Напоминание

Картотека дидактических игр по ознакомлению дошкольников с окружающим миром».


Автор: Бон Татьяна Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №14
Населённый пункт: Краснодарский край, Каневской район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Картотека дидактических игр по ознакомлению дошкольников с окружающим миром».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 14 муниципальное образование Каневской район

Методическая разработка

«Картотека дидактических игр по ознакомлению дошкольников с

окружающим миром».

Подготовил:

воспитатель С. А. Сердюк, Клименко И.А.

Ст. Стародеревянковская

2025 г.

PAGE \* MERGEFORMAT1

ОГЛАВЛЕНИЕ

I.

Введение ………………………………………………………………2

II.

Картотека игр………………………………………………………..…..5

1.

Игры с предметами и игрушками …………………………………….5

2.

Настольно-печатные игры …………………………………………….7

3.

Словесные игры ……………………………………………………….12

PAGE \* MERGEFORMAT1

Введение

Как вовлечь ребенка в процесс познания мира, как побудить его к

мыслительной деятельности, к высказыванию своего мнения? В этом

взрослому может помочь игра.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра

для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма

воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего мира.

Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в

целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей

в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка:

на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для

воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру,

есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний,

формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. В этом

одно из основных противоречий игры как средства воспитания: с одной

стороны - отсутствие

цели

в

игре,

а

с

другой - игра

есть

средство

целенаправленного формирования личности.

В наибольшей степени это проявляется в так называемых дидактических

играх.

Характер

разрешения

этого

противоречия

и

определяет

воспитательную ценность игры: если достижение дидактической цели будет

осуществлено в игре как деятельности, заключающей цель в самой себе, то

воспитательная ее ценность будет наиболее значимой.

В дидактических играх есть возможность формировать новые знания,

знакомить детей со способами действий, каждая из игр решает конкретную

дидактическую задачу по совершенствованию представлений детей.

Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как

одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры

в структуре занятия определяется возрастом детей, целью, назначением,

содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного

задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи

формирования представлений.

В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая

классификация дидактических игр:

С игрушками и предметами;

Настольно-печатные;

Словесные.

Игра, несомненно, является и средством первоначального обучения детей.

Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление детей что-то

узнавать, искать, проявлять усилие и находить, обогащает духовный мир

детей.

Взрослый создаёт условия и обстановку, благоприятные для вовлечения

ребёнка

в

деятельность

сравнения,

воссоздания,

группировки,

перегруппировки и т.д. При этом инициатива в развёртывании игры,

действия

принадлежит

ребёнку.

Воспитатель

вычленяет,

анализирует

PAGE \* MERGEFORMAT1

ситуацию,

направляет

процесс

её

развития,

способствует

получению

результата.

Ребёнка

окружают

игры,

развивающие

его

мысль

и

приобщающие его к умственному труду.

В каждой игре воспитатель ставит конкретную задачу учить детей

рассказывать о предмете, развивать связанную речь, освоить счет. Игровая

задача иногда заложена в самом названии игры: «Кто в каком домике живёт»

и т.п. Интерес к ней, стремление выполнить её активизируется игровыми

действиями. Чем они разнообразнее и содержательнее, тем интереснее для

детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра

приобретает обучающий характер и становится содержательной. Обучение

игровым действиям осуществляется через пробный ход в игре, показ самого

действия. Различен и объём игровых действий. В младших группах - это

чаще всего одно-два повторяющихся действия, в старших уже пять-шесть.

Нельзя обойтись и без дидактических пособий. Они помогают ребёнку

вычленить анализируемый объект, увидеть его во всём многообразии

свойств,

установить

связи

и

зависимости,

определить

элементарные

отношения, сходства и отличия.

Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается

привычка

сосредотачиваться,

мыслить

самостоятельно,

развивается

внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся:

познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях,

пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые

пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все

усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры,

способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления,

развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие

дошкольника в целом.

В отличие от других видов деятельности игра содержит цель в самой себе;

посторонних и отделенных задач в игре ребенок не ставит и не решает. Игра

часто и определяется как деятельность, которая выполняется ради самой

себя, посторонних целей и задач она не преследует.

Дидактические игры способствуют формированию у детей психологических

качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности, они учат

детей

применять

имеющиеся

знания

в

разных

игровых

условиях,

активизируют умственные процессы и доставляют эмоциональную радость

детям.

Игра

незаменима,

как

средство

воспитания

правильных

взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение

к товарищу, учится быть справедливым, помогать в беде и т.д.

PAGE \* MERGEFORMAT1

Картотека игр

Игры с предметами и игрушками

Игра «Вершки – корешки».

Цель: учить детей составлять целое из частей.

Материалы: два обруча, картинки овощей.

Ход игры. Вариант 1. Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так,

чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у

которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который

используются вершки.

Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его

в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. В области

пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и

вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д.

Вариант 2. На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети

делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут

вершки, вторая – корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал

«Раз, два, три – свою пару найди!», нужно найти свою пару.

Игра «Почтальон принес посылку»

Цель: Развивать умение описывать предметы и узнавать их по описанию.

Материал: фрукты, овощи, коробка.

Ход игры. Воспитатель приносит в группу коробку и говорит, что почтальон

принес посылку. В посылке разные овощи, фрукты. Дети разглядывают и

описывают, что принес почтальон. Остальные дети отгадывают.

Игра «Природа и человек»

Цель: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано

человек и что дает человеку природа.

Материалы: мяч.

Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой

уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны

руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется;

например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы

создает человек.

«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает

свой ход.

Игра «Что в корзинку мы берем».

Цель: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду,

на огороде, в лесу.

Научить различать плоды по месту их выращивания.

Сформировать представление о роли людей сохранения природы.

PAGE \* MERGEFORMAT1

Материалы: Картинки с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых,

грибов, ягод, а так же корзинок.

Ход игры. У одних детей - картинки, изображающие разные дары природы. У

других – картинки в виде корзинок.

Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и

мимикой

изображают

неповоротливый

арбуз,

нежную

землянику,

прячущийся в траве гриб и т.д.

Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие:

каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте

(овощи с огорода и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.

Игра «С какой ветки детки»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о деревьях, их семенах и листьях.

Закреплять правила поведения в лесу, в парке.

Материал: Засушенные листья разных деревьев (семена, плоды).

Ход игры: Перед прогулкой с детьми закрепляют правила поведения в лесу

(парке). Игра проводиться желательно осенью (когда уже есть семена и

плоды), можно летом (только по форме листьев). Дети гуляют по лесу

(парку), по сигналу воспитателя «Все детки на ветки!», дети бегут к своим

деревьям или кустам. Дети сравнивают свои листья и т.д. с теми, что растут

на дереве или кусте, к которому они подбежали.

Игра «Весной, летом, осенью».

Цель:

уточнить знание детей о времени цветения отдельных растений

(например, нарцисс, тюльпан - весной); золотой шар, астры – осенью и т.д.;

учить

классифицировать

по

этому

признаку,

развивать

их

память,

сообразительность.

Материалы: мяч.

Ход игры: дети стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает мяч, называя

при этом время года, когда растет растение: весна, лето, осень. Ребенок

называет растение.

Игра «Съедобное – не съедобное»

Цель: формировать и закреплять знания детей об овощах и фруктах, и ягодах.

Развивать память, координацию.

Материал: Мяч.

Ход

игры:

Ведущий

называет

овощ,

фрукт,

ягоду

или

любой

предмет, бросает мяч одному из участников, если предмет относится

к заданным, то он ловит.

Можно играть со всей группой сразу с помощью хлопков (хлопать, в случае

если предмет не относится к заданным).

PAGE \* MERGEFORMAT1

Настольно-печатные игры

Игра «Мой дом»

Цель: научить составлять из деталей дом, рассказывать из чего состоит.

Оборудование: карточки с изображениями архитектурных деталей.

Правила игры: дети разбирают и раскладывают по ходу своего рассказа

детали дома. Может получиться так, что одни и те же картинки дети будут

интерпретировать по-разному, ведущий, помогая игрокам «подсказками»,

должен поощрять их фантазию.

Пример: «В моем доме есть лестница. По ней я поднимаюсь на (…) этаж.

Потом я открываю дверь и вхожу в квартиру. В нашей квартире (…) окна и

т.д.

Игра «Сложи картинку»

Материал: 8 разрезных цветных картинок с временами года.

Правила: найти по цвету, сложить и назвать времена года.

Игра «Составь картинку»

Цель: 1.совершенствовать знания детей о архитектурных зданиях города.

2. Учить детей составлять изображение здания из частей.

I Составить картинку по образцу

II Составить картинку по образцу накладывая на изображение.

Игра «Наши друзья»

Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных, которые

живут в доме (рыбы, птицы, животные), об уходе за ними, об их жилищах,

воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.

Материал: карточки-лото

с

изображением

животных:

попугай,

рыбки

аквариумной, попугайчиков, хомячка, черепахи и т.д. Маленькие карточки с

изображением их жилищ (клетка, террариум, аквариум, ящичек и т.д.),

корма.

Ход игры: Карточки-лото раздаются участникам игры, у ведущего маленькие

карточки, перевернутые вниз изображением. Ведущий берет любую карточку

и

показывает

участникам.

Участник,

которому

нужна

эта

карточка,

поднимает руку и объясняет, почему эта карточка нужна именно для его

животного.

Для усложнения можно добавить корточки, не относящиеся к этим

животным.

Игра «Цветочный магазин»

Цель: закреплять знания детей о растениях (луга, комнатных, садовых),

закреплять умение находить нужный цветок по описанию. Научить

группировать растения по виду.

Материал: можно использовать карточки от ботанического лото, комнатные

растения можно брать настоящие, но не очень крупные.

Ход игры: Выбирается ведущий, он продавец (вначале ведущий – взрослый.

А за тем можно по считалке), остальные дети покупатели. Покупатель

должен так описать растение, чтобы продавец сразу догадался о каком

растении идет речь.

PAGE \* MERGEFORMAT1

Игра «чудесный цветок»

Цель:

формировать бережное

отношение

к

природной

среде, формирование знаний взаимозависимости природы и человека. Дать

детям понятия о том, что относится к живой и неживой природе.

Материал:

Панно «живая и неживая природа», цветочки, листики, ладони, лепестки к

большому цветку с надписями, что относится к живой природе.

Правила игры:

1 вариант «цветок жизни».

Вместе с детьми воспитатель собирает цветок - жизни, дети определяют, что

происходит с живой природой - размножение, дыхание, движение и т. Д.

Когда соберут цветок жизни, то берут в руки маленькие цветочки и кладут на

картинку, где изображена живая природа, дают объяснение, почему они так

считают.

2 вариант «рукотворный и нерукотворный мир»

Вместе с воспитателем дети определяют, что сделано руками человека, а что

создано природой. Объясняет правила игры – дети находят предметы,

которые созданы человекам и на них кладут «ладошку», а на те предметы,

что созданы природой кладут «листик». Когда игра заканчивается, дети дают

объяснение, почему они так считают.

Игра «Кому что нужно?»

Цель: формировать реалистические представления о предметах которыми

пользуются мальчики и девочки (одежда, обувь, игрушки, спортивные

принадлежности). Закреплять знания о предметном мире. Продолжать учить

детей

применять

в

речи

предложения

сложной

конструкции,

распространенные

предложения.

Развивать

системность

мышления

в

процессе расширения знаний о предметах домашнего обихода, группировать

по назначению. Воспитывать интерес к предметному миру.

Материал:

Панно с фигурами девочки и мальчика, картинки одежды, обуви и игрушек.

Правила игры:

Дети рассматривают маленькие картинки с одеждой, обувью, спортивным

инвентарем и игрушками, затем раскладывают на панно, что нужно

мальчику, что девочке. Когда закончат игру, то объясняют, почему они так

считают.

Игра «Чудо телевизор»

Цель:

формировать реалистические представления об окружающем мире.

Закреплять умение работать с вопросами, самостоятельно составлять их.

Продолжать

учить

детей

применять

в

речи

предложения

сложной

конструкции, распространенные предложения. Активизировать и обогащать

PAGE \* MERGEFORMAT1

словарь. Развивать зрительное восприятие, внимание и память. Воспитывать

интерес и любовь детей к природе.

Материал: макет телевизора, картинки разрезанные пополам.

Правила игры:

На экране телевизора половинка картинки, дети среди других половинок

картинок ищут вторую половину картинки с экрана. Когда они находят

вторую

половинку,

составляют

из

двух

половинок

картинку.

По

составленной картинке дети составляют рассказ или отвечают на вопросы

заданные воспитателем.

Игра Чей след?»

Цель: Уточнять и закреплять знание детей о диких животных, об их образе

жизни в зимнем саду. Познакомить с понятием «следы», выяснить, каким

образом

следы

появляются

зимой

и

почему

их

не

видно

летом. Познакомить с видами следов диких животных, формировать умение

соотносить зверя с оставленными им следами в зимнем лесу. Развивать

логическое мышление, воображение, связную речь.

Материал: Дидактическая картина зимнего леса, картинки диких зверей,

разнообразие следов на картине.

Задания.

1. Внимательно рассмотреть картину зимнего леса.

2. Друг за другом высказывать свои мысли и пожелания, кого из зверей куда

поставить.

3. Определить хозяина следов (выбрать из животных нужного и поставить

рядом с его следами).

Правила

1. Количество играющих не должно превышать 6 человек.

2. Выигрывает тот ребенок, который правильно расставит зверей в зимнем

лесу.

Игра «Бабочки»

Цель. Выявить знания детей о насекомых, бабочках. Формировать умение

зрительно соотносить пропорции в строении бабочек, формы и окраску с

существующей реальностью в мире бабочек.

Материал.

На поле дидактической игры изображены различные цветы, среди них

вставлены картинки

с

кружащимися

бабочками (разных

размеров,

пропорций, строением).

Задание. Выбрать бабочку, которой не существует в природе, рассказать,

почему так думаешь.

Правила.

1. Количество играющих 5 – 6 человек.

2. Играть по очереди.

PAGE \* MERGEFORMAT1

3.

Побеждает

тот

ребенок,

который

соберет

большее

количество

несуществующих бабочек и сумеет объяснить, почему именно их надо

убрать с поляны цветов.

Игры «Наряды матушки – земли»

Цель. Уточнять и расширять представления детей о смене сезонов, об

основных

признаках

каждого

времени

года,

природных

явлениях,

характерных для него.

Материал. Дидактическая

картина,

разделенная

на

четыре

части (с

изображением

осени,

зимы,

весны,

лета); карточки с

изображением

природных явлений (дождь, снег, ветер).

Задания.

1. Выбрать карточки с изображением тех природных явлений, которые

соответствуют тому или иному времени года, положить на соответствующую

часть дидактической картины.

2. Рассказать о причинах выбора.

Правила.

1. В игре могут участвовать от 12 до 16 человек.

2. Правильность выбора той или иной карточки обсуждается только членами

команды без привлечения взрослых и посторонних.

3. Побеждает команда, которая быстро и без ошибок справилась с заданием.

Игра «Моя комната»

Цель. Выявить представления каждого ребенка о том, какой должна быть его

комната. Выяснить, какие предметы, вещи, игрушки ему нравятся, есть ли

интерес к книгам, как ребенок соотносит цветовые гаммы, какое у него

настроение. Развивать пространственное мышление.

Материал. Листы бумаги различного цвета (пустые комнаты) по одному на

каждого ребенка; карточки с изображением мебели различных цветовых

оттенков,

игрушек,

занавесок (темных

и

светлых

тонов); карточки,

изображающие

комнатные

растения,

домашних

животных,

книги,

компьютер.

Задания.

1. Обустроить свою комнату.

2. Выбрать карточки с предметами, которые нравятся.

3. Самостоятельно все расставить.

4. Рассказать о своем выборе.

Правила.

1. Количество играющих 5 – 6 человек.

2. Работать самостоятельно.

3. При выборе карточек руководствоваться своим мнением.

4. Выигрывает тот, кто быстрее остальных справится с заданием и сможет

четко объяснить свои действия.

PAGE \* MERGEFORMAT1

Игра «Город и село»

Цель. Выявлять знания детей о людях, живущих в городах и селах, о видах

их деятельности. Выяснить, с чем связаны отличия. Формировать умение

логически мыслить, обобщать уже известные сведения об окружающем мире.

Воспитывать уважение к людям труда.

Материал. Карточки с изображением различных объектов города и села (лес,

поле, ферма, кинотеатр, стадион, завод, городские и сельские дома, людей

разных профессий (комбайнер, птичница, доярки, рабочий, врач).

Задание. Одна команда должна составить картину города, другая – картину

села.

Правила.

1. Играют по командам (2 команды по 3 – 4 человека в каждой).

2. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно справится с

заданием.

Игра «Поступи правильно»

Цель. Формировать у

ребенка

представления

о

положительных

и

отрицательных поступках человека в повседневной жизни.

Материал. Стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое

плохо»; серия картинок, на которых изображены дети в различных бытовых

ситуациях, соответствующих сюжетам стихотворения, - примеры как

положительного, так и отрицательного поведения детей, зеленые и красные

круги.

Задания.

1. Внимательно рассмотреть полученную карточку, дать оценку поступкам

героев.

2. Отложить карточки, изображающие положительные поступки в одну

сторону, отрицательные – в другую.

Правила.

1. Количество играющих 5 – 6 человек.

2. За каждый правильный ответ ребенок или команда получает похвальный

приз – солнышко.

3. Ребенок или команда, набравшие большое количество солнышек,

считаются победителями.

Игра «Виды труда»

Цель. Дать представление о физическом и умственном труде людей в нашей

стране.

Выявлять

знания детей о

деятельности

людей

умственного

и

физического труда, выяснить значимость каждого из видов труда. Развивать

интерес к трудовой деятельности людей. Прививать уважение к людям труда.

Материал. Большая карта, разделенная на две части; на одной изображен

человек за столом, на другой – человек с молотком, карточки с изображением

учителя с детьми, врача в медицинском кабинете, инженера с чертежами,

PAGE \* MERGEFORMAT1

астронома с телескопом, рабочего на заводе, водителя автобуса, строителя на

стройке.

Задания.

1.

Выбрать карточки с

изображением

людей

физического (для

одной

команды) и умственного (для другой команды) труда.

2. Рассказать о выбранных профессиях.

Правила.

1. Детям нужно разделиться на 2 команды по 3 – 4 человека.

2. В игре принимает каждый член команды.

3. Команда, чьи члены быстро и правильно справились с заданием,

объявляется победителем.

Словесные игры

«Четвертый лишний».

Дидактическая задача: закреплять знания детей о насекомых.

Ход игры: воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать

лишнее слово:

1) заяц, еж, лиса, шмель;

2) трясогузка, паук, скворец, сорока;

3) бабочка, стрекоза, енот, пчела;

4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

5) пчела, стрекоза, енот, пчела;

6) кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

7) таракан, муха, пчела, майский жук;

8) стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

9) лягушка, комар, жук, бабочка;

10) стрекоза, мотылек, шмель, воробей.

Воспитатель читает слова, а дети должны подумать, какие из них подходят

муравью (шмелю…пчеле…таракану).

Словарь: муравейник, зеленый, порхает, мед, увертливая, трудолюбивая,

красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река,

стрекочет, паутина, квартира, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит,

«чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый,

полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая

окраска.

Какие все мы разные

Цель:

показать

многообразие

природного

мира,

его

неповторимость,

выделить хорошие качества любого природного объекта.

Воспитатель дает задание:

Встаньте налево те, кто больше любит море, направо – те, кто больше

любит речку, а посередине пусть останутся те, кому нравится и то, и другое.

Затем детям дают вопросы:

PAGE \* MERGEFORMAT1

Почему тебе нравится море?

Почему ты любишь речку?

Почему ты остался посредине?

Варианты заданий: зима – лето,

ромашка – колокольчик, дождь – снег.

В конце игры воспитатель должен сделать вывод, что и то и другое хорошо,

надо лишь замечать это хорошее в природе. в результате проведения таких

игр детям становится трудно выбирать то, что лучше и они остаются

посередине. Однако, это не является целью игры.

Чудесный мешочек

Цель: развивать тактильные ощущения, воображения и фантазии у детей.

Для этой игры необходим мешок с двумя отверстиями по бокам, в которые

дети могут просунуть руки. В этот мешок кладутся разнообразные

природные материалы в зависимости от темы занятий.

Первый вариант: «Опиши и угадай».

Ребёнок должен просунуть руки в отверстия и угадать, что в мешке,

предварительно описав природный предмет.

Второй вариант: «Спроси и угадай».

Ребёнок должен просунуть руки в отверстия и ощупать природный предмет.

Дети должны угадать, что находится в мешке, задавая ребёнку, который

щупает, вопросы:

Это гладкое или нет?

Какой оно формы?

Сколько у этого предмета углов?

Третий вариант: «Угадаем вместе».

В игре участвуют два ребёнка: один просовывает руку с одной стороны,

другой – с другой. Дети должны вместе ощупать природный материал и

сообща решить, что это такое.

Подумай – отгадай

Цель: уточнить представления о транспорте и правилах дорожного

движения; активизировать процессы мышления, внимания и речи детей;

воспитывать сообразительность и находчивость.

Материал: фишки.

Ход игры: Воспитатель задает вопросы детям. Кто из детей знает правильный

ответ, поднимает руку. Кто первым ответит правильно, получает фишку.

Выигрывает тот, кто получил больше фишек за правильные ответы.

Вопросы: - Сколько колес у легкового автомобиля? (4) - Сколько человек

могут ехать на одном велосипеде? (1) - Кто ходит по тротуару? (пешеход) -

Кто управляет автомобилем? (Водитель) - Как называется место пересечения

двух дорог? (Перекресток) - Для чего нужна проезжая часть? (Для движения

транспорта) - По какой стороне проезжей части движется транспорт? (По

правой) - Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил

PAGE \* MERGEFORMAT1

правила дорожного движения? (Авария или ДТП) - Какой свет верхний на

светофоре? (Красный) - Сколько сигналов у светофора? (Три) - На какое

животное похож пешеходный переход? (На зебру) - Какие машины

оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами? («Скорая

помощь», пожарная и полицейская машины) - Что держит в руке инспектор

ГИБДД? (Жезл) - Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? (Во

дворе, на детской площадке).

Автомульти

Цель: учить соотносить сказочного персонажа и его транспортного средства,

правильно называть, развивать память, мышление, сообразительность.

Ход игры: Детям предлагается ответить на вопросы из мультфильмов и

сказок, в которых упоминаются транспортные средства. 1. На чѐм ехал Емеля

к царю во дворец? (На печке) 2. Любимый двухколѐсный вид транспорта кота

Леопольда? (Велосипед) 3. Чем смазывал свой моторчик Карлсон, который

живѐт на крыше? (Вареньем) 4. Какой подарок сделали родители дяди

Федора почтальону Печкину? (Велосипед) 5. Во что превратила добрая фея

тыкву для Золушки? (В карету) 6. На чѐм летал старик Хоттабыч? (На ковре-

самолѐте) 7. Личный транспорт Бабы-Яги? (Ступа) 8. На чѐм поехал в

Ленинград человек рассеянный с улицы Бассейной? (На поезде) 9. Ехали

медведи на велосипеде, А за ними кот Задом наперед, А за ним комарики...

На чем летали комарики? (На воздушном шарике.) 10. На чѐм катался Кай?

(На санках) 11. На чѐм летал Барон Мюнхгаузен? (На ядре) 12. В чѐм плыли

по морю царица с младенцем в «Сказке о царе Салтане»? (В бочке)

Вопросы и ответы

Цель: закрепить знания о ПДД, дорожных знаках, поведения на улице;

развивать мышление, память, сообразительность, речь.

Материал: фишки.

Ход игры: Воспитатель делит детей на две команды, задает вопросы, дети

отвечают, за правильный ответ вручается фишка.

Побеждает команда, набравшая большее количество фишек. 1. Из каких

частей состоит улица? (дорога, тротуар) 2. Где можно гулять детям? (во

дворе) 3. Как надо вести себя в автобусе? (не кричать, тихо) 4. Где люди ждут

транспорт? (на остановке) 5. Где можно переходить дорогу? (светофор,

пешеходный переход) 6. Назови сигналы светофора? (красный, желтый,

зеленый) 7. На какой сигнал можно перейти дорогу? (на зеленый). 8. С кем

можно переходить дорогу? (со взрослыми). 9. Как называют человека,

управляющего машиной? (водитель). 10. Из чего состоит машина? (кузов,

кабина, колеса). 11. Где ездят машины, где ходят пешеходы? (по дороге, по

тротуару).

12.

Какими

бывают

дорожные

знаки?

(запрещающие,

предупреждающие,

знаки

сервиса,

информационные,

указательные,

предписывающие знаки). 13. Как нужно обходить автобус? (подождать, когда

уедет). 14. Назовите виды транспорта? (пассажирский, воздушный, морской,

наземный, грузовой, гужевой, специальный и т. д.).

PAGE \* MERGEFORMAT1

Список используемой литературы:

Аникеева Н.Б. Воспитание игрой. - М., 1987.

Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.

Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. -

Ярославль, 1997.

Новосёлова С.Л. Игра дошкольника. - М., 1999.

Попова В.И. Игра помогает учиться. // Начальная школа. - 1997. ? №5.

Сорокина А.И Дидактические игры в детском саду. - М., 2003.

Сухомлинский В.А. О воспитании. - М., 1985.

PAGE \* MERGEFORMAT1

Р Е Ц Е Н З И Я

на методическую разработку «Картотека дидактических игр

по ознакомлению дошкольников с окружающим миром»

воспитателя МБДОУ № 14 МО Каневской район

Сердюк Светланы Анатольевны

Методическая

разработка

раскрывает

актуальную

проблему

ознакомления

дошкольников

с

окружающим

миром

посредством

использования дидактических игр.

Картотека дидактических игр направлена на развитие познавательных

процессов и обучение детей. Представленные игры дают возможность детям

в игровой форме познакомиться с окружающим миром. Предложенные игры

могут использоваться на занятиях, прогулках, а также использоваться

родителями при обучении детей дома. Картотека дидактических игр

адресована воспитателям групп среднего и старшего дошкольного возраста.

Игры учат систематизировать и обобщать предметы и явления жизни. Дают

возможность анализировать и логически обосновывать свои мысли. У детей

формируется готовность к осмыслению окружающего мира.

Светланой

Анатольевной

предложено

многообразие

видов

занимательных дидактических игр в соответствии с основными этапами

формирования

у

детей

представлений

об

окружающем

мире.

В

методической разработке представлены игры с предметами, настольно-

печатные и словесные игры, позволяющие постепенно развивать у ребенка

аналитические способности, умение прогнозировать и планировать свои

действия.

Практическая значимость методической разработки в том, что педагог

имеет возможность предоставить ребенку право выбора различных игр. Это

обеспечивает учет интересов ребенка, поддержку детской инициативы,

развитие самостоятельности, что является важным условием социальной

ситуации развития в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Данное методическое пособие рекомендовать к распространению в

практике работы дошкольных образовательных учреждений.

Директор МБУ РИМЦ Г.А. Виноградова

Методист РИМЦ У.М. Иванова

PAGE \* MERGEFORMAT1



В раздел образования