Автор: Смирнова Ольга Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад" Населённый пункт: село Песь, Хвойнинский район, Новгородская область Наименование материала: статья Тема: "Роль экскурсий в развитии ребенка" Раздел: дошкольное образование
Роль экскурсий в развитии ребенка.
Экскурсия - один из основных видов занятий, и особая форма организации
работы по всестороннему развитию ребёнка, нравственно - патриотическому,
эстетическому воспитанию. И в тоже время это одна из очень трудоёмких и
сложных форм обучения. Во время экскурсий ребенок может в естественной
обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как
люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как
природа служит им, а также труд людей.
Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает
эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика.
Преимущество экскурсий - в том, что дети здесь имеют возможность видеть
растения и животных в среде их обитания. Ведь познание ребёнком
окружающей действительности начинается с ощущений, которые появляются
в процессе воздействия предметов и явлений природы на органы чувств.
Экскурсия помогает формировать у ребенка мировоззренческие
представления о взаимосвязях, существующих в природе,
материалистическое понимание мира.
Правильная организация наблюдений способствует формированию таких
важных качеств ребенка, как наблюдательность и внимание, которые
способствуют обогащению знаний об окружающем мире.
За первое полугодие учебного года в нашей группе были проведены три
вида экскурсий:
природоведческая экскурсия;
экскурсии, связанные с трудовой деятельностью человека;
ознакомительная экскурсия по улицам села.
Природоведческая экскурсия - на реку была осуществлена с целью
ознакомления с сезонными изменениями, развития умений видеть их и
понимать причину происходящего в природе.
Красота природы вызывает у ребенка глубокие, неизгладимые переживания,
способствует развитию эстетических чувств. На этой основе формируется
любовь к природе, бережное отношение к ней, любовь к родному селу.
Мы организуем данные экскурсии на одни и те же объекты в разные времена
года с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в
природе. Например, в осенний период была проведена экскурсия к реке, с
целью накопления представлений о разнообразии объектов живой природы и
их характерных особенностях. Также даём детям возможность удовлетворить
любознательность в самостоятельных наблюдениях: предлагаем детям
собрать разнообразный материал (природный, бросовый). При этом сами не
остаёмся безучастными, а проявляем к их действиям живой интерес: задаём
вопросы, «заражаем своими» эмоциями (удивление, восхищение). Это даёт
возможность привлечь менее активных детей к совместной деятельности.
Собранный материал складываем в корзинки, а часть материала тут же
используется для игр и упражнений («Что изменилось», «Угадай, по
описанию» и др.). Приведя детей к месту экскурсии, в краткой беседе
напоминаем цель занятия, даём им осмотреться, а затем дети приступают к
наблюдению намеченных объектов и явлений природы.
Основная цель экскурсии – это коллективное наблюдение (наблюдение за
водой, листвой, травой). Здесь решаем основные программные задачи.
Помогая детям подметить основные признаки осени, дополняем своими
рассказами и пояснениями. Большое внимание в наблюдении уделяем
вопросам - заданиям, заставляющим детей рассматривать предметы, трогать,
сравнивать, находить сходства и различия. После проделанной работы, даём
задание на сбор необходимого материала для творческой и исследовательской
деятельности в группе (дети самостоятельно находили предметы которые, по
их мнению, были самыми необходимыми, в основном это были листья,
веточки деревьев, шишки и сухая трава). В заключительной части проводим
итог нашей экскурсии и напоминаем о необходимости бережного отношения
к природе.
Экскурсия за пределы детского сада проводится со средней, старшей и
подготовительной группами.
Экскурсии, связанные с трудовой деятельностью человека (на
стройплощадку, библиотека, почта, администрация сельского поселения)
помогают детям освоить представление о разнообразии и пользе трудовых
действий людей.
Цели: осознание детьми значимости трудовой деятельности взрослых (зачем
нужна профессия, что является результатом труда); знакомство с техникой,
механизмами, которые облегчают труд взрослых.
При подготовке к данным экскурсиям, прежде всего мы сами знакомимся с
объектом наблюдения, получаем разрешение на проведение экскурсий,
договариваемся о времени посещения, об участии детей в той или иной
деятельности, определяем содержание беседы детей с рабочими. Например,
экскурсия в библиотеку знакомит детей с профессией библиотекаря и
разнообразием книг. Дети с интересом задавали вопросы работнику
библиотеки и сами себя попробовали в этой роли. Не менее интересным было
посещение администрации села для беседы с бухгалтером учреждения.
Ознакомительная экскурсия по улицам села. Главная цель экскурсии -
познакомить детей с родным селом и его достопримечательностями,
воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, учить беречь и
дорожить природными богатствами, любить своё село. Задачи, которые
стояли перед нами - познакомить детей с историей образования родного села;
учить детей ориентировки на улицах села, соблюдать правила безопасного
поведения на улице; познакомить детей с названиями улиц.
Придя в группу, дети сделали модель села, где сами подписали название улиц
и номера домов.
За несколько дней до экскурсии провожу с детьми небольшую беседу, с тем,
чтобы вызвать у них интерес к предстоящему занятию, сообщаю её цель.
Дети должны знать, куда пойдут, зачем.
Знания, полученные на экскурсиях, расширяем и закрепляем в играх, в
творческой и исследовательской деятельности самостоятельно и совместно с
взрослыми.
В заключении, как правило, проводим обобщающую беседу. Планируя
беседу, ставим вопросы так, чтобы в памяти детей восстановить весь ход
экскурсии, подчеркнуть наиболее важные в образовательном и
воспитательном отношении моменты, подводим их к установлению связи
между явлениями.
Для того чтобы экскурсионные мероприятия прошли более успешно,
опираемся на памятку по проведению экскурсий в ДОУ:
1) Предварительно ознакомится с объектов наблюдения.
2) Согласовать время посещения данной экскурсии.
3) Осмотреть место экскурсии на предмет безопасности.
4) Выбрать самый простой и безопасный путь.
5) Сообщить детям о цели экскурсии (ребята должны знать, куда пойдут,
зачем, что нужно узнать).
6) Напомнить детям правила поведения на улице.
7) Поставить в известность администрацию ДОУ.
8) В заключительной части экскурсии - подведите итоги работы.
9) По возвращению в ДОУ, предложить детям творческое задание.
Таким образом, наши экскурсии получились познавательными,
увлекательными, незабываемыми и интересными.