Автор: Пелымских Мария Александровна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Семицветик"
Населённый пункт: г.Новый Уренгой
Наименование материала: Семинар-практикум для воспитателей
Тема: "Использование песочных игр в образовательной деятельности с дошкольниками"
Раздел: дошкольное образование
Семинар-практикум для воспитателей «Использование песочных игр в
образовательной деятельности с дошкольниками»
Цель:
совершенствовать
практические
умения,
требуемые
для
грамотной
организации игровых и учебных мероприятий с применением песка; создавать атмосферу
психологической поддержки и способствовать раскрытию профессиональных качеств
педагогов в ходе профессионального обмена опытом.
Материалы
и
оборудование:
по
количеству
участников:
песок
(речной,
кинетический, цветной кварцевый), подносы, наборы игрового материала (формочки для
работы с песком, миниатюрные фигурки, трафареты), дополнительный формата А4
(камни, ракушки, пуговицы, бусины и др.), клей ПВА, листы картона белого цвета
материал с контурным изображением круга, карточки с загадками, аудиозаписи
релаксационной музыки, для рисования песком.
Ход проведения мероприятия
Песок — удивительный материал, обладающий магнетизмом и притягивающий
своей многогранностью форм: сухой, воздушный и почти невесомый либо влажный,
компактный и послушный. Игры с песком неизменно привлекают внимание детей и
вызывают неподдельный интерес. Они никогда не надоедают и становятся прекрасным
инструментом для выражения творческих способностей и внутреннего потенциала.
Малыши роют, формируют фигуры, оставляют следы, создают фантастические сюжеты.
Часто, сталкиваясь с новым материалом, ребенок боится запачкаться или ошибиться,
испортив задуманное изображение. Но свойства песка позволяют преодолеть этот страх:
его нежность и рассыпчатость дарят свободу экспериментирования и творческую
смелость. Помимо эстетического удовольствия, способность песка впитывать влагу
символизирует умение избавляться от отрицательных эмоций, оказывая успокаивающее
воздействие на детскую психику.
В работе с детьми дошкольного возраста могут быть использованы игры:
обучающие
— помогают в овладении навыками чтения, письма, счёта, в
проведении коррекции звукопроизношения, развивают фонематический слух;
познавательные
— дают возможность познать многогранность окружающего
мира;
психотерапевтические
— снимают нервное напряжение, особенно в период
адаптации к учреждению дошкольного образования.
Первоначально детей знакомят с правилами поведения в песочнице, соблюдая
условие: чем младше дети, тем короче правила. Для этого лучше всего использовать
игрушку-посредника (Песочную фею, Песчинку и т.п.).
Участники садятся за столы, на которых стоят подносы с речным песком.
Упражнение «Здравствуй, песок!»
Цель: снижение психофизического напряжения.
Участники «здороваются» с песком разными способами:
— дотрагиваются до песка поочерёдно пальцами одной, потом второй руки, затем
всеми пальцами одновременно;
— сначала легко, затем с напряжением сжимают кулаки с песком, медленно
высыпают его;
— дотрагиваются до песка всей ладонью, затем внешней стороной кисти;
— перетирают песок между пальцами, ладонями.
Затем все по очереди описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло— холодно»,
«приятно—неприятно», «колючий, шершавый» и т.д.
Упражнение «Нарисуем музыку»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения.
Участникам
предлагается
закрыть
глаза,
расслабиться
и
насладиться
расслабляющей
музыкой
и
в
течение
1—2
минут
на
песке
рисовать
узоры,
характеризующие
её.
После
завершения
упражнения
участники
обсуждают
свои
ощущения, которые они испытали во время его выполнения. Они могут дать название
своему рисунку и рассказать о нём. Если потребуется, рисунок можно дополнить.
Задание «Необычные следы»
Цель: развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности и воображения.
Ведущий. Представьте, что по песчаному пляжу пробежали различные животные.
Как бы вы изобразили их следы?
— «побежали медвежата» — надавливать на песок с силой кулачками и ладонями;
— «попрыгали зайчики» — ударять по поверхности песка кончиками пальцев,
двигаясь в разных направлениях;
— «поползли змейки» — сделать поверхность песка волнистой, используя сначала
расслабленные, а затем напряжённые движения пальцев;
— «побежали жучки-паучки» — двигать кончиками пальцев по песку, имитируя
передвижение насекомых.
Игры с использованием кинетического песка
Преимущества кинетического песка в его: доступности, отсутствии необходимости
специального оборудования и помещения, новизна материала, что делает занятия
увлекательными и интересными. Если медленно пропускать кинетический песок между
пальцами много раз, то дыхание замедляется на инстинктивном уровне. В результате вы
успокаиваетесь, а мышечное и эмоциональное напряжение снижается.
Упражнение «Чувствительные ладошки»
Цель:
знакомство со свойствами кинетического песка; снятие эмоционального
напряжения.
Участникам предлагается положить ладони на поверхность песка, оставить
отпечатки сначала внутренней, потом внешней стороны кистей. Затем следует погрузить
пальцы в песок, взять его в руки и пересыпать из ладони в ладонь, наблюдая за тем, как
движутся песчинки. После участники обсуждают ощущения от работы с песком.
Упражнение «Отпечатки»
Цель:
знакомство со свойствами кинетического песка; развитие тактильной
чувствительности, мелкой моторики.
Для выполнения упражнения понадобятся формочки для работы с песком,
миниатюрные фигурки, трафареты. Участники, вдавливая их в песок, оставляют отпечатки
на ровной поверхности песка. Затем предлагается оставить на песке отпечаток своей
ладони и украсить его бусинами, ракушками, камешками.
Творческое задание «Большой мир в маленькой песочнице»
Цель: снятие эмоционального напряжения; развитие воображения.
Участники делятся на подгруппы по 3—4 человека. Затем каждая создаёт свой
мини-мир, используя кинетический песок и различные ресурсы (миниатюрные фигурки,
дополнительный материал, формочки и т.д.). По окончании задания проводится
презентация мини-миров, обмен мнениями.
Рисование песком
Ведущий.
Рисование песком как вид искусства зародилось ещё в 70-е годы
прошлого столетия. Называется оно sand art, т.е. «искусство песка». В последнее время всё
больше людей увлекается рисованием песком на столе.
Преимущества данной техники заключаются в том, что в процессе рисования
можно изменять творческий замысел по ходу создания изображения, исправлять ошибки, а
главное — быстро достигать желаемого результата.
Знакомство с техникой рисования песком
Участники подходят к столу для рисования песком.
Далее участники осваивают технику рисования разными частями руки: кулаком,
всей ладонью, краем большого пальца, щепотью пальцев, мизинцем, одиночным пальцем и
одновременным использованием нескольких пальцев, а также методом высыпания
материала сжатым кулаком. Процесс проходит под аккомпанемент расслабляющей
музыки.
Дидактическая игра «Отгадай и нарисуй»
Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, а также способности к
воображению и фантазированию.
Ведущий раздаёт участникам карточки с загадками.
Ответы на них нужно
изобразить с помощью песка на столе. Основное правило игры — не разговаривать во
время выполнения заданий. Все действия должны осуществляться молча.
По окончании игры обсуждаются ощущения, возникшие в ходе выполнении
задания, проговариваются затруднения.
Рисование цветным песком «Песочный круг»
Цель:
снятие
психоэмоционального
напряжения;
развитие
творческого
воображения.
Участникам раздают листы картона белого цвета с контурным изображением круга,
кварцевый песок, клей ПВА. Под звучание релаксационной музыки участники наносят на
круг узор с помощью клея ПВА, затем посыпают его песком. Лишний песок убирают. По
окончании необходимо дать название своей работе. Потом участники рассматривают
рисунки коллег, делятся впечатлениями.
Заключительная часть
Подводя итог, хочется отметить, что каждый ребёнок изначально обладает
огромным потенциалом. Для раскрытия этого таланта важно создать подходящую
обстановку, предоставляющую ребенку возможность проявить себя. Детские годы —
самое подходящее время для реализации природных способностей, а игры с песком
представляют собой особый вид занятий, позволяющий разглядеть уникальные стороны
личности каждого малыша. Наблюдая за ребёнком, увлечённым игрой в песке, можно
заметить искреннюю радость, восхищение и удовольствие, отражающиеся в его глазах.