Напоминание

"Проценты в повседневной жизни"


Автор: Манукян Ольга Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Красивская СОШ" филиал "Сатинский"
Населённый пункт: с.Сатино Инжавинского района Тамбовской области
Наименование материала: рабочая программа по элективному курсу
Тема: "Проценты в повседневной жизни"
Раздел: среднее образование





Назад




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ

«ПРОЦЕНТЫ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ»

ДЛЯ 9 КЛАССА

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Программа является обучающейся и содержит:

Пояснительную записку.

Цели курса.

Содержание курса.

Примерное тематическое планирование.

Требования к умениям и навыкам.

Методические рекомендации.

Литератур.

Пояснительная записка

Программа данного курса разработана в связи с тем, что мало отводится

часов на изучением темы «Проценты» на первой ступени основной школы, когда

обучающиеся ещё не могут получить полноценные представления о процентах, об

их роли в повседневной жизни в

силу своих возрастных особенностей.

Повторного обращения к этой теме не предусматривается на последующих

ступенях обучения, но задачи на проценты можно встретить во всех школьных

учебниках. Текстовые задачи включены в материалы итоговой аттестации за курс

основной школы. Но практика показывает, что задачи на проценты вызывают

затруднения у обучающихся и очень многие окончившие школу не имеют

прочных умений

вычисления процентов в повседневной жизни. Умение

производить процентные расчёты в настоящее время необходимо каждому

человеку. Прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает различные

стороны

нашей

жизни:

финансовую,

демографическую,

экологическую,

социологическую и другие.

Курс

«Проценты

в

повседневной

жизни»

показывает

обучающимся

использование математического аппарата в решении повседневных бытовых

проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии

производства. Познавательный материал курса будет способствовать не только

выработке умений и закреплению навыков процентных вычислений, но и

формированию устойчивого интереса обучающихся к процессу и содержанию

деятельности и социальной активности.

Цели курса:

- сформировать понимание необходимости знаний процентных вычислений

для решения большого круга задач, показав широту применения процентных

расчётов в реальной жизни;

-

способствовать

интеллектуальному

развитию

обучающихся,

формированию

качеств

мышления,

характерных

для

математической

деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для

общей социальной ориентации и решения практических проблем.

Задачи курса:

- сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые

для применения в практической деятельности;

- решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных

процентов;

- привить обучающимся основы экономической грамотности;

-

помочь

обучающимся

оценить

свой

потенциал

с

точки

зрения

образовательной перспективы.

Программа может быть эффективно использована в 8-9 классах с любой

степенью подготовленности, способствует развитию познавательных интересов,

экономической грамотности, мышления обучающихся.

Оснащение учебного процесса: раздаточный материал для проведения

практических работ.

В результате изучения курса обучающиеся должны:

- понимать содержательный смысл термина «процент» как специального

способа выражения доли величины;

- уметь соотносить процент с соответствующей дробью;

- знать широту применения процентных вычислений в жизни, решать

основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;

- производить прикидку и оценку результатов вычислений;

- при вычислениях сочетать устные и письменные приёмы, применять

калькулятор, использовать приёмы, рационализирующие вычисления.

В силу большой практической значимости данный курс вызывает интерес,

является средством обучения и средством развития интеллектуальных качеств

личности обучающихся. Хотя при изучении курса не ставится цель выработки

каких либо специальных умений и навыков, при достаточно полном рассмотрении

вопросов курса, несомненно, появится прогресс в подготовке обучающихся.

Учебно-тематический план

Наименование

тем курса

Всего

часов

В том числе

Форма

контроля

лекция

практика

семинар

1.

Проценты.

Основные

задачи на

проценты

3

0,5

1,5

1

2.

Процентные

расчёты в

жизненных

ситуациях

4

2

1

1

3.

Задачи на

сплавы, смеси,

растворы

4

0,5

1,5

1

1

4.

Решение задач

по всему курсу

4

2

2

5.

Итоговое

тестирование

1

1

6.

Заключительный

урок

1

1

Содержание программы

Тема 1. Проценты. Основные задачи на проценты. (3 часа).

Сообщается история появления процентов; устраняются пробелы в

знаниях по решению основных задач на проценты: а) нахождение процента

от числа (величины); б) нахождение числа по его проценту; в) нахождение

процента

одного

числа

от

другого.

Актуализируется

знания

об

арифметических и алгебраических приёмах решения задач. Метод обучения:

лекция, беседа, объяснение.

Форма контроля:

проверка самостоятельно

решённых задач, самостоятельная работа.

Тема 2. Процентные расчёты в жизненных ситуациях. (4 часа).

Показ широты применения в жизни процентных расчётов. Введение

базовых понятий экономики: процент прибыли, стоимость товара, заработная

плата, изменение тарифов, пеня и др. Решение задач, связанных с

банковскими расчётами: вычисление ставок процентов в банках; процентный

прирост; определение начальных вкладов; простые и сложные проценты.

Выполнение тренировочных упражнений. Форма занятий: объяснение,

практическая работа. Метод обучения: выполнение тренировочных задач.

Формы контроля: проверка самостоятельно решённых задач.

Тема 3. Задачи на смеси, сплавы, концентрацию. (4 часа).

Усвоение учащимися понятий концентрации вещества, процентного

раствора. Формирование умения работать с законом сохранения массы.

Обобщение полученных знаний при решении задач на проценты. Форма

занятий: комбинированные занятия. Метод обучения: рассказ, объяснение,

выполнение практических заданий.

Решение разнообразных задач по всему курсу. (4 часа).

Форма занятий: практическая работа.

Метод занятий: беседа, творческие задания.

Форма контроля: самостоятельная работа.

Заключительное занятие. (1 час).

Итоговая проверочная работа. (1 час)

Методические рекомендации

В теоретическом плане методы решения основных задач на проценты

представляют

собой

самостоятельный,

в

определённом

плане

даже

изолированный, фрагмент математической теории, причём сложность чисто

математических конструкций, лежащих в его основе, невелика. Учащиеся,

которые учатся на «4» и «5», имеют много шансов на его самостоятельное

изучение.

Представленные в данном курсе задачи часто могут быть решены

разными способами. Важно, чтобы каждый ученик самостоятельно выбрал

свой способ решения. В ходе обучения полезно позаботиться о том, чтобы у

учащихся остался наиболее яркий и положительный след от работы с

процентами.

При

решении

задач

предполагается

использование

калькулятора.

Применение

калькулятора

снимает

непринципиальные

технические

трудности, позволяет разобрать больше задач. Но в ряде случаев необходимо

считать устно. Устный счёт приучает к рациональным вычислениям,

помогает

сопоставлять,

сравнивать

показатели,

прикидывать

в

уме

результаты действий. В повседневной жизни умение считать быстро очень

важно.

На уроках можно использовать фронтальный опрос, который охватывает

большую часть обучающихся класса. Эта форма работы развивает точную,

лаконичную речь, способность работать в скором темпе, быстро собираться с

мыслями и принимать решения.

Можно

использовать

комментированные

упражнения.

Эта

форма

помогает «опережать» возможные ошибки. При этом нет списывания с

доски.

Поурочные домашние задания являются обязательными для всех.

Для успешного анализа и самоанализа необходимо определить критерии

оценки деятельности обучающихся, они должны быть известны родителям.

Литература

1.

Виленкин Н.Л. За страницами учебника математики. – М.:

Просвещение, 1989.- С.73

2.

Виленкин Н.Л., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И.

Математика 6 – М.: Дрофа, 2008

3.

Прельман Я.И. Занимательная алгебра. – М., 1967

4.

Шарыгин И.Ф. Математический винегрет. – М., 1991.

5.

Шефкин А.В. Текстовые задачи. – М.: Просвещение, 1997. – 112

с.

6.

Глейзер Г.И. История математике в школе (4-6 кл.): пособие для

учителя. М.: Просвещение – 1981.

7.

Башарин Г.П. Начала финансовой математики. – М., 1997

8.

Башарин

Г.П.

Элемнты

финансовой

математики.

М.:

математика (приложение к газете «Первое сентября»).- №27. –

1995.

9.

Вигдорчик Е., Нежданова Т. Элементарная математика в

экономике и бизнесе. – М., 1997

10.

Водинчар М.И., Лайкова Г.А., Рябова Ю.К. Решение задач на

смеси, растворы и сплавы методом уравнения // Математика в

школе. – 2001. - №4



В раздел образования