Автор: Марина Николаевна Делявская
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад "Родничок"
Населённый пункт: п/ст. Выдрино Бурятия
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Основы здорового образа жизни детей младшего возраста"
Раздел: дошкольное образование
Как привить детям младшей группы «ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»
Здоровьесберегающие
технологии—это
система
мер,
включающая
взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды,
направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и
развития.
Цель здоровье-сберегающих
образовательных
технологий обеспечить
ребенку
возможность
сохранения здоровья,
сформировать
необходимые
знания, умения, и навыки здорового образа жизни, научить использовать
полученные знания в повседневной жизни.
Важно понимать, что здоровье—это состояние полного физического и
социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физического
дефекта.
К здоровьесберегающим технологиям относятся:
- утренняя гимнастика
- гимнастика для глаз
- воздушные процедуры
- пальчиковая гимнастика
-дыхательная гимнастика
- гимнастика пробуждения
- подвижные игры
- ходьба по массажным дорожкам
- закаливание
- артикуляционная гимнастика
- релаксация
В нашем дошкольном учреждении ежедневно во всех возрастных
группах предусмотрено несколько форм физического воспитания детей, что
способствует укреплению здоровья и позволяет обеспечить необходимую
двигательную активность детей в течение всего дня.
В младшей группе детского сада закладываются важные основы здорового
образа жизни, которые помогают формировать у детей правильные привычки
и
отношение
к
своему
здоровью.
Здоровьесберегающие
технологии
направлены на то, чтобы с раннего возраста привить детям понимание
важности заботы о своём теле, поддержания физической активности и
соблюдения правил гигиены. Этот процесс включает в себя не только
организацию режима дня и физкультурных занятий, но и работу с
эмоциональной сферой ребёнка, его адаптацией к здоровым привычкам через
игровые и творческие формы обучения.
Одним из ключевых аспектов здоровьесберегающих технологий является
организация физической активности детей. В младшей группе физическая
активность должна быть не только регулярной, но и интересной для детей,
чтобы они с удовольствием участвовали в движении. Мы используем
различные подвижные игры, которые способствуют развитию координации,
гибкости и силы. Например, игры «Догони мяч», «Перепрыгни через лужу»
или простые эстафеты помогают детям развивать физические навыки,
укреплять мышцы и тренировать дыхательную систему. Такие занятия
проводятся в игровой форме, учитывая возрастные особенности детей, их
интересы и потребности в движении.
Формирование гигиенических навыков у детей также занимает важное место
в системе здоровьесберегающих технологий. Необходимо учить детей
основным правилам гигиены: мыть руки перед едой и после прогулки,
чистить зубы, соблюдать чистоту одежды и тела. Важно, чтобы дети
понимали, что соблюдение гигиенических норм — это не только правило, но
и способ сохранить здоровье. Например, можно использовать игровые
элементы, чтобы превратить гигиенические процедуры в увлекательные
занятия. Игра «Чистюля» может включать в себя обучение правильному
мытью рук через игру с мылом и водой, а кукольные театры или рассказы о
«Микробах-злодеях» помогут детям лучше осознать важность чистоты.
Правильное питание — ещё один важный элемент здоровьесберегающих
технологий. В младшей группе детям важно привить понимание ценности
здоровой пищи и регулярного питания. Взрослые могут объяснять детям,
какие продукты полезны для здоровья, и почему важно есть овощи, фрукты,
пить воду и избегать большого количества сладкого.
Создание благоприятного эмоционального климата — важный элемент
здоровьесберегающих технологий. Эмоциональное благополучие напрямую
связано с физическим здоровьем ребёнка, поэтому взрослые должны
стремиться к созданию атмосферы доверия, заботы и поддержки. Это можно
сделать через упражнения, направленные на развитие эмоционального
интеллекта, игры на распознавание эмоций и поддержание дружеских
отношений между детьми.
Соблюдение режима дня является важным аспектом здоровьесберегающих
технологий. Режим помогает детям привыкнуть к определённому ритму
жизни, улучшает их самочувствие и способствует правильному физическому
и психическому развитию. В младшей группе режим дня включает в себя
время на активные игры, отдых, питание и сон.
Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского
организма,
а
также
организации
двигательного
режима
ребёнка,
направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей,
является утренняя гимнастика.
Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством
взрослого
способствует
проявлению
определённых
волевых
усилий,
вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней
гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм
ребёнка
в
деятельное
состояние,
укрепляет
дыхание,
усиливает
кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в
кислороде, помогает развитию правильной осанки. Чтобы предупредить
возникновение плоскостопия, предлагаются упражнения для укрепления
свода стопы – поднимание на носки, на пятки.
Музыка,
сопровождающая
движения,
создаёт
бодрое
настроение,
оказывает положительное влияние на нервную систему ребёнка.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака, в течение 5-10
минут в помещении.
При
проведении
НОД,
в
нашей
группе
постоянно
проводятся физкультминутки. Их цель – предотвратить развитие утомления
у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной
нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного
материала.
Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, способствуют
тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память,
создают
положительный
эмоциональный
настрой
и
снимают
психоэмоциональное
напряжение.
Физкультминутки
проводятся
воспитателем по мере необходимости во время занятий по развитию речи,
формированию
элементарных
математических
представлений
и
т.д.
Длительность составляет 3-5 минут.
Физкультминутки
проводятся
в
многочисленных
формах:
в
виде
упражнений общеразвивающего
воздействия
(движения
головы,
рук,
туловища,
ног),
подвижной
игры,
дидактической
игры
с
разными
движениями,
танцевальных
движений
и
игровых
упражнений.
Физкультминутка
может
сопровождаться
текстом,
связанным
или
не
связанным с содержанием занятия.
Закаливающие
мероприятия,
как
важная
составная
часть
физической
культуры, содействует созданию обязательных условий и привычек здорового
образа жизни.
- Хождение босиком в группе, хождение по массажным дорожкам.
Главный смысл хождения босиком заключается в закаливании кожи стоп к
влиянию пониженных температур, которое осуществляется, главным образом,
действием низких температур пола, земли. Именно данное действие и
является определяющим, если не единственным, в закаливании, поскольку
убедительных доказательств в отношении влияния других компонентов в
научной литературе не имеется.
Прогулка – один из важнейших режимных моментов, вовремя, которого
дети
могут
в
достаточной
степени
реализовать
свои
двигательные
потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и
физические упражнения на улице.
Подвижная
игра занимает
особое
место
в
развитии
ребёнка-
дошкольника.
Она
способствует
закреплению
и
совершенствованию
двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать
познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей
действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного
опыта.
Разнообразные
игровые
действия
развивают
ловкость,
быстроту,
координацию движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние
детей.
Дыхательная гимнастика. От правильного дыхания во многом зависит
здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательные
упражнения увеличивают вентиляцию, лимфо - и кровообращение в легких,
снижают спазм бронхов, улучшают их проходимость, тренируют умение
произвольно управлять дыханием, осуществляют профилактику заболеваний
и осложнений органов дыхания.
У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы ещё слабы, поэтому
необходима специальная система упражнений в естественном ритмичном
дыхании, а также в правильном использовании вдоха и выдоха при простых и
более сложных движениях.
Ежедневная
уборка
групп в
детском
саду
производится
для
поддержания постоянных санитарных условий. Она включает следующие
действия:
∙ обработку мебели, игрушек, сантехники;
∙ сухую и влажную уборку;
∙ проветривание помещений;
∙ кварцевание.
Каждая из процедур проводится с периодичностью, установленной
требованиями СанПиН. Соблюдение рекомендованных правил относительно
ежедневной уборки в ДОУ позволяет создать комфортную атмосферу в
помещениях, избежать размножения патогенной микрофлоры и снизить
нагрузку на детский иммунитет.
Здоровьесберегающие технологии играют ключевую роль в формировании
основ здорового образа жизни у детей. Через физическую активность,
формирование
гигиенических
навыков,
правильное
питание
и
эмоциональную поддержку взрослые помогают детям развивать правильные
привычки, которые будут способствовать их физическому и психическому
благополучию в будущем.
1.Игры как способ снятия психоэмоционального напряжения
у детей раннего возраста.
Маленькие дети нередко находятся в состоянии высокого психоэмоциональ-
ного возбуждения. Виной тому может быть адаптационный стресс, кризис
трех лет, усталость, погода, магнитные бури, .
Детям часто некуда девать свою энергию, они не могут регулировать свои
переживания в конструктивной форме, негативные эмоции накапливаются и
находят выход через истерику или агрессию.
Поэтому помогаем им и себе снять стресс – используем способы снятия
психоэмоционального напряжения, а затем направляем их энергию в
мирное русло, это может быть - подвижные игры, рисование, лепка из
пластилина/теста/глины/кинестетического песка, чтение, «разукрашки»,
для более постарше детей - шахматы/шашки, лего и др. конструкторы,
настольные игры, оригами, музыка, танцы, плетение из бисера, физические
упражнения, просмотр мультфильмов/фильмов, приготовление чего-нибудь
вкусненького, прогулки с домашними питомцами.
Игры и упражнения для детей помогут снизить агрессию и проживание
других негативных эмоций, сформировать конструктивные формы поведения.
Все упражнения можно выполнять детям самостоятельно, а так же взрослым
вместе с детьми. Существуют разные релаксационные игры:
1. Игры на основе нервно-мышечной релаксации.
«Поймай бабочку»
Цель: нервно-мышечная релаксация через чередование сильного напряжения
и быстрого расслабления.
Процедура проведения. Ведущий показывает летящую бабочку, пробует ее
поймать - выполняет хватательные движения над головой одной рукой, потом
другой, обеими руками одновременно. Дети повторяют показанные
движения. Затем медленно разжимают кулачки, смотрят, поймали бабочку
или нет. Затем соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат ее.
Пальчиковые игры «Сорока-ворона» и другие
Цепь: снять эмоциональное напряжение.
Процедура проведения.Дети сидят в парах на стульях, проговаривают слова-
потешки и по очереди массируют друг другу пальчики правой руки, начиная с
большого пальца и заканчивая мизинцем, а в конце потешки поглаживают
друг у друга ладошки.
Сорока-ворона кашу варила,
Сорока-ворона деток кормила…
«Салют»
Цель: Снижение эмоционального и мышечного напряжения.
Оборудование: листы бумаги, газеты, журналы.
Правила игры:
Ребёнок рвет бумагу и с силой бросает её вверх. Потом все
вместе убирают «салют».
2. Игры на релаксацию путем чередования ритмичного дыхания и
дыхания с задержкой.
Цель: снять психоэмоциональное напряжение через дыхательные техники.
«Каша кипит»
Процедура проведения. Ведущий: «Поставила мама кашу варить и ушла.
А каша сварилась и закипела. Вы знаете, как каша кипит? Давайте покажем.
Одну ручку положим на животик, другую - на грудь. Втянули животик -
набрали воздух. Говорим громко: "ф-ф-ф", - выпятили животик. Вот как каша
кипит!»
«Согреем бабочку»
Процедура проведения. Дети сидят в кругу на стульях. Ведущий показывает
воображаемую бабочку, рассказывает, что она замерзла и не может взлететь.
Предлагает согреть ее своим дыханием. Дети дышат на ладошки. Психолог
рассказывает, что бабочка согрелась и ее надо сдуть с ладошки. Дети делают
несколько глубоких вдохов через нос и выдохов через рот. На выдохе
вытягивают губы трубочкой, подставляют под холодные струйки воздуха
ладошки.
3. Игры с прищепками.
«Игры с прищепками»
Цель: снять напряжение, развить мелкую моторику рук, развить
коммуникативную функцию речи.
Процедура проведения. Взрослый показывает детям прищепки и рассказывает
о предназначении их в быту, предлагает поиграть с ними – показывает, как
тремя пальчиками можно прицепить прищепку к краю коробки, сопровождая
действия словами:
Наша мамочка устала,
Всю одежду постирала,
Милой маме помогу,
Все прищепки соберу.
(Дети повторяют текст и движения за ведущим.)
Затем ведущий показывает, как прищепка может открывать и закрывать
«ротик». Далее прищепка «превращается» в волка:
Серый волк – зубами щелк.
Не боимся тебя, волк!
(Дети повторяют текст и движения за ведущим.)
Игра «Велосипед»
Цель: способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного на-
пряжения.
Ребенок ложится на спину на ковер или матрас. Ноги согнуты в коленях. Мед-
ленно он начинает движения ногами, как будто едет на велосипеде.
Ноги при этом не касаются пола и высоко поднимаются, чередуются, сначала
поднимается одна, потом другая. Постепенно увеличивается сила и скорость.
«Шалтай-Болтай»
Цель: снять мышечное напряжение; упражнять в концентрации внимания;
учить управлять своим эмоциональным состоянием.
Правила игры
Ведущий читает стихи:
Шалтай-Болтай
Сидел на стене,
Шалтай-Болтай
Свалился во сне (С. Маршак)
Ребёнок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются,
как у тряпочной куклы. На слова «свалился во сне» ребёнку необходимо
резко наклонить корпус тела вниз.
«Крепость. Башня»
Предложить построить или вместе с ребенком собрать крепость (башню,
стену) из кубиков. Потом предложить разрушить эту крепость, бросая в нее
мячи. Упражнение выполняется до тех пор, пока есть желание строить и
разрушать.
Манипуляции с тестом отлично снимают психоэмоциональное напряжение,
развивают моторику. Дети просто мнут его в руках, месят, по желанию могут
лепить из него различные фигурки.