Напоминание

«Старший дошкольный возраст – какой он?»


Авторы: Шартдинова Лиана Ринатовна, Шабаева Гузель Фагимовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №41
Населённый пункт: город Нефтекамск
Наименование материала: Статья
Тема: «Старший дошкольный возраст – какой он?»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья на тему «Старший дошкольный возраст – какой он?»

Руководители:

Кинцель Валентина Николаевна. Магистр образования, аспирант, главный

специалист Акмуллинской академии развития детей и семейного образования

ЦРК «Соты», преподаватель кафедры дошкольной педагогики, БГПУ им. М.

Акмуллы, г. Уфа.

Шабаева Гузель Фагимовна. Заведующий кафедрой ДПиП ИП ФГБОУ ВО

им. Акмуллы, кандидат пед. наук, доцент, эксперт, руководитель

инновационных площадок.

Автор статьи: Шартдинова Лиана Ринатовна. Студентка 1 курса БГПУ им.

М.Акмуллы, кафедры дошкольной педагогики и психологии, воспитатель,

МАДОУ детский сад №41 «Солнышко», г.Нефтекамск.

Старший дошкольный возраст, охватывающий период от 5 до 6 лет,

представляет собой уникальную и важную стадию в жизни ребенка, когда

происходит

активное

формирование

его

личности,

познавательных

и

социальных навыков. В этот период дети начинают осознавать себя как

индивидуальности, развивают свои способности к общению, сотрудничеству

и самовыражению. Понимание особенностей этого возраста является

ключевым для родителей, педагогов и всех, кто вовлечен в процесс

воспитания и обучения детей. Однако, несмотря на значимость данного

этапа,

многие

родители

сталкиваются

с

недостатком

информации

о

психологических и педагогических аспектах развития своих детей, что может

негативно сказаться на их воспитании и подготовке к школе.

Старший

дошкольный

возраст

характеризуется

активными

изменениями в развитии детей. Это время, когда ребенок становится более

самостоятельным, формирует свои интересы, расширяет круг общения и

начинает

осваивать

социальные

навыки.

На

этом

этапе

происходит

интенсивное развитие познавательных процессов, таких как внимание,

память и логическое мышление. Дети начинают задавать вопросы, искать

ответы на них и активно исследовать окружающий мир.

Важной частью этого возраста является развитие эмоциональной

сферы. Ребенок учится выражать свои чувства, управлять ими и понимать

эмоции других людей. Это, в свою очередь, способствует формированию

эмпатии и улучшению коммуникативных навыков. Значительное внимание

следует уделять тому, как дети взаимодействуют с ровесниками и взрослыми,

поскольку в этот период выстраиваются первые дружеские отношения,

возникают конфликты и способы их разрешения. Именно в старшем

дошкольном возрасте формируются основы социальной компетентности.

К одним из наиболее заметных изменений относится активизация

речевых

навыков.

Речевое

развитие

становится

более

сложным

и

многогранным. Дети не только учатся составлять предложения, но и

начинают использовать их для выражения своих мыслей и предложений.

Важно поддерживать эту активность, вовлекая детей в разговоры, игры и

дискуссии, что способствует развитию их критического мышления.

В процессе готовности к школе важную роль играют и познавательные

способности. Дошкольники начинают осваивать базовые математические

концепции, читают простые тексты и знакомятся с основами науки. Здесь

необходимо обеспечивать подходящее образовательное содержание, которое

не должно быть слишком перегруженным, чтобы не подавлять интерес

ребенка к обучению. Оптимально подобранные методики и материалы

помогут создать положительную мотивацию и базу для дальнейшего

обучения.

Семья и ее взаимодействие с дошкольником играют ключевую роль в

этом процессе. Родительское просвещение становится важным аспектом, так

как родители должны быть осведомлены о особенностях развития детей и

способах их поддержки. Информирование о том, насколько важна позитивная

обратная связь, умение хвалить и поддерживать ребенка в его начинаниях,

способствует формированию уверенности и самостоятельности.

В работе с детьми, находящимися на стадии старшего дошкольного

возраста, полезно использовать различные подходы, включая игровые и

деятельностные методики. Они способствуют не только развитию навыков,

но и укреплению доверительных отношений между детьми и взрослыми.

Открытые обсуждения, метод кажущихся ошибок, когда ребенок может

обсудить свои неудачи, позволят снизить страх перед ошибками и позволят

видеть неудачи как часть процесса обучения.

На этом этапе важно распознавать уникальные способности и интересы

каждого ребенка и учитывать их при организации образовательного процесса.

В целом, старший дошкольный возраст полон открытий и возможностей, и от

родительского подхода зависит, насколько легко и радостно пройдет этот

период для ребенка. Совместные усилия родителей и педагогов обеспечивают

гармоничное развитие ребенка, готовя его к следующим этапам жизни.

Родители играют центральную роль в формировании личности ребенка

в старшем дошкольном возрасте. В этот период происходит активное

развитие различных навыков и качеств, и влияние родителей становится

особенно ощутимым. Их задачи заключаются не только в поддержании

физического и эмоционального благополучия, но и в создании среды,

способствующей обучению и познанию.

Каждый родитель может стать источником знаний и примеров для

подражания, предоставляя ребенку различные возможности для обучения

через

игровую

деятельность,

различные

виды

совместной

работы

и

творчества. Важным аспектом родителей является их умение наблюдать за

интересами и предпочтениями ребенка. Опираясь на это, родители могут

выбирать соответствующие виды активности и игрушки, которые могут

удовлетворить потребности в познании и игре.

Кроме непосредственного участия родителей в обучении и играх, их

стиль общения с ребенком также имеет значительное значение. Поддержка,

поощрение,

а

также

конструктивная

критика

могут

способствовать

формированию уверенности в себе и амбиций у ребенка. Взаимодействие

родителей и детей должно быть построено на доверии и открытости, тогда

как проблема – возможность вместе искать решения.

Необходимо также учитывать культурный и социальный контексты

жизни семьи. Организация совместных мероприятий, таких как чтение книг

или походы в музей, расширяют кругозор ребенка и углубляют его понимание

окружающего мира. Родители могут делиться своими взглядами и опытом,

которые в свою очередь формируют у малыша основы моральных и

этических норм.

Не стоит забывать о важности единых подходов к воспитанию, когда

родители и другие взрослые (например, воспитатели в детских садах)

действуют в одном ключе. Это помогает ребенку сознательно усваивать

нормы поведения и лучше адаптироваться к социальным условиям. При этом

важно не забывать о том, что каждый ребенок уникален, и подходы к

воспитанию должны учитывать индивидуальные особенности.

Организация досуга и предоставление выбора ребенку также развивает

его критическое мышление и способность к самостоятельным решениям.

Родители могут ставить перед детьми простые задачи, позволяя проявить

инициативу и креативность. Эти моменты могут являться основой для

формирования навыков коммуникации, работы в команде и разрешения

конфликтов.

В этом возрасте родители должны осознавать, что их собственные

установки и поведение оказывают долгосрочное влияние на будущее ребенка.

Для того чтобы создать эффективное взаимодействие, родителям стоит

работать над собственным эмоциональным состоянием, саморазвитием и

осознанием своих ролей. Таким образом, благоприятная атмосфера будет

способствовать гармоничному развитию личностных качеств и навыков,

необходимых ребенку для успешного старта в школе и жизни в целом.

Поддержка развития детей в старшем дошкольном возрасте является

ответственным и важным шагом для родителей и педагогов. Этот период

жизни

характеризуется

яркими

изменениями

в

познавательных,

эмоциональных и социально-коммуникативных сферах. Важно использовать

разнообразные методы, которые помогут направить детскую энергию в

продуктивное русло и способствовать полноценному развитию ребенка.

Одним из эффективных подходов является игровая деятельность. Игры

развивают не только мышление, но и креативность, позволят детям

воспроизводить различные социальные роли, что имеет большое значение

для формирования их идентичности. Родители могут участвовать в таких

играх, провоцируя обсуждения и подсказывая новые сценарии, что поможет

ребенку развивать воображение и критическое мышление.

Книга

и

чтение

занимают

важное

место

в

жизни

старших

дошкольников. Чтение в кругу семьи способствует не только развитию

языковых навыков, но и укреплению эмоциональной связи между родителем

и ребенком. Обсуждение прочитанных книг поможет повысить уровень

понимания произведений, а также даст возможность ребенку выразить свои

мысли и чувства. Важно выбирать книги, учитывающие интересы и

возрастные особенности, чтобы поддержать стремление к познанию.

Также актуальны творческие занятия, такие как рисование, лепка,

музыка. Они не только развивают мелкую моторику, но и помогают ребенку

выразить свои эмоции и мысли. Родители могут организовать совместные

мастер-классы, что способствует не только развитию навыков, но и

укреплению взаимопонимания. Здесь ценным окажется дать ребенку свободу

выбора: что и как создавать, предоставив возможность экспериментировать с

материалами.

Не менее важным является развитие навыков самообслуживания и

бытовой ответственности. Вовлечение детей в выполнение домашних дел

позволяет им ощутить свою значимость и развивает самостоятельность.

Процесс уходит за пределы просто выполнения заданий и становится

способом обучения, где ребенок осваивает основные жизненные навыки,

учится важным социальным нормам.

Физическая активность занимает значительное место в жизни старших

дошкольников. Регулярные прогулки, игры на свежем воздухе, занятия

спортом способствуют не только физическому, но и психическому здоровью.

Важно создавать разнообразные условия для активности, включая избавление

от избыточных ограничений и предоставление свободы выбора в выборе

занятий.

Создание среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и

получает поддержку, помогает в максимальной мере раскрепостить его

потенциал. Это требует от родителей и педагогов чуткости, понимания

индивидуальных потребностей и пожеланий. Наглядное поощрение, активное

слушание, обсуждение пробелов и достижений способствуют формированию

у ребенка уверенности в своих силах и интересе к обучению.

Следовательно, сочетание различных методов поддержки в старшем

дошкольном

возрасте

развивает

гармоничную

личность

и

помогает

родителям

стать

верными

помощниками

в

этом

важном

процессе.

Интересные занятия, взаимодействие с родителями, свободное творчество и

внимание к физическому состоянию — все это создает условия для того,

чтобы каждый ребенок мог уверенно сделать первый шаг в новую,

захватывающую жизнь школьника.

Старший дошкольный возраст, охватывающий период от 5 до 6 лет,

представляет собой уникальную и важную стадию в жизни ребенка, когда

происходит активное формирование его личности, социальных навыков и

познавательных способностей. В этот период дети начинают осознавать себя

как отдельные личности, развивают свои интересы и начинают активно

взаимодействовать с окружающим миром. Понимание особенностей этого

возраста является ключевым для родителей, которые играют важную роль в

поддержке и развитии своих детей.

Недостаток

осведомленности

родителей

о

психологических

и

педагогических аспектах развития дошкольников может привести к тому, что

они не смогут в полной мере поддержать своих детей в этот критически

важный период. Поэтому проведение родительского собрания, на котором

будут обсуждены ключевые темы, такие как развитие, роль родителей,

методы поддержки и создание благоприятной образовательной среды,

становится необходимым шагом. Это собрание не только поможет родителям

лучше понять своих детей, но и создаст пространство для обмена опытом и

идеями.

Родители должны осознавать, что их активное участие в жизни ребенка,

их поддержка и внимание к его потребностям играют решающую роль в его

развитии. Важно, чтобы родители знали, как правильно взаимодействовать с

детьми, какие методы поддержки использовать и как создать для них

комфортную и развивающую среду. Это включает в себя не только

организацию досуга, но и создание условий для обучения, общения и

самовыражения.

Список литературы

1.

Алексеева

Н.С.

Способы

повышения

родительской

компетентности в воспитании // Педагогический процесс. – 2020.

– № 3. – С. 15–22.

2.

Кузнецова Н.В. Психолого-педагогические особенности старшего

дошкольного возраста // Научный вестник. – 2021. – № 6. – С. 78–

85.

3.

Петрова Е.Ю. Развитие социально-эмоциональных навыков у

детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание.

– 2019. – № 4. – С. 12–18.

4.

Сидорова Е.А. Подготовка родителей к воспитанию в старшем

дошкольном возрасте // Педагогика и психология семьи. – 2020. –

№ 1. – С. 45–60.

5.

Федорова Т.Г. Роль родительского участия в развитии детей

дошкольного

возраста

//

Современные

проблемы

науки

и

образования. – 2020. – № 12. – С. 30–35.

6.

Шабаева,

Г.

Ф.

Формирование

познавательной

активности

старших дошкольников на основе моделирования: учебно-

методическое пособие / Г. Ф. Шабаева, Л. Ю. Валеева, В. В.

Панина. — Уфа : БГПУ имени М. Акмуллы, 2020. — 169 с. —

ISBN 978-5-907176-94-2.



В раздел образования