Авторы: Кунгурцева Наталья Николаевна, Наталья Николаевна Кунгурцева
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №83
Населённый пункт: г.Мурманск
Наименование материала: Статья
Тема: «Воспитание культурно-гигиенических навыков, как важнейшая составляющая часть воспитания культуры поведения дошкольников».
Раздел: дошкольное образование
Кунгурцева Наталья Николаевна
воспитатель МБДОУ № 83 г. Мурманска
Проект на тему:
«Воспитание культурно-гигиенических навыков, как важнейшая
составляющая часть воспитания культуры поведения дошкольников».
Здоровье каждого человека закладывается еще с ранних лет, с самого
детства. Организм ребенка очень пластичен и гораздо чувствителен, и
восприимчив к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого
человека. От того, каковы эти воздействия – благоприятные они или нет,
зависит, как сложится его здоровье и развитие в будущем.
Обучение и воспитание детей основам культуры поведения имеет
большое значение в укреплении и сохранении здоровья ребенка.
Дети дошкольного возраста должны понимать, что соблюдение
опрятности - это неотъемлемое правило в жизни любого человека.
Содержание в чистоте тела, лица, прически, рук, одежды, обуви, должны
соблюдаться не только согласно требованиями гигиены, но и нормами
человеческих отношений.
Все эти правила и знания должны войти в сознание детей путем
обучения и систематического воспитания. И этим в первую очередь должны
заниматься родители и педагоги.
Наши отечественные педагоги (Ф.С. Левин-Щирина, В.Г. Нечаева, В.А.
Горбачева и др.) и психологи (В.С. Мухина, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон и
др.) доказали, что дети дошкольного возраста способны сами, осознанно
усваивать правила, нормы поведения и взаимоотношения между собой.
Обогащение здоровья ребенка - эта всегда актуальная и приоритетная
задача. В процессе повседневной работы с детьми педагогу необходимо
стремиться к тому, что выполнение ребенком правил личной гигиены стало
для него естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно у
него совершенствовались.
Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение,
разговаривать, писать и читать. Уход за собой дает человеку прекрасное
ощущение чистоты, здоровья.
Главная задача для педагога - формировать простейшие навыки
опрятности и ухода за собой, закладывать фундамент гигиенической
культуры.
Формирование
привычек
и
навыков
осуществляется
под
непосредственным
педагогическим
воздействием
взрослых
и
всей
окружающей обстановки.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет
важнейшую
роль
в
охране
их
здоровья,
способствует
правильному
поведению в быту и общественных местах.
От знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил
зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.
Взрослые приучают детей выполнять не только то, что им приятно, но
и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.
Работая с детьми, я заметила, что у детей, вновь пришедших в детский
сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной
гигиены.
Таким образом, проблема воспитания культурно - гигиенических
навыков стоит достаточно остро.
Проект
будет
способствовать
развитию
у
детей
навыков
самообслуживания, расширению умений и навыков в области гигиены и
укреплению здоровья детей.
Поэтому я решила работать над темой «Воспитание культурно-
гигиенических навыков, как важнейшая составляющая часть воспитания
культуры поведения дошкольников». В этом же направлении я решаю не
менее важные задачи по формированию начальных представлений о
здоровом образе жизни и по сохранению и укреплению здоровья детей как
физического, так и психического.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель проекта: Формирование культурно-гигиенических навыков и
навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста.
Задачи проекта:
-
развивать
культурно-гигиенические
навыки,
формировать
простейших навыки поведения во время еды, умывания;
- приучать детей следить за своим внешним видом;
- продолжать формировать умение правильно пользоваться мылом,
аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать
полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком;
-
знакомить с алгоритмом выполнения культурно-гигиенических
навыков;
- формировать простейшие навыки поведения за столом: правильно
пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать
пищу с закрытым ртом, не разговаривать во время еды с полным ртом;
-
формировать
начальные
представления
о
ценности
здоровья:
здоровье начинается с чистоты тела;
- формировать у дошкольников потребность в соблюдении навыков
гигиены и опрятности в повседневной жизни;
- активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков
личной гигиены дома;
- обогащать предметно-развивающую среду группы.
Планируемые результаты:
Для детей:
-
овладение
культурно-гигиеническими
навыками
и
навыками
самообслуживания;
2
- умения одеваться и раздеваться самостоятельно и в определенной
последовательности.
Для родителей:
- просмотр консультаций по вопросам формирования культурно-
гигиенических навыков;
- укрепление связей между детским садом и семьей, изменение позиции
родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.
Условия для реализации проекта:
- воспитание у детей привычки к здоровому образу жизни;
- единство требований со стороны взрослых;
-
соответствие
воспитания
возрастным
и
индивидуальным
особенностям детей;
- постоянно закрепление гигиенических навыков дома, воспитываемых
у ребенка в детском саду;
- пример взрослых.
Для
реализации
проекта
предполагаю
использовать
следующие
технологии:
- здоровье сберегающая: проблемно-игровые, коммуникативные игры,
динамические
паузы,
подвижные
игры,
дыхательная
гимнастика,
сказкотерапия, пальчиковая гимнастика;
- личностно-ориентированная: игры, занятия, упражнения, наблюдения,
образно-ролевые игры;
- социоигровые: игры-драматизации, игры с правилами, проблемные
ситуации;
- информационно-коммуникативные: презентации, видеоматериалы.
В ходе проекта планирую использовать:
- личный пример работников детского сада, родителей;
- использование художественной литературы, фольклора;
- схемы-модели: последовательность этапов для отдельных режимных
моментов;
- обеспечение чистоты среды;
- соблюдение правил этикета;
- психологическая культура взаимоотношений.
Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать
этот процесс доступным, интересным, увлекательным и ненавязчивым.
Торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность
спокойно выполнять осваиваемые действия. Подобная обстановка позволит
сохранить
у
них
положительно-эмоциональный
настрой.
Однако
необходимость укладываться в отведенное для режимных процессов время,
остается.
Здоровье детей - одна из главных проблем семьи и детского сада.
3
Тема здоровья особенно актуальна в наше время, ведь любой стране
нужны личности здоровые, активные и гармонично развитые. Формируя у
детей культурно-гигиенические навыки, мы учим их, беречь и укреплять своё
здоровье.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап – организационный:
- наблюдения за детьми, проведение диагностики, организация
предметно-развивающей среды, подборка литературы, игр, иллюстраций;
- рассматривание иллюстраций, выполнение поручений, игровая
деятельность.
2 этап – основной:
- совместная деятельность педагога и дошкольников;
- ввод в игровую ситуацию формулирующую проблему;
- организация занятий, бесед, игр, чтение художественной литературы;
- оказание помощи детям при реализации замыслов.
- привлечение родителей.
Дети вживаются в игровую ситуацию, пытаются найти способы
решения
проблемы.
С
помощью
воспитателя
выбирают
предметы
-
заместители для игры, экспериментирования, книги для рассматривания,
повторяют за педагогом действия, слова знакомых стихотворений.
Формы работы:
- использование культурно-гигиенических навыков в познавательной
деятельности:
«Мои здоровые зубки»;
«Доброе утро расческа»;
«Помоги зайке сберечь здоровье»;
«Доктор Айболит»;
«Чтобы быть здоровым»;
«Водичка, водичка»;
«Учим куклу мыть руки»;
«Научим Аню – растеряшу убирать вещи»;
«Рассматривание одежды куклы Насти.»;
«Одевание куклы Юли на прогулку»;
«Сохраним свое здоровье»»
«Как нужно правильно ухаживать за собой.»;
В речевом развитии чтение потешек: «Теплою водою»;
И. Демьянов «Замарашка», А. Кондратьев «Зеркало», Р. Сеф «Мыло»;
Э. Мошковская «Уши», И. Токмакова «Гном», Р. Куликова «Мыло»;
Г Зайцев «Дружи с водой».
- чтение произведений детских писателей:
4
К. Чуковский «Мойдодыр», Л. Барто «Девочка чумазая», С. Бялковская
«Юля-чистюля», М. Александрова «Купание».
- использование стихов и потешек во время приема пищи: Г. Лагздынь
«Куклу кормили?»;
О. Дриз «Ну и каша!», Э. Мошковская «Маша и каша»;
С.
Капутикян
«Кто
скорее
допьет?»,
«Ножками
потопали»,
A. Прокофьев «Вечером», Г. Лагздынь «Просто объеденье!», И. Токмакова
«Ай да суп!».
- при формировании опрятности:
Потешки: «Уж я косу заплету», «Где мой пальчик?»;
«Мне уже четыре года» (фольклор), «Завяжу потуже шарф», «Водичка,
водичка»;
Г. Лагздынь «Одевали малыша», С. Капутикян «Пожалейте нас!»;
Э. Успенский «Мальчик стричься не желает»;
Э. Мошковская «Митя и рубашка», Е. Благинина «Как у нашей Ирки»;
Э. Мошковская «Митя и рубашка».
- при формировании бережного отношения к вещам:
К. Жанэ «Братишки», А. Шибаев «Подружки», И. Муравейка «Я
сама!»;
М. Александрова «Что взяла - клади на место!»;
А. Барто «Лошадка», Е. Благинина «Приходите, поглядите»;
Н. Глазкова «Танечка-хозяйка», Н. Глазова «Мальчик Петя».
- беседы с детьми на темы:
«Чистота и здоровье», «Когда надо мыть руки?»;
«От чего болят зубы?», «Что значит быть здоровым?»;
«Витамины я люблю, быть здоровым я хочу»;
«Друзья Мойдодыра».
- дидактические игры и упражнения:
«Таня простудилась», «Сделаем куклам разные прически»;
«Вымоем куклу», «Правила гигиены», «Как мы моем ладошки и
отжимаем ручки», «Покажем кукле Кате как умеем одеваться (раздеваться)»,
«Расскажем Катюше, как надо правильно кушать»;
«Покажем, как складывать одежду перед сном (убирать ее в
шкафчик)».
- экскурсии:
В прачечную детского сада, в медицинский кабинет.
- рассматривание и обсуждение картин:
«Дети обедают», «Мама купает ребенка», «Игра с куклой».
5
- игровые ситуации:
«Кукла Катя не хочет мыть руки», «Как мы помогали кукле собраться в
гости», «Поможем куклам накрыть на стол», «Мы в гостях», «Готовимся к
приходу гостей».
- проблемные ситуации:
«Кукла испачкалась, как сделать ее чистой?»;
«Почему у кукол грязное полотенце?»;
«Почему Хрюшу не приглашают в гости?».
- познакомить с алгоритмами:
«Мытье рук»;
«Последовательность одевания на улицу»;
«Вытирание рук насухо полотенцем».
- консультации с родителями:
«Формирование культурно-гигиенических навыков у детей»;
«Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка»;
«Личная гигиена дошкольников»;
«Как правильно одевать ребёнка на прогулку»;
«Как приучить ребёнка к аккуратности и опрятности»;
«Как научить ребёнка одеваться самостоятельно»;
«Привитие и воспитание культурно-гигиенических навык у детей»;
«Как приучить ребенка быть аккуратным», «Как ухаживать за зубами»;
«О культуре еды ребенка шести лет», «Сервируем стол к празднику»;
«Папки-передвижки для родителей»;
«Индивидуальные беседы»;
«Сообщения на родительском собрании.
3 Этап - заключительный.
Деятельность педагога и детей.
Дошкольники на этом этапе самостоятельно: рассказывают короткие
стихотворения и потешки об умывании, сопровождая действия текстом,
отвечают на вопросы, знают процессы умывания, одевания на картинках,
правильно называют эти процессы, переживают положительные чувства в
связи с выполнением гигиенических процедур, оказывают помощь друг
другу, проявляют самостоятельность в умывании, одевании, кормлении,
рассматривают
в
зеркале
свое
чистое
лицо,
играют
в
сюжетно
-
отобразительные игры и т.д.
ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА
6
Продолжать
работу
по
формированию
культурно-гигиенических
навыков. Дать детям общее представление о здоровье как ценности, о
котором необходимо постоянно заботится, научить беречь свое здоровье и
заботиться о нем. Дать детям знания о витаминах, об их пользе для здоровья
человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах, фруктах и ягодах.
В среднем и старшем дошкольном возрасте работа по формированию
культурно- гигиенических навыков активно продолжается. Содержание
педагогического процесса на этом этапе заключается воспитании привычки
следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; совершенствовать
навыки еды и научить детей быстро одеваться и раздеваться, соблюдая
порядок в шкафу.
Для реализации данного проекта в дошкольном учреждении есть все
необходимые условия.
Исходя из проделанной и описанной мной работы, можно прийти к
выводу,
что
овладение
детьми
дошкольного
возраста
культурно-
гигиеническими
навыками
будет
успешнее,
благодаря
организации
обстановки,
способствующей
поддержанию
интереса
к
выполнению
культурно-гигиенических навыков.
Решающее значение для формирования культурно - гигиенических
навыков у детей дошкольного возраста имеет положительный опыт,
особенное значение, для накопления которого имеет общение и совместная
деятельность детей.
Необходимость
опрятности,
содержание
в
чистоте
лица,
тела,
прически, одежды, обуви продиктованы не только требованиями гигиены, но
и нормами человеческих отношений. При формировании культурно–
гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а
чрезвычайно
важный
процесс
социализации,
очеловечивания
малыша
«вхождения» его в мир взрослых.
7