Автор: Зайнуллина Зухра Равилевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОБУ ЦРР д\с "Ляйсан" Населённый пункт: с.Авдон, Уфимского района Наименование материала: конспект Тема: От зернышка к хлебу Раздел: дошкольное образование
«От зернышка к хлебу»
Слава хлебу на столе!
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
Большинство культурных растений имеет древнюю историю. Земледелие
возникло, когда охотники и собиратели накопили достаточно знаний о том, как
выращивать растения и каждый раз, в определенное время года, собирать с них
урожаи. Пшеница возделывается с 17 тысячелетия до н.э. Зерновки пшеницы
постоянно находят при раскопках первых поселений человека. В пирамидах
египетских фараонов тоже найдены пшеничные зерна, похожие на зерна
современной пшеницы.
Пшеница – важнейшая зерновая культура. На земном шаре насчитывают
более 20 видов пшеницы. Каждый вид имеет много сортов.
Пшеницу высевают ранней весной. Она очень требовательна к почве и
климату. Поэтому в России пшеницы разводят главным образом в южных и
юго-восточных районах, например на Кубани и в Поволжье, где много тепла и
света, а почвы плодородные.
В России возделывают озимую и яровую пшеницы. Яровую пшеницу
высевают ранней весной, за лето она созревает и дает урожай зерна. Озимую
пшеницу сеют осенью. Вскоре появляются всходы. Пшеница кустится и
перезимовывает под снегом. Весной она снова трогается в рост и к концу лета
приносит урожай более высокий, чем яровая пшеница. Созревает озимая
пшеница раньше яровой.
Основная задача в сельском хозяйстве – быстрое и устойчивое
наращивание производства зерна. Особенно большое внимание обращено на
повышение урожайности и качество ценных сортов пшеницы, из которых
изготовляют высококачественный хлеб, макароны, крупы, на сокращение
потерь при уборке и хранении зерна.
В хлебе содержится белки, жиры, углеводы, а так же витамины группы В и
еще целый комплекс минеральных веществ ( калий, натрий, хлор, фосфор). В
том числе в хлебе содержится разнообразные микроэлементы (железо, медь,
марганец, йод, фтор).
Хлеб – наше бесценное богатство. Хлеб – это труд тех, кто сеет и убирает
зерно, кто создает новые сорта зерновых культур, кто выпекает хлеб. Берегите
хлеб!
Цель: Сформировать у детей представления о том, как хлеб на стол попадает;
Задачи:
Образовательные:
-закрепить знания детей о хлебе как одной из величайших богатств земли;
-расширить их представления о роли труда в жизни людей на основе
ознакомления с различными профессиями;
-формировать умение детей анализировать и работать со схемами, алгоритмами;
-подвести детей к пониманию роли экологии в выращивании хлеба;
-закрепить, обеспечить повторение детьми основных понятий, новых слов и
терминов;
-расширить представление детей о витаминах, их содержании в хлебе;
Развивающие:
-развивать внимание, память, воображение, умение передавать чувства ,
логическое мышление, умение выделять главное;
-развивать умение сравнивать, делать выводы, умение излагать мысли;
-развивать эмоции, познавательный интерес, активность;
-стимулировать проявление любознательности, способствовать развитию
положительных эмоций;
Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, которые
его выращивают;
-продолжать формирование умений детей участвовать в коллективных беседах,
используя принятые нормы вежливого общения (внимательно слушать
собеседника, говорить негромко, строить свое высказывание
распространенными предложениями).
Материал: муляжи хлебо-булочных изделий, магнитная доска, плакат, колосья,
проросшие семена пшеницы, каравай, атрибуты для дидактических игр, схема-
алгоритм;
Предварительная работа: беседы, отгадывание загадок о хлебе, заучивание
стихотворений, объяснение и заучивание пословиц и поговорок о хлебе;
Методические приемы: Организационный момент, игровая ситуация, беседа-
диалог, рассматривание иллюстраций, экспериментирование, создание
проблемной ситуации, физкультурная минутка (игра – импровизация) анализ,
подведение итогов.
Словарная работа: пахота, сев, борона, плуг, жатва, нива, комбайнер, закваска,
солома, амбар, элеватор, чана.
Ход занятия:
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь.
Сегодняшнее наше занятие будет необычным. Мы с вами превратимся в
исследователей. Послушайте и отгадайте загадку:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет.
Дети: хлеб
Воспитатель: правильно, ребята. Сегодня мы будем говорить о хлебе. Хлеб,
хлебушек, хлебушко. Он - самый главный на каждом столе.
(дети садятся на стульчики)
Беседа о хлебе
Ребята, представьте, что хлеб совсем пропал и с прилавков магазинов и с
обеденного стола. Что тогда будет?
Верно, хлеб нужен каждому из нас каждый день, без хлеба не проживешь.
Ведь он и сытный, и полезный, и любимый всеми нами. В хлебе содержится
витамин В который укрепляет нервную систему, память, улучшает
пищеварение. В народе говорят: «Хлеб всему голова». Хлеб нужен всегда
человеку, с маленького возраста до самой старости.
Послушайте еще одну пословицу: «Много снега- много хлеба».
Ребята, подумайте почему так? Как вы думаете?
(Дети повторяют пословицу и размышляют почему так сказано)
Итак, речь в пословице идет, конечно об озимой пшенице (дети повторяют
новое слово ). Сеют озимую пшеницу осенью, затем она зимует под снегом,
а весной рост посевов возобновляется. Снег защищает пшеницу от ветра и
сильных морозов, а весной снег тает и насыщает землю влагой.
А пшеницу, которую сажают весной называют - яровая пшеница (дети
повторяют новое слово).
Как называется пшеница, которую сеют осенью?
Как называется пшеница, которую сеют весной?
(сюрпризный момент: за ширмой спрятаны каравай, батон, белый и черный
хлеб)
Дидактическая игра «На что похоже?» Хлеб, батон, круглый хлеб, пирог
(овал. Прямоугольник, круг и т.д.)
Воспитатель: Посмотрите на этот каравай. Какой он красивый, а как
ароматно пахнет (дети пробуют и анализируют какой на вкус, запах и ощупь
черный, белый, ржаной хлеб)
Дидактическая игра «Скажи иначе». Образование качественных
прилагательных (дети называют по одному слову )
Хлеб по запаху (какой?) – пахучий, душистый, ароматный.
Хлеб на вкус (какой?) – вкусный, приятный.
Хлеб на ощупь (какой?) - свежий, мягкий, пышный, твердый.
Воспитатель: А как нужно относиться к хлебу? (ответы детей )
Физкультминутка: «Посадили мы зерно»
Воспитатель: Ребята, представьте, что мы тоже зернышки:
Посадили мы зерно,
Что же выйдет из него?
Дождик землю поливает,
Солнце нежно пригревает
Подрастает зернышко-
Потянулось к солнышку.
С ветерком оно играет,
Ветерок его качает,
К земле низко прижимает-
Вот как весело играет!
Потянулся наш росток,
Превратился в колосок.
(Дети после физкультминутки садятся за стульчики)
- Как попал хлеб к нам на стол ? Какой путь он прошел? Кто вырастил его?
Дидактическая игра « Составь предложения» . Попросить детей составить
предложения по картине и пересказать получившийся рассказ
Труд земледельца – труд тяжелый . Еще с осени земледельцы начинают
заботиться об урожае будущего года. Они глубоко вспахивают землю, поля,
на которых будет расти будущий урожай (картинка- вспашка земли)
Весной во влажную от тающего снега почву, начинают сеять зерна
пшеницы, ржи, овса, ячменя ( картинка – посев семян).
Появляются всходы, зеленые ростки (картинка с ростками).
Затем растения начинают колоситься, цвести (картинка с колосьями). В
колосе образуются мучнистые зерна.
- В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду.
В нем таких, как я,
будет целая семья.
Вот они колосья.
Показ и рассматривание колосков и зерен, используя обследовательские
действия: цвет, форма, величина, твердый, мягкий.
(Детей разделяем на три команды, рисунок на эмблеме соответствует рисунку
на столе)
Конструирование «Колосок»
(дети строят колосья из заранее приготовленных материалов из бросового
материала)
- Ребята, а как назвать зерно ласково? Проводится словесная игра «Назови
ласково» (колос-колосок, булка-булочка, хлеб-хлебушек, сухарь-сухарик, блин-
блинчик, кекс-кексик…)
- Как вы думаете, чтобы выросли такие полные зерна колосья, что для этого еще
нужно?
Да, колосьям необходим дождь и много солнца.
- Когда поле зеленеет, оно волнуется от ветра, как море. А когда хлеб созревает,
все поля становятся золотистого цвета. Колосья уже созрели и склонились под
своей тяжестью к земле. Ребята, давайте представим, что мы оказались в
середине пшеничного поля
Игровое упражнение: «Поле»
( дать детям возможность выразить себя, снять эмоциональное напряжение,
развивать способность к переключению внимания с одного образа на другой,
развитие пластики и воображения, выразительности движений.)
Дети встают в круг и держат полотно материи, тихонечко раскачивают, делают
волны. По очереди забегают в круг в середине и показывают элементы из
психогимнастики.
- Посмотрите, что же изображено на следующей картинке? (Мешок с мукой).
Расскажите, откуда же взялась мука? Ведь на предыдущей картинке мы видели
колосья? (Люди собирали урожай…). А кто из вас знает, что помогает людям
собирать будущий урожай? Конечно, машины. Десятки умных и сильных
машин служат человеку. Когда хлеб созревает, его собирают. Труженики села
работают в эту пору и днем, и ночью, торопятся поскорей убрать хлеб, пока
зерно не осыпалось.
Дидактическая игра «Узнай профессию»
Кто работает на тракторе? (тракторист)
Кто работает на комбайне? (комбайнер)
Кто пашет землю? (пахарь, землепашец)
Кто выращивает хлеб? (хлебороб)
Кто работает на мельнице? (мельник)
Кто работает в пекарне? (пекарь)
- Вот какой длинный путь проходит зерно прежде, чем оно попадет на стол в
виде хлеба? Сначала зерно отвозят на элеватор, где его сушат, сортируют и
хранят. (картинка- элеватор) Затем зерно мелют на мельницах, а полученную
муку везут на пекарню, где пекут хлеб, булочки, батоны, которые мы едим
каждый день. Посмотрите на последнюю картинку. (изображения
хлебобулочных изделий). Какие они красивые! Что изображено на рисунке? Как
можно их назвать одним словом? ( хлебобулочные изделия )
Воспитатель: Я расскажу вам о различных хлебобулочных изделиях, которые
можно изготовить из муки, а вы попробуйте угадать, о чем идет речь:
Засуженный кусок хлеба (сухарь)
Пшеничный хлебец в виде кольца (Баранка)
Толстая баранка (Бублик)
Маленькая, тонкая, очень сухая баранка (сушка)
Сладкое мягкое печенье в виде лепешки или плоской фигуры, покрытое
глазурью (пряник)
Сдобный сладкий пирог в виде хлеба с изюмом (кекс)
Белый хлеб продолговатой формы (батон)
Лепешка с загнутыми краями и творожным верхом (Ватрушка)
Какой долгий путь прошел хлеб, прежде чем попасть на наш стол. Очень
много людей потрудилось для того, чтобы вырастить его. Поэтому надо
относиться к хлебу бережно, с большим уважением, это главное богатство
нашей страны.
Дидактическая игра «Путь от зернышка до хлеба»
Так с чего все начиналось? Попробуйте расставить свои рисунки в
правильной последовательности и объяснить это. Да, верно, а какой этап
превращения зерна в хлеб вам больше понравился? Вот мы сейчас и
составим схему рождения каравая. (Детям дается набор картинок из которых
они должны составить правильную схему, при этом объясняют свое
решение)
Итог занятия:
Ребята, мне сегодня с вами было очень хорошо, я зарядилась позитивным
настроением.
- Ох, и нелегкая это работа – уборка зерна. Граждане имеют право на труд,
право выбора профессии. И труд такой тяжелой профессии хлебороба мы
должны уважать. Ваше уважение к хлеборобу говорит о вашем уважении к
хлебу.
А вам понравилось занятие? Что больше всего понравилось?Что нового вы
сегодня узнали? Как нужно относиться к хлебу? А к людям, которые его
выращивают?
Игровое упражнение «Я и мое настроение»
(дети встают в круг и по очереди по одному «передают свое настроение»,
ребенок двумя руками сначала касается своей груди, говорит про свои
ощущения, затем дотрагивается « ладошка к ладошке» к соседу и говорит
ему пожелание)
А этот свежий, ароматный, вкусный каравай попробуем сейчас и угостим
гостей. Приятного аппетита!