Автор: Колюбаев Дмитрий Сергеевич
Должность: студент
Учебное заведение: Нижегородский губернский колледж
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: Принципы отбора методик развития силовых качеств младших школьников, занимающихся гимнастикой
Тема: Принципы отбора методик развития силовых качеств младших школьников, занимающихся гимнастикой
Раздел: среднее профессиональное
Выполнил: Колюбаев Дмитрий
Принципы отбора методик развития силовых качеств младших школьников,
занимающихся гимнастикой
Аннотация: в данной статье рассмотрен феномены силы и силовых
качеств. Охарактеризована значимость занятий гимнастикой в процессе
развития младшего школьника. Выделены основные методики развития
силовых качеств младших школьников, занимающихся гимнастикой.
Ключевые слова: силовые качества, динамическая сила, статическая
сила, гимнастика, средства развития, методы развития.
Силовые качества играют значительную роль в физической подготовке.
Сила как таковая – это способность человека (в том числе и младшего
школьника) преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за
счет мышечных усилий.
Силовые качества – это комплекс различных
проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе
которых лежит понятие «сила» [4, с. 147]. Силовые качества проявляются не
сами по себе, а через какую-либо двигательную деятельность. При этом
влияние на проявление силовых качеств оказывают различные факторы,
вклад которых в каждом конкретном случае меняется в зависимости от
конкретных двигательных действий и условий их осуществления, вида
силовых
способностей,
возрастных,
половых
и
индивидуальных
особенностей. Среди них выделяют: собственно мышечные; центрально-
нервные;
личностно-психические;
биомеханические;
биохимические;
физиологические факторы, а также различные условия внешней среды, в
которых осуществляется двигательная деятельность.
Собственно
силовые
качества
проявляются
при
относительно
медленных
сокращениях
мышц,
в
упражнениях,
выполняемых
с
околопредельными,
предельными
отягощениями
(например,
при
приседаниях со штангой достаточно большого веса), либо при мышечных
напряжениях изометрического (статического) типа (без изменения длины
1
мышцы). В соответствии с этим различают медленную силу и статическую
силу
[3, с. 119]
. Медленная сила характеризуется большим мышечным
напряжением
и
проявляются
в
преодолевающем,
уступающем
и
статическом режимах работы мышц. Она определяется физиологическим
поперечником мышцы и функциональными возможностями нервно-
мышечного
аппарата.
Статическая
сила
характеризуется
двумя
особенностями проявления: при напряжении мышц за счет активных
волевых усилий человека (активная статическая сила); при попытке
внешних
сил
или
под
воздействием
собственного
веса
человека
насильственно растянуть напряженную мышцу (пассивная статическая
сила)
[3, с. 134]
.
Воспитание силовых
качества
может быть направлено на развитие
максимальной силы (тяжелая атлетика, гиревой спорт, силовая акробатика,
легкоатлетические
метания
и
др.);
общее
укрепление
опорно-
двигательного аппарата занимающихся, необходимое во всех видах спорта
(общая сила) и строительство тела в соответствие с личной мотивацией
(бодибилдинг, фитнесс и пр.)
[5, с. 90]
.
В последние годы в работе со школьниками широкое практическое
применение получили средства гимнастики. Гимнастика (от греч. gymnastike,
от gymnazo – тренирую, упражняю) – это система специально подобранных
физических
упражнений,
методических
приёмов,
применяемых
для
укрепления
здоровья,
гармонического
физического
развития
и
совершенствования двигательных способностей человека, силы, ловкости,
быстроты движений, выносливости и др. Объём применяемых упражнений
позволяет воздействовать на весь организм в целом и развивать отдельные
группы мышц и органы, регулировать нагрузку с учётом пола, возраста,
уровня физической подготовленности. Гимнастика оказывает благоприятное
воздействие на оздоровление занимающихся, способствует максимальному
гармоничному
физическому
развитию,
обеспечивает
формирование
2
жизненно важных физических качеств. С этой точки зрения гимнастика
может
служить
мощным
средством
физического
развития
младших
школьников [2, с. 80].
В связи с этим, возникает необходимость в отборе методик развития
силовых
качеств
младших
школьников,
занимающихся
гимнастикой.
Содержание, выбор и применение соответствующих средств и методов
физического развития, а также организация разнообразных видов занятий
физическими упражнениями определяется с учетом возрастных анатомо-
физиологических
и
психологических
особенностей
детей,
уровня
их
физического
развития
и
состояния
здоровья,
степени
двигательной
подготовленности.
Младший
школьный
возраст
характеризуется
относительно
равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность
роста отдельных размерных признаков его различна. Так, длина тела
увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса. Одной из
главных задач физического воспитания детей данного возрастного этапа
развития
должно
быть
постоянное
стимулирование
и
обеспечение
оптимального хода физического развития, причем наиболее важным является
полноценное развитие физических качеств, в том числе и силовых.
Анализируя
исследовательскую
литературу,
можно
сказать,
что
наиболее благоприятным периодом развития силовых качеств у мальчиков и
юношей считается возраст от 13-14 до 17-18 лет, а у девочек и девушек от 11-
12 до 15-16 лет, чему в немалой степени соответствует доля мышечной массы
в общей массе тела (к 10-11 годам она составляет примерно 23%, 14-15 годам
– 33%, а к 17-18 годам – 45%) [1, с. 13]. Правда, за это время увеличивается и
общая масса тела, поэтому прирост относительной силы не столь уж
выражен, особенно у девочек. В этой связи наиболее значительные темпы
возрастания относительной силы различных мышечных групп наблюдаются
в младшем школьном возрасте, особенно у детей от 8 до 10 лет [1, с. 14]. Но
наряду
с
отмеченными
сенситивными
периодами
развития
силовых
3
способностей в любом школьном возрасте имеются хорошие предпосылки
для развития различных способностей.
Мышцы детей младшего школьного возраста имеют тонкие волокна,
содержат в своем составе лишь небольшое количество белка и жира. При
этом крупные мышцы конечностей развиты больше, чем мелкие. Очень
важно подбирать упражнения и определять характер намечаемых мышечных
напряжений с тем, чтобы, учитывая особенности строения и назначения тех
или иных мышц, обеспечивать их правильную подготовку к предстоящим
наиболее
типичным
двигательным
проявлениям
(по
преимуществу
динамическим,
статическим,
переменным,
скоростным,
собственно-
силовым).
Как следует из определения силовых способностей, средствами их
развития являются физические упражнения с повышенным отягощением
(сопротивлением), которые направленно стимулируют увеличение степени
напряжения
мышц.
Такие
средства
называются
силовыми.
Они
подразделяются на две большие группы – основные и дополнительные.
Основные средства:
1. Упражнения с весом внешних предметов: штанги с набором дисков
разного веса, разборные гантели, гири, набивные мячи, вес партнера и т.д.
2. Упражнения, отягощенные весом собственного тела:
- упражнения, в которых мышечное напряжение создается за счет веса
собственного тела (подтягивание в висе, отжимания в упоре и т.д.);
- упражнения, в которых собственный вес отягощается весом внешних
предметов (применение специальных манжет и поясов);
- упражнения, в которых собственный вес уменьшается за счет
использования дополнительной опоры (подтягивания на перекладине с
использованием противовеса);
- ударные упражнения, в которых собственный вес увеличивается за
счет инерции свободно падающего тела (прыжки с возвышения 25 см и более
с мгновенным последующим выпрыгиванием вверх).
4
3. Упражнения с использованием тренажерных устройств общего типа
(силовая скамья, комплекс «Универсал» и др.).
4. Рывково-тормозные упражнения. Их особенность заключается в
быстрой смене напряжений при работе мышц-синергистов и мышц-
антогонистов
во
время
локальных
и
региональных
упражнений
с
дополнительными отягощениями и без них.
5. Статические упражнения в изометрическом режиме (изометрические
упражнения):
- в которых мышечное напряжение создается за счет волевых усилий с
использованием
внешних
предметов
(различные
упоры,
удержания,
противодействия);
- в которых мышечное напряжение создается за счет волевых усилий
без использования внешних предметов в самосопротивлении.
Дополнительные средства:
1. Упражнения с использованием внешней среды (бег и прыжки по
рыхлому песку, бег и прыжки в гору, бег против ветра и т.д.).
2. Упражнения с использованием сопротивления упругих предметов
(эспандеры, упругие мячи и т.п.).
3. Упражнения с противодействием партнера [2, с. 80].
Применение
упражнений
первой
группы
(основные
средства)
позволяют строго дозировать нагрузку в мерах преодолеваемого веса, в
процентах
от
максимального
веса,
посильного
конкретному
ученику
младшего
школьного
возраста,
по
предельному
числу
повторений
упражнения с тем либо другим отягощением. К силовым упражнениям с
нестрого дозируемым внешним отягощением относятся упражнения второй
группы (дополнительные средства). Хотя эти упражнения не позволяют
строго дозировать физическую нагрузку, благодаря своей доступности они
незаменимы как средства совершенствования умения экономно пользоваться
своей силой в разнообразных условиях.
5
По степени избирательности воздействия на мышечные группы
силовые
упражнения
подразделяются
на
локальные
(усиленное
функционирование
примерно
1/3
мышц
двигательного
аппарата),
региональные
(с
преимущественным
функционированием
2/3
мышц
двигательного
аппарата)
и
тотальные,
или
общего
воздействия
(с
одновременным или последовательным активным функционированием всей
скелетной мускулатуры) [3, с. 117].
В младшем школьном возрасте с целью развития силовых качеств
наиболее широко используют скоростно-силовые упражнения. Это:
-
различного
рода
прыжки
(легкоатлетические,
акробатические,
опорные, гимнастические и др.);
- метания, толкания и броски спортивных снарядов, и других
предметов;
- большинство действий в подвижных и спортивных играх, а также
единоборствах, совершаемых в короткое время с высокой интенсивностью
(например, выпрыгивания и ускорения в играх с мячом и без мяча, броски
партнера в борьбе и др.);
- прыжки с возвышения 20-50 см с мгновенным последующим
выпрыгиванием вверх (для развития взрывной силы).
Широк и диапазон методов развития силовых качеств младших
школьников, занимающихся гимнастикой.
Одним из наиболее распространенных методов развития силы является
метод максимальных усилий или метод кратковременных максимальных
нагрузок. При использовании данного метода упражнения выполняются с
околопредельными
и
предельными
отягощениями
(90-100%
от
максимального результата). Особенностью этого метода является то, что
достигается высокий прирост силы без существенного увеличения мышечной
массы. Обычно в подходе выполняется от 2 до 4 повторений при 3-5
подходах за тренировку в одном базовом упражнении, при отдыхе между
подходами от одной до нескольких минут.
6
Применяются также следующие методы:
- Метод повторных усилий предусматривает выполнение упражнения с
многократным преодолением непредельного отягощения до значительного
утомления или до отказа. Используется главным образом для развития
силовой выносливости и набора мышечной массы. Отягощения составляют
от 40 до 80% от максимального веса в этом упражнении. Скорость движения
снаряда невысокая. В подходе выполняется от 6 до 20 повторений
упражнения. За одно занятие начинающего атлета выполняют до 6 подходов
на одну мышечную группу. Отдых между подходами составляет до 3 минут.
- Метод динамических усилий – максимально быстрое выполнение 15-
25 повторений с весом отягощения до 30%. Метод направлен на увеличение
«взрывной»
и
быстрой
силы.
Используется
для
развития
силовой
выносливости, укрепления связочного аппарата и сердечной мышцы.
- Метод изометрических усилий – выполнение кратковременных
максимальных напряжений без изменения длины мышц. В зависимости от
развиваемого усилия удерживается определенное время его поддержания,
например, если усилие составляет 80-90% от максимального, то время
удержания
составляет
4-6
секунды,
если
60-70%,
то
8-10
секунд.
Применяется для проработки мышц в наиболее трудных фазах движения.
- Метод пирамиды – упражнения выполняются с постоянным
прибавлением (уменьшением) веса снаряда в каждом последующем подходе.
Иногда используют в одном упражнении и повышение, и понижение веса
снаряда. Метод пирамиды эффективен для развития силы и набора
мышечной массы.
- Метод изолированной тренировки – упражнения, воздействующие
только на отдельную мышцу, применяются при недостаточном развитии
какой-либо мышцы.
- Метод сбрасывания нагрузки – уменьшение веса снаряда к концу
выполнения серии, когда учащийся фактически не может выполнять
запланированное количество повторений. Небольшое уменьшение веса
7
снаряда
дает
возможность
выполнить
запланированное
количество
повторений и подходов.
-
Метод
предварительной
нагрузки
–
в
начале
изолированной
тренировки
прорабатываются
крупные
мышцы,
участвующие
в
соревновательном упражнении, а затем выполняются соревновательные
упражнения (основные). Крупные мышцы работают в сочетании с мелкими,
таким образом, достигается одинаковый уровень усталости всех мышц.
- Метод частичных повторений – упражнения выполняются с неполной
амплитудой движения, то есть частичное повторение упражнения. Например,
полуприседы со штангой на плечах, тяга штанги с подставок (плинтов).
- Метод форсированных повторений – выполнение дополнительных
повторений в подходе с небольшой помощью партнера. Его разновидностями
являются приемы удержания веса в исходном положении, после выполнения
упражнения до отказа с тяжелым весом и задержка движения в нижнем
положении
выполняемого
упражнения,
с
последующим
ему
одним
подъемом.
-
Метод
суперсерий
(суперсетов)
–
выполнение
двух
разных
упражнений
на
одну
и
ту
же
мышцу
или
на
две
анатомически
противоположные мышцы (антагонисты) [4, с. 149].
Таким образом, физическая культура на настоящий момент обладает
достаточно широким диапазоном средств и методов развития силовых
качеств младших школьников, занимающихся гимнастикой.
Список использованных источников
1. Ананьев, В.А. Биосоциальные основы физической культуры /В.А.
Ананьев, Д.Н. Давиденко, В.Ю.Карпов и др. – Самара: СГПУ, 2014. – 400 с.
2. Бароненко, В.А. Здоровье и физическая культура / В.А. Бароненко. –
М.: Альфа-М, 2017. – 336 c.
3. Гожин, В.В. Вариативность и двигательная одаренность в спорте
/В.В. Гожин. – М: МНПИ, 2018. – 176 с.
8
4. Муллер, А.Б. Физическая культура / А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина,
Ю.А. Богащенко. – М.: Юрайт, 2013. – 424 с.
5. Яковлев, Н.Н. Координация двигательных и вегетативных функций в
организме при мышечной деятельности/ Н.Н. Яковлев., А.В. Коробков., С.В.
Янанис. – М: ВЛАДОС-ПРЕСС. -2019. – 413 с.
9