Автор: Покрышкина Светлана Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Частное дошкольное образовательное учреждение "РЖД детский сад № 18"
Населённый пункт: город Ярославль
Наименование материала: Проектная деятельность с дошкольниками
Тема: Проект "Чебурашка в гостях у ребят"
Раздел: дошкольное образование
Частное дошкольное
образовательное учреждение
«РЖД детский сад № 18»
Проект в старшей логопедической группе
на тему:
«Чебурашка в гостях у ребят».
Разработали:
воспитатели высшей квалификационной категории
Покрышкина С.В., КремневаО.А.
Ярославль, 2024
Девиз проекта: На развитие личности ребёнка влияет не только
наследственность и воспитание но и немаловажное значение оказывает
среда и вовлечение в игровые ситуации, в которых он пребывает.
Аннотация: проект направлен на то, чтобы помочь детям в интересной
и
увлекательной
форме
закрепить
и
расширить
первоначальные
представления о своей семье, о детском саде, об улице на которой ребенок
живет, сформировать представления о родном городе, крае, стране. В ходе
проекта,
дошкольники
будут
учиться
заботиться
о
близких,
быть
внимательными друг к другу, сострадать, помогать словом и делом.
Введение: С чего начинается Родина у ребенка-дошкольника? С
любви к близким людям, к дому, детскому саду, к родному городу, краю,
стране. Эта последовательность играет огромную роль в развитии и
становлении личности ребенка. Как привить и воспитать любовь к Родине у
дошкольника? Это значит так показать детям их родной дом, город, их
ближайшее окружение. Ведь, самые яркие впечатления, полученные в
детстве, всегда остаются в памяти человека на всю жизнь. И действительно,
как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с
теми местами, где он родился и вырос, с улицей, по которой ходил не один
раз, с двором, где играл с мамой и друзьями.
Актуальность проблемы заключается в том, что в последнее время в
нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в
сторону хорошо известные праздники, герои литературных произведений,
появились новые, молодое поколение забывает русскую народную культуру,
народные игры, всё чаще с «помощью телевидения и соц. сетей» в детские
души вторгается реклама. Произошла смена кумиров у детей, в качестве
образца предлагаются не вечные истины и доблести, а криминальная,
силовая
героика.
Объективными
показателями
нравственного
неблагополучия в сфере детства являются: проявление компьютерной
зависимости,
включая
жестокие
игры.
Наблюдается
разрыв
теплых
эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На
второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности.
Анализ ситуации: на создание и проведения этого проекта нас
подтолкнули наблюдения за детьми. Дети не проникновенно слушают
литературные произведения русских авторов, не сопереживают и не
радуются вместе героями, не увлечённо рассматривают карту Ярославской
области и России, открытки, фотографии города, улиц на которых живут,
играют с макетом детского сада и приближённой к нему территории крайне
редко.
Применение проектной деятельности, поможет увидеть и познать мир
доступными для ребенка средствами, а также поможет создать ситуацию
успеха для каждого ребенка, быть субъектом познавательной деятельности,
позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения
проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и
мотивационным.
Проблема:
-Недостаточная компетентность родителей в воспитании у детей
нравственно-патриотических чувств.
-Изменение качества взаимодействия детского сада и семьи с целью
повышения эффективности воспитания нравственно-патриотических чувств
у детей.
Цель: создать условия для формирования активности и развития
интереса у ребенка, его саморазвитие через увлекательные и интересные
задания с привлечением героя Чебурашки в совместной и самостоятельной
деятельности, привитие уважительного отношения к ценностям духовной
культуры, традициям семьи, истории города.
Задачи:
1.Образовательная:
Вовлечь детей и взрослых в активную, познавательную, творческую,
игровую деятельность по изучению родного края и ближайшего окружения.
2.Развивающия:
Развитие интереса к своей семье, семейным традициям, детскому саду
и
малой
родине.
Развитие связной речи, обогащение и активизирование словарного запаса,
развитие умения свободно мыслить, фантазировать.
Развитие мелкой моторики, памяти, наблюдательности, внимания,
творческого воображения и интеллектуального мышления.
3.Воспитательная:
Способствовать формированию бережного отношения и любви к
своему городу, краю, к окружающим людям.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
По приоритету метода: познавательно-творческий, игровой.
Формы взаимодействия с детьми:
Образовательная деятельность;
Совместная деятельность детей, педагогов и родителей (в том
числе Новогодний утренник);
Чтение художественной литературы Э. Успенского ;
Беседы, ситуативные разговоры, решение проблемных ситуаций;
Прослушивание музыки;
Игры
(дидактические,
ролевые,
хороводные,
подвижные
и
коммуникативные);
Презентации.
Формы взаимодействия с родителями:
Консультации по проблемам нравственно - патриотического
воспитания детей;
Сотворчество детей и родителей в совместной деятельности,
играх и развлечениях.
Этапы реализации проекта:
1.Подготовительный этап.
На подготовительном этапе был составлен план и намечена работа по
его осуществлению. Проведено анкетирование родителей и детей. По
результатам анкетирования, было принято решение о проведение данного
проекта в нашей группе. Совместно с родителями было запланировано
оформление прогулочного игрового участка. Нами была осуществлена
подборка
соответствующих
игр,
материалов,
пособий,
а
также
образовательных ситуаций на игровой основе.
2.Основной этап.
На основном этапе, в рамках проектной деятельности каждый день
дети вовлекались в специально созданную развивающую образовательную
ситуацию совместно с героем Чебурашкой на игровой основе. Работа
осуществлялась не только по основным направлениям ОД, но и в режимных
моментах, организованной самостоятельной и совместной деятельности.
Проект состоит из четырех взаимосвязанных разделов:
1. Блок - Истоки свои изучая: «Семь Я».
2. Блок – «Я и малая Родина»
3. Блок - «Поход в библиотеку» ( Два мероприятия)
4. Блок – «Прогулки с Чебурашкой» («Наш уютный уголок»)
3.
Завершающий
этап
«Новогоднее
приключение
Чебурашки»
(Новогодний утренник).
«Как Чебурашка оказался в гостях у ребят?».
Мы разработали развивающую образовательную ситуацию на игровой
основе, которая послужила мотивацией для деятельности детей по проекту
Описание: Ребята заходят в группу, и видят слайд урагана, дождя с
апельсинами, на полу и окнах рассыпанные апельсины. Слышится шум
урагана и апельсиновый дождь.
-Ребята, что это за шум? Что случилось? Дети, будьте осторожны! Как
вы
думаете,
что
произошло?
(дети:
апельсиновый
дождь)
-Ребята,
действительно ураган принес нам апельсины, и не только…слышите? Кто это
плачет? Да это же Чебурашка! Какой он миленький, постарайтесь не шуметь.
Он еще такой маленький и может испугаться. Включается видеоролик с
Чебурашкой: «Здравствуйте! Ой, где это я, куда это я попал? Ой- ее-е. Я ведь
сидел на своем любимом апельсиновом дереве. Но вдруг налетел ураган,
вырвал все деревья и унес меня далеко-далеко (плачет). А когда ураган
успокоился, я и апельсины, как капли дождя упали на землю. Скажите мне
пожалуйста, а где я очутился? (в детском саду). А где это? (ответы детей: в
детском саду, в г. Ярославль…). Что теперь со мной будет? Я хочу назад,
домой (плачет). -Ребята, Чебурашка потерялся, как выдумаете, мы можем
чем - то помочь ему? (надо узнать, где находится его дом и семья) Я не
помню, я еще маленький…., испугался, забыл… (плачет). Я не знаю, что
такое дом, семья, ваш детский сад, Ярославль…
Ребята, а вы знаете, что такое дом, семья? Правильно, дом — это место,
где человека любят, ждут и заботятся о нем. А кто же ждет нас дома?...
Чебурашка, не расстраивайся! Мы с удовольствием станем твоей
семьёй! Оставайся жить с нами в саду, тебе будет весело и интересно!
Таким образом ребята с большим интересам погружаются в проблему,
и начинается наша работа по блокам.
Перспективный план работы по реализации проекта.
1.
Блок - Истоки свои изучая: «Семь Я».
Название темы
Цель
«Что я знаю о своей семье»
(история моей семьи)
Способствовать формированию у детей
интереса к своей семье, знанию своей
фамилии, имени и отчества родителей, сестер,
братьев, бабушек и дедушек, адрес дома, город
в котором живет, прививать уважение к членам
семьи.
«Родительский дом - начало
начал» (семейные праздники
и традиции).
Способствовать
формированию
у
детей
интереса к семейным обычаям и традициям.
Привлечь родителей к установлению в семье
правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.
е. потребность к формированию семейных
ценностей.
«Профессии
моих
родителей».
Формирование,
обобщение
и
закрепление
знаний у детей о профессиях родителей, их
названии и роде деятельности. Воспитывать в
детях уважение к труду взрослых, желание
выбрать себе профессию и стремление учиться.
«Мой
любимый
детский
сад!»
Создание
условий
для
расширения
и
закрепления знаний о своем д/с, о профессиях
и труде сотрудников, о взаимосвязи с разными
видами труда. Закрепление адреса д/с, умений
ориентироваться в помещении и на участке.
Развитие интереса и желания посещать д/с.
Воспитывать
внимательное
и
заботливое
отношение к сотрудникам и воспитанникам
д/с. Побуждать
детей
к
выполнению
общественно значимых заданий, к добрым
делам для семьи, родного дома, детского сада,
друзей и т.д.
«Я и мои друзья»
Формирование
представлений
о
дружбе-
дружеских
взаимоотношениях.
Воспитание
нравственных и моральных качеств ребенка,
Желание поддерживать друзей, заботиться о
них,
побуждать
к
добрым
и
хорошим
поступкам,
воспитывать
желание
дарить
радость и хорошее настроение окружающим.
«Добро пожаловать в нашу
семью!»
Воспитание чуткого отношения к тому, кто
нуждается
в
помощи.
Углубление
представлений о доброте, как неотъемлемом
качестве
человека,
что
добрые
слова
непременно должны сочетаться с добрыми
поступками.
Ребята, каждый из нас что-то или кого-то любит, всем людям присуще
это чувство. Я люблю свою семью, свою работу, люблю вас. Расскажите, а
кого или что любите вы? Играя в д/и: «Я люблю…», «Кто больше назовет
ласковых слов для своих родных?» дошкольники рассказывали о своих
чувствах
и
привязанностях,
тем
самым
прививалось
уважительное,
заботливое отношение к близким людям, друг к другу. Развивались
коммуникативные способности. В д/и: «Мой адрес», «Где живет мой друг?»
ребята учили Чебурашку умениям называть свой домашний адрес, улицу,
номер дома, квартиры, телефона, этаж.
В беседе: «Что я знаю о своей семье», «Мои дедушка и бабушка», дети
с большим удовольствием рассказывали, совместно с родителями записывали
видео Чебурашке о себе, о своей семье: называли фамилии, имена и отчества
родителей, сестер, братьев, бабушек и дедушек, профессии.
Играя в д/и: «Как я помогаю родителям», «Выходной день моей
семьи», «Где, кто работает?» у детей прививалось уважение к труду взрослых
членов семьи, желание помочь, освободить от хлопот, развивалась речь,
словарный запас.
Весело и дружно играли в п/и: «Дружба», «Змейка-папа, змейка-мама,
змейка вся моя семья». Заучивали стихи, пословицы, поговорки про семью.
Читали стихотворения, сказки, рассказы. Прослушивали аудиозаписи: «Динь-
динь детский сад», «Наш детский сад», «Чудеса в саду», «Разноцветная
семья», «Вся моя семья». Организовывали выставку детских рисунков «Моя
семья», «Наш любимый праздник».
Решали проблемные ситуации: «Что такое хорошо, и что такое
плохо…» Провели целевую экскурсию по детскому саду и участку для
Чебурашки. В игре «Как найти дорожку в детский сад?» закрепляли умения у
детей ориентироваться по плану местности, уметь объяснять расположение
объектов по отношению друг к другу, умение определять направление
движения. Развивалось абстрактное мышление.
Играя в д/и: «Корреспондент», который берет интервью на тему:
«Оцени поступок», у детей развивались представления о добрых и плохих
поступках,
учились
характеризовать
и
оценивать
поступки.
В
игре
«Благородные поступки» у детей прививалось желание совершать поступки
ради других людей, формировалось понимание того, что поступком мы
называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.
2.
Блок- «Я и малая Родина».
Название темы
Цель
«История
возникновения
родного города, символика»
Создать условия для развития интереса к
истории
возникновения
города,
его
названию, символике, карте.
«Памятники
иОбобщить и закрепить знания у детей о
достопримечательности»
достопримечательностях
и
архитектуре
родного города.
«Улица,
на
которой
мы
живём»
Создать условия для развития интереса к
своей улице
и близлежащим к детскому
саду улицам. Знание своего адреса.
Описание: Педагог организовывает в группе выставку фотографий,
открыток, иллюстраций, сюжетных картинок с достопримечательностями по
трем направлениям Россия, Москва, Ярославль, герб, флаг, президента
нашей страны. Педагог предлагает детям рассмотреть картинки, фото и
ответить на вопрос: как вы думаете, что запечатлено на этих картинках и
фотографиях? А как все эти фото, картинки можно назвать одним словом?
Это все что? (Россия, Родина, Отчизна.) Ребята, у каждого из нас есть
Родина, родной край. Когда человек находится далеко от родной земли, от
мамы он скучает по ней. А теперь представьте, что вам пришлось оказаться
вдали от родного дома. Чтобы вы хотели получить от мамы и почему именно
это?
Играя в д/и «Самое дорогое» у детей формировалось понимание
понятия «Родина», дети сделали вывод, что люди относятся к своей родине,
как к матери.
А может быть кто-то из вас может показать Россию на карте?
Совершив с Чебурашкой путешествие по карте мира и России, дети сделали
вывод, что наша планета очень большая, закрепили, что обозначают цвета на
карте, какого цвета больше и почему. Рассмотрели, как расположены в нашей
стране моря, реки, острова и степи. Узнали, что означают точки на карте, где
находиться город Москва, Омск, Исилькуль, отмечали их кружочком, обвели
контур России на карте. Дети сделали вывод, что ни одна страна в мире не
имеет такой огромной территории, как Россия.
В беседе «Моя Родина-Россия необъятная страна» дети узнали, что
когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом
начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом
— припекать солнышко. Чтобы добраться с одного конца на другой на
поезде, надо ехать 7 дней — неделю, а на самолете лететь — почти сутки.
Узнали, какие национальности проживают в России, какое количество
культур живут и соприкасаются друг с другом на территории одной страны.
В д/и «Государственные символы» расширяли и закрепляли знания
детей о государственных символах России — Герб, Флаг, Гимн, о гербе
своего города, края закрепляли знания о том, что нарисовано на гербе и что
это обозначает, закрепляли основные цвета флагов, что они обозначают.
Ребята решили пригласить Чебурашку на экскурсию по своему городу,
а в качестве экскурсоводов будут выступать сами дети. Ребята по своему
желанию разделились на группы и стали готовиться к экскурсии. У каждой
группы было свое задание, которое они готовили при помощи родителей.
Первая
группа
рассказала
Чебурашке
об
истории
основания
города
Ярославля, вторая показала и рассказала о гербе, флаге, гимне нашего города
и их значении. Вторая группа с помощью макета показала и рассказала о
детском саде, о его местонахождении, об особенности строения. Третья
группа детей провела экскурсию по достопримечательностям нашего города.
3.
Блок - «Поход в библиотеку» ( Два мероприятия)
Название темы
Цель
«Чебурашка
идёт
в
библиотеку»
Приобщение
к
миру
культуры
через
посещение
библиотеки
и
знакомства
с
литературными произведениями.
«Литературное
лото
по
произведениям
Э.
Успенского»)
Продолжать
знакомить
с
жизнью
и
творчеством писателя, его художественными
произведениями и героями.
4.
Блок – «Прогулки с Чебурашкой» («Наш уютный уголок»)
Название темы
Цель
«Где Чебурашка будет гулять»
Создать условия для развития интереса к
возникновению чего-то нового.
«Наш уютный уголок»
(Наш прогулочный участок)
Развивать интерес у родителей к созданию
интересного
и
нового
для
детей.
Формировать у детей желание сохранять и
обновлять
созданное.
Удивляться
сюрпризам.
«Весёлые игры»
Продолжать
обустраивать
прогулочный
участок в зимнее время года. (Создавать
снежные постройки, горку)
Заключительный этап
«Новогоднее приключение Чебурашки» (утренник)
- Выставка детских работ: рисунков, поделок, сделаны фото.
- Проведён
утренник «Новогодние приключения Чебурашки», на
котором были решены задачи:
сплочение
детского
коллектива
через
процесс
совместной
подготовки к утреннику;
взаимодействие всех участников образовательного коллектива:
педагогов, воспитанников и их родителей;
формирование культуры общения между детьми и родителями на
празднике;
развитие способности к эмоциональной отзывчивости;
формирование умения вести себя на празднике, радоваться
самому и доставлять радость другим;
развитие исполнительских и творческих навыков;
доставление детям радости от пения, игр и танцев.
Управление и обеспечение проекта: Подбор игровых ситуаций и
игровых
заданий,
сказочного
персонажа,
иллюстраций,
изготовление
пособий, видео – презентаций с записью рассказа о своей семье каждого
воспитанника, изготовление украшений на веранду совместно с родителями,
изготовление костюма и атрибутов для утренника.
Оценка
результатов
проекта: применяя
проектную
и
игровую
деятельность, у детей сформировались первоначальные представления о
своей семье, о детском саде, об улице на которой ребенок живет, о родном
городе. В ходе проекта, дошкольники научились заботиться о близких, быть
внимательными
друг
к
другу,
сострадать,
помогать
словом
и
делом. Развивались творческие способности, фантазия, эмоциональное и
эстетическое восприятие, мелкая моторика, речевое развитие, память,
наблюдательность,
формировались
коммуникативные
навыки,
умения
сравнивать и анализировать, делать простейшие умозаключения и выводы,
умения дружно и вместе работать, а также нравственные качества.