Напоминание

«Внедрение регионального содержания в ДО».


Автор: Кунгурцева Наталья Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №83
Населённый пункт: г.Мурманск
Наименование материала: Статья
Тема: «Внедрение регионального содержания в ДО».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Кунгурцева Наталья Николаевна

воспитатель МБДОУ № 83 г. Мурманска

«Внедрение регионального содержания в ДО».

Национально-региональный компонент предусматривает возможность

введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает

потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать

непосредственно -образовательную деятельность, направленную на изучение

природных

особенностей

региона,

национального

(родного)

языка

и

национальной культуры.

Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе

является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той

местности, на которой в данный момент мы проживаем. Данная тема

недостаточно

исследована

и

поэтому

возникла

проблема

интеграции

национально-регионального компонента в образовательный процесс.

В

годовом

плане

ДОУ

запланированы

мероприятия,

которые

проводятся для реализации национально-регионального компонента в работе

с детьми, родителями и педагогами. Охватывая весьма широкий круг

деятельности детей дошкольного возраста, с учетом учебного плана, уже на

самом раннем этапе дошкольного детства, мы начинаем формировать у детей

целостное представление о регионе, климатических условиях, коренном

населении и окружающем нас мире природы.

Основными задачами программы является обогащение первичных

представлений детей о природе, культуре, истории региона, формирование

эмоционально-положительного

отношения

к

представителям

региона,

развитие умения творчески и самостоятельно применять эти знания в разных

видах детской деятельности.

Содержание программы позволяет реализовать такие образовательные

области,

как

познавательное,

речевое,

социально-коммуникативное

и

художественно-эстетическое развитие ребенка с учетом региональных и

культурных особенностей региона, обеспечивая дополнение обязательной

части программы по большинству образовательных областей.

Так,

в

содержании

образовательной

области

«Познавательное

развитие» раскрываются основные идеи народной педагогики: почитание

родителей, близких, своей родословной. Ребенок должен получить первичное

представление об истории, местах проживания людей, о разных видах труда.

Мы должны дать детям первичные знания об истории своего города, области,

об исторически важных направлениях экономики, которые определяли и

определяют судьбу региона. Должны формировать бережное отношение к

историческому наследию.

Целевые ориентиры направлены на то, чтобы ребенок интересовался

сведениями о коренных народах региона, их жизненном укладе, традициях,

обычаях. Программа широко и красочно знакомит детей с народностями,

населяющими

регион,

их

национальной

одеждой,

жилищем,

доминирующими чертами характера, основными видами труда. Ребенок

знакомится с особенностями взаимоотношений в семье, наличием традиций,

обрядов; с название народных жилищ; с нравственными основами жизни

коренных народов; понимает народные обычаи, связанные с укреплением

здоровья членов семьи.

Чтобы полноценно реализовать программу необходима организация

взаимодействия

с

родителями

и

полноправное

участие

семьи

в

образовательном процессе дошкольников (оформление информационных

стендов, тематические консультации, проведение совместных посиделок и

праздников).

В области познавательного развития мы знакомим детей с природно-

географическими зонами, с названиями некоторых природных объектов

(озер, рек, гор); растениями, птицами, животными; должны помогать детям

объяснять взаимосвязь народного календаря с основными видами труда

коренных народов.

Образовательная область «Речевое развитие» содержит разнообразный

фольклорный

материал:

сказки,

дразнилки,

пословицы

и

поговорки.

Приобщение детей к культуре коренных народов можно осуществлять так же

в форме народных посиделок, праздников, презентаций, с привлечением

малых форм фольклора.

Содержание

направления

«Социально-коммуникативное

развитие»

ориентированно на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе,

развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками

посредствам народных игр. В играх дети учатся рассказывать о правилах игр

и использовать народные игрушки. Большое внимание в программе

отводится планированию проведения традиционных игр коренных народов.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

знакомит детей с декоративно прикладным искусством региона.

Важным

условием

интеграции

регионального

компонента

в

образовательной деятельности является создание предметно-развивающей

среды за счет включения в нее произведений декоративно-прикладного

искусства, работ местных художников, книг писателей, макетов народных

жилищ, карт родного края, предметов народного быта, краеведческих музеев

и т.д. Так же

важно расширять образовательное пространство, т.е.

сотрудничать

с

различными

социокультурными

объектами

(домами

культуры, музеями, библиотеками).

Педагогическое воздействие должно быть направленно на активное

приобщение детей к культурному наследию коренных народов. В качестве

основных

форм

реализации

традиций

используются

циклы

занятий,

включающие

различные

виды

деятельности:

познавательную,

художественно-изобразительную, музыкальную, физкультурные, игровую и

другие, на основе единого этнокультурного содержания.

Разнообразные целевые прогулки, экскурсии в музеи, праздники,

развлечения,

игры,

концерты,

театрализованные

постановки

будут

2

способствовать приобщению подрастающего поколения к истокам культуры,

формированию у детей любви к Родине.

Большое значение отводится приемам работы: сюрпризы, введение

народных и сказочных персонажей в образовательную деятельность,

разыгрывание ролей, этюдов, творческие задания, организация встреч гостей

разной национальности.

Таким образом, интегрированный подход к реализации регионального

содержания в дошкольном образовании обеспечивает активное освоение

детьми

этнокультурного

наследия

и

способствует

повышению

этнокультурной образованности педагогов. Очень важно прививать детям

чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям

родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Без

знания своих корней, традиций своего края нельзя воспитать полноценного

человека, любящего своих родителей, дом, город, край, страну, и с

уважением относящегося к другим народам.

3



В раздел образования