"Детское коллажирование, как форма развития у детей коммуникативных действий"
Автор: Кротова Светлана ВасильевнаДолжность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №1 с.Елово"
Населённый пункт: Пермский край, с.Елово
Наименование материала: Статья
Тема: "Детское коллажирование, как форма развития у детей коммуникативных действий"
Раздел: дошкольное образование
Назад
Детское коллажирование, как форма развития
у детей коммуникативных учебных действий.
К. Д Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему
пяти словам –он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать
таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
На сегодняшний день возрастает количество детей с нарушениями речи,
усложняется структура речевого дефекта, снижается эмоциональная
вовлечённость детей в занятие, отмечаются психологические
нарушения у детей. Всё это требует поиска новых форм работы для
повышения эффективности коррекционно-развивающего воздействия.
Таким образом, возникает необходимость использования таких
методических приёмов, которые позволили бы развить эмоциональную и
познавательную сферы с одной стороны и решить задачи коррекции
связной речи с другой стороны.
Эффективным средством при обучении связной речи дошкольников
служат приёмы составления коллажей. Так как наглядный материал у
дошкольников усваивается лучше, использование коллажей на занятиях
по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать
и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и
воспроизводить её. Данная методика значительно облегчает детям
поиск и запоминание слов и текстов. Коллажи служат дидактическим
материалом в работе по развитию связной речи детей .Я их использую
для обогащения словарного запаса, при обучении составлению
описательных рассказов, пересказов текстов, заучивании стихов, а
также при автоматизации звуков. Известно, что человеческая память
устроена таким образом, что в ней чётко фиксируется зрительные
образы. Поэтому для развития памяти очень важна наблюдательность,
а также тренировка ассоциативного мышления. Мы не можем
запомнить то, что ускользнуло от нашего наблюдения. А после
наблюдения(зрительного или слухового)запоминание возможно, только
если его объект ассоциируется в нашем сознании с чем-либо, что мы уже
знаем и помним. И поэтому, особое место в моей работе занимает
дидактический материал в форме коллажей, что заметно облегчает
детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного образа
делает рассказы чёткими, связными и последовательными.
. Коллажирование рассказов, сказок - это создание самими детьми
произведения из вырезанных самых разнообразных изображений.
Составление коллажа привлекает внимание детей , вызывает их
интерес и требует подготовительной работы-
Этапы коллажирования
Поиск разных картинок к текстам.
Чтение произведения детям .
Отбор картинок, соответствующих прочитанному тексту .
Создание разнообразных коллажей.
Пересказ по составленному коллажу.
Пересказ текста без опоры на наглядность
Например: Рассказ «Осень».
На смену лету пришла. (золотая осень). Солнышко все реже и реже
выглядывает. (из-за туч). Деревья надели. (разноцветный наряд)
(Красные, желтые). листья горят на солнышке, а затем. (опадают,
кружатся, укрывают) землю золотым ковром. Дождик. (моросит) и
заставляет прятаться. (по домам). Птицы собираются в стаи и. (и
улетают в теплые края). Зверям некогда резвиться, они делают. (запасы
на зиму). Скоро белокрылая зима вступит в свои права.
Подводя итог вышесказанного, следует отметить, что речевая
деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми
психическими процессами . Следовательно, использование коллажей в
работе по развитию речи, по моему мнению, является наиболее
актуальным,
поскольку: наглядное моделирование облегчает детям овладение связной
речью, т.к использование картинок, символов облегчает запоминание и
увеличивает объём памяти и в целом развивает речемыслительную
деятельность детей.
Приёмы наглядного моделирования используют естественные механизмы
памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс.
.
Вывод:
С использованием метода коллажирования тексты для пересказов
детей становятся более последовательными, логичными, связными.
Метод коллажирования развивает не только речь, но и внимание,
память, образное видение действительности.
В раздел образования