Напоминание

Методологическое самоопределение педагога профессионального обучения: проявление в образовательной деятельности


Автор: Кожокарь Елена Ивановна
Должность: преподаватель специальных дисциплин (декоративная косметика и визаж)
Учебное заведение: СПб ГБПОУ "Петровский колледж"
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Методологическое самоопределение педагога профессионального обучения: проявление в образовательной деятельности
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Методологическое самоопределение педагога профессионального

обучения: проявление в образовательной деятельности

В настоящее время в учебном процессе особое внимание уделяется

проблеме оценивания качества обучения, технологиям оценивания качества

знаний, которые базируются на стратегиях современного образования.

Традиционная

отметка,

которая

является

самым

распространённым

элементом системы образования, иногда порождает негативную реакцию

обучающихся, особенно если это связано с творческим процессом. Поэтому

значима пере-акцентировка в деятельности педагога от оценки к самооценке,

позволяющая развивать в учащихся самостоятельность в познании самого

себя,

своих

проявлений

в

профессиональной

деятельности

и

своих

творческих

способностей.

Таким

образом,

современный

педагог

профессионального обучения делает акцент на реализацию личностно-

ориентированного

подхода.

В

личностно-ориентированном

учебном

процессе важен такой эффект, как подготовленность студента к адекватной

оценке своих знаний, поступков, возможностей. Кроме того, необходимо,

чтобы он имел полное представление о процессе профессиональной

деятельности, который может привести к успешному результату.

Если студент, с одной стороны, умеет вслух объяснить партнерам по группе

и доказательно аргументировать свои действия, их последовательность, а с

другой - способен выслушать и услышать аргументы своих оппонентов и, в

случае

если

аргументы

оказываются

для

него

убедительными,

скорректировать свои действия и решения, то можно достаточно уверенно

говорить о сформированности у него внутренней программы действия,

самоконтроля. Если при этом он способен не только скорректировать свои

действия и решения, но и сделать вывод своих дальнейших действиях, о

своих возможностях достигать определенных результатов – это уже

самооценка.

Однако

умению

самостоятельно

и

адекватно

оценивать

собственные

достижения и результаты, делать выводы о собственном совершенствовании

– этому необходимо учить. Технологии, которые объединяются названием

«Портфель

ученика»

или

«Портфолио»,

способствуют

формированию

необходимых навыков рефлексии.

Известно, что как само слово «Портфолио», так и основная идея

собрания работ это не изобретение XX века. В прошлом веке итальянским

словом «Портфолио» называли альбом с фотографиями, а в эпоху Ренессанса

художники и архитекторы привозили с собой «Портфолио», когда они

заявляли

свои

претензии

на

место

в

академии

художеств

или

на

строительный

проект.

При

помощи

представленных

в

Портфолио

документов можно было не только составить себе впечатление о качестве

работы, но и о профессиональном пути претендента. В этом смысле, как

идея, так и термин Портфолио применяется до сих пор среди художников и

фотографов.

В

области

финансовой

системы

термин

«Портфолио»

применяется для обозначения выставления напоказ состояния ценных бумаг

предприятий или частных владельцев. Идея применений Портфолио в школе

происходит из Соединённых Штатов, где она возникла в 80-х годах, а в конце

80-начале 90-х годов начался настоящий бум. Принципиально, что в

распространении этой идеи, метод «Портфолио» не используется для

сравнения студентов между собой. Он является документацией, говорящей о

конкретном индивидуальном развитии за определенный отрезок времени.

Используя Портфолио, преподаватель имеет возможность расширить работу

в классе, с каждым студентом, развивать межличностные отношения с ним.

Установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является

слабо развитое умение критически оценивать результаты своей учебной

деятельности. Работа с Портфолио, полагают специалисты, возможно,

поможет решить данную и многие другие проблемы.

При

оценке

студентами

своих

работ

часто

встречается

явные

завышения или занижения своей готовности к осуществлению определенного

вида деятельности. «Портфолио» позволяет четко отслеживать подобные

случаи, корректируя их обоснованной оценкой педагога. При традиционном

оценивании все нити контроля полностью находятся в руках учителя: он

указывает

на

недостатки

и

проблемы

в

знаниях

обучаемого.

При

использовании

метода

«Портфолио»

функция

педагога

как

судьи

и

контролера трансформируются в действия консультанта и помощника, его

взаимодействие с учащимися не прерывается в процессе оценки, а становится

естественным продолжением сотрудничества по овладению новым знанием.

Из этого следует, что, изменяя процедуру оценивания учебных достижений,

преподаватель оказывает существенное влияние и на учебный процесс.

Таким образом, «Портфолио», как метод оценивания, претендует не только

на более адекватное отражение действительных достижений, но и на то,

чтобы быть инструментом повышения качества процессов учения, усиления

его ориентации на самопознание и самопонимании.

Студенты самостоятельно и сознательно определяют свои проблемы и

работают над их решением, обращаясь к педагогу за консультацией и

необходимой помощью. Данный метод активно используется в Петровском

колледже, в частности, проходит апробацию на отделении парикмахерского

искусства в рамках дисциплины «Декоративная косметика». На протяжении

всего процесса обучения студенты собирают свои творческие работы,

выполненные на практических и теоретических занятиях. Портфолио

студентов имеет различную тематику: «Мой проект», «Мои успехи в

творчестве», «Мои успехи в конкурсах». Уже в формулировках тем

проявлена ориентация студентов на понимание себя в деятельности. Целью

таких проектов является выработка положительной мотивации и интереса к

обучению, развитие самоанализа и самооценки, установление уровня

владения умениями и навыками, выявление сильных сторон и поиск путей

развития сильных сторон и снятие пробелов в подготовке. Студент по

собственному выбору отбирает в свое досье работы, выполненные по

пройденной теме, анализирует и аргументирует, почему он считает

необходимым отобрать именно эти работы. Каждая работа сопровождается

кратким комментарием студента: что у него в этой работе получилось, а что

нет, какие выводы он может сделать из результатов работы. Сбор

информации для «Портфолио» ведется на протяжении всех лет обучения или

по определенной тематике. По истечении срока, либо по завершении

определенного объема работ по данному разделу или проекту – студент

выставляет свой «Портфолио» на презентацию в группе. Самая трудная

задача для студента – это демонстрация (по желанию студента) своего

продвижения в выбранной им или преподавателем тематике, свидетельство,

что он готов к адекватному оцениванию себя в данном виде деятельности. Он

может показать процесс работы над темой: как я обдумывал тему; как

организовывал свою работу, насколько успешной была моя стратегия учения

и т.д. Работа по данной методике в течение года, поддержанная принятием

актуальности

проблемы

ориентации

образования

на

самопознание

и

самопонимании, позволяет делать вывод о значимости профессионального

прогнозировании эффектов данной деятельности. К числу позитивных

эффектов

ориентация

на

самопознание

и

самопонимание

на

основе

реализации метода «Портфолио» были отнесены: осознание студентами

своей позиции по отношению к будущей профессиональной деятельности;

представление о возможных профессионально – личностных проявлениях в

данной

профессиональной

деятельности

(на

что

я

ориентирован

во

взаимодействии с клиентами, что я поддерживаю в деятельности тех

мастеров, с которыми я встречался, от каких позиций по отношению к

деятельности я отказался в процессе обучения; какие знания, по-моему,

мнению, особенно значимы в профессиональной деятельности и другие).

Принятие

учащимися

позиции,

что

адекватное

оценивание

своих

возможностей,

притязания,

позволят

ему

позитивно

реализоваться

в

профессиональной

деятельности.

Для

того,

чтобы

это

принятие

соотносилось, важно показать, что современное образование (в любой его

подсистеме) ориентированно на познание и понимание обучающими себя: с

этой целью могут быть использованы, например, такие тексты:

«Обострившиеся

глобальные

проблемы

земной

цивилизации

выявили

роковую

асимметрию

в

структуре

нашей

духовной

и

практической

деятельности. Суть ее в том, что познание и, соответственно, преобразующая

деятельность в основном устремлены во внешний мир и лишь в крайне

слабой степени обращены человеком на самого себя. Между тем уже

элементарный анализ показывает зависимость познания внешнего мира от

самопознания и, соответственно, целей и способов преобразований во

внешнем мире от уров-ня познания человеком (и человечеством) самого себя

и умения управлять собой…» (Д.И.Дубровский); цит. по: 13 стр. 137

«Дело идет о самопознании, о потребности понять себя, осмыслить свой тип

и свою судьбу». (БердяевН.А.); цит. по: 13 стр. 138

«Оканчивая школу, выпускник уносит с собой знания о «пестиках и

тычинках», «о молекулах и атомах», о «картине мира», о «формулах

измерения и исчисления» и т.п. это в целом не вызывает возражений, более

того, о мире всегда надо будет знать больше он разнообразен, велик и

изменчив, как и знания о нем. Но менее всего человек знает о себе, о своих

природных возможностях, задатках, талантах, о социальных перспективах, о

предпочте-ниях и влечениях своего «истинного Я», о процессах мышления и

его куль-туре, и еще менее может пользоваться этими знаниями, выбирая и

организуя свой жизненный путь. Более того, человек, несмотря на рост

знаний и рас-ширение возможностей, все менее является субъектом своей

жизни как в ее социокультурном, так и в собственно природном аспекте. В

первом случае он все чаще не находит свое место в жизни, адекватное своим

способностям и притязаниям, во втором – он не способен вести «здоровый

образ жизни», т.е. разрушителен по отношению к самому себе. И это опасно,

поскольку

это

яв-ляется

недостатком,

по

существу,

всей

системы

образования» (Л.П. Буева); цит. по: 13 стр.139

При определении содержания каждого занятия, методов организации

совместной учебной деятельности учитывается их соотнесенность с идеей

самопознания и самопонимания, возвращение к представленным выше

текстам и введение в состав самостоятельных работ, включаемых в

«Портфолио» работ продуктивно, например, применение задания: «Что

нового я узнал о себе», «Что мне особенно удалось», «Что в работе над…-

мне доставило удовольствие» и др.

Введение

метода

«Портфолио»

позволяет

преподавателю

увидеть

комплексную и объемную картину процесса усвоения знаний и достижений

студента, и его отношение к этим достижениям, его понимания значимости

про-деланной работы для профессионально- личностного развития. При

реализации метода возникает несколько проблем: первая проблема связана с

обоснованностью материалов для «Портфолио», вторая - с определением

объема «Портфолио», а также – особо значимая это - оценивание достижений

учащихся способствующее их самопознанию и самопониманию. Нередко при

сборе творческих работ, самоотчетов по производственной практике, при

формировании состава «Портфолио» педагоги пытаются включить в него

материалы без учета мнения самого студента, педагог опирается лишь на

свои предпочтения и собственное мнение , считая , что он лучше и более

«объективно» и «целесообразно» представит необходимый материал. В

использовании

«Портфолио»,

как

способа

ориентации

студента

на

самопознание самопонимание важен принцип добровольности. Студент,

который занимается сбором материала для своего «Портфолио», сам решает,

какие именно творческие работы, документы, отчеты, статьи он помещает в

папку своих личных достижений. Особенно важно следование этому

принципу на заключающей стадии, когда студент готовит свою работу для

поступления в высшее учебное заведение или для самопрезентации при

поступлении на работу. При сборе материала для оформления «Портфолио»

учащийся должен сам приложить определенные усилия, так как при сборе

информации важен не только конечный продукт, но и процесс осмысления

своих достижений, формирование личного отношения к полученным

результатам.

Выполнение

этого

требования

помогает

студенту

профессионального обучения осознать свои возможности, помогает ему

более осознанно подойти к пониманию своей профессиональной значимости,

к своим личностным возможностям. Педагог, не навязывая своего мнения,

активно помогает студенту создавать «Портфолио».

Преподаватели по-разному смотрят на само значение отметки - балл есть

число, которым стараются измерить разные, в том числе нравственные,

творческие свойства учеников, они не могут быть выражены числами. Для

педагога главное в такой работе – самооценка ученика, в виде рассуждения,

аргументации, обоснования. Студенты учатся анализировать собственную

работу, собственные успехи, объективно оценивать свои возможности и ви-

деть способы преодоления трудностей, достижения более высоких результа-

тов.

Их

учебная

деятельность

становится

более

осознанной.

Более

осознанной становится и ответственность за свой труд.



В раздел образования