Напоминание

"Автоматизация звуков в домашних условиях"


Автор: Муринцева Инна Васильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГКДОУ "Детский сад №4 "Берегея"
Населённый пункт: г. Георгиевск, Ставропольский край
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Автоматизация звуков в домашних условиях"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация

«Автоматизация звуков в домашних условиях»

Родители часто задают вопрос: «Почему ребёнок, посещая логопеда

регулярно, все еще плохо произносит поставленные звуки?» Это говорит о

том, что процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе

«автоматизации», а речь ребёнка стала так называемой кабинетной речью,

когда в кабинете логопеда он произносит звуки четко и правильно,

контролирует себя, а за пределами кабинета в произвольной речи эти же

звуки произносятся неправильно.

Скорость прохождения этапа автоматизации зависит от частоты

выполнения домашних заданий, от отношения родителей к речи ребёнка, от

самого ребёнка. Чем чаще

родители будут исправлять или обращать

внимание на неправильно произнесенный звук, тем быстрее ребёнок начнет

контролировать себя. Ну, и конечно же, необходимо ежедневное выполнение

домашних заданий по 10-15 минут в день.

Как происходит автоматизация звука? Автоматизация звука

осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному

и проводится в строгой последовательности:

автоматизация звука в слогах;

автоматизация звука в словах;

автоматизация звука в предложениях;

автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;

автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;

автоматизация звука в разговорной речи.

Переходить к новому материалу можно только, если усвоен предыдущий.

Игры для автоматизации звуков

«Запомни-повтори»: взрослый называет сначала 2-3 слова с закрепляемым

звуком, ребёнок повторяет. Постепенно количество слов можно увеличивать.

«Назови ласково»: взрослый называет слово, а ребёнок должен назвать его в

уменьшительно-ласкательной форме (стол-столик).

«Назови много»: взрослый называет слово, а ребёнок прибавляет слово

«много» и изменяет его (кукла-много кукол).

«Найди лишние картинки»: перед ребёнком раскладываются картинки с

закрепляемым звуком и без него. Он должен назвать их, и убрать те, в

которых нет заданного звука.

«Посчитай до 5»: Ребёнку предлагается посчитать до 5 с заданным словом

(например, одна ложка, две ложки, три ложки, четыре ложки, пять ложек).

Одновременно отрабатывается звукопроизношение и правильное сочетание

существительных с числительными.

«Чего не стало?»: ребёнку предлагается внимательно рассмотреть картинки

(игрушки), назвать их, запомнить и закрыть глаза. В это время взрослый

убирает одну или две картинки. Ребенок, открыв глаза, должен сказать, чего

не стало.

«Что изменилось?» Это один из вариантов предыдущей игры. Вы можете

менять картинки местами, убирать их, переворачивать картинки обратной

стороной, добавлять новые. Ребенок должен рассказать обо всех изменениях.

«Слова вокруг нас» Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и

назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова

называйте по очереди, не забывайте иногда ошибаться и давать ребенку

возможность заметить Вашу ошибку и исправить ее.

Затем усложните игру - вспоминайте слова с закрепляемым звуком по

какой-то определенной теме: «Назови птиц (животных, цветы, одежду) в

названии которых есть звук [Р]», «Назови имя со звуком [С]» и т.д. В эту

игру можно играть где угодно: по пути в садик, в транспорте, дома. Дома в

эту игру можно играть с мячом, со скакалкой, с хлопками в ладоши.

Постепенно, незаметно для себя, ребенок начинает правильно

произносить закрепляемый звук не только в отдельных словах, но и во

фразах. Во фразе должно быть как можно больше слов с нужным звуком. Это

могут быть чистоговорки, предложения по картинкам, пересказы, стихи,

скороговорки. Лучше, если фразы будет придумывать сам ребенок, сначала с

вашей помощью, а затем и без нее. Еще лучше, если у вас будут получаться

короткие, забавные стихи.

Конечно же, выполнение заданий зависит от настроения. Чем больше

положительных эмоций, вашего участия, тем интереснее будут проходить

занятия, тем интереснее ребёнку, а значит и процесс «выговаривания»

пройдет быстрее.

Удачи вам!



В раздел образования