Автор: Кунгурцева Наталья Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №83
Населённый пункт: г.Мурманск
Наименование материала: Статья
Тема: «Внедрение регионального содержания в ДО».
Раздел: дошкольное образование
Кунгурцева Наталья Николаевна
воспитатель МБДОУ № 83 г. Мурманска
«Внедрение регионального содержания в ДО».
Национально-региональный компонент предусматривает возможность
введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает
потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать
непосредственно -образовательную деятельность, направленную на изучение
природных
особенностей
региона,
национального
(родного)
языка
и
национальной культуры.
Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе
является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той
местности, на которой в данный момент мы проживаем. Данная тема
недостаточно
исследована
и
поэтому
возникла
проблема
интеграции
национально-регионального компонента в образовательный процесс.
В
годовом
плане
ДОУ
запланированы
мероприятия,
которые
проводятся для реализации национально-регионального компонента в работе
с детьми, родителями и педагогами. Охватывая весьма широкий круг
деятельности детей дошкольного возраста, с учетом учебного плана, уже на
самом раннем этапе дошкольного детства, мы начинаем формировать у детей
целостное представление о регионе, климатических условиях, коренном
населении и окружающем нас мире природы.
Основными задачами программы является обогащение первичных
представлений детей о природе, культуре, истории региона, формирование
эмоционально-положительного
отношения
к
представителям
региона,
развитие умения творчески и самостоятельно применять эти знания в разных
видах детской деятельности.
Содержание программы позволяет реализовать такие образовательные
области,
как
познавательное,
речевое,
социально-коммуникативное
и
художественно-эстетическое развитие ребенка с учетом региональных и
культурных особенностей региона, обеспечивая дополнение обязательной
части программы по большинству образовательных областей.
Так,
в
содержании
образовательной
области
«Познавательное
развитие» раскрываются основные идеи народной педагогики: почитание
родителей, близких, своей родословной. Ребенок должен получить первичное
представление об истории, местах проживания людей, о разных видах труда.
Мы должны дать детям первичные знания об истории своего города, области,
об исторически важных направлениях экономики, которые определяли и
определяют судьбу региона. Должны формировать бережное отношение к
историческому наследию.
Целевые ориентиры направлены на то, чтобы ребенок интересовался
сведениями о коренных народах региона, их жизненном укладе, традициях,
обычаях. Программа широко и красочно знакомит детей с народностями,
населяющими
регион,
их
национальной
одеждой,
жилищем,
доминирующими чертами характера, основными видами труда. Ребенок
знакомится с особенностями взаимоотношений в семье, наличием традиций,
обрядов; с название народных жилищ; с нравственными основами жизни
коренных народов; понимает народные обычаи, связанные с укреплением
здоровья членов семьи.
Чтобы полноценно реализовать программу необходима организация
взаимодействия
с
родителями
и
полноправное
участие
семьи
в
образовательном процессе дошкольников (оформление информационных
стендов, тематические консультации, проведение совместных посиделок и
праздников).
В области познавательного развития мы знакомим детей с природно-
географическими зонами, с названиями некоторых природных объектов
(озер, рек, гор); растениями, птицами, животными; должны помогать детям
объяснять взаимосвязь народного календаря с основными видами труда
коренных народов.
Образовательная область «Речевое развитие» содержит разнообразный
фольклорный
материал:
сказки,
дразнилки,
пословицы
и
поговорки.
Приобщение детей к культуре коренных народов можно осуществлять так же
в форме народных посиделок, праздников, презентаций, с привлечением
малых форм фольклора.
Содержание
направления
«Социально-коммуникативное
развитие»
ориентированно на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе,
развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками
посредствам народных игр. В играх дети учатся рассказывать о правилах игр
и использовать народные игрушки. Большое внимание в программе
отводится планированию проведения традиционных игр коренных народов.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
знакомит детей с декоративно прикладным искусством региона.
Важным
условием
интеграции
регионального
компонента
в
образовательной деятельности является создание предметно-развивающей
среды за счет включения в нее произведений декоративно-прикладного
искусства, работ местных художников, книг писателей, макетов народных
жилищ, карт родного края, предметов народного быта, краеведческих музеев
и т.д. Так же
важно расширять образовательное пространство, т.е.
сотрудничать
с
различными
социокультурными
объектами
(домами
культуры, музеями, библиотеками).
Педагогическое воздействие должно быть направленно на активное
приобщение детей к культурному наследию коренных народов. В качестве
основных
форм
реализации
традиций
используются
циклы
занятий,
включающие
различные
виды
деятельности:
познавательную,
художественно-изобразительную, музыкальную, физкультурные, игровую и
другие, на основе единого этнокультурного содержания.
Разнообразные целевые прогулки, экскурсии в музеи, праздники,
развлечения,
игры,
концерты,
театрализованные
постановки
будут
2
способствовать приобщению подрастающего поколения к истокам культуры,
формированию у детей любви к Родине.
Большое значение отводится приемам работы: сюрпризы, введение
народных и сказочных персонажей в образовательную деятельность,
разыгрывание ролей, этюдов, творческие задания, организация встреч гостей
разной национальности.
Таким образом, интегрированный подход к реализации регионального
содержания в дошкольном образовании обеспечивает активное освоение
детьми
этнокультурного
наследия
и
способствует
повышению
этнокультурной образованности педагогов. Очень важно прививать детям
чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям
родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Без
знания своих корней, традиций своего края нельзя воспитать полноценного
человека, любящего своих родителей, дом, город, край, страну, и с
уважением относящегося к другим народам.
3