Напоминание

МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 12 – 13 ЛЕТ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (РАЗДЕЛ «ГИМНАСТИКА»)


Автор: Балашова Айнура Ивановна
Должность: студент
Учебное заведение: «ГБПОУ» НГК Нижегородский Губернский колледж
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: Методика повышения уровня физической подготовленности обучающихся 12-13 лет на уроках физической культуры (Раздел «Гимнастика»)
Тема: МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 12 – 13 ЛЕТ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (РАЗДЕЛ «ГИМНАСТИКА»)
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 12 – 13 ЛЕТ НА УРОКАХ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (РАЗДЕЛ «ГИМНАСТИКА»)

А.И. Балашова

Аннотация.

В статье рассмотрен вопрос, касающийся влияние образа

жизни

школьников

на

состояние

здоровья

школьника

и

физическую

подготовленность, а также обоснование методики физического воспитания на

основе

оздоровительной

гимнастики.

Обоснована

актуальность

данного

направления. В жизни ребенка двигательная деятельность, сознательно

направляемая, и регулируемая системой физического воспитания и спорта

главным фактором физического развития. Физическая активность оказывает

непосредственное воздействие на органы дыхания, увеличивая его резервные

возможности.

Под

действием

физических

упражнений

стабилизируется

протекание нервных процессов, обретается высокая согласованность в работе

внутренних органов и опорно-двигательного аппарата, появляется комплексная

и активная система управления моторикой человека. Исследования за

последние годы в области физической культуры показали, что большое

количество школьников не соблюдают оптимальный, нужный для человека,

двигательный режим. Представлена оценка эффективности экспериментальной

методики физического воспитания детей 12-13 лет на основе средств

оздоровительной гимнастики

.

Ключевые слова. Физическая подготовленность, гимнастика, физическая

культура, обучающиеся 12 – 13 лет.

Актуальность исследования. В подростковом возрасте формируется

индивидуальный образ. Образ и стиль жизни напрямую зависит от среды

жизнедеятельности человека, включающая его трудовую и познавательную

деятельность, времяпрепровождение в свободное время, удовлетворение

материальных социальных и духовных потребностей, участие в общественной

жизни, нормы и правила поведения.

Детям важно прививать знания, навыки и привычки в области охраны

здоровья и тогда они затем станут важнейшим компонентом их общей

культуры человека и будут оказывать воздействие на формирование здорового

образа и стиля жизни во всем обществе. Физическая культура в школе

реализует в полной мере задачи, связанные с приобщение учащихся к

здоровому образу жизни. Сочетая учебные занятия физической культурой с

внеурочной спортивной занятостью учащихся, мы можем формировать

осознанное отношение к здоровью у подростков.

Задачи исследования:

1.

Определить, как относятся к своему здоровью и образу и стилю жизни

подростки

2.

Провести опытно-экспериментальную работу, проверить как действует

на подростков разработанная методика

3.

Оценить эффективность и правильность построения методики, на

формирование здорового образа и стиля жизни подростков в школе.

Методы и организация исследования. Для решения, поставленных нами

задач, были использованы следующие методы научного исследования: Анализ

и обобщение литературных источников, педагогические наблюдения, опытно-

экспериментальная работа, тестирование, опрос, методы математической

статистики. Исследование осуществлялось на базе МАОУ «Школа №94» в

спортивном зале.

Результаты исследования и их обсуждение. Наиболее благоприятные

условия для формирования уровня физической подготовленности, могут быть

созданы в рамках учебного процесса в школе на занятиях физической

культуры.

Исследование проводилось в несколько этапов:

1.

Первый этап включал в себя: анализ литературных источников;

организацию опытно-экспериментальной группы.

2.

Второй

этап

предполагал

проведение

предварительных

исследований: тестирование уровня физической подготовленности детей по

критерию «гибкость»; тестирование уровня физической подготовленности

детей по критерию «сила»; тестирование уровня физической подготовленности

детей

по

критерию

«быстрота»;

тестирование

уровня

физической

подготовленности детей по критерию «выносливость»; тестирование учащихся

по

критерию

«координационные

способности»;

анализ

результатов

проведенных исследований.

3.

Третий

этап

включил

в

себя

реализацию

опытно-

экспериментальной

работы,

который

заключался

в

подборе

комплекса

дополнительных упражнений из ряда видов оздоровительной гимнастики

(фитбол-аэробика,

стретчинг);

включение

комплекса

дополнительных

упражнений из ряда видов оздоровительной гимнастики (фитбол-аэробика,

стретчинг) в учебный процесс детей в рамках дисциплины «Физическая

культура».

4.

Четвертый этап состоял из анализа и обработки результатов

исследования;

теоретического

толкования

результатов

исследования;

оформление исследовательской работы.

В данном исследовании принимали участие 60 учеников в возрасте 12-13

лет, которые являются учащимися МАОУ «Школа №94»

Разработанная нами методика апробировалась в рамках вариативной

части учебной программы по физической культуре. Основа данной методики

заключается

в

развитии

двигательных

способностей

(гибкости,

силы,

выносливости, координационных способностей), физических кондиций и

функциональных

возможностей

учащихся

с

помощью

использования

специально подобранных средств и упражнений оздоровительной гимнастики.

Предложенная нами методика уроков с использованием упражнений у

обучающихся 12-13 лет, складывается, в первую очередь, с учетом возрастных

особенностей, уровнем физической готовностью к нагрузкам и общего

функционального состояния занимающихся. В дальнейшем мы опирались на

теорию

дозирования

физической

нагрузки

для

школьников.

Согласно

теоретическому и практическому материалу в занятиях с подростками более

уместно использовать средства и упражнения, которые вызывают допустимые,

соответствующие

функциональным

возможностям

организма

реакции

жизнеобеспечивающих систем.

Для выявления уровня физической подготовленности учащихся было

проведено тестирование, содержащее в себе следующие испытания: сгибание и

разгибание рук в упоре лежа, поднимание туловища из положения лежа на

животе, поднимание туловища из положения лежа на спине, прыжок в длину с

места толчком двумя ногами, бег на 60 м, бег на 1,5 км, три кувырка вперед.

Все испытания проводились в одно и то же время, в одинаковых условиях для

всех детей, полученные результаты тестирования в начале и в конце

педагогического исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Средние значения физической подготовленности детей в начале и

конце педагогического эксперимента, М± ш

Показатели

До

эксперимента

После

эксперимента

Достоверность

t

Р

Сгибание и разгибание рук в

упоре лежа (отжимания)

4,541,4

7,750,3

0,26

<0,05

Поднимание туловища из

положения лежа на животе

4,350,1

7,890,9

0,44

>0,05

Поднимание туловища из

положения лежа на спине

(скручивания)

15,439,8

18,939,6

>0,05

Наклон вперед из

положения, стоя на

гимнастической скамье

высотой 30 см

15,751,1

8,449,3

0,18

>0,05

Прыжок в длину с места

толчком двумя ногами

122,450,3

138,242,5

5.3

>0,05

Бег на 1500м (норма: без

остановки, 8,35 мин.)

12,47 44,2

9,7 42,7

ОДЗ

<0,05

Бег на 60 м (норма: 11,2 сек.)

15,442,3

12,142,2

021

>0,05

Три кувырка вперед

5,640,7

3,740,4

0.1

>0,05

Данные представим графически на рисунке 1.

Рисунок 1 – Средние значения физической подготовленности детей в

начале и конце педагогического эксперимента

На основе анализа полученных в ходе исследования данных, мы можем с

уверенностью сказать, о том, что в результате второго замера по разработанной

нами методике выявлено, что уровень функциональных данных и физической

подготовленности подростков после экспериментальной работы был заметно

выше изначального.

Заключение.

Результаты

проведённой

работы

позволяют

сделать

следующие выводы:

1.

Анализ литературных источников показал, что сохранение и

укрепление

здоровья

подрастающего

поколения,

формирование

у

них

потребности в физическом совершенствовании и здоровом образе и стиле

жизни являются одной из основных задач образовательных организаций всех

типов.

2.

В ходе работы было установлено, что вопросы оздоровления детей

12-13 лет средствами оздоровительной гимнастики изучен недостаточно. В

связи с этим была разработана методика оптимизации физического здоровья

детей 12-13 лет на основе включения в уроки физической культуры средств

оздоровительной гимнастики (фитбол-аэробика, растяжка), подобранных с

учётом интересов школьников, материальной оснащенностью и условиями

образовательного

учреждения,

и

ориентированных

на

акцентированное

развитие двигательных способностей.

3.

В результате использования средств и методов оздоровительной

гимнастики в процессе уроков физической культуры с подростками 12-13 лет

было зафиксировано достоверно улучшение уровня физического развития,

физической и функциональной подготовленности (оцениваемых по результатам

выполнения двигательных тестов).



В раздел образования