Напоминание

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ в старшей группе комбинированной направленности «Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем»


Авторы: Босоногова Дарья Александровна, Сафонова Елена Владимировна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МКДОУ №14 "Улыбка"
Населённый пункт: г .Лодейное Поле, Ленинградская область
Наименование материала: Проект
Тема: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ в старшей группе комбинированной направленности «Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида» №14 «Улыбка»

(МКДОУ №14 «Улыбка»)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

в старшей группе комбинированной направленности

«Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем»

Разработали:

Воспитатели: Босоногова Д.А.

Сафонова Е.В.

Учитель – логопед: Андреева А.В.

Педагог – психолог: Каменева Ю.В.

г. Лодейное Поле

2025 г.

Введение

Паспорт проекта:

Тип проекта:

По составу участников – групповой (дети, родители, педагоги).

По целевой установке – информационный.

Вид проекта: игровой.

Возраст детей: 5-6 лет.

Участники реализации проекта:

воспитанники старшего дошкольного

возраста, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели, родители.

Срок работы по проекту: долгосрочный (5 месяцев).

Пояснительная записка

Развитие речи у ребенка – одна из важных задач в общей системе

работы дошкольного образовательного учреждения. В настоящее время в

связи с вступлением ФГОС ДО, развитие речи дошкольников приобретает

особую актуальность.

Почему речь имеет такое серьезное значение? Во-первых, с освоением

речи связаны все высшие психические функции: восприятие; память;

мышление;

внимание.

Соответственно

развитие

восприятия,

памяти,

мышления и внимания напрямую зависит от того, насколько качественно и

своевременно развивается речь.

Одна из самых главных задач речевого развития – научить детей

последовательно, связно и грамотно излагать свои мысли. Учить умению

рассказывать о происходящем вокруг, используя многообразие речевых

средств.

Кроме того, важно помнить, что речь – явление социальное и служит

средством общения людей друг с другом. С самого раннего возраста, дети

встречаются на игровых площадках, в гостях, на занятиях и т.п. Благодаря

речи ребенок познает мир, накапливает знания, овладевает нормами

поведения. Тут проблема в речи может стать началом проблем общения с

окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками, а в

дальнейшем определенные изменения личности на пути развития «ребенок –

подросток – взрослый». Если углубиться дальше, то сложности в развитии

речи окажут влияние при обучении чтению и письму, и дальнейшему

обучению в школе.

Педагогическая ценность коммуникативных игр заключается в том,

что они оказывают большое влияние на совершенствование речи. Так же

коммуникативная игра – обеспечивает возможности сотрудничества –

умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно

выполнять

совместную

деятельность,

распределять

роли,

взаимно

контролировать

действия

друг

друга,

уметь

договариваться,

вести

дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и

сотрудничестве партнера и самого себя.

Актуальность

Большое значение в воспитании, обучении и развитии коммуникативной

деятельности детей отводится коммуникативным играм. Именно в них

повышается умственная активность ребенка, формируются самооценка,

самоконтроль, организованность и адекватные межличностные отношения.

Игры вырабатывают у детей понимание общности некоторых проблем, а

совместное их решение в процессе игры помогает лучше усваивать

социальные нормы и роли, соответствующие их полу и социальному статусу.

Коммуникативная игра не только помогает овладеть навыками социального

общения и усвоить нормы поведения, но и имеет важное значение для

эмоционального развития детей.

В игре дети воспроизводят реальные

ситуации, используя знакомые средства для решения своих специфических

проблем.

Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций,

обладающий великой воспитательной силой, поэтому в своей работе я

использую

именно

коммуникативные

игры.

В

них

ребенок

активно

переосмысливает

накопленный

нравственный

опыт,

в

игре

каждому

приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои

замыслы, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам,

сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо

оценивать

собственные

результаты

и

результаты

товарищей.

Коммуникативные игры являются неотъемлемой частью социально -

нравственного воспитания дошкольников. Имея нравственную основу, они

учат дошкольников обретать гармонию с окружающим миром, вызывают

активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению

представлений об окружающем. Коммуникативные игры в комплексе с

другими

воспитательными

средствами

представляют

собой

основу

формирования

гармонически

развитой,

активной

личности,

являются

активным средством социализации старших дошкольников.

Коммуникативные игры актуальны и интересны в настоящее время, так как

именно они формируют у детей социальные контакты и развивают

способность к совместным действиям в бытовых жизненных ситуациях. Их

с большим удовольствием и пользой можно использовать

на любых

занятиях, в повседневной деятельности в детском саду, а также в свободное

время в кругу семьи. Эти игры доступны по содержанию и методам

проведения и педагогам, и просто взрослым членам семьи дошкольников.

Проблема:

В нашей группе занимаясь с детьми старшего дошкольного

возраста, мы столкнулись с проблемами межличностного общения. По

результатам наблюдения за детьми в группе и диагностики стало ясно, что

формирование у детей способов бесконфликтного общения является очень

важным аспектом воспитания детей в коллективе сверстников. В ходе

наблюдений за дошкольниками мы отметили их неумение понимать самого

себя и регулировать свое эмоциональное состояние, договариваться со

сверстниками, приходить к общему решению, учитывать мнение партнера.

Кроме этого мы поняли, родители не всегда могут помочь своему ребенку

благополучно выйти из эмоционально-конфликтной ситуации.

Цель: создание условий для речевого развития детей старшего дошкольного

возраста с использованием коммуникативных игр.

Задачи:

Образовательные: расширять, обогащать и активизировать словарь детей

посредством коммуникативных игр.

Развивающие: развивать речь детей как средство общения; совершенствовать

диалогическую и монологическую формы речи; развивать эмоциональную

сферу, чуткость, внимание, сопереживание, отзывчивость к действиям людей

в реальной жизни.

Воспитательные: воспитывать

уверенность

в

своих

силах,

развивать

творческую

инициативу,

фантазию;

формировать

опыт

социального

поведения, чувства партнерства, умение работать в коллективе.

Формы реализации проекта: игровые и проблемные ситуации, игры –

путешествия, сюжетно – ролевые игры, беседы, дидактические игры и

упражнения, познавательная деятельность, занятия.

Продукты проекта:

Игры, направленные на развитие речи («Хорошие и плохие поступки»,

«Разноцветные флаги», «Самолёты», «Составь предложение по схеме»,

«Речевые кубики», «Чтобы, потому что»); Пособие «Цветок дружбы»,

пособие

«Ладошки

приветствия»,

картотека

«Игры

на

развитие

коммуникативных способностей детей», папки – передвижки.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

- развитие лексико – грамматических категорий;

- развитие связной речи;

- формирование речевых умений и навыков;

- развитие психических процессов;

- умение разрешать проблемы межличностных отношений со сверстниками и

взрослыми:

- видеть сверстника, чувствовать своё единство с ним;

- свободно выражать своё эмоциональное состояние, чувства в

коммуникативной сфере.

Для педагогов:

- повышение профессионального уровня, формирование навыков и умения

практического использования методов и приемов развития речи, через

внедрение коммуникативных игр.

Для родителей:

-

повышение

образовательного

уровня

через

привлечение

их

в

увлекательный мир коммуникативных игр.

Перспективный план проекта

1. Подготовительный этап:

Наблюдение за воспитанниками. Выявление проблем.

Анализ банка методической литературы, опыта коллег.

Формулировка цели и задач.

Планирование деятельности.

Подготовка необходимых материалов (картотеки коммуникативных

игр, папки – передвижки, дидактические игры, иллюстративный материал).

Что я знаю?

Что я хочу знать?

Как мне это сделать?

- Общение – это когда

люди говорят друг с

другом ( Саша)

- Эмоции – это когда

человек показывает своё

настроение (Аня)

- страх, испуг,

удивление, любовь – это

эмоции (Соня)

- Что такое коммуникативные

игры? (Георгий)

- Какие бывают

коммуникативные игры?

( Паша)

- Что такое коммуникация?

( Саша)

- «Посмотреть энциклопедию»

- «Прочитать в книге»

- «Найти в интернете»

- «Спросить взрослых»

- «Побеседовать и поиграть»

2. Основной этап:

РАЗДЕЛ: «Организация работы с детьми»

Вид деятельности

Срок

1.

Дидактические речевые игры: «Назови 5 предметов»,

«Назови ласково», «Доскажи словечко» и др.

2.

Коммуникативные игры: «Приветственные»

3.

Беседа: "Какие бывают игры?"

4.

Занятия по лексическим темам

Январь

5.

Сюжетно – ролевая игра: «Семья»

6.

Чтение художественной литературы

1.

Дидактические речевые игры: «1,2,5», «Чей? Чья?

Чьё?», «Один – много» и др.

2.

Коммуникативные игры: «Игры с выбором»

3.

Чтение художественной литературы

4.

Беседа: «Волшебный мир эмоций и настроения.

5. Занятия по лексическим темам

6. Сюжетно – ролевая игра: «Защитника Отечества»

Февраль

2.

Дидактические речевые игры: «Есть – нет», «Скажи

наоборот», «Отгадай-ка» и др.

3.

Коммуникативные

игры:

«координационно

подвижные речевые игры»

4.

Занятия по лексическим темам

5.

Игра – ситуация: «Поход в гости»

6.

Чтение художественной литературы

7.

Беседа: «В какие игры мы играем дома»

Март

1.

Беседа: «Хорошие и плохие поступки»

2.

Игра – ситуация: «Добрый взгляд»

3.

Дидактические речевые игры: «Что, из чего?»,

4.

«Определи первый звук в слове», «Придумай слова на

звук» и др.

5.

Коммуникативные игры: «Хороводные игры»

6.

Занятия по лексическим темам

7.

Чтение художественной литературы

8.

Показ занятия «Цветок дружбы»

9.

Сюжетно – ролевая игра: «Больница»

10.

Коммуникативный тренинг «Поговорим о дружбе»

Апрель

1.

Занятия по лексическим темам

2.

Дидактические речевые игры: «Четвёртый лишний»,

«Назови предметы круглой формы», «Летает – не летает»,

«Сколько звуков в слове» и др.

3.

Коммуникативные игры: «Игры в парах»

4.

Чтение художественной литературы

5.

Беседа: «Добрые пожелания»

6.

Сюжетно – ролевая игра: «Магазин»

май

РАЗДЕЛ: «Организация работы с родителями»

Вид деятельности

Срок

1.

Спортивное мероприятие в форме квест – игры «В

поисках ключа здоровья»

2.

Мероприятие «Выходные с пользой для здоровья»

январь

2.

День открытых дверей по лексической теме: «День

защитника Отечества»

3.

Консультация: «Роль семьи в развитии социально –

коммуникативных навыков у ребёнка»

февраль

2.

Папка – передвижка: «Речевые игры по дороге в детский

сад»

3.

Консультация: «Коммуникативные игры – важнейшая

составляющая социально – коммуникативного развития

ребёнка»

март

1.

Родительское собрание «Коммуникативные игры, как

средство всестороннего развития детей»

2.

Рекомендации: «Игры, направленные на развитие лексико

– грамматических категорий»

апрель

1.

Консультация: «Советы для родителей, чтобы ребёнок

рос общительным»

2.

Папка – передвижка: «Учим детей общаться»

3.

Рекомендации на лето: «Полезные коммуникативные

игры»

май

3. Заключительный этап:

Проведение итогового мероприятия.

Подведение итогов.

Самоанализ результатов, составление планов на будущее.

Результаты проекта

В ходе проекта у детей повысился интерес к занятиям, направленных на развитие

лексико – грамматических категорий, фонематических процессов и связной речи,

благодаря использованию игровых и нетрадиционных методов

и приемов

проведения.

Воспитанники

научились

распознавать

эмоции

и

адекватно

выражать собственные эмоциональные состояния, а также понимать эмоции

других людей.

Родители получили возможности сотрудничества со своими детьми, стали

активнее включаться в совместную деятельность с детьми.

Педагоги получили опыт расширения образовательного пространства,

пополнили уголок речевого развития новым методическим и дидактическим

материалом, что позволило эффективно развивать коммуникативные навыки

дошкольников.

Список информационных ресурсов

1) Батяева, С. В., Володина, В. С., Савостьянова, Е. В. Большой альбом по

развитию

речи.

М.:

РОСМЭН,

2019.

2) Бутусова, Н. Н. Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения. –

СПб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО ПРЕСС», 2012.

3)Жукова, Н. С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи. – М.: Эксмо,

2016.

4) Жукова, О. С. Большая книга для подготовки детей к школе. – М.: АСТ,

2015.

5) Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда. – М.: Гуманит. Изд. Центр

ВЛАДОС, 1998.

6) Косинова, Е. М. Уроки логопеда: игры для развития речи. – М.: ОЛИСС,

2011.

7) Никитина, А. В. 33 лексические темы. Пальчиковые игры, упражнения на

координацию слова с движением, загадки для детей (6-7 лет). – СПб.: КАРО,

2009.

8) Сахарова, И. И. Чистоговорки в картинках. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

9) Ткаченко, Т. А. Развиваем логику и речь (для детей 5-7 лет). –

Екатеринбург: ООО «Издательский дом «Литур», 2016.

10) Гербова В. В. «Образовательная область „Коммуникация“: Развитие речи

и общения детей в старшей группе детского сада».

11) Абрамова Л. В., Слепцова И. Ф. Социально-коммуникативное развитие

дошкольников ( 5-6 лет) М.: Мозаика-Синтез, 2020г.

12) Артюхова И.С., Белькович В.Ю. МП Играем, дружим, растем: Сборник

развивающих игр, 2017г.



В раздел образования