Авторы: Босоногова Дарья Александровна, Сафонова Елена Владимировна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МКДОУ №14 "Улыбка"
Населённый пункт: г .Лодейное Поле, Ленинградская область
Наименование материала: Проект
Тема: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ в старшей группе комбинированной направленности «Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида» №14 «Улыбка»
(МКДОУ №14 «Улыбка»)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
в старшей группе комбинированной направленности
«Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем»
Разработали:
Воспитатели: Босоногова Д.А.
Сафонова Е.В.
Учитель – логопед: Андреева А.В.
Педагог – психолог: Каменева Ю.В.
г. Лодейное Поле
2025 г.
Введение
Паспорт проекта:
Тип проекта:
По составу участников – групповой (дети, родители, педагоги).
По целевой установке – информационный.
Вид проекта: игровой.
Возраст детей: 5-6 лет.
Участники реализации проекта:
воспитанники старшего дошкольного
возраста, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели, родители.
Срок работы по проекту: долгосрочный (5 месяцев).
Пояснительная записка
Развитие речи у ребенка – одна из важных задач в общей системе
работы дошкольного образовательного учреждения. В настоящее время в
связи с вступлением ФГОС ДО, развитие речи дошкольников приобретает
особую актуальность.
Почему речь имеет такое серьезное значение? Во-первых, с освоением
речи связаны все высшие психические функции: восприятие; память;
мышление;
внимание.
Соответственно
развитие
восприятия,
памяти,
мышления и внимания напрямую зависит от того, насколько качественно и
своевременно развивается речь.
Одна из самых главных задач речевого развития – научить детей
последовательно, связно и грамотно излагать свои мысли. Учить умению
рассказывать о происходящем вокруг, используя многообразие речевых
средств.
Кроме того, важно помнить, что речь – явление социальное и служит
средством общения людей друг с другом. С самого раннего возраста, дети
встречаются на игровых площадках, в гостях, на занятиях и т.п. Благодаря
речи ребенок познает мир, накапливает знания, овладевает нормами
поведения. Тут проблема в речи может стать началом проблем общения с
окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками, а в
дальнейшем определенные изменения личности на пути развития «ребенок –
подросток – взрослый». Если углубиться дальше, то сложности в развитии
речи окажут влияние при обучении чтению и письму, и дальнейшему
обучению в школе.
Педагогическая ценность коммуникативных игр заключается в том,
что они оказывают большое влияние на совершенствование речи. Так же
коммуникативная игра – обеспечивает возможности сотрудничества –
умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно
выполнять
совместную
деятельность,
распределять
роли,
взаимно
контролировать
действия
друг
друга,
уметь
договариваться,
вести
дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и
сотрудничестве партнера и самого себя.
Актуальность
Большое значение в воспитании, обучении и развитии коммуникативной
деятельности детей отводится коммуникативным играм. Именно в них
повышается умственная активность ребенка, формируются самооценка,
самоконтроль, организованность и адекватные межличностные отношения.
Игры вырабатывают у детей понимание общности некоторых проблем, а
совместное их решение в процессе игры помогает лучше усваивать
социальные нормы и роли, соответствующие их полу и социальному статусу.
Коммуникативная игра не только помогает овладеть навыками социального
общения и усвоить нормы поведения, но и имеет важное значение для
эмоционального развития детей.
В игре дети воспроизводят реальные
ситуации, используя знакомые средства для решения своих специфических
проблем.
Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций,
обладающий великой воспитательной силой, поэтому в своей работе я
использую
именно
коммуникативные
игры.
В
них
ребенок
активно
переосмысливает
накопленный
нравственный
опыт,
в
игре
каждому
приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои
замыслы, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам,
сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо
оценивать
собственные
результаты
и
результаты
товарищей.
Коммуникативные игры являются неотъемлемой частью социально -
нравственного воспитания дошкольников. Имея нравственную основу, они
учат дошкольников обретать гармонию с окружающим миром, вызывают
активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению
представлений об окружающем. Коммуникативные игры в комплексе с
другими
воспитательными
средствами
представляют
собой
основу
формирования
гармонически
развитой,
активной
личности,
являются
активным средством социализации старших дошкольников.
Коммуникативные игры актуальны и интересны в настоящее время, так как
именно они формируют у детей социальные контакты и развивают
способность к совместным действиям в бытовых жизненных ситуациях. Их
с большим удовольствием и пользой можно использовать
на любых
занятиях, в повседневной деятельности в детском саду, а также в свободное
время в кругу семьи. Эти игры доступны по содержанию и методам
проведения и педагогам, и просто взрослым членам семьи дошкольников.
Проблема:
В нашей группе занимаясь с детьми старшего дошкольного
возраста, мы столкнулись с проблемами межличностного общения. По
результатам наблюдения за детьми в группе и диагностики стало ясно, что
формирование у детей способов бесконфликтного общения является очень
важным аспектом воспитания детей в коллективе сверстников. В ходе
наблюдений за дошкольниками мы отметили их неумение понимать самого
себя и регулировать свое эмоциональное состояние, договариваться со
сверстниками, приходить к общему решению, учитывать мнение партнера.
Кроме этого мы поняли, родители не всегда могут помочь своему ребенку
благополучно выйти из эмоционально-конфликтной ситуации.
Цель: создание условий для речевого развития детей старшего дошкольного
возраста с использованием коммуникативных игр.
Задачи:
Образовательные: расширять, обогащать и активизировать словарь детей
посредством коммуникативных игр.
Развивающие: развивать речь детей как средство общения; совершенствовать
диалогическую и монологическую формы речи; развивать эмоциональную
сферу, чуткость, внимание, сопереживание, отзывчивость к действиям людей
в реальной жизни.
Воспитательные: воспитывать
уверенность
в
своих
силах,
развивать
творческую
инициативу,
фантазию;
формировать
опыт
социального
поведения, чувства партнерства, умение работать в коллективе.
Формы реализации проекта: игровые и проблемные ситуации, игры –
путешествия, сюжетно – ролевые игры, беседы, дидактические игры и
упражнения, познавательная деятельность, занятия.
Продукты проекта:
Игры, направленные на развитие речи («Хорошие и плохие поступки»,
«Разноцветные флаги», «Самолёты», «Составь предложение по схеме»,
«Речевые кубики», «Чтобы, потому что»); Пособие «Цветок дружбы»,
пособие
«Ладошки
приветствия»,
картотека
«Игры
на
развитие
коммуникативных способностей детей», папки – передвижки.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
- развитие лексико – грамматических категорий;
- развитие связной речи;
- формирование речевых умений и навыков;
- развитие психических процессов;
- умение разрешать проблемы межличностных отношений со сверстниками и
взрослыми:
- видеть сверстника, чувствовать своё единство с ним;
- свободно выражать своё эмоциональное состояние, чувства в
коммуникативной сфере.
Для педагогов:
- повышение профессионального уровня, формирование навыков и умения
практического использования методов и приемов развития речи, через
внедрение коммуникативных игр.
Для родителей:
-
повышение
образовательного
уровня
через
привлечение
их
в
увлекательный мир коммуникативных игр.
Перспективный план проекта
1. Подготовительный этап:
Наблюдение за воспитанниками. Выявление проблем.
Анализ банка методической литературы, опыта коллег.
Формулировка цели и задач.
Планирование деятельности.
Подготовка необходимых материалов (картотеки коммуникативных
игр, папки – передвижки, дидактические игры, иллюстративный материал).
Что я знаю?
Что я хочу знать?
Как мне это сделать?
- Общение – это когда
люди говорят друг с
другом ( Саша)
- Эмоции – это когда
человек показывает своё
настроение (Аня)
- страх, испуг,
удивление, любовь – это
эмоции (Соня)
- Что такое коммуникативные
игры? (Георгий)
- Какие бывают
коммуникативные игры?
( Паша)
- Что такое коммуникация?
( Саша)
- «Посмотреть энциклопедию»
- «Прочитать в книге»
- «Найти в интернете»
- «Спросить взрослых»
- «Побеседовать и поиграть»
2. Основной этап:
РАЗДЕЛ: «Организация работы с детьми»
Вид деятельности
Срок
1.
Дидактические речевые игры: «Назови 5 предметов»,
«Назови ласково», «Доскажи словечко» и др.
2.
Коммуникативные игры: «Приветственные»
3.
Беседа: "Какие бывают игры?"
4.
Занятия по лексическим темам
Январь
5.
Сюжетно – ролевая игра: «Семья»
6.
Чтение художественной литературы
1.
Дидактические речевые игры: «1,2,5», «Чей? Чья?
Чьё?», «Один – много» и др.
2.
Коммуникативные игры: «Игры с выбором»
3.
Чтение художественной литературы
4.
Беседа: «Волшебный мир эмоций и настроения.
5. Занятия по лексическим темам
6. Сюжетно – ролевая игра: «Защитника Отечества»
Февраль
2.
Дидактические речевые игры: «Есть – нет», «Скажи
наоборот», «Отгадай-ка» и др.
3.
Коммуникативные
игры:
«координационно
–
подвижные речевые игры»
4.
Занятия по лексическим темам
5.
Игра – ситуация: «Поход в гости»
6.
Чтение художественной литературы
7.
Беседа: «В какие игры мы играем дома»
Март
1.
Беседа: «Хорошие и плохие поступки»
2.
Игра – ситуация: «Добрый взгляд»
3.
Дидактические речевые игры: «Что, из чего?»,
4.
«Определи первый звук в слове», «Придумай слова на
звук» и др.
5.
Коммуникативные игры: «Хороводные игры»
6.
Занятия по лексическим темам
7.
Чтение художественной литературы
8.
Показ занятия «Цветок дружбы»
9.
Сюжетно – ролевая игра: «Больница»
10.
Коммуникативный тренинг «Поговорим о дружбе»
Апрель
1.
Занятия по лексическим темам
2.
Дидактические речевые игры: «Четвёртый лишний»,
«Назови предметы круглой формы», «Летает – не летает»,
«Сколько звуков в слове» и др.
3.
Коммуникативные игры: «Игры в парах»
4.
Чтение художественной литературы
5.
Беседа: «Добрые пожелания»
6.
Сюжетно – ролевая игра: «Магазин»
май
РАЗДЕЛ: «Организация работы с родителями»
Вид деятельности
Срок
1.
Спортивное мероприятие в форме квест – игры «В
поисках ключа здоровья»
2.
Мероприятие «Выходные с пользой для здоровья»
январь
2.
День открытых дверей по лексической теме: «День
защитника Отечества»
3.
Консультация: «Роль семьи в развитии социально –
коммуникативных навыков у ребёнка»
февраль
2.
Папка – передвижка: «Речевые игры по дороге в детский
сад»
3.
Консультация: «Коммуникативные игры – важнейшая
составляющая социально – коммуникативного развития
ребёнка»
март
1.
Родительское собрание «Коммуникативные игры, как
средство всестороннего развития детей»
2.
Рекомендации: «Игры, направленные на развитие лексико
– грамматических категорий»
апрель
1.
Консультация: «Советы для родителей, чтобы ребёнок
рос общительным»
2.
Папка – передвижка: «Учим детей общаться»
3.
Рекомендации на лето: «Полезные коммуникативные
игры»
май
3. Заключительный этап:
Проведение итогового мероприятия.
Подведение итогов.
Самоанализ результатов, составление планов на будущее.
Результаты проекта
В ходе проекта у детей повысился интерес к занятиям, направленных на развитие
лексико – грамматических категорий, фонематических процессов и связной речи,
благодаря использованию игровых и нетрадиционных методов
и приемов
проведения.
Воспитанники
научились
распознавать
эмоции
и
адекватно
выражать собственные эмоциональные состояния, а также понимать эмоции
других людей.
Родители получили возможности сотрудничества со своими детьми, стали
активнее включаться в совместную деятельность с детьми.
Педагоги получили опыт расширения образовательного пространства,
пополнили уголок речевого развития новым методическим и дидактическим
материалом, что позволило эффективно развивать коммуникативные навыки
дошкольников.
Список информационных ресурсов
1) Батяева, С. В., Володина, В. С., Савостьянова, Е. В. Большой альбом по
развитию
речи.
–
М.:
РОСМЭН,
2019.
2) Бутусова, Н. Н. Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения. –
СПб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО ПРЕСС», 2012.
3)Жукова, Н. С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи. – М.: Эксмо,
2016.
4) Жукова, О. С. Большая книга для подготовки детей к школе. – М.: АСТ,
2015.
5) Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда. – М.: Гуманит. Изд. Центр
ВЛАДОС, 1998.
6) Косинова, Е. М. Уроки логопеда: игры для развития речи. – М.: ОЛИСС,
2011.
7) Никитина, А. В. 33 лексические темы. Пальчиковые игры, упражнения на
координацию слова с движением, загадки для детей (6-7 лет). – СПб.: КАРО,
2009.
8) Сахарова, И. И. Чистоговорки в картинках. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
9) Ткаченко, Т. А. Развиваем логику и речь (для детей 5-7 лет). –
Екатеринбург: ООО «Издательский дом «Литур», 2016.
10) Гербова В. В. «Образовательная область „Коммуникация“: Развитие речи
и общения детей в старшей группе детского сада».
11) Абрамова Л. В., Слепцова И. Ф. Социально-коммуникативное развитие
дошкольников ( 5-6 лет) М.: Мозаика-Синтез, 2020г.
12) Артюхова И.С., Белькович В.Ю. МП Играем, дружим, растем: Сборник
развивающих игр, 2017г.