Автор: Рафаилова Екатерина Геннадьевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение "Гимназия г. Уржума"
Населённый пункт: г.Уржум
Наименование материала: статья
Тема: "Применение технологий интерактивного обучения на уроках английского языка"
Раздел: среднее образование
Применение технологий интерактивного обучения
на уроках английского языка
Трудно переоценить значимость изучения иностранного языка в наши
дни, равно как и ценность технологий интерактивного обучения, используемых
в образовательном процессе.
Технология интерактивного обучения – это система способов организа-
ции взаимодействия педагога и обучающихся. Она имеет разные формы орга-
низации: парные и групповые.
Существует несколько видов технологий интерактивного обучения, но я
хочу остановиться на некоторых из них, которые применяю на уроках в началь-
ной школе.
На уроках в начальной школе целесообразно применение игровой
технологии. Для детей начальной школы ведущей является игровая деятель-
ность. Детям интересны игры, соревнования, ролевые игры.
метод «Role play» («Ролевая игра»);
метод «Brain-ring» («Брейн-ринг»);
Метод «Веселый поезд»
метод «Visual dictation» («Визуальный диктант»);
метод «5-W» («5 вопросов»);
метод «Brain Storming» («Мозговой штурм»);
метод «Hot seat» («Неловкая ситуация»);
метод «Merry-go-round» («Карусель»);
В любом возрасте учащимся нравится играть и участвовать в соревнова-
ниях по предмету, поэтому на уроках используется метод «Ролевая игра» – это
речевая, игровая и учебная деятельности одновременно. Применяются различ-
ные формы ролевых игр на уроках английского языка: интервью «В магазине»,
«В аэропорту», заочные путешествия «В Лондоне», пресс-конференции, экс-
курсии, сказки, репортажи и т.д.
Урок- игра «Телемост», на котором класс де-
лится на две группы, одна группа- из России, другая из Великобритании. Уча-
щиеся рассказывали о странах и задавали вопросы. Как показывают результаты
обучения, применение ролевой игры на уроках иностранного языка способству-
ет положительным изменениям в речи обучающихся .
Метод «Брейн-ринг» используется для уроков-обобщения изученного
материала. Такая игра способствует развитию социальной и учебно-познава-
тельной компетенций, которые являются важными составляющими коммуника-
ции.
Метод «Веселый поезд» построенный в форме игры и рассчитанный на
учащихся, владеющих английским языком на начальном уровне. Реквизитом
для проведения данной игры выступает набор тематических картинок (одежда,
еда, животные и т.д. – соответствуют изучаемой теме), карточки с буквами,
карточки со словами (соответствующие правилам чтения, которые изучались на
предыдущих уроках). Ход реализации: учащиеся строятся в шеренгу друг за
другом, в форме так называемого «поезда»; перед ними стоит учитель и в до-
статочно быстром темпе демонстрирует карточки. Тот из учащихся, который не
может назвать предмет, изображенный на картинке на английском языке, либо
назвать букву английского алфавита, либо прочитать слово по правилам чте-
ния, сходит с «поезда» и остается ждать на «станции». Правила игры можно
немного изменить: не просто называть изображенные предметы на английском
языке, а называть их, используя определенные грамматические конструкции ти-
па «This is a/an …», «This is the letter …», «I can see a/an…»
Диалоги этикетного характера, тема «Знакомство», «Национальности»,
«Разговор в общественном месте» и т.д. в 2-4 классах прекрасно отрабатыва-
лись с помощью метода «Merry-go-round» («Карусель»). Образуется два коль-
ца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это стоящие неподвижно учени-
ки, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее – это ученики, перемеща-
ющиеся по кругу. Ребята увлеченно беседуют, занятие проходит динамично и
результативно. Ценность данного метода заключается в многократности повто-
рения речевых образцов. Благодаря такому методу обучающиеся раскрепоща-
ются и общаются свободно, что способствует повышению коммуникативных
навыков и развитию социальной компетенции
При обучении аудированию на начальном этапе используется метод
«Визуальный диктант». Во время изучения темы «Мой дом» в 4 классе обу-
чающиеся работают в группах. Они дважды прослушивают текст и каждой
группе дается задание изобразить прослушанную информацию в виде рисунка.
После прослушивания текста они описывают нарисованные изображения. Та-
ким образом, отрабатывается лексика по темам «Дом», «Цвета», а также грам-
матический материал по теме «Предлоги».
Метод «Hot seat» («Неловкая ситуация») использовался в 4 классе при
изучении темы «Лондон». Учащийся садится на стул спиной к доске, учитель
пишет на доске название достопримечательности Лондона или известного ме-
ста. Обучающийся не может видеть, что написал учитель, видят одноклассники.
Задача одноклассников – объяснить, что это за достопримечательность, не на-
зывая ее. Задача обучающегося – по описанию назвать слово, написанное на
доске. Ученикам очень нравится такой прием, они активно объясняют и пока-
зывают жестами. Таким образом, развиваются навыки говорения и аудирова-
ния. Такой метод позволяет поддерживать высокий уровень познавательного
интереса и умственной активности обучающихся.
При работе с текстом используется метод «Метод пяти вопросов». В
рамках темы «Праздники» ученики 3 класса, читая текст «Рождество», заполня-
ют таблицу. Во время такой работы обучающиеся учатся отделять главное в
тексте от второстепенного, классифицировать информацию – кто главные герои
истории, где и когда происходит действие, в какой ситуации оказались персона-
жи и почему так произошло. Таблица помогает перейти к пересказу и обсужде-
нию текста. Этот метод является элементом исследовательской деятельности.
«Проектная технология» является очень эффективным методом интер-
активного обучения. Выполнение проектных заданий позволяет школьникам
видеть практическую пользу изучения иностранного языка, а также совершен-
ствует познавательные учебные действия. Метод проектов помогает развивать
все виды речевой деятельности.
Метод проектов расширяет кругозор, формирует навыки самостоятельной
работы, что позволяет ученику почувствовать свою значимость в поиске путей
решения проблемной ситуации и ведёт к повышению уровня познавательной
активности. Младшие школьники осуществляют работу над проектами по те-
мам: “My Flat” (Моя квартира), “My Family Tree” (Моя родословная), “Wild
Animals in Our Region” (Дикие животные нашего края),
«Моя школьная жизнь»,
«
Мой питомец», «Мой режим дня». и др..
Используя интерактивные методы в процессе преподавания иностранного
языка, можно достаточно быстро заметить их результативность. Применение
интерактивных методов на уроках английского языка
дает возможность привить обучающимся интерес к изучаемому языку;
стимулирует самостоятельную речемыслительную деятельность обучаю-
щихся;
повышает положительную мотивацию учения иностранного языка у обу-
чающихся, поддерживает внутреннюю мотивацию учения;
стимулируют интеллектуальную активность обучающихся при обучении
иностранному языку.
Подводя итог, можно сказать, что современные интерактивные методы
обучения – это огромное количество возможностей, которые помогают интен-
сифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную и
творческую активность учащихся, повысить эффективность урока. Это приво-
дит к повышению уровня коммуникативной компетенции обучающихся, кото-
рая является ключевой в обучении иностранному языку.