Напоминание

рабочая программа по географии 5 кл. к учебнику А.А.Летягина


Автор: Чирва Елизавета Петровна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МОУ СОШ №18
Населённый пункт: Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: рабочая программа
Тема: рабочая программа по географии 5 кл. к учебнику А.А.Летягина
Раздел: среднее образование





Назад





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по географии составлена на основе:  примерной рабочей программы основного общего образования по географии;  авторской программы под редакцией Летягин А.А., Душина И.В., Пятунин В.В., Таможняя Е.А. География: программа 5-9 классы -М.: Вентана-Граф,2013. Структура и содержание программы соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010г.) «Начальный курс географии» - первый систематический курс новой для школьников дисциплины. В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первыми представлениями и понятиями, приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсов географии России. Изучение «Начального курса географии» осуществляется в 5 и 6 классах по 35 ч (из расчета 1 ч в неделю). Автор предлагает изучение курса «География» в 5 классе – 32ч. + 3ч. резервного времени, за счет которого я предлагаю увеличить количество часов в темах: «Земля как планета Солнечной системы» (4ч.+1ч.); «Литосфера» (8ч. +1ч); Итоговое занятие 1ч. В изучении курса 6 класса автором предложено 33ч. + 2ч. (резерв). Увеличено количество часов в теме «Гидросфера» (2ч.+1ч.); Итоговое занятие 1ч.
Цель:
Систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию этих знаний с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Задачи:
-актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
-
развивать познавательный интерес к объектам и процессам окружающего мира; - научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человек;
-
уметь ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельнос

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Раздел: Введение. Географическое познание нашей планеты
География в античное время. Развитие картографии. Картографический метод Расширение географического кругозора в Средние века. Открытия викингов. Торговые пути в Азию. Географические достижения в Китае и на арабском Востоке. Три пути в Индию. Первое кругосветное плавание. Продолжение эпохи Великих географических открытий. Первые научные экспедиции. Экспедиционный метод в географии. Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Космическое землеведение.
Раздел: Изображение земной поверхности

Тема: План местности
Различные способы изображения местности. Дистанционный метод изучения Земли. Ориентиры и ориентирование на местности с помощью компаса. Определение расстояний на местности различными способами. Масштаб топографического плана и карты. Условные знаки плана и карты. Главная точка условного знака. Инструментальная и глазомерная, полярная и маршрутная съёмка местности. Абсолютная высота точек земной поверхности. Способы показа рельефа на топографических картах. Горизонтали и бергштрихи. Чтение карты Большого Соловецкого острова. Разнообразие планов (план города, туристические планы, военные и исторические, автомобильные и транспортные планы).
Тема: Глобус и географическая карта — модели земной поверхности
Метод моделирования в географии. Глобус. Масштаб и градусная сеть глобуса Географическая широта и географическая долгота, их обозначения на глобусе. Примеры способов определения расстояний по глобусу. Ориентирование глобуса. Способы изображения рельефа на глобусе. Изогипсы и изобаты. Шкала высот и глубин. Способы перехода от сферической поверхности глобуса к плоскости географической карты. Картографические проекции. Географические карты. Масштаб географической карты. Линии градусной сетки на картах. Примеры работы с географическими картами. Условные знаки мелкомасштабных географических карт. Разнообразие географических карт и их использование людьми разных профессий. Географический атлас. Система космической навигации.
Раздел: Геосферы Земли

Тема: Литосфера
Минералы и их свойства. Ильменский минералогический заповедник. Разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних процессов. Виды выветривания. Деятельность ветра, воды и льда по перемещению и откладыванию обломочного материала. Деятельность человека, преобразующая земную поверхность. Формирование рельефа земной
поверхности как результат действия внутренних и внешних сил. Горный рельеф. Различия гор по высоте. Высочайшие горы мира. Равнинный рельеф. Разнообразие равнин по высоте. Формы равнинного рельефа. Крупнейшие по площади равнины мира. Как изучают рельеф океанического дна. Части подводных окраин материков. Срединно-океанические хребты. Ложе океана, его рельеф.
Тема: Атмосфера
Распределение солнечных лучей в атмосфере Земли. Подстилающая поверхность. Нагрев поверхности суши и океана. Как нагревается атмосферный воздух. Изменение температуры воздуха в течение суток. Суточная амплитуда температуры воздуха. Что такое атмосферное давление и как его измеряют? Изменение атмосферного давления с высотой. Сведения о температуре воздуха и атмосферном давлении на карте погоды. Восходящие и нисходящие потоки воздуха. Ветер — движение воздуха вдоль земной поверхности. Направление и скорость ветра. Сведения о ветре на карте погоды. Роза ветров. Бризы. Муссоны. Водяной пар. Влажность воздуха. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Изменение относительной влажности воздуха с высотой. Уровень конденсации. Образование облаков. Облака и их виды. Туман. Образование и выпадение осадков. Виды атмосферных осадков. Измерение осадков. Сведения об облаках и осадках на карте погоды. Изменение количества осадков в течение года. Что такое климат? Причины разнообразия климата на Земле. Как рассчитывают климатические показатели?
Тема: Гидросфера
Солёность и температура морской воды. Движения морских вод: течения, приливы и отливы. Тёплые и холодные течения. Река. Речная долина. Питание и режим реки. Озеро. Происхождение озёрных котловин. Питание озёр. Многолетняя мерзлота. Подземные воды. Условия образования межпластовых вод. Болота.
Тема: Биосфера и почвенный покров
Биологический круговорот веществ. Почва. Образование почвы. Плодородие почв. Почвенные организмы. В.В. Докучаев. Рождение науки о почвах.
Тема: Географическая оболочка Земли
Круговорот вещества на Земле. Природно-территориальный комплекс. Географическая оболочка Земли. А.А. Григорьев о географической оболочке. Состав и строение географической оболочки. Появление и развитие человечества в географической оболочке. Расселение человека на Земле. Образование рас в разных природных условиях.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Предметными результатами
освоения основной образовательной программы по географии являются:  формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картинны мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи сохранения окружающей среды и рационального природопользования;  формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, много образном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;  формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;  овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик географической среды, в том числе ее экологических параметров;  овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;  овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;  формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;  создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Метапредметными результатами
освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:  овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности и поиска средств ее осуществления;
 умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;  формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе и проектные;  формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность и ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;  умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;  формирование и развитие учебной компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных УУД; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;  умение извлекать информацию из различных источников; умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной изобретательности, этики;  умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования;  умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработки общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свое мнение и координировать ее с позиции партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;  умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о ЗОЖ, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.

Личностными результатами
обучения географии является:  формирование всестороннее образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических, этических принципов и норм.  изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития: воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;  формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию;  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профессионального образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;  формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;  формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;  освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;  развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
 формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской творческой и других видах деятельности;  формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;  формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;  осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;  развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 5 КЛАСС № Раздел Кол-во часов 1 Введение. Географическое познание планеты Земля как планета солнечной системы 3 5 2
Геосферы Земли
Литосфера Атмосфера Водная оболочка Земли Биосфера 26 9 4 7 6 3 Итоговое занятие Итого 1 35 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 6 КЛАСС № Раздел Кол-во часов 1
Введение. Географическое познание нашей

планеты
6 2
Изображение земной поверхности
12
План местности Глобус и географическая карта – модели земной поверхности 6 6 3
Геосферы Земли
Литосфера Атмосфера Гидросфера Биосфера и почвенный покров Географическая оболочка Земли 16 5 6 3 1 1 4 Итоговое занятие Итого 1 35


В раздел образования