Автор: Балашова Айнура Ивановна
Должность: студент
Учебное заведение: «ГБПОУ» НГК Нижегородский Губернский колледж
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: Методика повышения уровня физической подготовленности обучающихся 12-13 лет на уроках физической культуры (Раздел «Гимнастика»)
Тема: МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 12 – 13 ЛЕТ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (РАЗДЕЛ «ГИМНАСТИКА»)
Раздел: среднее профессиональное
МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 12 – 13 ЛЕТ НА УРОКАХ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (РАЗДЕЛ «ГИМНАСТИКА»)
А.И. Балашова
Аннотация.
В статье рассмотрен вопрос, касающийся влияние образа
жизни
школьников
на
состояние
здоровья
школьника
и
физическую
подготовленность, а также обоснование методики физического воспитания на
основе
оздоровительной
гимнастики.
Обоснована
актуальность
данного
направления. В жизни ребенка двигательная деятельность, сознательно
направляемая, и регулируемая системой физического воспитания и спорта
главным фактором физического развития. Физическая активность оказывает
непосредственное воздействие на органы дыхания, увеличивая его резервные
возможности.
Под
действием
физических
упражнений
стабилизируется
протекание нервных процессов, обретается высокая согласованность в работе
внутренних органов и опорно-двигательного аппарата, появляется комплексная
и активная система управления моторикой человека. Исследования за
последние годы в области физической культуры показали, что большое
количество школьников не соблюдают оптимальный, нужный для человека,
двигательный режим. Представлена оценка эффективности экспериментальной
методики физического воспитания детей 12-13 лет на основе средств
оздоровительной гимнастики
.
Ключевые слова. Физическая подготовленность, гимнастика, физическая
культура, обучающиеся 12 – 13 лет.
Актуальность исследования. В подростковом возрасте формируется
индивидуальный образ. Образ и стиль жизни напрямую зависит от среды
жизнедеятельности человека, включающая его трудовую и познавательную
деятельность, времяпрепровождение в свободное время, удовлетворение
материальных социальных и духовных потребностей, участие в общественной
жизни, нормы и правила поведения.
Детям важно прививать знания, навыки и привычки в области охраны
здоровья и тогда они затем станут важнейшим компонентом их общей
культуры человека и будут оказывать воздействие на формирование здорового
образа и стиля жизни во всем обществе. Физическая культура в школе
реализует в полной мере задачи, связанные с приобщение учащихся к
здоровому образу жизни. Сочетая учебные занятия физической культурой с
внеурочной спортивной занятостью учащихся, мы можем формировать
осознанное отношение к здоровью у подростков.
Задачи исследования:
1.
Определить, как относятся к своему здоровью и образу и стилю жизни
подростки
2.
Провести опытно-экспериментальную работу, проверить как действует
на подростков разработанная методика
3.
Оценить эффективность и правильность построения методики, на
формирование здорового образа и стиля жизни подростков в школе.
Методы и организация исследования. Для решения, поставленных нами
задач, были использованы следующие методы научного исследования: Анализ
и обобщение литературных источников, педагогические наблюдения, опытно-
экспериментальная работа, тестирование, опрос, методы математической
статистики. Исследование осуществлялось на базе МАОУ «Школа №94» в
спортивном зале.
Результаты исследования и их обсуждение. Наиболее благоприятные
условия для формирования уровня физической подготовленности, могут быть
созданы в рамках учебного процесса в школе на занятиях физической
культуры.
Исследование проводилось в несколько этапов:
1.
Первый этап включал в себя: анализ литературных источников;
организацию опытно-экспериментальной группы.
2.
Второй
этап
предполагал
проведение
предварительных
исследований: тестирование уровня физической подготовленности детей по
критерию «гибкость»; тестирование уровня физической подготовленности
детей по критерию «сила»; тестирование уровня физической подготовленности
детей
по
критерию
«быстрота»;
тестирование
уровня
физической
подготовленности детей по критерию «выносливость»; тестирование учащихся
по
критерию
«координационные
способности»;
анализ
результатов
проведенных исследований.
3.
Третий
этап
включил
в
себя
реализацию
опытно-
экспериментальной
работы,
который
заключался
в
подборе
комплекса
дополнительных упражнений из ряда видов оздоровительной гимнастики
(фитбол-аэробика,
стретчинг);
включение
комплекса
дополнительных
упражнений из ряда видов оздоровительной гимнастики (фитбол-аэробика,
стретчинг) в учебный процесс детей в рамках дисциплины «Физическая
культура».
4.
Четвертый этап состоял из анализа и обработки результатов
исследования;
теоретического
толкования
результатов
исследования;
оформление исследовательской работы.
В данном исследовании принимали участие 60 учеников в возрасте 12-13
лет, которые являются учащимися МАОУ «Школа №94»
Разработанная нами методика апробировалась в рамках вариативной
части учебной программы по физической культуре. Основа данной методики
заключается
в
развитии
двигательных
способностей
(гибкости,
силы,
выносливости, координационных способностей), физических кондиций и
функциональных
возможностей
учащихся
с
помощью
использования
специально подобранных средств и упражнений оздоровительной гимнастики.
Предложенная нами методика уроков с использованием упражнений у
обучающихся 12-13 лет, складывается, в первую очередь, с учетом возрастных
особенностей, уровнем физической готовностью к нагрузкам и общего
функционального состояния занимающихся. В дальнейшем мы опирались на
теорию
дозирования
физической
нагрузки
для
школьников.
Согласно
теоретическому и практическому материалу в занятиях с подростками более
уместно использовать средства и упражнения, которые вызывают допустимые,
соответствующие
функциональным
возможностям
организма
реакции
жизнеобеспечивающих систем.
Для выявления уровня физической подготовленности учащихся было
проведено тестирование, содержащее в себе следующие испытания: сгибание и
разгибание рук в упоре лежа, поднимание туловища из положения лежа на
животе, поднимание туловища из положения лежа на спине, прыжок в длину с
места толчком двумя ногами, бег на 60 м, бег на 1,5 км, три кувырка вперед.
Все испытания проводились в одно и то же время, в одинаковых условиях для
всех детей, полученные результаты тестирования в начале и в конце
педагогического исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Средние значения физической подготовленности детей в начале и
конце педагогического эксперимента, М± ш
Показатели
До
эксперимента
После
эксперимента
Достоверность
t
Р
Сгибание и разгибание рук в
упоре лежа (отжимания)
4,541,4
7,750,3
0,26
<0,05
Поднимание туловища из
положения лежа на животе
4,350,1
7,890,9
0,44
>0,05
Поднимание туловища из
положения лежа на спине
(скручивания)
15,439,8
18,939,6
>0,05
Наклон вперед из
положения, стоя на
гимнастической скамье
высотой 30 см
15,751,1
8,449,3
0,18
>0,05
Прыжок в длину с места
толчком двумя ногами
122,450,3
138,242,5
5.3
>0,05
Бег на 1500м (норма: без
остановки, 8,35 мин.)
12,47 44,2
9,7 42,7
ОДЗ
<0,05
Бег на 60 м (норма: 11,2 сек.)
15,442,3
12,142,2
021
>0,05
Три кувырка вперед
5,640,7
3,740,4
0.1
>0,05
Данные представим графически на рисунке 1.
Рисунок 1 – Средние значения физической подготовленности детей в
начале и конце педагогического эксперимента
На основе анализа полученных в ходе исследования данных, мы можем с
уверенностью сказать, о том, что в результате второго замера по разработанной
нами методике выявлено, что уровень функциональных данных и физической
подготовленности подростков после экспериментальной работы был заметно
выше изначального.
Заключение.
Результаты
проведённой
работы
позволяют
сделать
следующие выводы:
1.
Анализ литературных источников показал, что сохранение и
укрепление
здоровья
подрастающего
поколения,
формирование
у
них
потребности в физическом совершенствовании и здоровом образе и стиле
жизни являются одной из основных задач образовательных организаций всех
типов.
2.
В ходе работы было установлено, что вопросы оздоровления детей
12-13 лет средствами оздоровительной гимнастики изучен недостаточно. В
связи с этим была разработана методика оптимизации физического здоровья
детей 12-13 лет на основе включения в уроки физической культуры средств
оздоровительной гимнастики (фитбол-аэробика, растяжка), подобранных с
учётом интересов школьников, материальной оснащенностью и условиями
образовательного
учреждения,
и
ориентированных
на
акцентированное
развитие двигательных способностей.
3.
В результате использования средств и методов оздоровительной
гимнастики в процессе уроков физической культуры с подростками 12-13 лет
было зафиксировано достоверно улучшение уровня физического развития,
физической и функциональной подготовленности (оцениваемых по результатам
выполнения двигательных тестов).