимо

создать такую учебную ситуацию, при которой работа над текстом,

погружение в него способствует проявлению эмоциональной (эстетической,

по Л. Выготскому) реакции, преобразующейся по мере углубленного чтения

в высшие чувства сопереживания, сочувствия, милосердия. В первую

очередь это будет зависеть от самой формулировки задания. При изучении

повести И. С. Тургенева «Ася» обучающимся предлагается выполнить

следующее задание:

Искренне ли раскаивается Н. Н., узнав об отъезде Гагина и Аси? Обратите

внимание на то, как описывает И. С. Тургенев состояние запоздалого

прозрения героя, вызывает ли Н. Н. в этот момент сочувствие у вас?

Такие задания не только обостряют интерес к соответствующему тексту, но

и направляют, организуют работу над ним. При их выполнении не следует

стремиться к получению быстрых ответов. Напротив, нужно дать

возможность обучающимся погрузиться в текст и ощутить себя на какое-то

время как бы наедине с книгой, задуматься, эмоционально пережить

прочитанное. Применение такого приема, который исследователи называют

правилом отсроченного критического и логического анализа, способствует

успешному выполнению обучающимися творческих заданий.

Художественная литература обладает свойством пробуждать наши

собственные мысли и чувства, возвышать духовно и нравственно, развивать

эстетически. Поэтому поиск новых подходов к преподаванию литературы

сегодня, по моему мнению, должен начинаться с признания приоритетного

значения в формировании духовного мира, эмоционально-ценностной сферы

обучающихся.



В раздел образования