Автор: Горбенко Наталия Андреевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 29 " Ёлочка"
Населённый пункт: ХМАО-Югра г.нижневартовск
Наименование материала: Статья. «Использование нейроигр и кинезиологических упражнений В развитии речи детей дошкольного возраста»
Тема: «Использование нейроигр и кинезиологических упражнений В развитии речи детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
«Использование нейроигр и кинезиологических упражнений
В развитии речи детей дошкольного возраста»
«Руки учат голову, затем
поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова
способствуют развитию мозга»
Павлов И.П.
Современные
исследования
показывают,
что
значительно
увеличивается
количество детей с тяжелыми нарушениями речи. А также, что дети с задержкой
речевого развития имеют проблемы с общей и мелкой моторикой, координацией
движений, снижением функций внимания и памяти.
Наш мозг сложен по структуре. Его составляют два полушария, каждое из них
отвечает,
а
определенные
виды
деятельности.
Правое
полушарие
регулирует
координацию
движений,
восприятие
пространства,
гуманитарное
развитие
и
креативные
способности
(люди
с
ведущим
правым
полушарием
более
чувствительны,
а
также
склонны
полагаться
на
свою
интуицию
в
принятии
решений.).
Левое
носит
аналитический
характер,
ответственно
за
развитие
математических
способностей,
логики,
речи
(у
людей
с
ведущим
правым
полушарием
означает
наличия
у
человека
более
сильных
аналитических
способностей, а также лингвистических наклонностей.)
Тест для определения ведущего полушария:
1 тест:
- Предлагаю вам сцепить (сплести) руки в замок, посмотреть большой палец
какой из рук оказался сверху. Если сверху оказался палец левой руки, то следует
запомнить букву Л, если правой, то П;
2 тест:
- А теперь представьте, что вы целитесь в мишень. Прицелились? Какой глаз
вы закрыли? И соответственно, если при закрытом левом глазе запоминаем букву Л,
если при закрытом правом глазе, то букву П;
3 тест:
- Сложите руки на груди, так называемой позе «Наполеона». Какая же рука
оказалась сверху? Запоминаем!
4 тест:
- Поаплодируйте друг другу. Вы молодцы. Но какая, же рука была активнее?
Запоминаем для себя соответствующую букву.
- И, что же в итоге у нас получилось? Если больше букв П, то ведущее
полушарие правое, если Л, то левое.
Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. А
нейроигры являются доступным средством, позволяющим создать новые нейронные
связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических
процессов и интеллекта.
Нейроигры — это эффективнейшая методика, позволяющая без использования
медикаментов,
помочь
детям
при
нескольких
видах
нарушений.
Их
можно
использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях с детьми.
Использование на практике нейроигр служит эффективным дополнением к
общепринятым
наиболее
популярным
классическим
технологиям
и
методикам. Огромная польза и привлекательность нейроигр состоит в их простоте и
практичности. Ребенок или взрослый может выполнять эти упражнения в любое
время и в любом месте.
1.
Упражнения,
повышающие
уровень
самоконтроля,
развивающие
мелкую моторику, ритм, зрительный гнозис.
Нейроигра: «Попробуй, повтори».
Инструкция: участник
должен
воспроизвести
положение
рук
или
позу,
которую он видит на картинке, для чего ему необходимо совершить некоторое
конкретное движение. Используется для стимуляции развития нервной системы,
способствует образованию новых нейронных связей между корой и подкорковыми
структурами
головного
мозга,
развивает
внимание,
пространственные
представления, улучшает реакцию.
Упражнение «Колечко».
Цель: развитие межполушарного взаимодействия.
Инструкция:
поочерёдно
и
как
можно
быстрее
перебирать
пальцы
рук,
соединяя кольцо с большим пальцем, указательным, средним и т.д. Затем в обратном
порядке – от мизинца к указательному пальцу.
Деревянные фигурки «Жесты».
- Работать над моторной программой и моторным планированием
- Развивать кистевой и пальцевый праксис
*Симметричные рисунки или двуручное рисование»
Все знают, что рисование – не только творческий, но и моторный процесс.
Тренировка - пальцев рук напрямую связана с развитием речи и мышления - всем
этим управляет головной мозг. Одновременные движения обеих рук активируют
сразу оба полушария, а это значит слаженность в работе полушарий.
Нейродорожки
Помогает развивается зрительная память, быстрота реакции, способность
быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации.
2.
Артикуляционные упражнение с нейроигрой.
Совмещая движения органов артикуляционного аппарата с движениями кисти
руки,
имитирующими движения
челюсти,
языка,
губ
мы
стимулируем работу
головного
мозга
и
способствуем
естественному
распределению
энергии
по
организму ребенка. Это своего рода - прием нейростимуляции.
Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, осуществляя
зрительный контроль.
Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счет. Но при
этом нужно следить, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно.
Ребенок повторяет за педагогом упражнение, используя свою ведущую руку,
затем, другую, затем обе.
Педагог должен постоянно следить за ритмичным выполнением упражнений,
которые
выполняются
в
разном
темпе.
Он
дает
детям
точный
образец
движения двумя руками.
Соблюдается синхронность и точность действий органов артикуляционного
аппарата и кистей рук.
В комплексе могут быть задействованы одна или две руки, кольца и шарики
«Су-джок», можжевеловые валики, массажные мячи и т.п. Все это разнообразит и
обогатит предоставленный материал и позволит создать приятную и увлекательную
атмосферу занятия.
Например:
Упражнение «Индюк».
Инструкция: языком сделать «болтушку» (бл – бл – бл) + попеременные
круговые движения обеими руками, пальцы зажать в кулак. Выполнять громко –
тихо попеременно.
Упражнение «Конфетка».
Инструкция: толкать языком правую щеку + круговые движения указательным
пальцем у правой щеки (остальные пальцы сомкнуты в кулак). Тоже самое с левой
щекой и левым указательным пальцем. Выполнять попеременно.
Упражнение «Лошадка»
Инструкция:
улыбнуться,
пощёлкать
языком
+
ритмично
смыкать
соединённые с большим пальцем остальные сомкнутые четыре пальца (обеими
руками одновременно)
3.
Упражнения
и
игры
на
коррекцию
и
развитие
фонематического
восприятия формирование слоговой структуры слова, автоматизацию
звуков в словах, фразовой речи, по подготовке к обучению грамоте.
Нейротренажер по автоматизации звуков.
В
этом
пособии
использован
нейропсихологический
подход,
который
предполагает коррекцию звукопроизношения через движения.
Межполушарная доска.
Межполушарные доски представляют собой механический тренажёр в виде
доски с зеркальным насечением узоров различной сложности для правой и левой
руки. Узоры встречаются разные: от простых кругов до лабиринтов; чем больше
углов в узоре, тем сложнее упражнение.
Инструкция: двумя руками одновременно начинаем обводить стандартную
спираль фишкой правой/левой рукой и произносить поставленный звук, затем в
обратном направлении. Например: звуки, слоги, слова ([С], СА, САНКИ).
Нейроковрик.
Цель – активизация операционального уровня психической деятельности и уровня
программирования, регуляции и контроля.
Работа с нейропсихологическим ковриком решает задачи:
1.
Создание эмоционально положительного настроения и интереса.
2.
Усвоение или закрепление правильности употребления в речи различных
грамматических категорий.
3.
Развитие пространственной ориентировки, зрительной памяти, ощущения,
восприятия, наглядно-действенного и образного мышления,
внимания,
воображения.
4.
Формирование и активизация словаря детей.
5.
Развитие связной речи.
Прохлопывание с автоматизацией звуков.
«Чередование».
Инструкция:
произнесение
слогового
ряда
или
слов
соответственно
предложенному ритмическому рисунку.
Ребенок
одновременно отхлопывает
и
произносит слоговой ряд, хлопком выделяя ударный слог.
Использование нейроигр с мячиками
Цель –повышение
результативности
работы
по
коррекции
звукопроизношения на основе использования игр и упражнений с мячами.
Преимущества использования игр с мячиками:
−
игры с мячом отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают
его к общению;
−
игровая форма обучения;
−
эмоциональная привлекательность;
−
автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью;
−
развиваются сила, ловкость, быстрота реакции, точность движений;
−
тренируется контроль, переключение, удержание и выполнение заданной
программы;
−
формирование партнёрского взаимодействия и сотрудничества.
Работа в парах.
Инструкция: встаём друг напротив друга. Мячик в правой руке. Передаем в
левую руку, а за тем соседу (лодка, ландыш, лупа).
Мячик в правой руке, передаем за спиной, далее соседу. (ла –ло – лу - лы).
Детям предлагается выполнять определённые жесты, когда слышат заданные
звуки. Заранее оговаривается какой жест, какой звук обозначает. Например, для
дифференциации твёрдых и мягких согласных.
Систематическое использование нейроигр и кинезиологических упражнений в
работе с воспитанниками с ОВЗ позволило улучшить у детей память, внимание, речь,
развитие мелкой и крупной моторики, снизить утомляемость на занятиях, а также
усилить способность к произвольному контролю. Применение нейроигр повышает
мотивацию детей к занятиям, обучает их сотрудничеству и новым формам общения
друг
с
другом и
педагогами,
формирует
осознанную
оценку
ребенком своих
достижений, поддерживает положительное эмоциональное состояние ребенка в
процессе занятий, и тем самым повышает эффективность коррекционной работы.
С данной темой познакомила родителей группы на мастер-классах. Они с
интересом
отнеслись
и
откликнулись
на
предложение
к
совместному
использованию данной технологи
Родители
стали
активными
участниками
воспитательно-образовательного
процесса. Компетентны в вопросах применения нейро игр и упражнений, понимают
значимость
данного
направления
работы,
принимают
активное
участие
в
деятельности: дома выполняют творческие задания совместно с детьми.
Регулярное использование нейроигр в режимных моментах и самостоятельной
деятельности оказывает положительное влияние на процесс обучения, развитие
интеллекта, улучшение состояния физического, психического и эмоционального
здоровья и социальной адаптации детей.
Список литературы
1. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей
дошкольного и младшего школьного возраста, - М.: Айрис, 2007.
2. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста, -М.: Генезис,
2008.
3. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод
замещающего онтогенеза - М.: Генезис, - 2010.
4. Кравченко Л. Как развиватьу детей межполушарное взаимодействие//Справочник
педагогапсихолога. Детский сад, – 2019. №6.
5. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками — развиваем речь. — М.: Центр