Автор: Комлева Надежда Семеновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 62»
Населённый пункт: Ленинградская область, Всеволожский район г. Колтуши
Наименование материала: Конспект занятия по познавательно- речевому развитию в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет с ТНР
Тема: «Морские обитатели»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №62»
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности
по познавательно- речевому развитию в группе компенсирующей
направленности для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет с ТНР
«Морские обитатели»
Разработала
Воспитатель высшей кв.категории
Комлева Надежда Семеновна.
2024--2025 учебный год.
Цель:
Способствовать развитию познавательных интересов и коммуникативных
навыков
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Расширить и закрепить знания детей о морских обитателях.
Способствовать использованию, как вербальных( темп, сила голоса,
интонационная выразительность) так, и невербальных ( жесты, мимика, поза)
средства выразительности.
Коррекционно-развивающие :
-Развивать грамматический строй речи, обогащать словарный запас детей.
-Развивать поисково-познавательные способности детей, поддерживать
интерес к интеллектуальной деятельности в процессе развивающих игр.
-Развивать умение общаться во время дискуссии, решать проблемные
ситуации, объяснять свой выбор.
-Развивать логическое и образное мышление, внимание, память.
Коррекционно-воспитательные:
-Воспитывать бережное отношение к морским обитателям, закладывать
основы экологического воспитания.
-Воспитывать сотрудничество, взаимодействие в ходе работы в группах,
подгруппах, самостоятельность в принятии решений в ходе индивидуальных
заданий.
Формы работы:
-Практические;
-Наглядные;
-Словесные(беседы)
-Проблемно-поисковые вопросы
-Сюрпризные моменты.
Предварительная работа:
-Чтение художественной литературы о морских обитателях;
-Отгадывания загадок о морских обитателях;
-Просмотр иллюстраций и энциклопедий о морских обитателях;
-Решение задач на логическое мышление;
-Просмотр научно-познавательных фильмов о морских обитателях.
Материал:
-Видеотехника, изба, скамейки, невод, море ( ткань), сундук, бутылка, мусор,
морские обитатели, ракушки , камни, кирпич, механическая игрушка-краб,
лого-малыш, ребус, песок, шнуровка, костюмы героев по сказке.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
Воспитатель : -Жили, были старик со старухой, у самого синего моря.
(Входят старик со старухой, здороваются).
И было у них три дочери и три сына. (Входят дочери и сыновья,
здороваются). Каждый день старик ходил к синему морю, чтобы поймать
золотую рыбку и попросить, чтобы она помогла исполнить заветное желание.
Вот и сегодня пошел старик к синему морю, и позвал собой старуху и детей.
Ребенок (старик): Жена моя любимая и детушки мои родные, помогите мне
поймать золотую рыбку.
Воспитатель : Что они слышат?
Воспитатель : Видят на море черная буря. Раз закинул старик невод…
Пришел невод с бутылкой, а в ней записка.
«Люди, добрые, помогать убрать мусор с берега. Морским обитателям
тяжело дышать»
(ребенок (старушка) достает из невода камень и кирпич)
В невод попался камень и кирпич, какой первый звук в слове камень?
Характеристика звука «к»
В слове кирпич, какой первый звук, характеристика звука «К*»?
Ребенок (старик):Куда будем убирать мусор? (подсказка в неводе ( ребус-
Рак ушки)В зеленый пакет мы будем собирать со звуком «К*», а в синей со
звуком «К». ( бутылка, кисточка, стакан, машинка, вилки, т.д.)
Воспитатель : А почему не убрали ракушки, камни, песок? Какой стал
берег?(ответы детей) Спрячем руки в песок, что вы чувствуете, какой песок?
Кизинеологические упражнения: - Поставим ладони ребром на песок,
Упражнение флажок, рыбка, лодочка.
Воспитатель : Сделайте ровным песок, нарисуйте пальчиком рыбку,
выложите по силуэту камушками, шнуровками, ракушками.
Ребята, а как вы думаете, рыбы умеют разговаривать?
Артикуляционная гимнастика:
Надули щеки, как рыба шар,
Втянули щечки, как рыба камбала,
Как рыба меч – иголочка
Как качаются водоросли-качели.
Воспитатель : Какие красивые рыбки, расскажи о своей рыбке.
Игра-похвали.
Воспитатель :А у меня золотая рыбка, найдите ее.
Игра на ориентировку на листе:
(3 клетки, 3 клетки вниз)
Кого вы нашли? (Краб) Он хочет с нами поиграть.
Речевая игра: «Чей,Чья,чье»
Скажите весело: Какой красивый и большой краб, Скажите грустно,
удивлено, и испугано.
Гимнастика для глаз (краб)
Ребенок (старуха):Отпустите краба в море.
Воспитатель: Второй раз закинул старик невод. Пришел невод полный
морских обитателей. Почему они попали в невод?
Дыхательная гимнастика: Возьмите стакан с водой и попробуйте сделать
волны.(дети дуют через трубочку)Что нам для этого надо?
Вдохнуть и не поднимать плечи, тихонечко выдохнуть. А теперь сделайте в
стакане бурю.( Глубоко вдохнули и сильно выдохнули)
Ребенок (старик): Возьмите любого морского обитателя, и чтобы они
ожили, нужно сделать звуковой анализ слов.
-Где находится звук «К» и «К*» -Сколько слогов в слове?
-Составьте предложение по схеме.
Ребенок (старуха):Почему эту рыбу никто не взял? (лосось)
Эта рыба путешественница, еще лосось называют проходным. В слове лосось
нет звука «К» и «К*».
Пальчиковая гимнастика:
1,2,3,4,5- будем морских обитателей оживлять,
Конек, акула, краб, звезда
Кит большая голова,
Все они живут в водице,
Им на месте не сидится,
Плавают, резвятся,
Бури не боятся. (отпускают морских обитателей в море.)
На экране море с морскими обитателями
Физминутка:
Ходят волны на просторе
Вы узнали? Это море,
Рыбки весело резвятся,
В чистой тепленькой воде,
То сожмутся, то разожмутся,
То зароются в песке.
Воспитатель: В третий раз закинул невод старик. Пришел невод,…(Ребенок
(старуха) достает сундук и записку.)«Чтобы открыть сундук, надо выполнить
задания» Дети делятся по парам и выполняют задание лого-малыш.
После выполнения на экране золотая рыбка спрашивает : -Чего тебе надо
старче?
Воспитатель : Ей с поклоном старик отвечает:
Ребенок (старик): «Смилуйся, государыня-рыбка, дай моим детушкам ума-
разума. Чтобы они были здоровыми, умными и дружными»
Воспитатель : Отвечает золотая рыбка: «Спасибо вам большое, твои дети
самые дружные и умные, помогли морским обитателям, за ваше старание в
сундуке подарки для вас, ребята, сказала рыбка и уплыла в синее море.»
Итог занятия. Воспитатель: Что у вас не получилось, ребята?
Что больше всего понравилось вам? Кому помогли?
Спасибо вам большое, вы молодцы, давайте посмотрим, какие подарки вам
подарила золотая рыбка