Автор: Манукян Ольга Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Красивская СОШ" филиал "Сатинский"
Населённый пункт: с.Сатино Инжавинского района Тамбовской области
Наименование материала: рабочая программа по элективному курсу
Тема: "Проценты в повседневной жизни"
Раздел: среднее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ
«ПРОЦЕНТЫ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ»
ДЛЯ 9 КЛАССА
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Программа является обучающейся и содержит:
Пояснительную записку.
Цели курса.
Содержание курса.
Примерное тематическое планирование.
Требования к умениям и навыкам.
Методические рекомендации.
Литератур.
Пояснительная записка
Программа данного курса разработана в связи с тем, что мало отводится
часов на изучением темы «Проценты» на первой ступени основной школы, когда
обучающиеся ещё не могут получить полноценные представления о процентах, об
их роли в повседневной жизни в
силу своих возрастных особенностей.
Повторного обращения к этой теме не предусматривается на последующих
ступенях обучения, но задачи на проценты можно встретить во всех школьных
учебниках. Текстовые задачи включены в материалы итоговой аттестации за курс
основной школы. Но практика показывает, что задачи на проценты вызывают
затруднения у обучающихся и очень многие окончившие школу не имеют
прочных умений
вычисления процентов в повседневной жизни. Умение
производить процентные расчёты в настоящее время необходимо каждому
человеку. Прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает различные
стороны
нашей
жизни:
финансовую,
демографическую,
экологическую,
социологическую и другие.
Курс
«Проценты
в
повседневной
жизни»
показывает
обучающимся
использование математического аппарата в решении повседневных бытовых
проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии
производства. Познавательный материал курса будет способствовать не только
выработке умений и закреплению навыков процентных вычислений, но и
формированию устойчивого интереса обучающихся к процессу и содержанию
деятельности и социальной активности.
Цели курса:
- сформировать понимание необходимости знаний процентных вычислений
для решения большого круга задач, показав широту применения процентных
расчётов в реальной жизни;
-
способствовать
интеллектуальному
развитию
обучающихся,
формированию
качеств
мышления,
характерных
для
математической
деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для
общей социальной ориентации и решения практических проблем.
Задачи курса:
- сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые
для применения в практической деятельности;
- решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных
процентов;
- привить обучающимся основы экономической грамотности;
-
помочь
обучающимся
оценить
свой
потенциал
с
точки
зрения
образовательной перспективы.
Программа может быть эффективно использована в 8-9 классах с любой
степенью подготовленности, способствует развитию познавательных интересов,
экономической грамотности, мышления обучающихся.
Оснащение учебного процесса: раздаточный материал для проведения
практических работ.
В результате изучения курса обучающиеся должны:
- понимать содержательный смысл термина «процент» как специального
способа выражения доли величины;
- уметь соотносить процент с соответствующей дробью;
- знать широту применения процентных вычислений в жизни, решать
основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;
- производить прикидку и оценку результатов вычислений;
- при вычислениях сочетать устные и письменные приёмы, применять
калькулятор, использовать приёмы, рационализирующие вычисления.
В силу большой практической значимости данный курс вызывает интерес,
является средством обучения и средством развития интеллектуальных качеств
личности обучающихся. Хотя при изучении курса не ставится цель выработки
каких либо специальных умений и навыков, при достаточно полном рассмотрении
вопросов курса, несомненно, появится прогресс в подготовке обучающихся.
Учебно-тематический план
№
Наименование
тем курса
Всего
часов
В том числе
Форма
контроля
лекция
практика
семинар
1.
Проценты.
Основные
задачи на
проценты
3
0,5
1,5
1
2.
Процентные
расчёты в
жизненных
ситуациях
4
2
1
1
3.
Задачи на
сплавы, смеси,
растворы
4
0,5
1,5
1
1
4.
Решение задач
по всему курсу
4
2
2
5.
Итоговое
тестирование
1
1
6.
Заключительный
урок
1
1
Содержание программы
Тема 1. Проценты. Основные задачи на проценты. (3 часа).
Сообщается история появления процентов; устраняются пробелы в
знаниях по решению основных задач на проценты: а) нахождение процента
от числа (величины); б) нахождение числа по его проценту; в) нахождение
процента
одного
числа
от
другого.
Актуализируется
знания
об
арифметических и алгебраических приёмах решения задач. Метод обучения:
лекция, беседа, объяснение.
Форма контроля:
проверка самостоятельно
решённых задач, самостоятельная работа.
Тема 2. Процентные расчёты в жизненных ситуациях. (4 часа).
Показ широты применения в жизни процентных расчётов. Введение
базовых понятий экономики: процент прибыли, стоимость товара, заработная
плата, изменение тарифов, пеня и др. Решение задач, связанных с
банковскими расчётами: вычисление ставок процентов в банках; процентный
прирост; определение начальных вкладов; простые и сложные проценты.
Выполнение тренировочных упражнений. Форма занятий: объяснение,
практическая работа. Метод обучения: выполнение тренировочных задач.
Формы контроля: проверка самостоятельно решённых задач.
Тема 3. Задачи на смеси, сплавы, концентрацию. (4 часа).
Усвоение учащимися понятий концентрации вещества, процентного
раствора. Формирование умения работать с законом сохранения массы.
Обобщение полученных знаний при решении задач на проценты. Форма
занятий: комбинированные занятия. Метод обучения: рассказ, объяснение,
выполнение практических заданий.
Решение разнообразных задач по всему курсу. (4 часа).
Форма занятий: практическая работа.
Метод занятий: беседа, творческие задания.
Форма контроля: самостоятельная работа.
Заключительное занятие. (1 час).
Итоговая проверочная работа. (1 час)
Методические рекомендации
В теоретическом плане методы решения основных задач на проценты
представляют
собой
самостоятельный,
в
определённом
плане
даже
изолированный, фрагмент математической теории, причём сложность чисто
математических конструкций, лежащих в его основе, невелика. Учащиеся,
которые учатся на «4» и «5», имеют много шансов на его самостоятельное
изучение.
Представленные в данном курсе задачи часто могут быть решены
разными способами. Важно, чтобы каждый ученик самостоятельно выбрал
свой способ решения. В ходе обучения полезно позаботиться о том, чтобы у
учащихся остался наиболее яркий и положительный след от работы с
процентами.
При
решении
задач
предполагается
использование
калькулятора.
Применение
калькулятора
снимает
непринципиальные
технические
трудности, позволяет разобрать больше задач. Но в ряде случаев необходимо
считать устно. Устный счёт приучает к рациональным вычислениям,
помогает
сопоставлять,
сравнивать
показатели,
прикидывать
в
уме
результаты действий. В повседневной жизни умение считать быстро очень
важно.
На уроках можно использовать фронтальный опрос, который охватывает
большую часть обучающихся класса. Эта форма работы развивает точную,
лаконичную речь, способность работать в скором темпе, быстро собираться с
мыслями и принимать решения.
Можно
использовать
комментированные
упражнения.
Эта
форма
помогает «опережать» возможные ошибки. При этом нет списывания с
доски.
Поурочные домашние задания являются обязательными для всех.
Для успешного анализа и самоанализа необходимо определить критерии
оценки деятельности обучающихся, они должны быть известны родителям.
Литература
1.
Виленкин Н.Л. За страницами учебника математики. – М.:
Просвещение, 1989.- С.73
2.
Виленкин Н.Л., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И.
Математика 6 – М.: Дрофа, 2008
3.
Прельман Я.И. Занимательная алгебра. – М., 1967
4.
Шарыгин И.Ф. Математический винегрет. – М., 1991.
5.
Шефкин А.В. Текстовые задачи. – М.: Просвещение, 1997. – 112
с.
6.
Глейзер Г.И. История математике в школе (4-6 кл.): пособие для
учителя. М.: Просвещение – 1981.
7.
Башарин Г.П. Начала финансовой математики. – М., 1997
8.
Башарин
Г.П.
Элемнты
финансовой
математики.
–
М.:
математика (приложение к газете «Первое сентября»).- №27. –
1995.
9.
Вигдорчик Е., Нежданова Т. Элементарная математика в
экономике и бизнесе. – М., 1997
10.
Водинчар М.И., Лайкова Г.А., Рябова Ю.К. Решение задач на
смеси, растворы и сплавы методом уравнения // Математика в
школе. – 2001. - №4