Автор: Руденко Елена Александровна
Должность: учитель индивидуального обучения детей с ОВЗ
Учебное заведение: ГБОУ "Свердловский УВК № 1"
Населённый пункт: Луганская Народная Республика г.Свердловск
Наименование материала: Статья
Тема: «Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы». Из опыта работы.
Раздел: среднее образование
Статья «Работа с детьми с ограниченными возможностями
здоровья в условиях общеобразовательной школы». Из опыта
работы.
Руденко Елена Александровна, учитель индивидуального
обучения ГБОУ «Свердловский УВК № 1»
Аутизм - расстройство, возникающее вследствие нарушения развития
головного
мозга
и
характеризующееся
выраженным
и
всесторонним
дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными
интересами и повторяющимися действиями.
Термин «аутизм» был введен швейцарским психиатром О.Блейлером.
СТАТИСТИКА
На сегодняшний день в мире официально зарегистрировано 6,5
миллионов аутистов. Только за последние 30 лет статистика этого
заболевания резко увеличилась:
по данным «Всемирной организации аутизма», в 2008 году 1
случай аутизма приходится на 150 детей. За десять лет количество детей с
аутизмом выросло в 10 раз.
Аутизм называют болезнью 21 века и главной загадкой третьего
тысячелетия.
АУТИСТЫ – ДЕТИ ДОЖДЯ
В основном, аутисты – мальчики. У девочек аутизм встречается редко,
5-7 случаев на 100 человек.
Почему АУТИСТЫ – ДЕТИ ДОЖДЯ?
2 версия
«Людьми дождя" их звали задолго до одноимённого фильма. Было
замечено, что в большинстве своём аутисты очень любят смотреть на дождь -
только без грозы, грома и молнии. Для примера: все "нормальные" люди,
когда хочется побыть наедине, тоже к дождю неравнодушны.
Аутисты "наедине" всегда...
АУТИЗМ:
болезнь или гениальность?
Большинство аутистов – талантливые и одаренные люди. В народе это
заболевание часто называют «Болезнь гениев», хотя у каждого конкретного
аутиста уровень интеллекта может быть от минимального до самого
высокого. У детей с синдромом Каннера интеллект чаще всего снижен, тогда
как дети с синдромом Аспергера могут быть весьма одаренны в опредленной
сфере. Доказательство тому — всемирно известный Билл Гейтс.
Многие
выдающиеся
личности
страдали
различными
формами
аутизма. Среди них: Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Джордж Оруэлл,
Герберт Уэллс, Моцарт, Кант, Сократ, Дарвин, Льюис Кэрролл, Леонардо да
Винчи, Винсент Ван Гог, Микеланджело, Пикассо, Йетс и другие великие
люди.
Расстройства аутистического спектра – это общее расстройство
развития,
характеризующееся
стойким
дефицитом
способности
поддерживать и инициировать социальное взаимодействие и социальные
связи.
Один из учеников второго класса с диагнозом – аутизм с
умственной отсталостью. Необходимо для него подготовить
программу АООП по предметам, постоянно искать
индивидуальный подход, изучать особенности поведения и
восприятия, быть всегда на связи с родителями. Учитель узнал, как
выполняли родители советы психолога, педагога, логопеда. Зная,
что такие дети слабо реагируют на других людей и плохо
усваивают навыки, необходимые для общения, первостепенной
задачей было расположить ребенка к себе, к незнакомому ему
человеку. Нужно было дать время, чтобы он привык к учителю.
Первый контакт состоялся. На последующих занятиях нужно было
входить в личный мир ребенка с целью внесения изменений в его
режим дня и поведение, не оказывая на него давления, понимая, что
негативные впечатления от занятий могут вызвать отказ
продолжать взаимодействие. Но найти контакт с детьми данной
категории возможно. Нужно только подстроиться под интересы
детей (давать ребенку игрушки, которые ему нравятся или
необходимые вещи), как правило, у них есть свои своеобразные
пристрастия, а затем постепенно переключаться на учебный
процесс. В арсенале учителя должно быть много заготовок видов
работы, так как после 2-3 минут внимание быстро переключается
на другие объекты восприятия. Четкий ритм организации занятия
дает ощущение стабильности любому ребенку, а таким детям
особенно. Пришлось составить рисованное расписание: карточки «я
ем», «я гуляю», «я сплю», «я занимаюсь»»я еду на транспорте»,
таких картинок очень много. Ребенок может показать на картинку с
вилкой, сообщая при этом:»Я хочу есть». Или показать на
телевизор, чтобы сообщить: «Я хочу посмотреть телевизор». Так
ребенок будет, что ему сегодня предстоит сделать. И сам он сможет
пользоваться карточками, если что-то захочет сказать, а не
сможет )если не захочет) словами. Такие карточки очень облегчили
взаимопонимание и общение друг с другом. Конечной целью
является сформировать у ребенка коммуникативную функцию речи
– то есть, чтобы он мог высказать человеку свою просьбу, желание,
ответить на вопрос. В общем. Чтобы научился общаться.Кроме
того, становится понятно, что учебный процесс должен проходить в
первой половине занятия, а во второй – заниматься другой
деятельностью, которую предпочитает ребенок. Занятия должны
быть положительно окрашены. От этого зависит, в каком
насороении ребенок покидает занятие и идет к родителям.
Моторные реакции с таким расстройством тоже бывают
необычными. Часто дети совершают ритмичные повторяющиеся
движения. Так, во время занятий, ребенок мог неожиданно
прыгнуть и бежать на одном месте или стать, согнув спину, при
этом руки висели, как плети. Тогда приходится брать за руки и
просить, чтобы посмотрел, как ходят другие люди и самому стать
ровно, а руки прижать к телу. Копируя движения, ребенок
испытывает трудности, путая верх-низ, право-лево, вперед-назад
при выполнении пальчиковой гимнастики, физминуток.
Приходилось повторять движения по несколько раз. Отмечена еще
одна особенность в поведении ребенка – «смотреть сквозь»
человека или за его спину. При этом отсутствует живая
выразительная мимика и целенаправленные жесты, не смотрит в
глаза окружающим. Если все же фиксирует взгляд, то при этом
застенчиво опускает глаза, и на лице появляется чувство
дискомфорта. Снова приходилось брать ребенка за руки и говорить,
чтобы посмотрел в глаза. Когда это удавалось сделать, ребенок как
бы «возвращался» назад в комнату, и занятия продолжались.
Важно, чтобы ребенок научился «видеть» человека вообще,
получать положительный опыт от общения для адаптации, в
окружающем мире, стать развитой личностью, устранять пробелы в
развитии, решать проблемы в общении, поведении. Конечно,
многое зависит от того, насколько гармонично будут развиваться
наши отношения.
Чувства привязанности, симпатии и расположение к новому
человеку создают ребенку другой положительнфй эмоциональный
опыт, это является дальнейшей основой для складывания
межличностных отношений иустановления атмосферы доверия и
безопасности. Спустя несколько занятий удалось создать такую
атмосферу, и сразу был установлен контакт. Мальчик не избегает
телесных контактов, сам прижимается, не отстраняется от ласки
близких, берет за руку, радуется приходу учителя. Для ребенка, в
силу его особенностей, очень важно общение с людьми на
понятном для него языке, пусть и не общепринятом. Главное, что
это прямой язык без оценивания, вне социально-нормативной
окраски. В этом проявляется уважение к ребенку как к личности,
пусть и несколько иначе организованной. Таким образом, наши
занятия проходили в удобной для ребенка форме: сидя на полу, на
диване, в кресле, на прогулке и т.д. Писали мы не только
шариковой ручкой, но и цветными мелками, карандашами,
фломастерами, затем плавно, ненавязчиво переходили к шариковой
ручке. Поглаживания по голове, придерживание своей рукой руки
малыша – все это вызывало чувство защищенности и поддержки у
ребенка со стороны взрослого. Тогда ребенок брал руку учителя,
показывая этим, что готов продолжать заниматься.Вместевыбирали
место для письма:тетради с крупной клеткой, магнитную доску,
альбомные листы, бланки, планшет и т.д. Такому ребенку
необходимо предоставить возможность самому выбрать место,
комнату для занятий. Убрать все яркие, крупные, звучащие
игрушки и предметы. Во время занятий, насколько это возможно,
звукоизолировать комнату, чтобы он не обращал внимание на
любые раздражители: гул самолета или машины, голоса людей.
Реакция на все живое, яркое необычайно сильна, все внимание
направляется на отдельные, бросающиеся в глаза предметы. Любит
все новое и яркое. Ребенок не умеет еще управлять своим
вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений.
Смотрит в окно, вспоминает запомнившиеся сюжеты из
прошедших дней, начинает разговор о постороннем, не
относящемся к теме занятия. В таком случае лучше остановить
занятие, закончить разговор о начатом, подытожить и плавно
перейти к учебной деятельности, либо связать, т.е. найти общее с
изучающим материалом. Возникающие в сознании детей образы,
представления вызывают сильные переживания, которы оказывают
тормозящее влияние на мыслительную деятельность. Поэтому, если
суть предмета не находится на поверхности, если она
замаскирована, то младшие школьники и не замечают ее. В
незнакомых ситуациях ребенок следует вопреки своему здравому
смыслу, при этом независимо от выбора поведения, он испытывает
чувство сильного напряжения, смятения, испуга. Нужно дозировать
аффективные контакты с ребенком, т.к. в ходе занятий выяснилось,
что наступает перенасыщение – когда даже приятная ситуация
становится для ребенка дискомфортной и разрушает уже
достигнутое. Общение с ребенко ведется негромким голосом,
в3некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже
шепотом. Не стоит настаивать на продолжительности выполнения
задания в случае отказа, а следует выяснить причину и предложить
самому определиться с выбором следующей деятельности.
Мотивация может принимать разные формы, она может идти через
развитие стереотипов (желание действовать в определенном месте
и определенным образом).Важно, чтобы движение шло по пути
развития с коррекцией неадекватных форм поведения. С таким
подходом улучшается учебная деятельность. В процессе учебной
деятельности начали развиваться все процессы памяти:
запоминание, сохранение, воспроизведение информации. Хотя с
этим у ребенка были большие проблемы. В младшем школьном
возрасте основной вид мышления – наглядно-образное. Специфика
данного вида мышления заключается в том, что решение любой
задачи происходит в результате внутренних действий с образами,
поэтому на каждое занятие необходим наглядный материал.Это
яркие предметы и игрушки. Большое значение в усвоении понятий
имеют специально организованные наблюдения, в основе которых
лежит восприятие предмета. Рассказ ребенка строится на основе
вопросов, задаваемых взрослым в определенном порядке. Это
приводит к тому, что восприятие систематизируется, становится
более целенаправленным.
Ребенку трудно сосредоточиться на однообразной и
малопривлекательной для него учебной деятельности, требующей
умственного напряжения, поэтому занятия проходят в игровой
форме. Мальчик любит разговаривать о поездах. Привязываем это
разговор к теме занятия. То вагоны нумеруем, то пассажиров
рассаживаем, то машинистов меняем, то подписываем им разные
имена, обыгрываем разные жизненные ситуации. Проявлялись
определенные странности и в речи – многократное повторение
какой-то фразы «Я люблю макароны». Эту фразу он мог повторять
бесконечно. Но практика показала, что нужно переключать
внимание ребенка на что-то другое. Например, подать карандаш
определенного цвета, найти предмет, который упал на пол и т.д.
Для занятий и для игры используем необычные материалы –
предметы домашнего обихода: обувь, веревки, посуду, коробки и
т.д. Так как счетные палочки и счетный материал вызывали у
ученика раздражение. То ребенок бежал на кухню или в коридор и
приносил те предметы, с которыми он хотел работать. Повышенная
чувствительность зачастую сопровождается повышенной
тревожностью. Например, папка для уроков технологии не должна
лежать на столе, ребенок постоянно кладет ее в портфель, не
вытаскивает цветные карандаши из пенала, а если вытащил, то
сразу их кладет обратно.
Сюжетно-ролевые игры даются сложно. Перед такой игрой
обязательно проводится работа по развитию речи. Игра проводится
в такой последовательности: рассматривается картинка,
описывается животное, потом происходит перевоплощение ребенка
в тот или иной образ. Животное получается причудливым и
необъяснимым, таким, каким его представляет ребенок.
Необходимо отметить важный момент – каждую игру или
упражнение нужно проводить несколько раз для закрепления
результата. Положительный результат в работе над развитием
личности ребенка, помощи в социальной адаптации и в
преодолении трудностей в сфере социального взаимодействия
оказали цветотерапия, дыхательные упражнения , пальчиковые
игры. Коррекционно-развивающая работа должна включать в себя
и различные виды массажей. Особенно эффективным является
массаж пальцев рук и ушных раковин. В этой статье идет речь о
процессе, в котором требуется терпение и настойчивость, но не
применение физической силы, резких движений, громкого голоса,
так как ребенок может снова «закрыться», «уйти» в свой мир. И
несомненно. Учитель должен настроиться на долгую и терпеливую
работу с аутичным ребенком. Надо быть внимательным к личности
ребенка, к его интересам. Помочь ему раскрыть свою
индивидуальность и таланты, открыть перспективы для будущего
развития личности, дать возможность ей самоутвердиться. И в
ответ вы получите внимание и удовлетворение от полученного
результата.
Каковы же современные подходы в работе с РАС
Вербальный поведенческий подход (ABA)
В области прикладного
анализа поведения (ABA) существует множество направлений, и вербальный
поведенческий подход является одним из них. Данный метод сосредоточен
на развитии функциональной речи. Отправной точкой в этом подходе служит
внутренняя мотивация ребенка, который получает награды для подкрепления
различных видов коммуникации (просьб, называния и так далее). В рамках
этого подхода языку обучают точно так же, как и любому другому
поведению, и каждый компонент речи делится на небольшие шаги.
Например, если ребенок очень любит мороженое, то первое, чему его учат,
это произносить слово «мороженое». Таким образом, желание ребенка
заполучить то, чего ему хочется, используется для стимуляции у него речи.
Говоришь
«мороженое»
—
получаешь
мороженое.
Вербальный
поведенческий
подход
также
использует
многократные
повторения,
подсказки и постепенное формирование желательного ответа. Если ребенка
учат просить мяч, то сначала в качестве просьбы принимается «ма». Со
временем, при тщательном сборе и анализе данных, критерии становятся
более строгими до тех пор, пока ребенок не сможет отчетливо говорить
«мяч».
Язык жестов.
Когда вы называете окружающие предметы всегда
сопровождайте их жестом, чтобы когда ребенок слышит слово, он
одновременно учил соответствующий жест. Рассматривая язык жестов как
вид коммуникации всегда нужно учитывать возраст ребенка и его навыки
мелкой моторики. Если у ребенка есть проблемы с мелкой моторикой, и он
не может выполнить последовательность из сложных жестов, то жестовый
язык — не лучший вариант. Возраст важен потому, что вам нужно учитывать
широту круга общения ребенка.
Коммуникационная система обмена изображениями (PECS). С
помощью системы PECS ребенок учится обменивать фотографии нужных
ему предметов на сами предметы. Изображения PECS легко использовать,
всегда можно взять с собой, и они могут подробно описывать все, что есть в
окружении
ребенка.
С
помощью
PECS
можно
научить
ребенка
сформулировать просьбу целым предложением, попросить о нескольких
вещах сразу, рассказать, как прошел день, просто поговорить и т.д.
Преимущество PECS по сравнению с жестами в том, что картинки или
фотографии сможет понять любой человек. Если ребенок неточно показывает
жест, то никто не поймет, чего же он хочет. С системой PECS вы можете
использовать картинки или реальные фотографии предметов в зависимости
от того, что больше подходит вашему ребенку. Еще одним плюсом PECS по
сравнению с жестами является то, что эта система подходит для общения с
ровесниками. Обычный трехлетний ребенок может не понять жеста «играть»,
но он точно поймет, что карточка с изображением кукольного дома означает
«Хочешь поиграть с кукольным домом?»
Недостатки этой системы, о которых мне сообщали родители,
включают
трудности
с
постоянным
добавлением
различных
фотографий/картинок, и если у ребенка быстро меняются интересы, то
приходится также быстро менять карточки.
Вспомогательные коммуникационные устройства. Использование
вспомогательного
коммуникационного
устройства
позволит
ребенку
создавать речь с помощью голосового синтезатора. Ребенок вставляет
картинки, печатает или нажимает на кнопки, а устройство воспроизводит
соответствующие слова с помощью искусственного голоса. Так как это
технологическое
устройство,
необходимо,
чтобы
ребенок
обладал
достаточными интеллектуальными способностями, чтобы пользоваться им
независимо от взрослых. Однако если у вас есть Ipad, то для него существуют
отличные приложения для коммуникации (такие, как Proloquo 2 Go), с
помощью которых невербальные дети могут общаться лишь несколькими
движениями пальцев. Преимущество таких технологий в том, что они
подходят людям с разными физическими возможностями, так как их можно
модифицировать и адаптировать для детей, которые плохо видят, не могут
печатать или плохо слышат. Такие приложения и устройства легко взять с
собой, и они позволяют ребенку быстро сообщить, что он хочет, о чем он
думает, как относится к чему-либо, и в чем нуждается. Некоторые устройства
можно программировать по мере необходимости, наполняя специфической
информацией, для которой нельзя подобрать фотографию (например,
длинной шутки про «тук-тук»). Другие устройства более ограничены и их
трудно запрограммировать для продолжительных разговоров или диалога.
Языковое
погружение. Этот
метод
обычно
применяется
в
дошкольных учреждениях или детских садах, в которые принимают детей с
особыми потребностями. На протяжении всего дня в группе ребенок
погружается в среду, мотивирующую его для речи. Каждый предмет четко
называется, и каждый ребенок вовлекается в разговор, даже если не может
разговаривать («Дэвид, мой пиджак синего цвета? Кивни, если мой пиджак
синего цвета»). Педагоги работают индивидуально с каждым ребенком,
обучая его играть по очереди, поддерживать контакт глазами и обращать
внимание на то же, что и другой человек. На мой взгляд, такие занятия очень
напоминают метод Кегеля или обучение базовым реакциям, один из
подходов АВА. Преимущество языкового погружения, как и обучения
базовым навыкам для коммуникации, в том, что родители могут легко
применять этот метод в общении со своим ребенком. Подобные техники
сосредоточены на тех этапах развития, которые обычно ведут к появлению
первых слов, таких как лепет, различение звуков, имитация, реакция на
устные инструкции и общение с помощью жестикуляций. Индивидуальная
работа с ребенком включает естественное общение и поощрение. Например,
вы можете реагировать на лепет ребенка так, как будто это слова, и
поддерживать с ним разговор. Описывайте свои действия и то, что делает
ребенок, даже если он никак вам не отвечает («Мы идем вверх по лестнице.
Давай считать ступеньки: 1, 2, 3, 4… »). Когда вы это говорите,
поддерживайте контакт глазами, опирайтесь на общие с ребенком интересы и
превращайте обучение в веселую игру.
Начиная занятия с ребенком с аутизмом не нужно стремиться к
быстрому установлению контакта, чтобы не испугать его. Учитель находится
как бы на расстоянии, предлагая ребенку задания и игры с учетом его
желания. Если игра не вызвала отклика, то заменяем ее на другую. Запас
различных вариантов игр и заданий в арсенале педагога всегда должен быть
наготове. На первых этапах в построении занятия мы следуем за ребенком,
его желаниями и предпочтениями. Если ребенок отказывается заниматься за
столом, мы предлагаем попробовать на ковре, но при этом пытаемся
привлечь его внимание к столу, оставляя там заинтересовавшие ребенка
игрушки, картинки и другие вещи с прошлых занятий. Есть вероятность, что
малыш подойдет к столу и даже сядет на стульчик. При любом негативном
отношении аутичного ребенка к заданию, игре или игрушке, их сразу стоит
отложить. Но в следующий раз мы опять пробуем вновь ввести их. При
спокойной, доверительной обстановке и постепенном привыкании у ребенка
исчезнет страх, чувство скованности, он будет легче принимать новую
ситуацию.
Для самых первых игр лучше всего выбрать различные пирамидки,
матрешки, кубики, рамки-вкладыши, простые конструкторы, объемные
буквы, цифры. С таким игровым материалом ребенок способен играть
длительное время и с большим удовольствием. Если у ребенка что-либо не
получается, педагог тактично и очень ненавязчиво подсказывает или
оказывает необходимую помощь. Ход игры мы сопровождаем речью. Голос
при этом спокойный, негромкий, убаюкивающий.
Одна из значительных трудностей в работе с ребенком с аутизмом – это
установление вербального контакта. Очень редко у таких детей наблюдается
полноценная речь. Чаще всего это монотонные звукоподражания. В связи с
этим, все усилия учителя направлены на развитие речи как средства
коммуникации.
Установление контакта с детьми с РАС лучше всего происходит в
игровой форме.
Игры с детьми с аутизмом:
1. Игра «Покажи нос»
2. Игра «Что пропало»?
3. Игра «Сделай, как я»
4. Совместное рисование и лепка.
Рекомендации по работе с детьми – аутистами:
-взаимодействуйте с ребенком, только когда он готов к этому,
-принимайте его таким, какой он есть,
-придерживайтесь определенного режима дня,
-соблюдайте ежедневные ритуалы,
-не повышайте голос и не издавайте громких звуков,
-все общение и обучение вести через игрушку, значимую для ребенка.
-чаще общайтесь с ребенком.
Синдром Каннера.
В 1943 году впервые было описано такое явление, которое носит название
синдром Каннера или классический аутизм.
Спектр детей с классическим аутизмом включает триаду аутических
расстройств, у них нарушена творческая игра, социальное взаимодействие и
коммуникация. Часто проявляется стереотипное поведение, интересы и
деятельность. Как правило, видны эти нарушения в возрасте от 1,5 до 3 лет.
Часто дети с синдромом Каннера не говорят до 3-4 лет, начав говорить они,
часто повторяют неосознанно заученные фразы, не общаются и не
взаимодействуют с другими детьми. У большинства детей прослеживаются
тяжёлые сенсорные трудности.
Синдром Аспергера.
Дети с синдромом Аспергера, носят самую лёгкую степень из расстройств
аутического спектра, в частности, потому, что симптомы более управляемым
и эти дети, как правило, имеют прекрасный прогноз на будущее с помощью
постоянных
и
правильных
методов
коррекции.
У
них
часто
не
прослеживается значительной задержки речи по сравнению с другими в
спектре, но у них так же возникают трудности в социализации и
коммуникации.
Ниже приведено в пример поведение, которое тесно связанно с синдромом
Аспергера:
1.
Ограниченные или неадекватные социальные взаимодействия
2.
Повторная речь, речь выглядит заученной и монотонной, как у робота
3.
Проблемы с невербальной коммуникацией (жесты, выражение лица, и
т.д.)
4.
Тенденция обсуждать себя, а не других
5.
Неспособность понять социальные и эмоциональные проблемы
6.
Отсутствие контакта глаз при взаимной беседе
7.
Одержимость конкретными, часто необычными темами
8.
Разговоры часто носят односторонний характер
9.
Неловкие движения или манерность.