Автор: Решетникова Светлана Анатольевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с № 100 города Тюмени
Населённый пункт: город Тюмень. Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование интереса и положительного отношения к физическим упражнениям у детей младшего дошкольного возраста на физкультурных занятиях
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 100 города Тюмени
Сообщение из опыта работы:
«Формирование интереса и положительного
отношения к физическим упражнениям у детей
младшего дошкольного возраста
на физкультурных занятиях»
Выполнила: старший воспитатель
Решетникова Светлана Анатольевна
Тюмень, 2025
[1]
Физическая культура для детей младшего дошкольного возраста играет
важную роль в их развитии. В этом возрасте особенно важно развивать
моторику,
координацию
движений,
гибкость,
силу
и
выносливость.
Физические упражнения способствуют формированию здорового образа
жизни, укреплению иммунитета, развитию сердечно-сосудистой системы и
улучшению общего физического состояния.
Физическая культура для детей младшего дошкольного возраста
должна
быть
организована
таким
образом,
чтобы
удовлетворять
их
естественную потребность в движении и игре. Занятия должны быть
разнообразными, интересными и доступными для всех детей, учитывая их
индивидуальные особенности.
Основные
задачи
физической
культуры
для
детей
младшего
дошкольного возраста:
Развитие моторики и координации движений.
Формирование навыков самообслуживания и оздоровительных
привычек.
Развитие основных физических качеств: силы, выносливости,
гибкости.
Стимулирование социальной активности через совместные игровые
и спортивные занятия.
Формирование
положительного
отношения
к
физической
активности и здоровому образу жизни.
Эффективная физическая культура для детей младшего дошкольного
возраста
должна
быть
основана
на
принципах
игрового
подхода,
индивидуального подхода к каждому ребенку, поощрении и поддержке его
успехов, а также создании позитивной атмосферы на занятиях.
Основными формами занятий физическими упражнениями являются:
утренняя
гимнастика,
физкультурные
занятия,
подвижные
игры,
физкультминутки, физкультурные праздники, самостоятельные занятия.
[2]
Интерес к физической культуре играет важную роль в повышении
активности у детей младшего дошкольного возраста. В этом возрасте дети
естественно стремятся к движению и игре, и если им предложить интересные
и разнообразные занятия по физической культуре, они будут более
мотивированы и активно участвовать в них.
Интерес к физической культуре может быть стимулирован через
использование игровых элементов, ярких и привлекательных спортивных
инвентарей, а также через создание позитивной атмосферы на занятиях. Дети
младшего дошкольного возраста особенно отзывчивы на игровой подход,
поэтому важно включать в занятия элементы игры, различные задания.
Занятия физической культурой в детском саду призваны удовлетворить
биологическую
потребность
растущего
организма
в
двигательной
деятельности, давать ребенку возможность ощущать радость и удовольствие
от умения управлять своим телом. Поэтому хорошо подготовленные
сюжетные физкультурные занятия во многом способствуют физическому,
умственному развитию детей, так как обеспечивают оптимальные условия
для нормальной деятельности нервной системы, что в свою очередь помогает
лучшему восприятию и запоминанию. У детей формируются положительные
эмоции, которые благотворно влияют на работу всех органов и систем
организма, обеспечивают быстроту и прочность формирования двигательных
навыков и умений.
Сюжет занятия тесно связан с задачами обучения движениям и придает
занятию черты драматизации, сближает его с сюжетно-ролевой игрой,
которая, по выражению Л. С. Выгодского, является «корнем любого детского
творчества».
На сюжетно занятиях у ребят формируется положительное отношение
к физическим упражнениям, обогащается двигательный опыт, формируется
умение выполнять знакомые движения легко и свободно, ритмично и
согласованно
ориентируясь
в
пространстве
и
сохраняя
равновесие.
Развивается ловкость, быстрота, смекалка. Дети на занятиях сюжетного вида
[3]
совершенствуют координацию движений, равновесие, следят за положением
своего тела в разнообразных упражнениях. Дети стараются соблюдать
определенные интервалы во время передвижения в разных построениях,
ориентироваться в пространстве.
Сюжетная форма проведения физкультурных занятий помогает
развивать у детей инициативу и самостоятельность, создаёт условия для
неоднократного выполнения и повышения интереса к движению. Движения,
связанные с каким-либо образом или сюжетом, увлекают детей, образ
подталкивает к исполнению подражательных движений, которые очень
любят дошкольники. Движения, даже самые простые, дают пищу детской
фантазии, развивают творчество, которое является высшим компонентом в
структуре личности, представляет собой одну из наиболее содержательных
форм психической активности ребёнка.
Сюжетные занятия создают широкие возможности для использования
нестандартного оборудования, элементов костюмов, оформления зала, схем и
пиктограмм движений, разнообразной музыки. В начале обучения движению
целесообразно опереться на прошлый двигательный опыт детей, вспомнить
простейшие движения, знакомые по прошлому занятию. Затем знакомить их
с новым движением. При этом сообщается его значение, требования к
выполнению.
Сюжетные физкультурные занятия вызывают интерес к физическим
упражнениям,
больше,
чем
традиционные
физкультурные
занятия.
Увлекательными и интересными занятия делает сюжет, о каких-либо
конкретных событиях с участием персонажей, хорошо знакомых детям.
Для
успешного
проведения
сюжетных
физкультурных
занятий
необходимо соблюдать требования к их подготовке и проведению, которые
выражаются в следующем:
Присутствие яркой эмоциональной окраски занятия, побуждающей
ребенка к действиям:
[4]
занятие по физической культуре в сюжетной форме начинаются с
эмоционального рассказа педагога, в котором задается воображаемая
ситуация, перед детьми раскрываются условия принятия роли, сообщается
последовательность выполнения упражнений и их содержание
это может быть и персонаж знакомой им сказки, например,
«Колобок», который попадает в трудное или опасное положение, а
дети могут выступать в роли помощника или защитника;
в другой ситуации педагог, пробуждая у дошкольников сочувствие к
персонажам, может предложить им не только выручить или спасти
полюбившихся героев, но и просто порадовать их совместными
играми. Так, дети идут в гости к игрушкам, чтобы позаниматься с
ними и поиграть в веселые игры, которые им очень нравятся. На
первых порах педагог сообщает детям развитие сюжета постепенно:
«Пойдем к кукле, а теперь поиграем с куклой в догонялки»;
персонажи могут нуждаться в уходе и присмотре. Педагог
предлагает поухаживать за маленькими беспомощными цыплятами
и поучить их, прийти на помощь заболевшим зверятам. Интерес
детей вызывает также воображаемая ситуация, представленная им в
яркой образной форме и связанная с необычными условиями, в
которых они должны действовать. Например, приключения во время
«путешествия» по реке. Эти условия побуждают детей находить
новые для них характеристики движений. Принимая игровые
обстоятельства,
предложенные
педагогом,
дети
выполняют
плавные, замедленные движения как будто бы во время качки на
корабле, имитируют лазанье по корабельным снастям.
Использовать соответствующее музыкальное сопровождение. Так,
во время игры «Солнышко и дождик» дети убегают, услышав шум
дождя (граммзапись), и выходят погулять, когда поют птички.
[5]
При подборе упражнений учитывать возрастные особенности детей,
принимать
во
внимание
уровень
их
физической
подготовленности.
Соблюдать структуру физкультурных занятий состоящей из трех частей
вводной, основной, заключительной. (Во вводной части нужно ввести
организм в состояние подготовленности к основной части, основная часть
занятия содержит упражнения общеразвивающего характера, основные виды
движений, в ней проводится подвижные игры. В заключительной части
происходит постепенный переход от усиленной мышечной деятельности к
спокойному состоянию).
Использовать нестандартное и стандартное физкультурно-
оздоровительное оборудование спортивного зала или игровой площадки,
соблюдая технику безопасности на них. Развивать воображение детей,
предлагая
по-новому
взглянуть
на
физкультурный
инвентарь.
Так,
гимнастические палки в руках детей превращаются то в «лошадок», то в
«ветви и коряги» дремучего леса. Обручи одновременно могут быть
«кочками», «гнездами для птиц» и «домиками для зверюшек»
Одним из средств повышения интереса на занятии по физической
культуре,
является
музыкальное
сопровождение.
Характер
музыки
подсказывает детям образ упражнений под музыку, они выполняют задания
более чётко, ритмично-координированно, выразительно, дети больше следят
за своей осанкой. При проведении образовательной деятельности по
физической культуре стараюсь отходить от строгих правил и требований
дисциплины. Влияя на двигательную активность и эмоциональный настрой,
стараюсь вызвать у детей радость и оживление на физкультурных занятиях,
разрешаю
им
общаться
между
собой,
но
советую
быть
при
этом
внимательными и не мешать товарищам слушать и выполнять указания.
Развитию интереса к двигательной активности способствует частая
смена обстановки, это заставляет детей по-разному приспосабливаться к
новому, применять различные варианты в каждом конкретном случае. Чем
[6]
чаще меняется обстановка физкультурного оборудования, тем больший
двигательный опыт приобретают дети.
Таким
образом,
организация
двигательной
активности
детей
дошкольного
возраста
способствует
развитию
двигательных
навыков,
формированию основ для их дальнейшего совершенствования, а также
интереса и ценностного отношения к физической культуре.
[7]