Напоминание

«Воспитание культурно-гигиенических навыков, как важнейшая составляющая часть воспитания культуры поведения дошкольников».


Авторы: Кунгурцева Наталья Николаевна, Наталья Николаевна Кунгурцева
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №83
Населённый пункт: г.Мурманск
Наименование материала: Статья
Тема: «Воспитание культурно-гигиенических навыков, как важнейшая составляющая часть воспитания культуры поведения дошкольников».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Кунгурцева Наталья Николаевна

воспитатель МБДОУ № 83 г. Мурманска

Проект на тему:

«Воспитание культурно-гигиенических навыков, как важнейшая

составляющая часть воспитания культуры поведения дошкольников».

Здоровье каждого человека закладывается еще с ранних лет, с самого

детства. Организм ребенка очень пластичен и гораздо чувствителен, и

восприимчив к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого

человека. От того, каковы эти воздействия – благоприятные они или нет,

зависит, как сложится его здоровье и развитие в будущем.

Обучение и воспитание детей основам культуры поведения имеет

большое значение в укреплении и сохранении здоровья ребенка.

Дети дошкольного возраста должны понимать, что соблюдение

опрятности - это неотъемлемое правило в жизни любого человека.

Содержание в чистоте тела, лица, прически, рук, одежды, обуви, должны

соблюдаться не только согласно требованиями гигиены, но и нормами

человеческих отношений.

Все эти правила и знания должны войти в сознание детей путем

обучения и систематического воспитания. И этим в первую очередь должны

заниматься родители и педагоги.

Наши отечественные педагоги (Ф.С. Левин-Щирина, В.Г. Нечаева, В.А.

Горбачева и др.) и психологи (В.С. Мухина, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон и

др.) доказали, что дети дошкольного возраста способны сами, осознанно

усваивать правила, нормы поведения и взаимоотношения между собой.

Обогащение здоровья ребенка - эта всегда актуальная и приоритетная

задача. В процессе повседневной работы с детьми педагогу необходимо

стремиться к тому, что выполнение ребенком правил личной гигиены стало

для него естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно у

него совершенствовались.

Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение,

разговаривать, писать и читать. Уход за собой дает человеку прекрасное

ощущение чистоты, здоровья.

Главная задача для педагога - формировать простейшие навыки

опрятности и ухода за собой, закладывать фундамент гигиенической

культуры.

Формирование

привычек

и

навыков

осуществляется

под

непосредственным

педагогическим

воздействием

взрослых

и

всей

окружающей обстановки.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет

важнейшую

роль

в

охране

их

здоровья,

способствует

правильному

поведению в быту и общественных местах.

От знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил

зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.

Взрослые приучают детей выполнять не только то, что им приятно, но

и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.

Работая с детьми, я заметила, что у детей, вновь пришедших в детский

сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной

гигиены.

Таким образом, проблема воспитания культурно - гигиенических

навыков стоит достаточно остро.

Проект

будет

способствовать

развитию

у

детей

навыков

самообслуживания, расширению умений и навыков в области гигиены и

укреплению здоровья детей.

Поэтому я решила работать над темой «Воспитание культурно-

гигиенических навыков, как важнейшая составляющая часть воспитания

культуры поведения дошкольников». В этом же направлении я решаю не

менее важные задачи по формированию начальных представлений о

здоровом образе жизни и по сохранению и укреплению здоровья детей как

физического, так и психического.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель проекта: Формирование культурно-гигиенических навыков и

навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста.

Задачи проекта:

-

развивать

культурно-гигиенические

навыки,

формировать

простейших навыки поведения во время еды, умывания;

- приучать детей следить за своим внешним видом;

- продолжать формировать умение правильно пользоваться мылом,

аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать

полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком;

-

знакомить с алгоритмом выполнения культурно-гигиенических

навыков;

- формировать простейшие навыки поведения за столом: правильно

пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать

пищу с закрытым ртом, не разговаривать во время еды с полным ртом;

-

формировать

начальные

представления

о

ценности

здоровья:

здоровье начинается с чистоты тела;

- формировать у дошкольников потребность в соблюдении навыков

гигиены и опрятности в повседневной жизни;

- активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков

личной гигиены дома;

- обогащать предметно-развивающую среду группы.

Планируемые результаты:

Для детей:

-

овладение

культурно-гигиеническими

навыками

и

навыками

самообслуживания;

2

- умения одеваться и раздеваться самостоятельно и в определенной

последовательности.

Для родителей:

- просмотр консультаций по вопросам формирования культурно-

гигиенических навыков;

- укрепление связей между детским садом и семьей, изменение позиции

родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.

Условия для реализации проекта:

- воспитание у детей привычки к здоровому образу жизни;

- единство требований со стороны взрослых;

-

соответствие

воспитания

возрастным

и

индивидуальным

особенностям детей;

- постоянно закрепление гигиенических навыков дома, воспитываемых

у ребенка в детском саду;

- пример взрослых.

Для

реализации

проекта

предполагаю

использовать

следующие

технологии:

- здоровье сберегающая: проблемно-игровые, коммуникативные игры,

динамические

паузы,

подвижные

игры,

дыхательная

гимнастика,

сказкотерапия, пальчиковая гимнастика;

- личностно-ориентированная: игры, занятия, упражнения, наблюдения,

образно-ролевые игры;

- социоигровые: игры-драматизации, игры с правилами, проблемные

ситуации;

- информационно-коммуникативные: презентации, видеоматериалы.

В ходе проекта планирую использовать:

- личный пример работников детского сада, родителей;

- использование художественной литературы, фольклора;

- схемы-модели: последовательность этапов для отдельных режимных

моментов;

- обеспечение чистоты среды;

- соблюдение правил этикета;

- психологическая культура взаимоотношений.

Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать

этот процесс доступным, интересным, увлекательным и ненавязчивым.

Торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность

спокойно выполнять осваиваемые действия. Подобная обстановка позволит

сохранить

у

них

положительно-эмоциональный

настрой.

Однако

необходимость укладываться в отведенное для режимных процессов время,

остается.

Здоровье детей - одна из главных проблем семьи и детского сада.

3

Тема здоровья особенно актуальна в наше время, ведь любой стране

нужны личности здоровые, активные и гармонично развитые. Формируя у

детей культурно-гигиенические навыки, мы учим их, беречь и укреплять своё

здоровье.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 этап – организационный:

- наблюдения за детьми, проведение диагностики, организация

предметно-развивающей среды, подборка литературы, игр, иллюстраций;

- рассматривание иллюстраций, выполнение поручений, игровая

деятельность.

2 этап – основной:

- совместная деятельность педагога и дошкольников;

- ввод в игровую ситуацию формулирующую проблему;

- организация занятий, бесед, игр, чтение художественной литературы;

- оказание помощи детям при реализации замыслов.

- привлечение родителей.

Дети вживаются в игровую ситуацию, пытаются найти способы

решения

проблемы.

С

помощью

воспитателя

выбирают

предметы

-

заместители для игры, экспериментирования, книги для рассматривания,

повторяют за педагогом действия, слова знакомых стихотворений.

Формы работы:

- использование культурно-гигиенических навыков в познавательной

деятельности:

«Мои здоровые зубки»;

«Доброе утро расческа»;

«Помоги зайке сберечь здоровье»;

«Доктор Айболит»;

«Чтобы быть здоровым»;

«Водичка, водичка»;

«Учим куклу мыть руки»;

«Научим Аню – растеряшу убирать вещи»;

«Рассматривание одежды куклы Насти.»;

«Одевание куклы Юли на прогулку»;

«Сохраним свое здоровье»»

«Как нужно правильно ухаживать за собой.»;

В речевом развитии чтение потешек: «Теплою водою»;

И. Демьянов «Замарашка», А. Кондратьев «Зеркало», Р. Сеф «Мыло»;

Э. Мошковская «Уши», И. Токмакова «Гном», Р. Куликова «Мыло»;

Г Зайцев «Дружи с водой».

- чтение произведений детских писателей:

4

К. Чуковский «Мойдодыр», Л. Барто «Девочка чумазая», С. Бялковская

«Юля-чистюля», М. Александрова «Купание».

- использование стихов и потешек во время приема пищи: Г. Лагздынь

«Куклу кормили?»;

О. Дриз «Ну и каша!», Э. Мошковская «Маша и каша»;

С.

Капутикян

«Кто

скорее

допьет?»,

«Ножками

потопали»,

A. Прокофьев «Вечером», Г. Лагздынь «Просто объеденье!», И. Токмакова

«Ай да суп!».

- при формировании опрятности:

Потешки: «Уж я косу заплету», «Где мой пальчик?»;

«Мне уже четыре года» (фольклор), «Завяжу потуже шарф», «Водичка,

водичка»;

Г. Лагздынь «Одевали малыша», С. Капутикян «Пожалейте нас!»;

Э. Успенский «Мальчик стричься не желает»;

Э. Мошковская «Митя и рубашка», Е. Благинина «Как у нашей Ирки»;

Э. Мошковская «Митя и рубашка».

- при формировании бережного отношения к вещам:

К. Жанэ «Братишки», А. Шибаев «Подружки», И. Муравейка «Я

сама!»;

М. Александрова «Что взяла - клади на место!»;

А. Барто «Лошадка», Е. Благинина «Приходите, поглядите»;

Н. Глазкова «Танечка-хозяйка», Н. Глазова «Мальчик Петя».

- беседы с детьми на темы:

«Чистота и здоровье», «Когда надо мыть руки?»;

«От чего болят зубы?», «Что значит быть здоровым?»;

«Витамины я люблю, быть здоровым я хочу»;

«Друзья Мойдодыра».

- дидактические игры и упражнения:

«Таня простудилась», «Сделаем куклам разные прически»;

«Вымоем куклу», «Правила гигиены», «Как мы моем ладошки и

отжимаем ручки», «Покажем кукле Кате как умеем одеваться (раздеваться)»,

«Расскажем Катюше, как надо правильно кушать»;

«Покажем, как складывать одежду перед сном (убирать ее в

шкафчик)».

- экскурсии:

В прачечную детского сада, в медицинский кабинет.

- рассматривание и обсуждение картин:

«Дети обедают», «Мама купает ребенка», «Игра с куклой».

5

- игровые ситуации:

«Кукла Катя не хочет мыть руки», «Как мы помогали кукле собраться в

гости», «Поможем куклам накрыть на стол», «Мы в гостях», «Готовимся к

приходу гостей».

- проблемные ситуации:

«Кукла испачкалась, как сделать ее чистой?»;

«Почему у кукол грязное полотенце?»;

«Почему Хрюшу не приглашают в гости?».

- познакомить с алгоритмами:

«Мытье рук»;

«Последовательность одевания на улицу»;

«Вытирание рук насухо полотенцем».

- консультации с родителями:

«Формирование культурно-гигиенических навыков у детей»;

«Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка»;

«Личная гигиена дошкольников»;

«Как правильно одевать ребёнка на прогулку»;

«Как приучить ребёнка к аккуратности и опрятности»;

«Как научить ребёнка одеваться самостоятельно»;

«Привитие и воспитание культурно-гигиенических навык у детей»;

«Как приучить ребенка быть аккуратным», «Как ухаживать за зубами»;

«О культуре еды ребенка шести лет», «Сервируем стол к празднику»;

«Папки-передвижки для родителей»;

«Индивидуальные беседы»;

«Сообщения на родительском собрании.

3 Этап - заключительный.

Деятельность педагога и детей.

Дошкольники на этом этапе самостоятельно: рассказывают короткие

стихотворения и потешки об умывании, сопровождая действия текстом,

отвечают на вопросы, знают процессы умывания, одевания на картинках,

правильно называют эти процессы, переживают положительные чувства в

связи с выполнением гигиенических процедур, оказывают помощь друг

другу, проявляют самостоятельность в умывании, одевании, кормлении,

рассматривают

в

зеркале

свое

чистое

лицо,

играют

в

сюжетно

-

отобразительные игры и т.д.

ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА

6

Продолжать

работу

по

формированию

культурно-гигиенических

навыков. Дать детям общее представление о здоровье как ценности, о

котором необходимо постоянно заботится, научить беречь свое здоровье и

заботиться о нем. Дать детям знания о витаминах, об их пользе для здоровья

человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах, фруктах и ягодах.

В среднем и старшем дошкольном возрасте работа по формированию

культурно- гигиенических навыков активно продолжается. Содержание

педагогического процесса на этом этапе заключается воспитании привычки

следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; совершенствовать

навыки еды и научить детей быстро одеваться и раздеваться, соблюдая

порядок в шкафу.

Для реализации данного проекта в дошкольном учреждении есть все

необходимые условия.

Исходя из проделанной и описанной мной работы, можно прийти к

выводу,

что

овладение

детьми

дошкольного

возраста

культурно-

гигиеническими

навыками

будет

успешнее,

благодаря

организации

обстановки,

способствующей

поддержанию

интереса

к

выполнению

культурно-гигиенических навыков.

Решающее значение для формирования культурно - гигиенических

навыков у детей дошкольного возраста имеет положительный опыт,

особенное значение, для накопления которого имеет общение и совместная

деятельность детей.

Необходимость

опрятности,

содержание

в

чистоте

лица,

тела,

прически, одежды, обуви продиктованы не только требованиями гигиены, но

и нормами человеческих отношений. При формировании культурно–

гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а

чрезвычайно

важный

процесс

социализации,

очеловечивания

малыша

«вхождения» его в мир взрослых.

7



В раздел образования