Автор: Маркелова Лиана Хабировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №2 "Лукоморье"
Населённый пункт: Республика Башкортостан, г.Благовещенск
Наименование материала: статья
Тема: Развитие творческих способностей у детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование
Руководители: Кинцель Валентина
Николаевна
Магистр образования, аспирант, главный специалист Акмуллинской
академии развития детей и семейного образования ЦРК «Соты»,
преподаватель кафедры дошкольной педагогики, БГПУ им. М. Акмуллы, г.
Уфа.
Шабаева Гузель Фагимовна
Заведующий кафедрой ДПиП ИП ФГБОУ ВО им. Акмуллы, кандидат пед.
наук, доцент, эксперт, руководитель инновационных площадок.
Авторы статьи: Маркелова Лиана Хабировна
Студентка БГПУ им. М. Акмуллы, кафедры дошкольной педагогики и
психологии, воспитатель,МБДОУ детский сад №2 «Лукоморье»,г.
Благовещенск.
ХуснуллинаАлина Александровна
Студентка БГПУ им. М. Акмуллы, кафедры дошкольной педагогики и
психологии, воспитатель, МАДОУ Буздякский детский сад №6, с. Буздяк.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ИСКУССТВО
ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Развитие творческих способностей у детей раннего возраста является
важной
задачей,
способствующей
формированию
их
личности
и
самовыражению. Искусство, в различных его формах, играет ключевую
роль в этом процессе, позволяя детям исследовать мир, развивать
воображение и эмоциональный интеллект. На ранних этапах жизни дети
воспринимают искусство как способ общения и самовыражения, что
способствует формированию уверенности в своих силах и креативного
мышления [5].
В
психологическом
плане
творчество
определяется
как
самоактуализация личности, самостоятельность и частота проявления
интереса
к
творческим
занятиям,
способность
к
планированию
и
производству
уникального,
нестандартного
продукта
творческой,
добровольно избранной деятельности [4, c.412].
Роль родителей в развитии творческих способностей своего ребенка
бесценна. Любые способности рассматриваются как индивидуально-
психологические особенности, которые отличают одного человека от
другого, от которых зависит возможность успеха деятельности.
Творческие способности - это индивидуальные особенности качества
человека, которые определяют успешность выполнения им творческой
деятельности различного рода. Так как элемент творчества может
присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо
говорить не только о художественных творческих способностях, но и о
технических творческих способностях, о математических творческих
способностях и т.д.[2, c.57].
Творческие
способности
являются
факторами
возможностей
успешных осуществлений конкретных видов творческой деятельности.
Творческие способности особенно ярко проявляются в области искусства.
Они проявляются в стремлении, интересе и особом эмоциональном
отношении к творчеству, в качестве опыта, знаний, уровне воображения,
развития творческого и
логического мышления, настойчивости и
самостоятельности
в
творческом
поиске
и
обеспечивают
создание
субъективно нового в той или иной области. Любое
творчество
основывается на природных способностях детей, но при поддержке
родителей и педагогов оно может быть дополнительно развито и
усовершенствовано.
При рождении ребенок имеет творческие задатки. С детства если
обратить внимание, развивать эти задатки, то они формируются как
способности.. К этому не только педагог-воспитатели, но и родители
должны быть внимательны. Нужно правильно найти, чем именно
интересуется ребенок, каким видом творчества, и направить по нужному
направлению.
Различные виды искусств, такие как музыка, живопись, театр и
танец, предлагают уникальные возможности для развития творческих
способностей у детей раннего возраста.
Музыка
помогает
развивать
слух,
ритм
и
эмоциональную
восприимчивость.
Пение
и
игра
на
музыкальных
инструментах
способствуют развитию моторики и координации, а также укрепляют
социальные навыки через совместное музыкальное взаимодействие.
Живопись и рисование позволяют детям выражать свои чувства и
идеи. Эти виды искусства развивают мелкую моторику, пространственное
мышление и воображение. Использование различных материалов и техник
вдохновляет детей на эксперименты и открытия.
Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой создает у детей
лично значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это, в свою
очередь, обеспечивает ее эффективность. И результат деятельности
получается боле высокий, так как ребенок не просто рисует, а передает в
изображениях образы игры, что способствует развитию творческого
воображения [1, c.22].
Театр развивает навыки общения и уверенность в себе. Через
ролевые игры и импровизации дети учатся понимать эмоции, развивают
эмпатию и учатся взаимодействовать с другими.
Танец помогает детям выражать себя через движение, развивает
физическую координацию и гибкость. Он также способствует улучшению
настроения и самочувствия.
Дети, подобно художникам, смотрят на мир с уникальной точки
зрения. Они умеют видеть красоту в мелочах, выражать свои чувства с
помощью живописи или аппликации. Главное, чтобы родители понимали,
что любая работа дошкольника – это его мысли, его внутренний мир и его
переживания, требующие понимания и внимания.
Практические рекомендации для родителей и педагогов:
1. Создайте доступную среду. Убедитесь, что у детей есть доступ к
различным материалам и инструментам для творчества. В доме для
ребенка необходимо организовать уголок красоты, где будут расположены
его творческие работы. Взрослым необходимо создать условия для
творчества и тогда ребенок сможет свободно исследовать свои творческие
способности, делая каждое занятие интересным и познавательным. Для
ребенка надо приобрести разнообразные материалы, их в наше время
очень много, они доступны. Сейчас в продаже имеются разные виды
акварелей, гуаши других изобразительных средств. Дети исследуют новые
виды деятельности, играют с углем, гуашью, краской, бумагой и т. д.
2. Поощряйте эксперименты. Позвольте детям свободно исследовать
и создавать работу без страха ошибиться. Творческая работа ребенка
должна
быть
свободной.
Ребенок
в
процессе
творчества
экспериментирует, ищет разные формы изображения, таким образом, он
сможет найти новый способ реализации своих задумок. Содействуйте
детям при усвоении новых приемов и методов рисования, развивайте
навыки декоративно - прикладного и изобразительного искусства. Обычно
все дети рассказывают, чем занимались они в детском саду. Родители
должны иметь тесный контакт с педагогами, чтобы лучше знать о
программном содержании образовательного процесса.
Ребенку надо
объяснить, что для достижения результата требуется определенное время.
Например, краскам рисунка надо просохнуть. Необходимо обдумать свою
работу, руки должны отдохнуть и т.д.
Вместе
с семьей надо
проанализировать работу малыша. Работой малыша надо восхищаться.
Укажите в его работе положительные моменты. Показывайте работы
ребенка
своим
друзьям,
родственникам,
знакомым,
чтобы
ребенок
понимал, что его творчество интересно и ценно. Ваша позитивная оценка
поддержит и поможет ему в дальнейшем заниматься творчеством.
3. Участвуйте вместе. Занимайтесь искусством с детьми, чтобы
укрепить связь и показать, что творчество — это увлекательно. Дайте
ребёнку возможность попробовать себя в разных направлениях и
сохраняйте моменты творчества, фотографируйте рисунки, поделки и
другие творческие работы.
В семье создаётся уютный микроклимат и благоприятная атмосфера.
Надо
продемонстрировать и преподнести творчество как особый и
уникальный процесс. Важно, чтобы дети понимали, что искусство – это не
соревнование. Люди искусства делятся своим видением мира. Изучение и
наблюдение за природой, анализ произведений искусства способствуют
развития интереса к творчеству. Посещение художественных выставок и
музеев вместе с ребёнком – это отличный способ провести время,
познакомить малыша с искусством и развить его творческие способности.
Вот
несколько советов, как сделать это мероприятие интересным и
полезным. Выбирайте выставки, соответствующие возрасту ребёнка,
начните с понятных произведений искусства, постепенно переходя к более
сложным. После посещения музея обсудите с ребёнком его впечатление.
Попросите его описать свои эмоции и чувства. Посещая выставки и музеи
вместе с ребёнком, вы не только развиваете его художественный вкус и
интеллект, но и создаёте тёплые и незабываемые воспоминания.
4. Проводите тематические занятия. Родители, проводя совместную
деятельность с детьми, укрепляют семейные связи. В ходе таких занятий с
ребенком стимулируется развитие взаимного доверия между детьми и
родителями. Дети приобретают навыки эффективного сотрудничества и
взаимодействия.
Творческие дети намного быстрее и легче социализируются в
обществе. Ребенок, активно выражая своё «Я», осознает своё значение
как члена семьи. Используйте различные виды искусств для изучения
определенных тем или идей.
Давайте ребёнку иногда поскучать, это
поможет ему находить новые идеи и развивать творческие способности.
Устраивайте творческие вечера. Собирайтесь всей семьёй и занимайтесь
разными видами творчества.
5. Поддерживайте и хвалите. Признавайте усилия и достижения
детей, чтобы укрепить их уверенность.
Творческое самовыражение ребенка
должно быть поддержано, чтобы способствовать его гармоничному
развитию и формированию. Это не просто увлечение, а способ понять мир
и себя!
Создание вдохновляющей и поддерживающей среды для творчества
поможет детям развивать свои способности и находить радость в
самовыражении.
Список литературы
1.
Дмитриенко
О.
В.,
Калита
Н.
Ю.
Использование
нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей
дошкольников
//прогрессивные
технологии
в
мировом
научном
пространстве. – 2022. – С. 22-25.
2.
Досбекова
Г.
К.
Развитие
художественно-творческих
способностей дошкольников как условие формирования креативной
личности //Вестник науки и образования. – 2021. – №. 3-2 (106). – С. 56-58.
3.
Хачатурова
К.
Р.
и
др.
Сопровождение
родителей
воспитанников:
от
интерактивной
игры
к
развитию
творческих
способностей //Modern Science. – 2021. – №. 3-2. – С. 392-395.
4.
Чернобровкин В. А., Хафизова А. К. Современные арт-
технологии
как
средство
развития
творческих
способностей
детей
старшего дошкольного возраста //ББК У43. – 2022. – С. 412.
5.
Шабаева
Г.
Ф.
Модель
организации
центра
игровой
поддержки детей раннего возраста в условиях адаптации к дошкольной
образовательной организации / Г. Ф. Шабаева, В. Н. Кинцель. – Уфа :
Казенное предприятие Республики Башкортостан Издательство «Мир
печати», 2021. – 95 с. – ISBN 978-5-9613-0699-6. – EDN AURVRJ.